Теория и практика общественного развития. 2022. № 3. С. 33-39. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 3. P. 33-39.
Научная статья УДК 316.354
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.3.4
Роль общественных объединений в формировании активной гражданской позиции молодёжи
Наталья Николаевна Пшеничная1, Юрий Васильевич Коврижных2
1,2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
■pshenichnaya@bsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8970-962X 2kovrizhnykh@bsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5223-6379
Аннотация. Статья раскрывает роль общественных объединений в становлении гражданской позиции молодежи. Эмпирическую базу статьи составили результаты авторского социологического исследования «Проблемы и противоречия воспроизводства культурного капитала институтов гражданского общества в регионе». В результате исследования выявлен низкий показатель гражданской активности молодежи в Белгородской области. Это объясняется не только общей социально-политической пассивностью большей части молодежи, но и тем, что многие общественные объединения не отражают их интересы, либо не могут адекватно информировать о своей деятельности. Подчеркивается, что в настоящее время в регионе целесообразно увеличить долю вовлечения студентов в реализацию социальных, творческих и иных проектов, что позволит хотя бы частично усилить влияние общественных объединений на формирование осознанного участия молодежи в жизни общества.
Ключевые слова: гражданское общество, общественные объединения, молодежные общественные объединения, гражданская позиция, активная гражданская позиция, молодёжь, студенты
Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-90013.
Для цитирования: Пшеничная Н.Н., Коврижных Ю.В. Роль общественных объединений в формировании активной гражданской позиции молодёжи // Теория и практика общественного развития. 2022. № 3. С. 33-39. https://doi.org/10.24158/tipor. 2022.3.4.
Original article
The role of public associations in formation of the civic position of youth
Natalya N. Pshenichnaya1, Yuriy V. Kovrizhnykh2
12Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia 1pshenichnaya@bsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8970-962X 2kovrizhnykh@bsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5223-6379
Abstract. The authors reveal the role of public associations in the formation of the civic position of youth. The empirical base of the article are the results of the authors' sociological study "Problems and contradictions in the reproduction of the cultural capital of civil society institutions in the region". The study revealed a low indicator of youth civic engagement in the Belgorod region. This situation can be explained not only by the general sociopolitical passivity of most of the youth, but also by the fact that many public associations do not reflect their interests, or cannot adequately inform about their activities. The authors emphasize that at present it is advisable to increase the proportion of students involved in the implementation of social, creative and other projects in the region, which will at least partially strengthen the influence of public associations on the formation of conscious participation of young people in society.
Keywords: civil society, public associations, youth public associations, civil position, active citizenship, youth, students
Funding: the study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project No. 20-311-90013.
For citation: Pshenichnaya, N.N. & Kovrizhnykh, Yu.V. (2022) The role of public associations in formation of the civic position of youth. Theory and Practice of Social Development. (3), 33-39. Available from: doi: 10.24158/ti-por.2022.3.4 (In Russian).
© Пшеничная Н.Н., Коврижных Ю.В., 2022
Деятельность общественных объединений основана на твёрдой правовой базе, базисом которой является Конституция РФ. Именно в ней закреплено, что каждый гражданин вправе создать объединение, в том числе для защиты своих трудовых прав (Агишев, 2018). Вместе с тем, никто не имеет права принуждать вступать в какие-либо объединения. Из смысла основного закона следует, что все общественные объединения равны перед законом и в своей деятельности не должны допускать дискриминации или ущемления какой-либо общественной группы1. Положения Конституции развиваются в отраслевых нормативно-правовых актах, в частности, в Гражданском кодексе, Федеральном законе «О некоммерческих организациях», Федеральном законе «Об общественных объединениях».
Тем не менее, далеко не все жители нашей страны представляют себе, что же такое общественное объединение, значит, далеко не все осознают их роль в нашей жизни. Так или иначе, общественные организации находятся ближе к гражданам, чем кажется, и зачастую влияют на повседневную жизнь. В Федеральном законе «Об общественных объединениях» под общественным объединением «понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей...»2. Целью деятельности таких организаций является представление интересов граждан и защита их прав. Такие организации позволяют гражданам выражать свою гражданскую позицию, причём делать это в цивилизованных, мирных формах. А.Г. Гюлджян определяет, что «гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности» (Гюлджян, 2019). Задача становления активной гражданской позиции личности у Т.В. Шабановой «связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами» (Шабанова, 2015).
