З.Г. Облицова
Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе ЧОУ ВО «Институт управления»
А.А. Ежов
Кандидат юридических наук, научный сотрудник ЧОУ ВО «Институт управления»
Е.В. Облицова
Магистрант ЧОУ ВО «Институт управления»
Роль органов внутренних дел в надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы
В статье рассматриваются вопросы административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы с целью предупреждения совершения новых преступлений. Обозначены лица, подлежащие административному надзору и органы, уполномоченные осуществлять надзор. Указаны санкции за уклонение от административного надзора.
Ключевые слова: административный надзор, объект надзора, постпенитенциарная профилактика, Федеральный закон, органы внутренних дел (ОВД).
В 2011 году в России был принят ФЗ № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий порядок исполнения административного надзора. Закон был принят в связи с увеличением рецидивов со стороны лиц, ранее отбывших наказание. Поэтому было решено установить меры для осуществления надзора и контроля над людьми, которые уже освободились, но с них ещё не была снята судимость.
В целях реализации Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», издан Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», утверждающий порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Главная его цель - предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.
Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания, либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.
Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.
Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посе-
щать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений [3].
Надзор назначается на период от 1 года, максимум до 3 лет, но не выше того срока, в течение которого судимость можно снять. Срок прохождения надзора начинается с момента постановки на учёт в ОВД, в том районе, в котором собирается проживать гражданин. Далее решение вступает в законную силу. Исполнительными органами власти и другими инстанциям производится сбор данных об объекте надзора, чтобы принять целесообразное решение о возможности снятия наложенных ранее ограничений. Исключением является нарушение, связанное с посягательством на половую свободу несовершеннолетних граждан, в отношении этих лиц преждевременное снятие ограничений применяться не может.
Административный надзор может быть приостановлен по ряду причин: находящийся под надзором объявляется в розыск; при присвоении статуса поднадзорному «без вести отсутствующий»; при аресте находящегося под надзором.
Если данные причины исчезают, то надзор автоматически продолжает свое действие.
Осуществляются меры по мониторингу за поднадзорным органами внутренних дел (ОВД). При этом порядок наблюдения определяется органами исполнительной власти. Возможно окончание административного наблюдения, которое обусловливается рядом причин:
- период административного надзора подошёл к концу;
- с поднадзорного снята судимость;
- признание находящегося под надзором умершим;
- гибель поднадзорного.
Досрочная остановка административного контроля может также быть рассмотрена, признана решением суда на основании заявления самого поднадзорного, либо его представителей, либо ОВД, осуществляющего наблюдение за ним в связи с добросовестным выполнением находящегося под надзором уставленных ограничений. При условии, если он добросовестно выполнял все свои обязанности, имеет хорошие характеристики с места работы и жительства.
Недавно в статье 2 ФЗ-64 появился раздел, по которому судимость не может быть снята, пока осуществляется государственное наблюдение за лицом, отбывшим наказание. Поэтому пока ведёт-
ся усиленный мониторинг в отношении данного лица, судимость остаётся непогашенной [4].
Существуют различия между надведом-ственным контролем (надзором) и административным. Различия касаются, прежде всего, содержания этих двух понятий. Надведомственные органы обладают большей властью. В их права входит не только контроль над деятельностью объектов, но также возможность контролировать целесообразность принятия соответствующих решений. А надзор касается конкретного лица.
Также надведомственные органы могут вмешиваться в различные сферы деятельности контролируемого объекта, а органы административного контроля могут только исполнять контролирующую функцию и наблюдать за исполнением предписаний.
Административный надзор реализуется в несколько этапов:
1. Предварительный. На данном этапе осуществляется сбор и анализ данных об объекте. Разрабатываются меры, которые необходимо к нему применить.
2. Текущий. В ходе этого этапа происходит наблюдение, инспектирование, проверка выполнения предписаний.
3. Завершающий. В ходе этого этапа выносится решение о дальнейших действиях в отношении объекта, а именно, снятие или продление административного контроля.
