УДК 061(571.151)+39(571.151)
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НРОО «ЦКН „ТУУЛУ АЛТАЙ"»)
Н.Н. Касенова1, Н.В. Кергилова2
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, 2 Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия, e-mail: kasenova_n@mail.ru, kergilova@mail.ru
Б01: 10.14258/881(2021)2-06
В современной России в условиях полиэтничности и мультикультурности становится необходимым формирование гражданской и этнической идентичности личности. Данная проблема становится одним из главных направлений государственной социальной политики Российской Федерации, так как отмечается активная миграция внутри страны, которую обусловливает переезд российских граждан из родного региона. Это обстоятельство побудило авторов статьи обратиться к данной тематике. Авторы раскрывают важность сохранения самобытности коренных народов Алтая (алтайцы, теленгиты, туба-лары, кумандинцы и челканцы) в условиях мегаполиса. А также представляют исторические факты сохранения своей этнической идентичности, акцентируя важность для данных народов получения в 1990-х гг. нового статуса для их исконной территории проживания и выделения в национальную республику в составе Российской Федерации. Раскрывается роль этнических общественных организаций в сохранении и развитии культуры, традиций и языка народов Алтая на примере деятельности НРОО «ЦКН „Туулу Алтай"», а также в формировании этнической и гражданской идентичности в условиях поликультурного общества. Целью статьи является историческое описание (уклад жизни, места традиционного проживания и т.д.) коренных народов Республики Алтай, а также роли и деятельности некоммерческой общественной организации «Центр культурного наследия „Туулу Алтай"» по формированию этнической и гражданской идентичности у представителей коренных народов РА. Научная новизна предложенных в статье положений заключается в выявлении особенностей формирования этнической и гражданской идентичности представителей коренных народов Республики Алтай, проживающих в г. Новосибирске. Практическая значимость заключается в возможности использования материалов статьи в организации деятельности
некоммерческих общественных организаций по формированию этнической и гражданской идентичности у молодежи.
Ключевые слова: алтайцы, теленгиты, тубалары, кумандинцы, челкан-цы, этническая идентичность, гражданская идентичность, Республика Алтай, Новосибирск
THE ROLE OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE FORMATION OF ETHNIC AND CIVIL IDENTITY AMONG REPRESENTATIVES OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE ALTAI REPUBLIC (ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF THE NGO «CCN „TUULU ALTAI"»)
N.N. Kasenova1, N.V. Kergilova2
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, 2 Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia, e-mail: kasenova_n@mail.ru, kergilova@mail.ru
In contemporary Russia, in the conditions of polyethnicity and multiculturalism, it becomes necessary to form civil and ethnic identities of its citizens. This problem is becoming one of the main directions of the state social policy of the Russian Federation, as there is an active migration within the country, which causes the relocation of Russian citizens from their native region. This circumstance prompted the authors of the article to turn to this topic. In the article, the authors reveal the importance of preserving the identity of the indigenous peoples of Altai (Altaians, Telengites, Tubalars, Kumandins and Chelkans) in the conditions of a large metropolis. They also present the historical facts of preserving their ethnic identity, emphasizing the importance for these peoples of obtaining a new status for their ancestral territory of residence in the 90s and being allocated to the national republic as part of the Russian Federation. They reveal the role of ethnic public organizations in the preservation and development of the culture, traditions and language of the Altai peoples, using the example of the activities of the NROO "TSKN "Tuulu Altai", as well as the formation of ethnic and civil identity in a multicultural society. The purpose of the article is a historical description (way of life, places of traditional residence, etc.) of the indigenous peoples of the Republic of Altai and a description of the role and activities of the non-profit public organization "Tuulu Altai Cultural Heritage Center", for the formation of ethnic and civil identity among the representatives of the indigenous peoples of Altai Republic. The scientific novelty of the provisions proposed in the article is to identify the features of the formation of ethnic and civil identity of representatives of the indigenous peoples of the Altai Republic living in Novosibirsk. The practical significance lies in the possibility of using the materials of the article in organizing the activities of non-profit public organizations for the formation of ethnic and civic identity among young people.
Keywords: Altaians, Telengites, Tubalars, Kumandins, Chelkans, ethnic identity,
civil identity, Altai Republic, Novosibirsk
В Российской Федерации проживают более 190 этносов, народностей, наций. Государство испокон века было населено различными этносами, а в определенных регионах проживали и проживают небольшие группы представителей коренных малочисленных народностей, которые порой насчитывают нескольких десятков человек (народность водь), а то и не больше десятка (народность кереки).
