ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Алейникова Т.А. Email: [email protected]
Алейникова Татьяна Анатольевна - студент, специальность: 40.05.02 Правоохранительная деятельность, кафедра административного права и процесса, Юридический институт Белгородский государственный национальный исследовательский университет
г. Белгород
Аннотация: в статье раскрывается содержание понятия «административный контроль», приводится подробный анализ обстоятельств, являющихся основаниями для прекращения административного надзора. Также в статье рассматривается правовая природа административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и организационные способы осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Подробно рассмотрены категории лиц, к которым применим административный надзор органов внутренних дел РФ.
Ключевые слова: административный надзор, органы внутренних дел, административный контроль, законодательство РФ.
THE ESSENCE OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Aleynikova TA.
Aleynikova Tatyana Anatolyevna - Student, SPECIALTY: 40.05.02 LAW ENFORCEMENT, DEPARTMENT OF ADMINISTRATIVE LAW AND PROCEDURE, LAW INSTITUTE BELGOROD STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, BELGOROD
Abstract: the article reveals the content of the concept of "administrative supervision", provides a detailed analysis of the circumstances that are the grounds for termination of administrative supervision. The article also deals with the legal nature of administrative supervision over persons released from places of detention and organizational ways of administrative supervision over persons released from places of detention. Categories of persons to which administrative supervision is applicable are considered in detail. Keywords: administrative supervision, internal affairs bodies, administrative control, legislation of the Russian Federation.
Каждый человек, который выходит из мест лишения свободы в общественность, является объектом особого внимания, так как на протяжении определённого времени находился на «пути» исправления, который рассматривал для себя только четкие позиции в перевоспитании.
Сама же «личность» подвержена стрессу, когда возвращается в обычное местоположение, где когда-то вела свой образ жизни. В связи с этим и необходим административный надзор, где руководящей структурой являются органы внутренних дел.
В настоящее время, когда общество перешло на цифровой уровень развития, органы внутренних дел получили больше возможностей для обеспечения контроля за лицами, вернувшимися из мест лишения свободы, но и данная категория людей по-своему использует данные возможности в своих «недоброжелательных» целях.
Управление разного рода общественными делами осуществляется в определенной последовательности. Оно рассматривается как субъектно-объектная модель, где есть субъект управления - управляющий и объект управления - управляемый, первый дает второму управленческую команду, направленную на достижение какой-то цели, на решение какой-то задачи
Административный надзор рассматривает ситуации разного характера, что позволяет «руководить» подобным контингентом людей.
Административный надзор - это, прежде всего, надзор со стороны государственных органов и муниципальной власти, который относится к гражданам, отбывшим наказание за противоправное деяние [1].
Главная цель административного надзора - это пресечение и предупреждение правонарушений и других антиобщественных проявлений.
Базовый документ, регулирующий административный надзор, - Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Основанием для принятия вышеуказанного федерального закона стала необходимость после выявления частых рецидивов среди лиц, отбывших свое наказание в местах лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: «административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом» [1].
На органы внутренних дел РФ, как фундаментальной структуры административного надзора возлагаются обязательства по разъяснению поднадзорному лицу его права и обязанностей. Также необходимость предупреждения об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей.
Кроме того, данная структура правоохранителей обязана вести учет поднадзорных лиц в течение всего срока административного надзора, а также систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей.
Одним из главных видов деятельности является индивидуальная профилактическая работа. Цель данного вида работы - предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений.
Административный контроль устанавливается в соответствии с определенным сроком. Он может быть приостановлен только в том случае, когда поднадзорный объявлен в розыск, признан без вести пропавшим, или взят под стражу.
Для продления или прекращения административного срока необходимо заявление, которое подается в суд органами внутренних дел.
Не исключены и случаи, когда данный вид деятельности органов внутренних дел продлевается судов в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и
общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Контроль и наблюдение органами внутренних дел за поднадзорным лицом согласно административному законодательству устанавливается по месту жительства, а также по месту пребывания лица из мест лишения свободы.
Прекращения административного надзора допустимы, если присуще одно из оснований:
1) истечение срока административного надзора;
2) снятие судимости с поднадзорного лица;
3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;
4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;
5) смерть поднадзорного лица [3].
Административный надзор применяется к определенной категории лиц, под которую подпадают:
1) совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, т.е. лица, совершившие умышленные деяния, за которые предусмотрено соответственно максимальное наказание, не превышающее 10 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК РФ), или наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК РФ) [2];
2) совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений, т.е. лица, совершившие умышленные преступления, при этом имеется судимость за ранее совершенные этими лицами умышленные преступления (ст. 18 УК РФ) [2];
3) совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленных преступлений в отношении несовершеннолетних, т.е. лица, совершившие умышленное деяние, независимо от тяжести, в отношении несовершеннолетних (под данную категорию подпадают не только педофилы, но и лица, совершившие любые преступления в отношении несовершеннолетних) [4].
Органы внутренних дел применяют разные способы осуществления административного надзора, такие как: во-первых, привлечение внимания общественности к фактам правонарушений. В этом случае создание системы профилактики преступности и снижение влияния криминогенных факторов на развитие демократических принципов и общественных отношений является стратегическим направлением государственной политики в противодействии преступности.
Во-вторых, принятие мер по предупреждению правонарушений поднадзорными лицами. Привлечение данной категории личности к целому ряду профилактических мероприятий, направленных на осознанное восприятие рамок закона общества.
В-третьих, проведение воспитательной работы с населением.
В-четвертых, применение к правонарушителям мер воздействия.
Таким образом, административный надзор в лице органов внутренних дел, является необходимостью, прежде всего, для контролирования лиц, которые вернулись из мест лишения свободы. Это одна из возможностей возврата в общество лиц, совершивших противоправное деяние. С одной стороны - это проведение ряда профилактических работ, которые способствуют приобщению к социуму поднадзорной личности. С другой - способность контролировать и вести защиту как общества, так и лиц, отбывших наказание за противоправное деяние.
Список литературы /References
1. Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 № 64-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112702/ (дата обращения: 15.03.2021).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 18.04.2021).
3. Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 (ред. от 17.03.2020): «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2011 № 21672). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118725/ (дата обращения: 02.04.2021).
4. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / М.В. Костенников [и др.]; под редакцией М.В. Костенникова, А.В. Куракина. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 521 с.