Фролова И.М.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Определено, что в современных условиях перед экономической наукой встает проблема изыскания и теоретического обоснования новых подходов к формированию инвестиционной политики, отвечающей задачам государства по модернизации экономики и достижению на этой основе высокого уровня и качества жизни населения. Выявлено, что с началом рыночных преобразований, при отсутствии адекватных механизмов государственного воздействия на экономику регионов ассиметрия в их социально-экономическом развитии постоянно усиливается. Доказано, что роль органов местного самоуправления в реализации комплексной региональной инвестиционной политики приобретает все более существенное значение.
Ключевые слова: инвестиции, управление, инвестиционная политика, эффективность, региональная экономика.
В современных условиях перед экономической наукой встает проблема изыскания и теоретического обоснования новых подходов к формированию инвестиционной политики, отвечающей задачам государства по модернизации экономики и достижению на этой основе высокого уровня и качества жизни населения. Решение этих задач в России осложняется существованием значительных территориальных различий в экономическом пространстве страны, состоящей из множества субъектов, отличающихся друг от друга природным, трудовым, интеллектуальным потенциалом, а также этническими, культурными, конфессиональными и иными особенностями в каждом регионе РФ. С началом рыночных преобразований, при отсутствии адекватных механизмов государственного воздействия на экономику регионов ассиметрия в их социально-экономическом развитии постоянно усиливается.
Переход России к рыночным отношениям предполагает пересмотр модели государственного регулирования и управления региональным развитием, характерной для прежней административно-командной системы. С учетом этого особую актуальность приобретают вопросы о характере и особенностях государственного регулирования экономики региона как локальной территориально-производственной системы, сочетания рыночных и нерыночных механизмов взаимодействия государства и субъектов РФ в формировании региональной инвестиционной политики.
Достижение высоких и стабильных результатов при реализации стратегических целей со-
циально-экономического развития России будет более вероятным, если входящие в ее состав субъекты будут следовать стратегиям максимального использования потенциала собственной территории, включающего ресурсные, в особенности инвестиционные и инновационные возможности. В этой связи растет актуальность проблемы оптимального сочетания стимулирующей и выравнивающей функций государственной региональной политики, реализуемой с помощью инвестиционной поддержки и финансовой помощи регионам. То же самое в более широком смысле касается проблем совершенствования межбюджетных отношений, усиления роли финансовой и банковской систем в активизации инвестиционной деятельности регионов. Таким образом, роль органов местного самоуправления в реализации комплексной региональной инвестиционной политики приобретает все более существенное значение.
В России инвестиционные аспекты развития региональной экономики нашли отражение в трудах Н.Н. Барановского, Н.Н. Колосовско-го, Э.Б. Алаева, Н.Н. Некрасова, Б.Б. Родома-на, В.Д. Сухорукова, Р. Шниппера. Особое значение с началом радикальных экономических реформ в России и в связи с модификацией механизмов инвестирования приобрели исследования по проблемам развития и управления инвестиционной деятельностью регионов, представленные в трудах А.Г Гранберга, А.И. Татарки-на, П.А. Минакира, Д.С. Львова, О.С. Пчелин-цева, В.Н. Лексина, А.Н. Швецова, С.С. Артоболевского, В.И. Клисторина, Б.М. Штульбер-га, В.Г. Введенского, А.С. Зубаревича, А. Лавро-
ва, Н. Лариной. Тем не менее, роль органов местного самоуправления в реализации комплексной инвестиционной политики не раскрыта.
При построении комплексной региональной инвестиционной политики важны принципы такого построения, которые, не исключая различий и особенностей развития того или иного региона, были бы общими для них всех. В составе таких принципов, соединяющих объективные условия и целевые установки инвестиционной деятельности регионов, следует отметить:
- качество и устойчивость экономического роста региона - принцип, отражающий объективную обусловленность целевых установок региональной инвестиционной политики в рамках стратегического курса страны на преодоление технологического отставания и переход на инвестиционный путь развития;
- конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона - принцип, определяющий инвестиционную привлекательность как основное конкурентное преимущество региона в борьбе за ресурсы инновационного развития и повышения уровня жизни населения;
- самодостаточность и инвестиционная поддержка региона - принцип, направленный на стимулирование органов власти по реализации региональной инвестиционной политики с учетом различий в базовых, или исходных условиях развития территориальной и производственной систем региона;
- эффективность инвестиционной деятельности региона - принцип общего оценивания результата осуществления других принципов в сопоставлении с ресурсами, затраченными на получение этих результатов.