Данный аспект ставит перед современным сообществом вопрос о необходимости сохранения и улучшения жизни и уклада малочисленных коренных народов России. В 2013 г. на VII Съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ глава государства В.В. Путин, отметил: «Древние обычаи, самобытный хозяйственный уклад коренных жителей Севера, Сибири и Дальнего Востока — это уникальное богатство, важная, неотъемлемая составляющая нашей многонациональной культуры. Бережное отношение к этому историческому, духовному наследию, защита прав и интересов малочисленных народов, проживающих в нашей стране, — по праву в числе значимых приоритетов государственной политики».
Перестройка и развал СССР побудили большое количество представителей коренных народов, проживающих на определенных территориях новой России, выделиться в отдельные автономии, области и округа (АО), при этом не выходя из состава государства, например Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Чукотский, Таймырский, Эвенкийский, Корякский автономные округа, Еврейская автономная область и др. Выделились также национальные республики, на сегодняшний день их 22: республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Мордовия, Саха (Якутия) и др.
Из данного перечня субъектов Российской Федерации более детально рассмотрим Республику Алтай, которая входит в состав Сибирского федерального округа, она располагается в центре Евразии, на юге Западной Сибири. Граничит со следующими регионами РФ: Алтайским краем, Кемеровской областью, республиками Тыва и Хакасия. Республика граничит также с Китаем, Монголией и Казахстаном.
Основная отрасль — сельское хозяйство. Доля городского населения в общей численности населения составляет на 1 января 2019 г. 29,2%. Этот показатель свидетельствует о том, что большинство местного населения проживает в селах и деревнях, а как известно, национальный уклад в первозданной форме сохраняется в большей мере в сельских поселениях. Сельское население привязано к земле и природе, здесь сохраняются традиции и преемственность между старшим и молодым поколениями.
Национальный состав по результатам переписи 2010 г. показывает нам, что основное население представлено русскими (56,6%), алтайцами (33,9%), казахами (6,2%) и гражданами других национальностей (3,3%).
В 1756 г. алтайские племена были приняты в подданство России. Испокон века алтайские племена делились на две основные группы: северные (тубалары, куман-
динцы, челканцы) и южные (алтай-кижи (алтайцы), теленгиты, телеуты) (Шатино-ва, 1981). С.П. Беловолова в своей работе «Этнопедагогическая культура алтайцев», отмечает, что данные этнические группы алтайцев идентифицировали друг друга только по генезису, т.е. происхождению (Беловолова, 2001).
Алтайцы (алтай-кижи) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Алтай в Южной Сибири. По переписи 2010 г. на исконной территории их процентное соотношение к русскому населению составляет всего лишь 30% (Касенова, 2016). Первое упоминание этнонима алтай-кижи встречается в описаниях путешествия П.А. Чихачева (1842): «Восточные племена, называют алтайцев, обосновавшихся западнее Катуни, „алтай-киши"...» (Чихачев, 1974: 58). Это описание относилось к населению, которое проживало на территории Центрального и Юго-Западного Алтая. Ю.А. Евстигнеев отмечал в своем кратком этноистори-ческом справочнике, что антропологически алтайцы «относятся к более монголоидному варианту южносибирской расы», при этом алтайцы Чемальского района выглядели «более европеоидно» (Евстигнеев, 2008: 13). Основное места поселений алтайцев в Республике Алтай по районам: Онгудайский, Усть-Канский, Усть-Кок-синский, Шебалинский (центральная и юго-западная часть); Майминский, Чемаль-ский (северо-восточная часть).
Традиционным занятием является скотоводство, это объясняется несколькими причинами: природными условиями — это резко-континентальный климат, который отмечается продолжительной, малоснежной и холодной зимой, и этнические ценности, которые выражаются в народных пословицах и поговорках, например, Уурден')арылган мал боруге)ем, / ]оннон айрылган кижи оштуге)ем — «Отбившаяся от стада скотина волку добыча, / Отделившийся от людей человек врагу добыча» и др. (Ойноткинова, 2012). Важную роль в жизни алтайцев играет охота на копытных (косуля, олень и др.), пушных зверей (лиса, белка и др.), птиц (глухарь, утка и др.). Большую роль в системе питания имел сбор дикорастущих растений, ягод и семян. Что касается земледелия, то им в основном до первой четверти XX в. занимались женщины. В течение определенного времени они постепенно стали переходить на оседлый образ жизни, отношение к земледелию у алтайцев изменилось, это сразу же нашло отражение в национальном фольклоре (пословицах): Кырачы кижи аштабас, / Кылгалу ажы тугенбес — «Голодать пахарь не будет, / Хлебные всходы его не иссякнут» (Ойноткинова, 2012: 233).
