Т. А. Бувайлик
РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Работа представлена кафедрой экономики иупраеления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России.
Научный руководитель - кандидат экономических наук, профессор М. П. Гуров
2 5
В статье дается краткий анализ экономического содержания имеющихся на данный момент представлений о проблемах теоретического обоснования региональной экономической безопасности. Уточняется роль и функции органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности региона, определяются ее основные угрозы и анализируются различные пути их преодоления.
The article presents a brief analysis of economic contents of the ideas, available at present, about the problems of theoretical substantiation of regional economic safety. The role and functions of law-enforcement bodies on region’s economic safety maintenance are specified; its basic threats are defined and various ways of their overcoming are analysed.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации относит экономическую безопасность к числу важнейших характеристик национальной безопасности, а ее ослабление включено в число угроз государственности в целом. Экономическая безопасность России определяется экономической безопасностью каждого региона и всех регионов России в совокупности, которая на уровне субъекта Федерации определяется воздействием тех же условий и факторов, что и экономическая безопасность страны в целом. Как показал анализ социально-экономической ситуации в России, причины складывающихся угроз экономической безопасности имеют во многом ярко выраженный региональный характер.
Явления и процессы, оказывающие негативное влияние на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, хозяйствующих субъектов, общества, государства, представляют угрозу экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности страны регионально дифференцированы, будь то глубокий экономический спад или безработица, высокий уровень задолженности по заработной плате, низкая финансовая дисциплина, криминализация экономики и т. д. Интеграционное взаимодействие регионов в границах единого экономического пространства повышает взаимовлияние и уязвимость региональных экономик от экзогенных (внешних по отношению к региону) и эндогенных (внутренних) источников угроз. Поэтому включенность регионов с различным уровнем развития в общероссийские рыночные отношения усиливает
значение обеспечения их экономической безопасности. Возникновение дестабилизирующих процессов и явлений заставляет регионы искать пути прогнозирования, минимизации, локализации, нейтрализации и компенсации негативных последствий различных социально-экономических угроз. Угрозы, которым подвергается регион, представляют потенциальную опасность для граждан, предприятий, организаций и в конечном итоге могут оказать влияние на экономическую, а затем и национальную безопасность.
К числу новых угроз экономической безопасности относятся:
• возрастание монопольной власти крупного олигархического капитала, его политические устремления, попытки давления на государственную власть. Внешним проявлением деструктивной активности олигархических элит на экономическом уровне являются: серьезные и масштабные правонарушения в области приватизации; криминальные банкротства крупных государственных и частных организаций в интересах захвата собственности;
• за последние пять лет значительно возросла угроза терроризма. Данное негативное явление вызывает целый комплекс вредных политических, экономических и социальных последствий для экономики России. Они выражаются в снижении инвестиционной привлекательности тех регионов, на территории которых осуществляются террористические акции, в использовании террористическими организациями легальных финансовых структур для финансирования своей деятельности;
• следует выделить группу криминальных угроз экономической безопасности России, она представляет собой совокуп-ность угроз, исходящих от теневой экономики и экономической преступности (организация нелегальной миграции, торговля людьми, незаконная добыча и оборот драгметаллов и драгоценных камней) и др.
Задачи обеспечения экономической безопасности с точки зрения декриминализации экономики возложены на различные правоохранительные органы. Однако основную нагрузку по обеспечению экономической безопасности несут на себе органы внутренних дел. Только в 2006 г. на территории Санкт-Петербурга зарегистрировано 103 623 преступления, что на 3,3% больше, чем в предыдущем году; 26 757 (5,5%) преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве, выявлены органами внутренних дел. Нераскрытыми остались 77 238 преступлений (13,5%). На территории Ленинградской области зарегистрировано 36 522 (1,2%) преступлений. Дела и материалы преступлений, находившихся в производстве, раскрыты в количестве 14 106 (4,5%), не раскрыто 21 879 (1,4%). По количеству преступлений, совершаемых в общественных местах, на дорогах и трассах вне населенных пунктов, Санкт-Петербург занимает второе место (42,6%), после Москвы (46,9%)1 .
В деятельности по обеспечению экономической безопасности страны задействованы все четыре уровня системы органов внутренних дел РФ, начиная от центрального аппарата МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел республик, главных управлений, управлений внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, образовательных, научно-исследовательских учреждений и иных подразделений. С учетом изменений структуры и перераспределения функциональных обязанностей в ходе реформирования Министерства внутренних дел Рос-
сии ведущим подразделением по организа-ции отражения угроз экономической безопасности страны, противодействие которым находится в компетенции органов внутренних дел, является Департамент экономической безопасности МВД России2.
Наряду с подразделениями криминальной милиции, функционально связанными с Департаментом экономической безопасности МВД России, в деле обеспечения экономической безопасности страны одним из важнейших субъектов выступает милиция общественной безопасности. Это находит свое выражение не только в ее возможности выявлять и пресекать возникающие угрозы в виде различных преступлений и правонарушений в сфере экономики, но и в обеспечении в ходе профилактической деятельности целостности самой среды для нормального воспроизводства социальных и экономических отношений.
Значительный объем работы по борьбе с экономическими преступлениями, в том числе и по их предупреждению, выполняют подразделения по борьбе с организованной преступностью. Их функции неоднократно изменялись, уточнялись, а сейчас это централизованная система подразделений органов внутренних дел, осуществляющих во взаимодействии с другими ведомствами и службами органов внутренних дел на основе разведывательно-поисковой деятель -ности выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых члена -ми организованных преступных сообществ, в том числе в сфере экономики, а также по борьбе с коррупцией3.