Регион как территориально-производственная система является открытой системой, и эта открытость диктуется, прежде всего, условиями единого рыночного пространства для производственных систем, функционирующих на принципах свободного перемещения финансового и товарного капитала._Вместе с тем, было бы неправильно полагать, что самодостаточное развитие может быть сведено к регулированию процессов взаимодействия производства, распределения, обмена и потребления внутри региона. Каждая фаза воспроизводства существует и развивается под влиянием как вертикальных, так и горизонтальных связей. В настоящее время в Российской Федерации стоит проблема более
четкого разделения функций между федеральными и субфедеральными уровнями власти. Механизм решения этой проблемы может быть разработан на основе использования методологии регионального воспроизводства: именно совокупность региональных воспроизводственных циклов, пространственно локализованных на территории определенного ранга, или же выходящих за ее пределы должна определять круг функций того или иного уровня власти. Подход к решению этой проблемы с позиций теории регионального воспроизводства позволяет методологически обоснованно разграничить и связать социально-экономические задачи и стратегические приоритеты, конкретизировать формы и методы формирования инвестиционной политики, стимулирующей повышение уровня самодостаточности развития региона.
Принцип самодостаточности развития регионов в региональной инвестиционной политике, как и в целом региональной политике государства не может быть реализован без учета социально-экономической дифференциации регионов, ее состояния и тенденций развития, углубления или же выравнивания. Неравномерность территориального развития - это объективный процесс, свойственный не только России. Однако необходимо учитывать характер этого процесса, его направленность, динамику и социально-экономические последствия. Одно дело, когда пространственная неравномерность имеет место при общем поступательном развитии регионов, другое - когда ряд регионов относится к так называемым проблемным и дотационным территориям.
Несомненно, что неравенство территориального развития негативно сказывается на экономической и внутриполитической ситуации в стране. По официальным и экспертным оценкам, технологическое отставание России от развитых стран не сокращается, а растет, так как инновационно-инвестиционная активность подавляющего большинства российских предприятий остается низкой, рынок привлекательных бизнес
- проектов крайне деформирован и ограничен. Интересы отечественных и зарубежных инвесторов по-прежнему устремлены в основном в минерально-сырьевой сектор, что закрепляет за Россией роль сырьевого агента мирового рынка и препятствует ее переходу на высокотехнологичный, наукоемкий путь развития.
Региональный разрез этой проблемы и пути ее решения мерами государственной региональной политики в общем виде представлены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Согласно упомянутому документу, инновационный социально-ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых региональных, межрегиональных зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития должна стать более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сы-рьевым и финансовым зонам развития, появятся новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.
Реализацию задач инновационного развития регионов связывают с решением общих задач территориального развития в долгосрочной перспективе - рост территориальной мобильности населения и преодоление депопуляции, формирование устойчивой системы региона, развитие транспортной инфраструктуры для сокращения издержек бизнеса и роста мобильности населения, развитие энергетической инфраструктуры и энергоснабжения пространственных зон роста. На наш взгляд, основу взаимодействия местных органов власти и бизнеса в инновационном развитии региона должна составлять реализация положений, сформулированных на государственном уровне: первое - создание и отладка институтов, определяющих принципы взаимодействия территориальных и производственных структур в научно-технической сфере; второе - определение приоритетов инновационного развития регионов; третье -финансовое и инвестиционное обеспечение инновационных проектов; четвертое - развитие и защита интеллектуальной собственности; пятое -научно-техническое и организационное сопровождение инфраструктуры, обеспечивающей реализацию инновационной политики в регионе.
Инновационная направленность перспективного развития регионов диктует необходимость усиления государственных и территориальных инвестиций в том же направлении. Надо также учесть, что государственные и территориальные инвестиции считаются менее эффективными в экономическом плане, поскольку они часто направлены на достижение не экономи-
ческих, а социальных и иных целей. Поэтому важны институциональные и другие воздействия власти на бизнес, несущий основную ответственность за экономическую эффективность инноваций.