Теленгиты (телесы) — группа алтайцев Улаганского и Кош-Агачского районов Республики Алтай (Евстигнеев, 2008: 121). До 2000 г. теленгитов не выделяли как отдельный этнос, а только как отдельную категорию, которая входила в состав алтайцев. Совместно с телеутами алтай-кижи теленгиты классифицировались как группа южных алтайцев. Антропологически относятся к варианту южносибирской расы, более монголоидны, чем остальные коренные народы Алтая (Функ, 2006: 512). Это объясняется тем, что места их проживания не были активно заселены русскими и другими этносами, в отличие от других районов современной Республики Алтай. Большую роль сыграло то, что климат в этих районах намного суровее, здесь невозможно было заниматься земледелием.
В 2000 г. их включили в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, при очередной Всероссийской переписи в 2002 г. людей, которые выделяли себя как теленгитский этнос, их записывали отдельно от алтайцев.
Традиционным занятием являлось кочевое и полукочевое скотоводство: крупный рогатый скот, лошади, овцы и козы, а в Кош-Агачском районе выращивают верблюдов и яков.
Кумандинцы (куманды-кижи) — тюркский народ, который в основном проживает в нескольких районах Алтайского края, это Красногорский район, который граничит с Республикой Алтай, и Солтонский район, граничащий с Республикой Алтай и Кемеровской областью. Небольшая часть кумандинцев проживает на территории Кемеровской области, по результатам переписи 2010 г. в общем количестве 225 человек.
Согласно результатом переписи кумандинцев на период 2002 г. насчитывалось 3114 человек; на 2010 г. — 2892. Данные результаты фиксируют сокращение численности, это можно объяснить возможным большим количеством смешанных браков, где родившихся детей фиксируют как русских, а не кумандинцев.
Районы, где проживают современные кумандинцы, были более русифицированы. Н.М. Ядринцев в своем труде «Сибирь как колония. К юбилею трехсотлетия» (1882) отмечал, что активное переселение русских крестьян в Бийский округ началось уже в XVIII в., за 10-летний период с 1866 по 1877 г. переселилось 4460 человек (Ядринцев, 1882: 461). Это привело к появлению большого количества национально-смешанных браков.
После 1926 г. в переписях кумандинцы не учитываются как отдельный народ, только с 1993 г. их официально относят к числу коренных малочисленных народов.
Язык кумандинцев входит в уйгурскую группу тюркских языков, является одним из диалектов алтайского языка. При этом выделяют отдельные говоры: туро-чакский, солтонский и старобардинский (Баскаков, 1981: 506).
Традиционным занятием кумандинцев было кочевое скотоводство, с постепенным переходом к земледелию (Евстигнеев, 2008) у тех, кто проживал на равнинных территориях совместно с русскими крестьянами.
Тубалары (черневые татары, туба) — малочисленный тюркский народ, проживающий в Республике Алтай, в Майминском и в Чойском районах. С 2002 г. по результатам переписи их отделили от алтайцев в отдельную этническую группу. По результатам переписи 2010 г. в РФ насчитывается 1965 человек, из них 1891 человек проживает на территории Республики Алтай, остальные 1608 человек являются жителями сельских поселений.
Н.А. Баскаков (1981) языки тубаларов, как и кумандинского, челканского, относил к группе северных алтайских диалектов и вместе с шорским и хакасским языками — к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы восточнохуннской ветви тюркских языков.
Традиционными занятиями тубаларов являются охота и собирательство (Потапов, 1972).
Челканцы (шалганну, лебединцы) — один из самых малочисленных коренных народов Республики Алтай. По результатам переписи 2010 г. их насчитывалось всего 1113 человек, 934 человека проживали в сельской местности.
