Научная статья на тему 'Формирование и реализация стратегии развития региона'

Формирование и реализация стратегии развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2873
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / РЕ ГИОН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исхакова Альфия Фаритовна, Прядкина Наталья Николаевна

Определено, что под стратегией управления социальноэкономического развития региона целесообразно понимать процесс определения таких целей, ориентиров, приоритетных направ лений экономического и социального развития и путей их достижения, реализация которых обес печивает эффективное функционирование региональной социальноэкономической политики в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней и внутрен ней среды и повышение на этой основе качества жизни населения. Обосновано, что управление реализацией стратегии требует комплексного подхода с ориентацией на конечные результаты и учет основных принципов. Выяснено, что значение стратегии управления социальноэкономи ческим развитием региона заключается в том, что она позволяет эффективно решать задачи тер риториального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND REALIZATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE REGION

It is defined that it is expedient to understand process of definition of such purposes, reference points, the priority directions of economic and social development and ways of their achievement which realization provides effective functioning of regional social and economic policy in longterm prospect, fast adaptation to changing conditions of the external and internal environment and increase on this basis of quality of life of the population as strategy of management of social and economic development of the region. It is proved that management of realization of strategy demands a comprehensive approach with orientation to the end results and the accounting of the basic principles. It is found out that value of strategy of management sociallyeconomic development of the region is that she allows to solve problems of territorial administration effectively.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация стратегии развития региона»

Исхакова А.Ф., Прядкина Н.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Определено, что под стратегией управления социально-экономического развития региона целесообразно понимать процесс определения таких целей, ориентиров, приоритетных направлений экономического и социального развития и путей их достижения, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование региональной социально-экономической политики в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды и повышение на этой основе качества жизни населения. Обосновано, что управление реализацией стратегии требует комплексного подхода с ориентацией на конечные результаты и учет основных принципов. Выяснено, что значение стратегии управления социально-экономическим развитием региона заключается в том, что она позволяет эффективно решать задачи территориального управления.

Ключевые слова: стратегия развития, социально-экономическая политика, управление, регион, эффективность, региональная экономика.

Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который должен рассматриваться как с социальной, так и с экономической точек зрения. Необходимость этого вытекает из диалектической связи между экономикой и социальной сферой, которые являются двумя сторонами общественного развития, они функционируют и развиваются как единое целое, взаимодействуя друг с другом. В социальную сферу невозможно направить больше ресурсов и благ, чем способна дать экономика; уровень развития, структура и динамика социальной сферы находятся в прямой зависимости от состояния экономики. Вопросы взаимосвязи и взаимоопределения экономической и социальной сфер регионального развития не теряют свою научную актуальность на протяжении многих лет.

Остается актуальным вопрос управления процессом социально-экономического развития региона. Российские и зарубежные ученые подчеркивают, что управление социальноэкономическим развитием региона в условиях рыночной экономики заключается главным образом в выработке приоритетов и целей такого развития на среднесрочную и долгосрочную перспективы, а также в создании оптимальных условий для развития в соответствии с поставленными целями и выбранными приоритетами. Управление региональными социально-экономическими процессами заключается в регулирующих воздействиях региональных властей на субъекты хозяйственной и социальной деятельности в целях вовлечения в социально-экономический обо-

рот и наиболее рационального использования природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов в интересах устойчивого поступательного развития региона, обеспечивающего достижение высшей цели социальноэкономического развития региона - повышения качества жизни населения.

Ключевым, определяющим звеном управления социально-экономическим развитием региона является формирование стратегии.

Оренбургская область обладает значительным внутренним потенциалом развития, что определяется рядом конкурентных преимуществ. На территории Оренбургской области проживает 2115 тыс. человек. Население региона в среднем моложе, чем в большинстве областей Поволжья и Урала, что свидетельствует о возможности повышения активности жителей области, в том числе предпринимательской. Область многонациональна и неконфликтна, накоплен исторический опыт толерантности сосуществования разных культурнорелигиозных групп населения. Область обладает значительными запасами углеводородов, руд черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др. Природные условия области подходят для выращивания твердых сортов пшеницы, развития животноводства, производства продукции сельского хозяйства, в том числе ориентированной на рынки других регионов России и экспорт. Наличие предприятий металлургической, газо- и нефтехимической промышленности, машиностроительного комплекса, по некоторым видам

продукции которого регион занимает лидирующие позиции в России, создает возможность организации производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью. В территориальной структуре расселения выделяются несколько городских центров, что может быть использовано как катализатор социально-экономического развития и позволяет более эффективно организовывать окружающее пространство.