В условиях быстро меняющегося мира крайне важно вовлечь молодёжь в социальную активность, привить общечеловеческие ценности. Именно молодое поколение, в силу своего возраста, является наиболее активной общественной группой, поэтому является социальной базой для общественных объединений.
А.С. Голобоков и Е.А. Авадень, говоря о роли молодежных общественных объединений в современной России, отмечают: «.сегодня молодежные общественные объединения имеют многообразные формы, выступая в роли начала и элемента социальной инфраструктуры общества, занимающегося удовлетворением потребностей молодежи в решении ее разнообразных проблем» (Голобоков, Авадень, 2017).
Е.Н. Коренева, М.Н. Киреев и Н.В. Киреева считают, что «общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность должна быть направлена на повышение социальной активности молодого поколения, развитие толерантности в молодежной среде; получение молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь; участие молодежи в выработке и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления, через работу в общественно-государственных структурах всех уровней, через развитие студенческого самоуправления; создание привлекательных моделей позитивной деятельности и вовлечение в нее молодежи» (Коренева и др., 2015).
О.Б. Бакиров отмечает, что «становление активной гражданской компетенции молодежи представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни» (Бакиров, 2020).
Можно ли сказать, что современная молодежь осознанно и активно участвует в жизни общества, имеет активную гражданскую позицию? В.В. Грибанов и Г.И. Грибанова в своих работах отмечали: «включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет возможности усвоения социальных ценностей, сферу их социального общения, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный
1 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2 Об общественных объединениях : от 19.05.1995 N 82-ФЗ : федер. закон (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем» (Грибанов, Грибанова, 1991). Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития. Этими обстоятельствами обусловлена важность изучения данной темы, её научная и прикладная разработка.
Эмпирической базой для изучения роли общественных объединений в становлении гражданской позиции молодежи в Белгородской области послужили результаты социологического исследования «Проблемы и противоречия воспроизводства культурного капитала институтов гражданского общества в регионе», которое было проведено авторами в период с сентября по октябрь 2021 года среди населения Белгородской области. Исследование осуществлялось методом анкетного опроса (п = 500). Для проведения опроса населения использовалась квотная выборка. Признаками квотирования выступают: место проживания, пол и возраст. Так как «молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет)» (Ильинский, Луков, 2016), в статье использованы результаты данного исследования по возрастной группе от18 до 29 лет (п = 200).
В целом, по результатам опроса, молодёжь, проживающая как в городах, так и в посёлках, сёлах, хуторах, деревнях, в общих чертах знакома с деятельностью общественных объединений (11 % выбрали вариант «да, знаю, хорошо» и 63 % - «да, знаю в общих чертах» (см. Рис. 1).
Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы о деятельности общественных объединений в регионе?», %
Большую часть информации респонденты получили из интернет-ресурсов: так ответило 44 % из числа опрошенных (см. Рис. 2). Такой показатель говорит о том, что несмотря на то, что далеко не все молодые люди являются членами таких объединений, они так или иначе осведомлены о проводимых мероприятиях. Это очевидно, ведь молодежь гораздо активнее пользуется интернетом и социальными сетями и менее подвержена государственной телевизионной пропаганде. Несмотря на это, стоит предположить, что интернет-площадка - не самый мощный инструмент для формирования гражданской позиции, в отличие от личного участия в деятельности общественного объединения. Всего 10 % из числа опрошенных имеют личный опыт участия в общественных объединениях. Данный показатель может означать, что молодежь Белгородской области имеет низкую социальную активность или же молодые люди просто не имеют представления о видах общественных объединений, что вполне вероятно.
Затрудняюсь ответить -
Да, знаю хорошо -
11
Да, знаю в общих чертах -63
Из личного опыта (принимал/принима
От родственников, знакомых -
12
Получал/получала помощь -1
Из СМИ - 12
Из интернета - 44
Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос: «Из какого источника Вы получили информацию об их деятельности?», %
В силу однобокости информированности молодежи об общественных объединениях 45 % респондентов затруднились в ответах назвать формы участия в их деятельности (см. Рис. 3). Только 37 % из числа опрошенных участвовали в мероприятиях и благотворительных акциях или пробовали себя в роли волонтеров.