На сегодняшний день большинство челканцев проживают в таких селах Ту-рочакского района Республики Алтай, как Курмач-Байгол и Суранаш. Многие челканцы проживают в селах Артыбаш, Иогач, Турочак. Многие из них переселились в столицу Республики Алтай — г. Горно-Алтайск. Небольшая группа проживает в Таштагольском районе Кемеровской области (Функ, 2006: 463).
В советский период при всеобщих переписях эту этническую группу на территории Алтайского края записывали алтайцами, а в Кемеровской области — шорцами.
Челканский язык относят к северному диалекту алтайского языка, он входит в хакасскую группу уйгуро-огузской группы тюркских языков (Баскаков, 1981: 17).
Впервые о челканцах было упомянуто в русском документе 1625 г., где сообщается о русских казаках, которые были посланы за ясаком «в Телэскую землю и Шелканы» (Оглоблин, 1901: 115). Челканцы состояли из двух родов: Чалканыг и Шакшылыг. (Потапов, 1969: 24).
В XIX в. у челканцев этническая территория расселения проходила по реке Лебеди и ее притокам, они жили оседло и относились к «разряду кочевых инородцев», в связи с незначительностью на тот момент роли земледелия в их жизненном укладе (Функ, 2006: 469).
Коренные народы Республики Алтай представляют уникальную палитру региона, тем самым дополнительно привлекают к себе внимание, особенно со стороны внутреннего и зарубежного туризма. Развитие индигенного туризма (туристическая деятельность, основанная на уникальности культур коренных народов, в которой данные этносы либо принимают прямое участие, либо контролируют ее) (Butler, 2007: 5) дополнительно стимулирует рост экономики региона, тем самым поднимает уровень жизни коренного населения и интерес к своим истокам, культуре и традициям (Чемчиева, 2015: 48)
Значительным историческим событием для всех коренных народов Алтая стало отделение от Алтайского края, это сразу же отразилось на появлении новых национально-культурных мероприятий, например, праздника казахского мусульманского народа «Наурыз» в Кош-Агачском районе; фестиваля русского фольклора «Родники Алтая» в Усть-Коксинском районе; алтайских народных игр «Эл-Ойын» в Онгудайском районе; праздника коренных малочисленных народов «Тюрук Бай-рам» в Турочакском районе. Эти мероприятия проходят и сейчас, привлекая большое количество участников и гостей из всех регионов Российской Федерации и зарубежья.
Важным событиями стали появление национального местного телевидения на алтайском и русском языках, выделение средств на развитие международного туризма, альпинизма и спорта, создание необходимой инфраструктуры; развитие северных территорий (Кош-Агачский и Улаганский районы) и т.д.
При этом уровень этнической идентичности не превалирует над гражданской идентичностью, это выражается в сильнейшей исторической памяти о вхож-
дении алтайского этноса в состав Российской Империи. Из выступления на митинге В.И. Чаптынова (первый глава Республики Алтай) в 1996 г., посвященного этому событию: «Мы по-прежнему являемся гражданами одного государства, имя которому — Россия! Ничто не в состоянии разрушить великую связь времен! Потому-то мы помним и будем помнить имена тех, кто спас алтайцев от гибели в годину испытаний, протянув руку помощи...».
В 1990-е гг. страна распадалась на новые государства, население не верило в светлое будущее. В новой тогда республике, несмотря на все политические сложности, народы сохранили гармонию и целостность и стали образцом сохранения этнической и формирования гражданской идентичности в полиэтничном государстве.
Отмечая важность сохранения этнической и формирования гражданской идентичности, мы являемся свидетелями факта, что Российская Федерация является активным участником миграционных процессов как в мировом пространстве, так и внутри страны.
Многие граждане РФ переселяются в другие мегаполисы и поселения в поиске более комфортных условий жизни, этот факт является одним из главных направлений государственной социальной политики Российской Федерации (Касенова, 2016), примером могут служить различные программы, стимулирующие, например, переселение на Дальний Восток.
В связи с данным обстоятельством важная роль в обеспечении эффективных взаимодействий принадлежит этническим объединениям (организации, центры, диаспоры, землячества и др.). Именно данная стратегия государства позволяет на местах сформировать гражданскую идентичность («Я, гражданин России», «Россиянин») у многонационального народа страны, при этом сохранив их этническую идентичность.