Собственные преимущества региона могут быть усилены за счет использования внешних возможностей, которые определяются:

- приграничным положением области. Региону может быть оказана федеральная поддержка в реализации стратегических проектов приграничных территорий. В случае укрепления российско-казахстанских отношений и межгосударственных отношений в рамках ШОС и ЕврАзЭС Оренбургская область в большей степени, чем другие регионы, сможет использовать его положительные эффекты;

- транзитным потенциалом области, который создает предпосылки для обслуживания транзитных грузопотоков из Республики Казахстан и экономически развитых регионов Приволжского федерального округа (далее - ПФО), вливающихся в международные транспортные коридоры Транссиб и Север-Юг, в перспективе - Европа-Западный Китай, организации мультимодальных комплексов и центров создания добавленной стоимости на их основе;

- положением области в составе ПФО как одного из объектов реализации стратегических приоритетов Приволжья в целом, в отраслях нефтегазохимического, агропромышленного комплексов, транспорта и логистики и других секторах, что расширяет возможность привлечения дополнительных ресурсов.

В период до 2030 года усилия всех субъектов развития региона будут направлены на преодоление существующих ограничений развития и решение ключевых проблем. Траектория предшествующего экономического развития привела к тому, что современная экономика области характеризуется невысокой долей производства конечной продукции, высоким износом основных фондов, малоэффективными технологиями базовых отраслей, низкой производительностью труда в отдельных сек-

торах, сравнительно слабыми стартовыми позициями в развитии «экономики знаний», несоответствием транспортных систем международным требованиям. Широтная протяженность региона при невысокой социально-экономической плотности препятствует внутренней консолидации территории и ориентирует окраины Оренбургской области на соседние региональные центры. Невысокая численность населения областного центра по сравнению с соседними агломерациями Урало-Поволжья создает менее привлекательные условия для жизни и ведения бизнеса. Необорудованность российско-казахстанской границы повышает издержки ведения бизнеса, перемещения труда и капитала, создает предпосылки для развития трансграничной преступности. Уровень доходов населения области ниже среднего по Российской Федерации, что обусловлено диспропорциями в уровне оплаты труда в различных секторах (особенно низкая заработная плата в сельском хозяйстве). Повышенная заболеваемость, в том числе социально опасными болезнями. Демографический спад, сопровождаемый оттоком населения. Низкие качество и комфортность среды проживания в городах и районных центрах. Антициклональный тип погоды определяет пониженную способность ландшафтов к самоочищению, что усугубляет экологические проблемы, связанные с деятельностью крупных предприятий добывающей промышленности, металлургических производств, предприятий строительной индустрии. Существенны ограничения по водным ресурсам.

В условиях нарастающей неопределенности в социально-экономической сфере как в России, так и в мире в Оренбургской области должна быть сформирована система управления развитием региона, инструменты и институты которой возможно будет использовать для минимизации внешних угроз и рисков:

- макроэкономических: нестабильность макроэкономической ситуации может привести к срыву инвестиционных планов. Кроме того, сконцентрированные в области виды экономической деятельности, связанные с производством машин и оборудования, металлургическим производством, а также добычей и переработкой полезных ископаемых, в значительной степени зависят от конъюнктуры мировой экономики;

- конкурентных: развитие соседних экономически более сильных регионов в условиях схожести некоторых экономических ниш может привести к уходу из области инвестиционных потоков в другие регионы;

- политических: существует опасность осложнения отношений Российской Федерации с государствами Центрально-Азиатского региона из-за вопросов миграционной политики, смены политических элит, глобальных политических изменений и др., что может отрицательно сказаться на перспективах приграничного сотрудничества;

- экологических: возможна деградация сельскохозяйственных угодий при их нерациональном использовании; консервация экологических проблем;

- природных: высокая вероятность опустынивания части территории региона в связи с глобальными климатическими изменениями. Кроме этого, ожидается снижение рентабельности добычи минерально-сырьевых ресурсов в связи с грядущим ухудшением горно-геологических условий на эксплуатируемых месторождениях.

