Обсуждаем проблему
63
правленных на решение проблемы;
■ определение, проработку и защиту первоочередных проектов;
■ выбор и фиксацию окончательной стратегии;
2) второй (организационный) этап включает в себя:
■ разработку бизнес-плана, предусматривающего, наряду с анализом ситуации, технологический, организационный и финансовый план действий, маркетинговые мероприятия, учет возможных рисков при реализации проекта и др.;
■ организацию проектирования;
■ социальное проектирование, учитывающее последствия реализации проекта и его общественную значимость на макро-, мезо- и микроуровнях;
3) третий (адаптационный) этап предполагает:
■ конкретизацию банка методов, используемых в процессе педагогического проектирования;
■ выявление мероприятий, необходи-
мых в процессе реализации педагогического проекта;
■ разработку алгоритма практических действий по внедрению проекта в педагогическую практику;
■ разработку мер по оценке эффективности и качества принятых решений.
Таким образом, обучение студентов технических специальностей системному конструированию учебного процесса, предполагающему, в числе прочего, совершенное владение методами проектной деятельности, является одним из обязательных условий продуктивной профессиональной деятельности современного инженера.
Литература
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы
(Прикладная педагогика): Учебное пособие в 2 кн. - М., 2000.
2. Кирсанов А. Целостность психолого-педагогической подготовки преподавателей // Высшее образование в России. - 2004. - №5.
И. САННИКОВА, доцент Алтайский государственный университет
В настоящее время большинство специалистов и государственных чиновников акцентируют внимание на формальных аспектах присоединения к Декларации о европейском регионе высшего образования, не уделяя должного внимания содержательной стороне проблемы. Между тем именно преодоление репродуктивного стиля обучения и переход к новой парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления обучающихся, является одним из стратегических направлений модернизации образования в развитых странах мира.
Интегрированная модель непрерывного экономического образования
На Западе особая роль в этом отношении отводится университетам, поскольку на их базе создаются междисциплинарные научно-технические центры, выполняющие фундаментальные исследования, потенциально важные для развития экономики. Различные формы кооперации производственных компаний и университетов направлены на сокращение цикла «наука- производство», то есть на ускорение процесса превращения научных идей в конкретные виды продукции, поступающие на рынок. В то же время такая практика вовлекает студентов в научно-исследовательскую деятельность, создает им «экс-
64 Высшее образование в России • № 9, 2005
периментальную площадку», устраняя разрыв между получаемыми знаниями и реальной действительностью.
Концепция экспериментально-исследовательского обучения - неотъемлемая часть образовательных программ современного западного университета. В условиях отхода от узкой специализации и обращения к широкой междисциплинарной и фундаментальной базе образования получаемые знания постоянно используются в научных исследованиях, в которых участвуют преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов.
Получается, что в развитых странах эффективно воплощен в жизнь лозунг, выдвинутый в советское время: «интеграция науки,образования и производства». Современные компании предъявляют все более высокие требования к времени и гибкости обучения. Даже реструктурировавшись в менее громоздкие организации, многие компании сохраняют централизованную систему обучения сотрудников по модели корпоративного университета.
Студенты российских вузов фактически лишены возможности совмещать обучение с практической, а следовательно, и с полноценной научной деятельностью. В условиях, когда к студентам-экономистам со стороны будущих работодателей дополнительно предъявляются требования, касающиеся необходимости сохранения коммерческой тайны, проблема еще больше обостряется, а обучение бухгалтерскому учету, финансам и другим специальным дисциплинам превращается в формальность.
Остается надеяться лишь на то, что хотя бы преподаватели будут отслеживать управленческую и учетную практику и накапливать собственный опыт в этой сфере. Взаимодействуя с организациями, например в качестве консультантов, преподаватели могли бы составлять себе достаточно четкое представление о современных проблемах функционирования организации и привносить «реальность» в учебную деятельность.