Для жителей Сибирского федерального округа, в том числе для Новосибирской области, данная проблема представляет особый интерес в связи с тем, что в последнее десятилетие в регионе нарастает миграция представителей стран ближнего зарубежья и граждан из разных субъектов Российской Федерации, которая ведет к все большей языковой, конфессиональной и жизненно-стилевой пестроте жизни в регионе.
На сегодняшний день многие представители алтайского этноса из Республики Алтай (алтайцы, теленгиты, тубалары, кумандинцы, челканцы) проживают на территории г. Новосибирска и Новосибирской области. К сожалению, нет актуальных данных по переписи и числу проживающих в данном регионе Российской Федерации представителей этих этносов.
Мы предполагаем, что одной из причин выбора данного региона является высокий рейтинг новосибирских вузов среди абитуриентов. Одним из популярных вузов, который выбирают выпускники школ, является Новосибирский государственный педагогический университет. Для подтверждения этого факта нами был подан запрос в отдел приемной комиссии педагогического вуза.
Из данной информации мы видим, что в 2020 учебном году приемной комиссией был сделан подробный отчет, результаты которого представлены в следующем рисунке.
Респ. Тыва 1,9 3-аб rui к xi ь с ки н
ДрТТПС регионы
РФ s j
Омская 13л
Petit Бурятия 3,71 Респ. Хакасия 4,7
Petit Алтай 23 Томская оол Ханты-Манс iiîîckii ii
Респ. С а:
I
Л
kjKHIÏ-H JKK'II il
крап 'J J
16.0
Рисунок 1 — География поступающих в НГПУ в 2020 г.
Диаграмма свидетельствует о том, что среди поступивших в НГПУ Республика Алтай входит в десятку регионов по количеству зачисленных абитуриентов, только в 2020 г. студентами стали по меньшей мере 23 человека.
На сегодняшний день, исходя из объективных условий (отсутствие в данной местности соответствующих профессиональных образовательных организаций), большое количество абитуриентов получают образование за пределами своих республик, краев, областей. Поэтому землячество является консолидирующим центром для студентов, объединенных общей историей и этнической культурой.
Уже больше 30 лет в г. Новосибирске ведет свою деятельность Алтайское студенческое землячество. Объединение состоит из основных активистов, представляющих свои вузы, в которых учатся и избираются на должность старост и руководителя — «президента», который избирается в период обучения в вузе. Дойдя до старших курсов, он обязан передать свой пост следующему претенденту.
Все члены землячества постоянно поддерживают связь между собой посредством социальных сетей, где они могут узнавать новости, просто общаться, а также обсуждать проблемы землячества и вместе искать их решение.
Помимо организации и проведения различных мероприятий землячество активно занимается первокурсниками, которые приходят на смену выпускникам.
В связи с тем, что многие представители алтайского этноса, окончив вуз, предпочитают остаться в Новосибирске, в 2018 г. собралась группа единомышленников, решивших открыть официальную общественную организацию, которая будет представлять коренные этносы Республики Алтай в г. Новосибирске и НСО. После несколько собраний с активистами, подготовки необходимых документов в начале 2019 г. в Министерство юстиции Новосибирской области были поданы все необходимые документы. 17 мая 2019 г. пришло свидетельство о государственной
регистрации некоммерческой организации «Центр культурного наследия „Туулу Алтай"».
Основной целью организации является содействие сохранению культурного наследия и традиций алтайского народа в Новосибирской области.
За небольшой период деятельности организация активно влилась в общественную, культурную, научную деятельность города Новосибирска, став соорга-низатором (совместно с НРОФСКХ «Ал Хоорай») III Региональной научно-практической конференции с международным участием «Коренные народы Сибири: история, традиции и современность» в 2019 г. на базе НГПУ, а также активным участником Межрегионального межнационального молодежного форума «Многонациональная Сибирь».
Члены организации помогают артистам из Республики Алтай, которые приезжают в Новосибирск с концертами (Болот Байрышев, Алексей Чичаков, ансамбль горлового пения «Алтын Туу»), и сами принимают участие в различных мероприятиях, таких как День единства, День города. Особой гордостью для членов организации стало участие в 2019 г. в шествии 9 Мая.