Кроме указанных подразделений в обеспечении экономической безопасности участвуют подразделения милиции общественной безопасности, противодействующей пусть менее значительным, но не менее значимым угрозам в сфере правопорядка и борьбы с экономическими правонарушениями.
По мере формирования гражданского общества в России все большую актуальность в сфере обеспечения экономической
безопасности страны приобретает взаимодействие ОВД как с государственными органами, так и с частными охранными структурами, службами экономической безопасности предприятий различных видов собственности, общественными и неформальными организациями. Субъекты, с которыми ОВД взаимодействуют при этом, делятся на три группы: государственные органы; негосударственные субъекты обеспечения экономической безопасности; иностранные правоохранительные органы. Не менее значимым является взаимодей-ствие ОВД с государственными и негосударственными органами контроля и надзора за экономической деятельностью, которое осуществляется в форме обмена информацией о субъектах экономической деятельности, о правонарушениях и преступлениях, совершаемых ими, и участия в проведении совместных проверок и ревизий по материалам и уголовным делам о правонарушениях в сфере экономики.
Экономическая безопасность региона -это одна из характеристик региона как социально-экономической и территориальной системы, которая показывает, в какой степени и как своевременно выявляются и предупреждаются различные угрозы. Социально-экономическая сфера является частью внешней среды функционирования ОВД. Именно она формирует основные причины и условия, способствующие преступности. Социально-экономическая сфера региона, как правило, имеет свою специфику, в ней объективно присутствуют разнохарактерные факторы, детерминирующие преступность. Это предполагает совершенно определенный комплексный характер деятельности служб и подразделений ОВД. Успех такого воздействия на преступность зависит от умения правильно объединять усилия различных служб, подразделений и ведомств4.
Безопасность в общем плане есть жиз-необеспеченность региона, а точнее, обеспечение его жизнеспособности. Главная
задача безопасности региона состоит в стремлении обеспечить обоснованную оценку ресурсных возможностей, определении ожидаемых результатов и прогнозировании последствий. Обеспечение безопасности экономики региона призвано расширить его созидательные возможности и предотвращать обострение кризисных ситуаций. Кризисные ситуации могут возникать в различных сферах экономики регионов России. Анализ экономической безопасности региона производится по четырем сферам экономической безопасности, которым соответствуют обобщенные показатели: поддержание и развитие научно-технического потенциала региона; обеспечение приемлемого уровня существования в регионе; способность экономики региона к устойчивому росту; способность сохранения баланса между природой и человеком в регионе. Мероприятия по обеспечению экономической безопасности в регионе со стороны ОВД должны осуществляются по следующим основным направлениям:
• оперативное прикрытие основных бюджетообразующих предприятий, в том числе рыбодобывающей, лесоперерабатывающей и винно-водочной промышленности, топливно-энергетического комплекса;
• выявление и пресечение хищений ликвидной продукции промышленных предприятий с использованием векселей (в том числе необеспеченных), а также в рамках схем денежных и товарных зачетов с крупнейшими предприятиями-моно-полистами;
• выявление и пресечение фактов нецелевого использования и растрат средств федерального и местного бюджетов, в том числе денежных средств, выделенных для реализации конкретных федеральных программ, финансирования развития малого предпринимательства и бизнеса, поддержки жилищного строительства;
• выявление и пресечение фактов корруп-ции в системе государственной службы и
местного самоуправления, взяточничества и мздоимства государственных чиновников и хозяйственных руководителей и т. д.
В целях совершенствования деятельности ОВД по обеспечению экономической безопасности региона, предупреждению, выявлению и раскрытию экономических преступлений необходимо решение следующих проблем:
1. Устранение несовершенства действующего законодательства, что позволило бы уменьшить сложности в идентификации противоправной деятельности, так как методы, используемые предпринимателями при совершении преступлений, нередко оказываются соответствующими правомерной практике. Это порой приводит к бездействию сотрудников при получении информации о готовящемся преступлении или влечет неправомерное вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий.
2. Разработка единой информационносправочной системы по обеспечению экономической безопасности страны и регионов, методик подачи информации в эту систему, для чего необходимо формирование структуры аналитических подразделений в рамках службы криминальной милиции на
уровне ГУФО МВД и МВД (УВД) субъектов Федерации.
3. Наработка практического опыта и необходимых методик по предупреждению новых видов экономических преступлений, разработка методических рекомендаций для территориальных ОВД по видам угроз экономической безопасности, их проявлениям и носителям, мерам реакции на них сотрудников ОВД.
4. Преодоление слабой профессиональной подготовки сотрудников ОВД и их объективной неготовности работать в условиях стихийно складывающихся договорных отношений, полной самостоятельности хозяйствующих субъектов и свободы предпринимательства, повышение их образовательного уровня, позволяющего достойно противостоять из сферы экономической преступности.
5. Усиление социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.
Реализация данных мер позволит повысить уровень экономической безопасности субъекта Федерации от криминальных явлений, что повлечет за собой позитивное изменение экономики не только региона, но и государства в целом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Данные приведены в: Щит и меч // 2007. 15 марта. № 10 (1074).
2 Белов О. С., Мотин В. В., Пашин В. М. Органы внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности: организационные и правовые вопросы: Монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2005.
3 Нургалиев Р. Г. Система обеспечения экономической безопасности государства. М.: Российская Академия предпринимательства, 2005.
4 Зайцев Р. В. Экономико-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности региона // Российское предпринимательство. 2007. № 4.