Решения, принимаемые в рамках формирования стратегий и программ регионального развития, все чаще направлены на создание условий для образования региональных кластеров как одной из эффективных форм регионального развития, дающих устойчивый синергетический эффект для интенсификации региональной промышленности и бизнеса, для повышения уровня жизни населения. Истоком образования кластеров являются эффективные интеграционные процессы, позволяющие формировать и развивать устойчивые партнерские отношения между социально-экономическими субъектами. На региональном уровне преобладают «мягкие» формы интеграции, при которых организационная и функциональная структура субъектов интеграции остается без изменений, но процессы совместного функционирования порождают синергетические эффекты благоприятные для регионального развития.

Возникает необходимость разработки методологических аспектов формирования и реализации стратегии развития региона, которые позволят повысить эффективность функционирования социально-экономичес-

ких систем регионального уровня. При формировании и реализации стратегии развития региона в первую очередь должно быть достигнуто согласование интересов субъектов, являющихся участниками процесса региональной стратегии развития. Кроме этого, следует учесть специфику функционирования региона как социально-экономической системы в условиях интенсификации развития информационного общества.

Основополагающей составляющей стратегии развития региона являются цели, на основании анализа которых происходит стратегический выбор. Цели должны быть определены для перспективного периода. Определение цели невозможно без точных знаний о силах и влияниях, которые действуют на ту или иную цель. Цель должна быть хорошо обоснована, достижима, а также динамична, то есть должна быть пересмотрена и изменена в соответствии с требованиями обстоятельств. Нами выделены следующие цели: рыночные (критерии: доля потребления, обеспечиваемая за счет продукции и услуг, производимых в регионе; объем валового регионального продукта; экономические приоритеты); финансово-экономические (критерии: величина бюджета, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость, прирост фондов и др.); социальные (критерии: уровень жизни населения, доля населения, находящегося за чертой бедности, то есть с доходом ниже прожиточного минимума, уровень бытовых услуг, здравоохранения, образования и др.); экологические и природоохранные цели.

При формировании стратегии развития необходимо учитывать основную миссию функционирования региона - удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Следует иметь в виду, что существует набор целей, практически инвариантный для любого региона, отражающий имеющиеся в современном мире подходы к проблемам социальноэкономического развития. Поэтому цели верхнего уровня формулируются, как правило, без больших различий. Различия в целях и детализация количественных параметров появляется только тогда, когда речь идет о конкретных задачах более низкого уровня дерева целей. Наиболее часто указываются следующие цели: повышение уровня занятости (создание

рабочих мест, устранение препятствий для вхождения на рынок труда, поддержка специфических групп населения); экономическое развитие (повышение общего уровня экономической активности, повышение эффективности функционирования предприятий, диверсификация общей структуры экономики, устранение слабых мест в отдельных секторах, улучшение качества услуг, повышение способности адаптироваться к переменам в экономике); укрепление социального партнерства (справедливое распределение эффекта от развития между всеми слоями населения, содействие незащищенным социальным группам); повышение привлекательности территории как места для жизни, работы и инвестирования (улучшение качества жизни, поддержание качества окружающей среды).

Сходство основных целей не означает идентичности целевых блоков стратегий. Приоритетность и значимость вышеуказанных целей различны для разных регионов.

Необходимым условием взаимной согласованности отдельных действий, совершаемых на разных уровнях управления, является стратегическое планирование. Оно обеспечивает целостность деятельности, дает возможность строить ее максимально целеустремленно и эффективно, но, со своей стороны, требует проработанных ответов на вопросы о смысле, ориентирах и обстоятельствах деятельности (при этом подобные ответы невозможно дать один раз, к их формулированию необходимо возвращаться в связи с меняющими обстоятельствами деятельности).