Совместно с Алтайским студенческим землячеством проводятся такие мероприятия, как «Мисс Алтай» и «Чага байрам», привлекающие большое количество учащейся молодежи из вузов и колледжей г. Новосибирска. В 2020 г. приняли участие в Молодежной межнациональной смене «ШегАктив». Активно принимают участие во всех мероприятиях и конкурсах, проводимых Городским межнациональным центром, таких как конкурс «Еда на все времена!» (представили рецепт алтайского курута), в конкурсе «Читаем Пушкина на разных языках» и т.д. В конкурсе «Красная гвоздика» активистка организации Татьяна Макаревич исполнила прощальную песню солдату на родном языке — наказ женщин Алтая (матерей, сестер и дочерей), чтоб воевал родной мужчина на фронте, рубил врага и не сомневался что его ждут в родных краях. В спортивном мероприятии «Кубок Дружбы» по мини-футболу команда, представляющая алтайский этнос, заняла четвертое место, а Айсура Меки-нова наградили специальным призом как лучшего защитника команды.
17 апреля 2021 г. в Новосибирске в стенах Дома национальных культур им. Г.Д. Заволокина впервые был организован праздник алтайского народа — |ылгайак, поддержанный мэрией г. Новосибирска и символизирующий начало Нового года, начало нового жизненного цикла.
В праздновании приняли участие многие заслуженные деятели: председатель Союза журналистов и Союза ветеранов Республики Алтай, член Общественной палаты Республики Алтай Борис Кундулеевич Алушкин, заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный артист Республики Алтай Болот Байрышев, заслуженная артистка Республики Алтай Раиса Мундусовна Модорова, доцент, старший научный сотрудник Института языкознания РАН (Москва) Оксана Николаевна Пустогачева, председатель Этнокультурного центра челканского народа «Шалканду калык» Валентина Яковлевна Сумачакова и многие другие. Этот праздник позволил общественной организации заявить о своей деятельности всему интернет-сообществу, привлечь в коллектив организации новых активистов, а также сблизить людей,
найти новые точки соприкосновения. Новосибирская региональная общественная организация «Центр культурного наследия „Туулу Алтай"» активно вошла в жизнь многонационального города Новосибирска и НСО.
В дальнейшем организация планирует проведение мероприятий, посвященных празднованию 265-летия со дня добровольного вхождения алтайского народа в состав России и 30-летия со дня образования Республики Алтай.
Таким образом, деятельность региональных общественных организаций колоссальна, она позволяет сплачивать земляков и укреплять межнациональные контакты, а также заниматься сохранением культуры, традиций и языка своего народа за пределами своей малой родины. Коренные народы Алтая сохранили свою этническую идентичность с древнейших времен и по сегодняшний день продолжают сохранять и передавать молодому поколению свою культуру, традиции, язык и уклад жизни. При этом этничность не вступает в конфликт с гражданской идентичностью — наоборот, алтайское население понимает важность деятельности государства для сохранения их как этноса на многонациональной карте Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Баскаков Н.А. Алтайская семья языков и ее изучение. М., Наука, 1981.
Баскаков Н.А. Алтайский язык. В кн.: Языки народов СССР. Т. 2: Тюркские языки. М., 1966. С. 506-522.
Беловолова С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев: дис. ... д-ра пед. наук. Новосибирск: Новосибирский гос. пед. университет, 2001.
Евстигнеев Ю.А. Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры: краткая этнои-сторическая справка. СПб.: Астерион, 2008.
Касенова Н.Н. Формирование культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2016.
Оглоблин Н.Н. (Сост.). Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.). Ч. 1-4: Документы воеводского управления. М.: Универсальная типография, 1895.
Ойноткинова Н.Р. Алтайские пословицы и поговорки: поэтика и прагматика жанров. Новосибирск: Ин-т филологии СО РАН, 2012.
Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев: историко-этнографи-ческий очерк. Л.: Наука, 1969.
Потапов Л.П. Тубалары Горного Алтая. В кн.: Этническая история народов Азии. М.: Ин-т этнографии АН СССР, 1972. С. 52-66.
Размещение населения коренных малочисленных народов Российской Федерации. 2010. Росстат. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/ Vol4/pub-04-19.pdf
государство, гражданское общество и стабильность
Функ Д.А., Аксянова Г.А., Валеев Ф.Т.-А. и др. Тюркские народы Сибири. М.: Наука, 2006.
Чемчиева А.П. Развитие индигенного туризма в России. Вестник Кемеровского государственного университета, 2015, 4-1 (64), 44-48.