Отдельный аспект взаимодействия с практической деятельностью - это налажи-
вание и поддержание связей с выпускниками вузов, достигшими определенных успехов. Положительным результатом такого сотрудничества станут благоприятные условия прохождения практики для студентов и возможности проведения научных исследований и консультирования для преподавателей.
Конечно, самый эффективный метод активизации учебного процесса - это совмещение учебной, научной и практической деятельности. К сожалению, в ближайшей перспективе мы не можем на это рассчитывать.
Считаем, что выйти из сложившейся ситуации можно с помощью нового взгляда на систему непрерывного образования. Эта тема сегодня весьма актуальна и освещена в многочисленных публикациях, в том числе в журнале «Высшее образование в России» (2005, №2, 3, 5). Согласно мнению большинства авторов, система непрерывного образования должна базироваться на следующих принципах: многоуровневость, ступенчатость, вариативность, гибкость, многофункциональность.
Многоуровневость системы предполагает наличие нескольких уровней базового профессионального образования и организационно обеспечивает «образование через всю жизнь». Этот принцип позволяет разрабатывать образовательные программы с учетом возраста и особенностей обучающихся.
Ступенчатая подготовка кадров предусматривает овладение профессиональными знаниями в виде завершенных блоков, что позволяет личности самостоятельно строить свою «образовательную траекторию» в соответствии с ее способностями, запросами и возможностями. Для обеспечения этого принципа необходимо согласование программ на всех этапах - от начальной подготовки до последипломного образования. Предполагается, что успешное завершение одной ступени образования является основанием и возможностью естественным образом приступить к последующей ступени. Конечно, для этого необходима сквозная стандартизация всех программ, основыва-
Обсуждаем проблему
65
ющаяся на единых целях всей системы непрерывного образования.
Вариативность и гибкость предполагают широкий выбор знаний, профессий, специальностей, специализаций. Данные принципы обеспечивают возможную смену человеком профиля своей деятельности. В условиях высокой изменчивости социально-экономических и технологических условий переход специалистов из одной сферы деятельности в другую рассматривается как положительное явление.
Многофункциональность системы озна-чаетширокий спектр функций сети профессиональных образовательных учреждений.
На наш взгляд, реально реформировать экономическое образование можно, только опираясь на принцип комплексности. Необходимо обеспечить развитие всех элементов системы непрерывного образования: базового профессионального образования, послевузовского образования специалистов, обучения в процессе работы, послевузовского образования преподавателей. При этом опережающее развитие должна получить система повышения квалификации преподавателей. Во взаимодействии все эти элементы формируют интегрированную систему непрерывного образования.
Все образовательные программы должны быть взаимоувязанными. В то же время послевузовское образование как часть системы непрерывного имеет определенное преимущество в сравнении с базовым профессиональным образованием. Оно гораздо мобильнее, способно быстрее реагировать на меняющиеся социально-экономические и производственные условия; здесь более доступна связь с практикой, а обучающиеся имеют возможность критически оценивать предлагаемые новшества, непосредственно участвуя в их апробации и реализации.
Указанные преимущества должны быть использованы образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации кадров. Если базовое профессиональное образование достаточно жестко детерминировано государственными об-
разовательными стандартами, что затрудняет его мобильность, то структуры послевузовского образования могут маневрировать содержательным компонентом процесса обучения.
На наш взгляд, интеграция базового образования и повышения квалификации позволит обеспечить основы профессионального становления и развития будущих специалистов. Опросы студентов старших курсов показывают, что они психологически не готовы начинать самостоятельную профессиональную деятельность, что приводит к довольно длительному сроку «вхождения в профессию», а в худшем случае - вообще к неспособности принимать самостоятельные решения в этой сфере.
В связи с этим в образовательных программах значительное место необходимо отводить приобретению практических навыков, возможности общения будущего специалиста с высокопрофессиональным практиком на основе его личного опыта.