Стратегия обеспечивает единство действий разных элементов системы управления, обеспечивая ее мобильность в условиях изменений внешней среды. Для этого необходимо: а) непротиворечиво совместить в едином стратегическом видении представления, возникающие на различных уровнях управления, с одной стороны, и представления о внешних условиях и обстоятельствах деятельности -с другой; б) определить, каким образом превратить стратегическое видение в планирование конкретных действий, которые надо осуществлять на разных уровнях управления,

Иными словами, стратегический подход, реагируя на оперативную обстановку, ориентируется на долгосрочную цель. Именно это

позволяет понимать, какие из частностей, когда и каким образом могут оказаться ключевыми элементами, определяющими успех или неудачу всего действия.

Стратегия развития региона представляет собой систему представлений о желательном будущем, приоритетах и направлениях работы по достижению этого будущего, инструментах и механизмах, которые дают возможность осуществить эту работу. Центральными фокусами данной системы являются самоопределение региона, анализ ресурсов развития, которыми он располагает, представление о субъектах, которые связаны с этими ресурсами, и о том, какая кооперация есть между этими субъектами, а также какая организация деятельности требуется для разработки и реализации стратегии.

На этапе реализации стратегии важнейшей методологической задачей является оценка эффективности стратегии. Эффективность определяется соотношением полученных результатов и необходимых для этого затрат. Однако не во всех случаях можно с высокой точностью учесть все необходимые затраты. Кроме того, полученный результат может иметь качественные характеристики. В этих случаях допустим целевой подход, когда степень достижения целей отражает степень эффективности.

В качестве показателей, характеризующих экономические аспекты эффективности стратегий, целесообразно использовать объемы ВРП, инвестиций в основной капитал, экспорта и импорта, стоимости активов в целом и в расчете на душу населения. Социальный критерий эффективности отражают показатели, характеризующие качество жизни в регионе, в том числе:

- среднедушевые доходы населения;

- уровень обеспеченности населения благоустроенным жильем;

- уровень обеспеченности населения коммунальными, образовательными, медицинскими и иными услугами;

- уровень занятости населения в трудоспособном возрасте;

- состояние окружающей среды.

Социальная эффективность стратегии

оценивается не только динамикой доходов и занятости, но и улучшением здоровья населения, ростом доступности образования, развитием социальной инфраструктуры.

Таким образом, стратегия является главным инструментом региональной политики и формирует ее содержание. Практическая деятельность органов государственной власти по реализации стратегии собственно и есть региональная политика. Под стратегией в данном случае понимается не только долгосрочный прогноз социально-экономического развития регионов или страны, а также сформулированные на основе прогноза различные проекты, программы, осуществление которых необходимо для достижения целей и основных показателей прогноза. Это также система мер управления стратегией: ее разработка, принятие, реализация, мониторинг, корректировка.

Таким образом, под стратегией управления социально-экономического развития региона в работе понимается процесс определения таких целей, ориентиров, приоритетных направлений экономического и социального развития и путей их достижения, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование региональной социальноэкономической политики в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды и повышение на этой основе качества жизни населения.

При разработке стратегии управления социально-экономическим развитием региона, на наш взгляд, можно выделить две основные фазы - фазу разработки стратегии и фазу ее реализации.

Значение стратегии управления социально-экономического развития региона заключается в том, что она позволяет эффективно решать следующие задачи территориального управления, в числе которых:

- комплексное решение проблем экономики региона;

- поддержание важнейших пропорций между отдельными секторами и отраслями экономики региона;

- обеспечение оптимального соотношения между количеством и качеством рабочих мест и предложением рабочей силы;

- обеспечение экономической безопасности региона путем определения необходимого уровня производства стратегических товаров и продукции, обеспечивающей внутренние потребности;

- развитие региональной инфраструктуры и создание оптимальных условий хозяйствования для всех секторов экономики;

- эффективное функционирование региональной финансово-кредитной системы;

- поддержка важных для региона сфер, отраслей и предприятий;

- активизация инвестиционной деятельности в регионе, содействие реализации крупных инвестиционных проектов;

- обеспечение минимальных гарантий жизнедеятельности населения, сокращение территориальных различий в уровне жизни;

- определение и поддержание необходимых объемов и структуры социальных благ, предоставляемых регионом населению, содействие эффективному участию всех секторов экономики в реализации социальной политики.