Чихачев П.А. Путешествия в Восточный Алтай. М.: Наука, 1974.
Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного изд-ва, 1981.
Шатыгин В.В. (Ред.) Чаптынов. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография, 2001.
Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. К юбилею трехсотлетия. СПб., 1882.
Hinch T., Butler R. (2007). Introduction: revisiting common ground. In Tourism and indigenous peoples. Routledge, 2007. P. 19-30.
REFERENCES
Baskakov, N.A. (1981). Altayskaya sem'ya yazykov i eyo izuchenie [Altay Family of Languages and its Study]. M., Nauka.
Baskakov, N.A. (1966). Altajskij yazyk [The Altay Language]. Yazyki narodov SSSR. T. 2: Tyurkskie yazyki [Languages of the Peoples of the USSR. Vol. 2: Turkic languages] (pp. 506-522). Moscow.
Belovolova, S.P. (2001). Etnopedagogicheskaya kul'tura altajcev [Ethno-Pedagogical Culture of Altaians] (Doctoral Thesis). Novosibirsk: Novosibirskij gos. ped. universitet.
Evstigneev, Yu.A. (2008). Rossija: korennye narody i zarubezhnye diaspory: kratkaya etnois-toricheskaya spravka [Russia: Indigenous Peoples and Foreign Diasporas: Quick Ethnohis-torical Guide]. Saint-Petersburg: Asterion.
Kasenova, N.N. (2016). Formirovanie kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya u predstavi-telej korennyh narodov Sibiri v processe ih professional'noj podgotovki v pedagogicheskom vuze [Formation of the Culture of Interethnic Communication Among Representatives of the Indigenous Peoples of Siberia in the Process of their Professional Training in a Pedagogical University] (PhD Thesis). Moscow.
Ogloblin, N.N. (Ed.) (1895). Obozrenie stolbcov i knig Sibirskogo prikaza (1592-1768 gg.) Ch. 1-4. Dokumenty voevodskogo upravleniya [Review of Columns and Books of the Siberian Order (1592-1768). Ch. 1-4: Documents of the Voivodeship Administration]. Moscow: Universal'naya tipografiya.
Ojnotkinova, N.R. (2012). Altajskieposlovicy ipogovorki:poetika ipragmatika zhanrov [Altay Proverbs and Sayings: Poetics and Pragmatics of Genres]. Novosibirsk: In-t filologii SO RAN.
Potapov, L.P. (1969). Etnicheskij sostav i proiskhozhdenie altajcev: istoriko-etnograficheskij ocherk [Ethnic Composition and Origin of the Altaians. Historical and Ethnographic Essay]. Leningrad: Nauka.
Potapov L.P. (1972) Tubalary Gornogo Altaya [Tubalars of the Altai Mountains]. In Etnich-
eskaya istoriya narodov azii [Ethnic History of the Peoples of Asia] (pp. 52-66). Moscow: In-t etnografii AN SSSR.
Razmeshchenie naseleniya korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii (2010). [Placement of the population of indigenous small-numbered peoples of the Russian Federation]. Rosstat [Federal State Statistics Service]. Available at: https://gks.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-19.pdf
Funk, D.A., Aksyanova, G.A., Valeev, F.T.-A., et al. (2006). Tyurkskie narody Sibiri [The Turkic peoples of Siberia]. Moscow: Nauka.
Chemchieva, A.P. (2015). Razvitie indigennogo turizma v Rossii [Development of indigenous tourism in Russia]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State University], 4-1 (64), 44-48.
Chihachev, P.A. (1974). Puteshestviya v Vostochnyj Altaj [Travel to the Eastern Altai]. Moscow: Nauka.
Shatinova, N. I. (1981). Sem'ya u altajcev [The family of the Altaians]. Gorno-Altaisk: Gor-no-Altajskoe otdelenie Altajskogo knizhnogo izd-va.
Shatygin,V.V. (Ed.) (2001). Chaptynov. Gorno-Altaisk: Gorno-Altajskaya respublikanskaya tipografiya.
Yadrincev, N.M. (1882). Sibir' kak koloniya. K yubileyu trehsotletiya [Siberia as a colony. To the anniversary of the tercentenary]. St. Petersburg.
Hinch, T., & Butler, R. (2007). Introduction: revisiting common ground. In Tourism and indigenous peoples (pp. 19-30). Routledge.