Таким образом, административный надзор в целом можно рассмотреть как отдельный вид деятельности, направленный на соблюдении организации и законности проводимых мероприятий. В такой деятельности отсутствует организационная подчинённость уполномоченных структур, при этом не имеющая право вмешиваться в деятельность поднадзорного объекта.
В основе административного регламента по надзору лежат действия уполномоченных структур, имеющих право посещать находящиеся под контролем объекты, организовывать проверки на объектах, запрашивать необходимую информацию, проводить анализ необходимости выдачи определенных разрешений для выполнения ограничительных мероприятий, выносить заключения
[4].
Согласно Приказа МВД РФ от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [4], административный надзор осуществляется подразделениями по организации и осуществлению административного надзора или должностными лицами, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора, управлений, отделов Ми-
нистерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям.
В осуществлении административного надзора участвуют участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте [2].
Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.
Санкцией этой статьи предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает:
По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездей-
ствие) не содержат уголовно наказуемого деяния
[3].
Как уже отмечалось, осуществление административного надзора возлагается на органы внутренних дел. В соответствии с п. 9.15 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции участковый инспектор обязан контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них законом ограничений.
Следует отметить, что постпенитенциарная профилактика для сотрудников ОВД, значительно усложнилась, поскольку такой важный этап в профилактике рецидивной преступности, как пенитенциарный, перестал выполнять свою основную задачу - исправление и перевоспитание осужденных в период пребывания их в исправительном учреждении.
В теории уголовно-исполнительного права под исправлением понимается «формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». Именно в исправительных учреждениях в результате строгой изоляции осужденного от общества, жесткого контроля со стороны администрации и применение к осужденным различных средств исправительного воздействия (такие как: установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие), должны создаваться необходимые условия для предупреждения совершения со стороны осужденных новых преступлений и исправления осужденных, формируя у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и правилам человеческого общежития. В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что исправительные учреждения не только перестали быть субъектом профилактики рецидивной преступности, а наоборот, заняли «достойное» место в системе подготовки «криминальных кадров».
Так, согласно криминологическим исследованиям почти половина - 46,9% лиц, отбывших первое наказание, совершают новые преступления в первый год после освобождения, 23,5% - от 1 года до 2-х лет; 8,2% - от 2-х до 3-х лет; от 3-х до 4-х - 4%; свыше 4-х лет - 16,3%. Конечно нельзя сложившуюся криминогенную обстановку объяснить только не эффективной профилактической деятельностью сотрудников уголовно-
исполнительной системы.
Почти повсеместно прекратили свое существование советы профилактики правонарушений
производственных предприятий, общественные пункты правопорядка в микрорайонах, практически не осуществляется наблюдение за ранее судимыми со стороны наблюдательных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, общественных воспитателей, поручителей и т.п. [1].
В настоящее время основной задачей государства является усовершенствование работы органов надзора, чтобы сократить случаи рецидива, для ускорения процесса социализации лиц, побывавших в местах лишения свободы. Практика во всём мире свидетельствует, что при индивидуальной работе с ранее судимыми лицами возникновение повторной преступности сокращается [5].
ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» достаточно подробно регламентирует правила применения административного надзора: названы категории осужденных, которым может быть установлен административный надзор, раскрыты условия и основания установления такого надзора, описана процедура принятия судом решения об установлении административного надзора, закреплены его сроки, названы моменты начала и прекращения течения данных сроков, основания прекращения (в т.ч. досрочного), приостановления, продления, а также повторного установления административного надзора. В действующем законодательстве подробно регламентирован правовой статус поднадзорных лиц (права, обязанности, административные ограничения, ответственность), а также государственных органов, ответственных за осуществление административного надзора (су-
да, исправительных учреждений и органов внутренних дел).
Вопросы, касающиеся осуществления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, по-прежнему находятся в центре внимания отечественной правовой науки [6].
Библиографический список:
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ. Принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 2011, № 15, ст. 2011.
3. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» //Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, № 15, ст. 2037.
5. Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр) / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, С.К. Загайнова и др.; под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. - 123 с.
6. Алехин А. П. Административное право России. Часть 1 / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Зерцало-М, 2017. - 213 с.
©Облицова З.Г., Ежов А.А., Облицова Е.В., 2020