Управление реализацией стратегии требует комплексного подхода с ориентацией на конечные результаты и учета основных принципов, важнейшими из которых следует рассматривать: сочетание долгосрочного видения и конкретности тактических целей и оперативных действий, проявляющихся в реализации конкретных проектов; демократичность, обеспечивающую гласность и открытость результатов реализации стратегии социально-экономического развития; партнерство, в соответствии с которым региональные власти, предпринимательские структуры, общественные организации, население принимают на себя определенные обязательства по реализации намеченного; баланс интересов различных слоев населения, хозяйствующих субъектов всех форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня (в том числе местного самоуправления), участвующих в реализации стратегии; непрерывность, означающую необходимость организации регулярного мониторинга выполнения стратегии, оценку хода ее реализации и своевременную корректировку; адаптивность, предусматривающую учет возможных изменений внешней среды в процессе реализации стратегии и др.

Должен быть разработан организационный механизм реализации стратегии социально-экономического развития региона, под которым целесообразно понимать совокупность

(программе) детально, с месячной (квартальной) разбивкой мероприятий и планируемых показателей, второй год - более укрупненно,с полугодовой разбивкой мероприятий и показателей, третий год - без поквартальной разбивки, лишь в годовых параметрах. При подготовке плана (программы) на очередной год уточняются выполненные мероприятия предшествующего года, которые дополняются (корректируются) по мере необходимости. Тем самым обеспечивается непрерывность и преемственность планирования и управления реализацией стратегии.

Таким образом, предлагаемая система непрерывного планирования базируется на принципах стратегического управления, оперативное управление осуществляется с учетом сформированной стратегии развития и обеспечивается непрерывность и преемственность процесса управления социально-экономическим развитием региона.

01.06.2012

Список литературы:

1. Сорокожердьев В.В., Хашева З.М. Современная стратегия социально-экономического развития России: вопросы экономики и права // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Том 6. - №4.

2. Хашева, З.М. Функции и структура региональной социально-экономической политики современной России // Вестник Южно-Российского университета. - Ростов-н/Дону, 2008. - №7.

Сведения об авторах:

Прядкина Наталья Николаевна, аспирант Оренбургского государственного университета Исхакова Альфия Фаритовна, аспирант Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6309, тел. (3532) 202313, e-mail: [email protected]

UDC 330.322; 338. 2 Iskhakov8 A.F., Pryadkina N.N.

Orenburg state university E-mail:[email protected]

FORMATION AND REALIZATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE REGION

It is defined that it is expedient to understand process of definition of such purposes, reference points, the priority directions of economic and social development and ways of their achievement which realization provides effective functioning of regional social and economic policy in long-term prospect, fast adaptation to changing conditions of the external and internal environment and increase on this basis of quality of life of the population as strategy of management of social and economic development of the region. It is proved that management of realization of strategy demands a comprehensive approach with orientation to the end results and the accounting of the basic principles. It is found out that value of strategy of management socially-economic development of the region is that she allows to solve problems of territorial administration effectively.

Key words: development strategy, social and economic policy, management, region, efficiency, regional economy.

Bibliography:

1. Sorokozherdyev V.V., Hashev Z.M. Modern strategy of social and economic development of Russia: economy and right questions // Economic messenger of the Rostov state university. - 2008. - Volume 6. - №4.

2. Hasheva Z.M. Functions and structure of regional social and economic policy of modern Russia // Messenger of the Southern Russian university. - Rostov N/Don, 2008. - №7.

принципов, форм, методов и инструментов целенаправленного управленческого воздействия органов государственной региона на социально-экономические процессы в целях реализации стратегического выбора. В механизме реализации следует выделить основные структурные блоки: формы, методы и обеспечение, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Нами обоснована необходимость создания в регионе многоуровневой системы планирования как эффективного способа реализации стратегических целей и приоритетов развития. Данная система включает в себя стратегический, тактический и оперативный уровни планирования и опирается на регулярно проводимый мониторинг.

Суть непрерывного планирования заключается в разработке одного документа - комплексного плана (программы) социально-экономического развития региона на 3 года. При этом первый год рассматрывается в плане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.