Считаем, что в учебных программах обучения студентов и слушателей курсов повышения квалификации особое место необходимо отводить специальным практикумам с разбором конкретных учебных проблем, в обсуждении которых принимали быучастие специалисты-практики. Причем идеальный вариант - если быу специалистов имелись различные суждения по обсуждаемымвопросам. Анализ всех аргументов «за» и «против», безусловно, способствовал бы осмыслению проблемы и будущими специалистами.
При успешном проведении занятий мы можем, во-первых, превратить формальное повышение квалификации по заранее заданным темам и программам в реальное. Во-вторых, дать возможность специалистам-практикам услышать различные мнения по спорным вопросам, что, безусловно, повысит качество решения задач, возникающих на практике. В условиях предлагаемого подхода к обучению обретение новых знаний и формирование навыков их применения осуществляются комплексно, предусматривая регулирование процесса обучения на осно-
66 Высшее образование в России • № 9, 2005
ве анализа информации, поступающей по каналу обратной связи. Кроме того, ускоряется процесс применения специалистами-практиками вновь обретенных знаний. В-третьих, у студентов, наблюдающих за ходом дискуссии, а может быть, и участвующих в обсуждении, это будет способствовать развитию мыслительных способностей.
Помимо задач обучения и воспитания, такие практикумы помогут расширению частных экономических проблем организаций и могут стать основой для универсальных научных выводов, поскольку в результате выявления общих проблем в ряде организаций, сотрудники которых участвуют в обсуждении, и игрового моделирования учетно-финансовой деятельности может быть сформирована инвариантная часть решения практической проблемы.
Кроме того, положительного эффекта для базового профессионального образования можно достичь, не только организуя процесс наблюдения студентами хода дискуссии, но и за счет формирования инвариантной части обучающей системы, которую можно будет ввести в игровое моделирование ситуаций в рамках соответствующих учебных курсов и на этой основе сформировать стереотипы профессионального поведения у будущих специалистов. Совместное использование инвариантной и вариантной частей обучающей системы в режиме игровой имитации, показывающей, например, экономические последствия применения того или иного положения учетной политики, позволяет создать условия, максимально приближенные к действительным.
Таким образом, в случае применения предлагаемого подхода мы можем говорить о реальной интеграции базового профессионального образования и системы повышения квалификации в единый процесс непрерывного образования.
Считаем, что рассмотренная интеграция позволит обеспечить единство обучающего и воспитательного процесса. Она будет способствовать формированию личности выпускника вуза, обладающей способностью
к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умением работать с другими и над собой, причем не по шаблону, а с учетом меняющихся условий.
Формирование экономической культуры как составной части общей культуры личности необходимо осуществлять с младшего возраста. Для воспитания качеств, нужных экономически активному человеку, должна быть создана соответствующая информационная среда. С раннего возраста будущие специалисты и участники общественного производства должны с помощью педагога развивать экономическое мышление на уровне, соответствующем их возрастным особенностям. Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование умений и навыков, связанных с присущей младшим школьникам экономически целесообразной деятельностью, на привитие этических норм поведения, в том числе и в деловых отношениях.
Особое внимание необходимо уделять изучению экономики в вузах неэкономического профиля, учитывая, что большинство современных студентов не получили даже начальной экономической подготовки. Для формирования качеств экономически активного субъекта студенты-неэкономисты, помимо формальных знаний, должны овладеть навыками аналитической работы. Желательно также присутствие в образовательном процессе междисциплинарных связей специальных и экономических предметов.
В настоящее время, по отзывам преподавателей, студенты неэкономических специальностей из-за ограниченного объема учебного времени особенно ощущают разрыв между преподаваемой экономической теорией и реальной жизнью. Такое положение дел вместо обретения знаний можетвызвать только еще более негативное отношение студентов к происходящим переменам в экономической жизни страны и не будет стимулировать экономическую активность в будущем.