Радикальное расширение инновационного поля экономики резко ставит вопрос об институтах сопровождения инвестиционных проектов (включая все стадии этого процесса - выбор приоритетов, концентрация ресурсов в кооперации с частным бизнесом и внешними игроками, реализацию всех этапов проекта) на базе государственных и региональных проектов. Неразвитость этих институтов является сегодня существенным ограничителем для государственных и территориальных инвестиций в инновационное развитие регионов. Для инновационного прорыва в стране и в ее регионах должна быть повышена роль интеллектуальной деятельности и интеллектуальной промышленной собственности, поднято значение изобретательской и научно-технической деятельности на предприятиях. И все это находится в непосредственной зависимости от эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Особо важен инновационно-инвестиционный аспект кластеризации национальной и региональных экономик. Сегодня концепция кластеров становится все более связанной с так называемой «экономикой знания», «информационной экономикой» или тем, что обозначают как «новая экономика». Фактор инновационной ориентированности является важной отличительной чертой кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования в регионе. Кластеры должны создаваться там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые «рыночные ниши». В разделе регионального развития Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года инновационный аспект кластерной реструктуризации экономики представлен лишь в самых общих чертах и нуждается, на взгляд диссертанта, в более глубокой проработке. Реализация федеральными и региональными органами власти кластерной политики требует выработки механизмов, обеспечивающих взаимную заинтересованность территориальных образований
и бизнеса в инновационном и в целом социально-экономическом развитии. Согласно этой модели региональные, а в основном местные органы власти поддерживают финансово и организационно в первую очередь предприятия, активно помогающие региону.
В настоящее время назрела необходимость повышения результативности областных целевых программ и перехода от управления бюджетными затратами к управлению результатами через принцип формирования критериев достижения поставленных целей и обоснованности планируемых расходов. При разработке инвестиционной политики важно предусмотреть оптимальное распределение доходных и расходных полномочий, а также их финансового обеспечения между бюджетами всех уровней, включая федеральный, региональный и местный или муниципальный. Экономически необоснованные и социально несправедливые межбюджетные отношения дестиму-лируют территориальные органы управления, особенно в части, касающейся развития тер-
риторий. Это особенно актуально для агропромышленных регионов, к которым относится и Оренбургская область в силу недостаточного уровня социально-экономического потенциала, невысоких темпов роста экономики как главной базы формирования регионального и муниципальных бюджетов. Именно разный уровень развития экономики и социальной инфраструктуры в регионах и муниципальных образованиях приводит к необходимости выравнивать бюджетные доходы и расходы по территории страны с помощью распределения и перераспределения налогов и налоговых поступлений. Необходимо пересмотреть закрепление налоговых полномочий в пользу территориального бюджета Оренбургской области, чтобы позволить субъекту РФ сохранить достигнутый уровень исполнения собственного бюджета без привлечения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, заемных средств из федерального бюджета, тем самым сократить встречные бюджетные потоки.
11.11.2011
Список литературы:
1. Злобин Б.К., Плахова Л.В. Инвестиционная система региона: концепция, механизм управления. - М: Изд. Дом «Финансы и кредит», 2008. - 108 с.
2. Плахова, Л.В. Формирование системы управления инвестиционным развитием региона. - М.: Издательский Дом «Финансы и кредит», 2007. - 160 с.
Сведения об авторе:
Фролова Ирина Михайловна, главный бухгалтер Оренбургского государственного университета,
кандидат экономических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6309, е-шаіі: [email protected]
UDC 330.322; 338. 2
Frolova I.M.
Orenburg state university
E-mail: [email protected]
THE ROLE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE IMPLEMENTATION OF INTEGRATED REGIONAL INVESTMENT POLICY
Is determined, that in modern conditions in the face of economic science, there arises a problem of finding and theoretical substantiation of new approaches to the formation of investment policy, corresponding to the tasks of the state of modernization of the economy and the achievement on this basis a high level and quality of life of the population. It is revealed, that with the start of market reforms, in the absence of adequate mechanisms of state influence on the economy of the regions of the asymmetry in their socio-economic development is constantly increasing. It is proved that the role of local self-government bodies in the implementation of integrated regional investment policy becomes all the more essential.
Key words: investments, management, investment policy, the effectiveness of the regional economy.
Bibliography:
1. Zlobin, B.K. Investment system of the region: the concept, the mechanism of control. - Moscow: Izd. The House of the «Finance and credit», 2008. - 108 p.
2. Plahova, L.V. Formation of the system of management of investment development of the region. - Moscow: Publishing House «Finances and credit», 2007. - 160 p.