Рисунок 3 - Распределение ответов на вопрос: «Если Вы принимали участие в деятельности общественных объединений,
то в какой форме?», %
Большинство респондентов отметило значимость вклада общественных объединений в развитие культуры (83,8 %), защиту прав и законных интересов граждан (80,4 %), решение общественных проблем (82,8 %) (см. Рис. 4). Такие ответы могут быть вызваны тем, что популярная у молодежи интернет-платформа позволяет политикам, активистам и журналистам получать доступ к миллионам молодых россиян по всей стране в обход телеканалов, контролируемых государством. Интернет-сообщества для них становятся основным источником передачи ценностей, норм, новостей и идей.
Денежные взносы или иная
Распространял/распространяла информацию об их деятельности - 8
50
48,5
46,6
46,1
40 30 20 10 0
14,2
11,8 11,3
13,9 4,4
^ III10 I III10
3,9
в решение в защиту интересов в развитие культуры общественных и прав граждан проблем
Да "Скорее да "Скорее нет Нет "Затрудняюсь ответить
Рисунок 4 - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, общественные объединения вносят вклад: в развитие культуры, защиту прав и интересов граждан, решение общественных проблем?», %
Положительно то, что респонденты считают участие в деятельности общественных объединений показателем наличия гражданской позиции (см. Рис. 5). Предположительно, молодежь не осознает значение своего участия в жизни общества, как следствие - низкий показатель активной гражданской позиции.
Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что участие в деятельности общественных объединений является показателем наличия гражданской позиции?», %
Таким образом, молодежь Белгородской области считает, что общественные объединения вносят вклад в развитие культуры, защиту прав и законных интересов граждан, решение общественных проблем и становление гражданственности. Но в силу информационной однобокости для них характерно слабое понимание видов общественных объединений и, как следствие, выявлен показатель низкой вовлеченности участия в них. Поскольку деятельность общественных объединений, а тем более объединений молодёжной направленности, носит массовый характер, охватывает большое количество людей, то они, безусловно, являются важным фактором в формировании
гражданской позиции молодых людей. Общественным объединениям стоит расширить и дополнить существующие различные площадки информированности. Очевидно, имея доступ к более разнообразным источникам информации, молодежь будет лучше осведомлена о ситуации в регионе и, соответственно, показатели гражданской активности будут выше. Очень важно развивать иные каналы связи, кроме интернет-ресурсов, для того, чтобы расширить палитру социальных связей молодых людей. Например, можно организовать вовлечение студентов в реализацию социальных, творческих и иных проектов, результатами реализации которых станут:
• включенность молодежи г. Белгорода и Белгородской области в проектирование и реализацию изменений социокультурной сферы Белгородской области;
• приобщение молодого поколения к решению общественно значимых проблем;
• увеличение доли студентов, вовлеченных в реализацию социальных, творческих и иных проектов.
Список источников:
Агишев, РА. Правовое регулирование взаимодействия общественных объединений и органов государственной власти в сфере защиты прав человека // Базис. 2018. № 2 (4). С. 81 -86.
Бакиров, О.Б. Формирование активной социальной гражданской компетентности у подростков, склонных к преступности и правонарушениям // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 8. С. 38-41.
Голобоков, А.С., Авадень Е.А. Роль молодежных общественных объединений в современной России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. T. 6. № 2 (19). С. 305-308. Грибанов, В.В., Грибанова Г.И. Самодеятельные молодежные. Л., 1991. 310 с.
Гюлджян, А.Г. Роль общественных организаций в реализации социальных прав граждан // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 228-229.
Ильинский, И.М. Луков В.А. О перспективах развития организованного молодежного движения в России (социально-философские, социологические, политико-правовые аспекты) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 5-28. https://doi.org/10.17805/zpu.2016.1.1.
Коренева, Е.Н., Киреев М.Н., Киреева Н.В. Деятельность региональных общественных объединений по формированию социальной активности молодежи // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 1. С. 259-262.
Шабанова, Т.В. Гражданская позиция как фактор социализации личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 44. С. 129-131.
References:
Agishev, R.A. (2018) Legal regulation of public associations and public authorities interaction in the sphere of human rights protection. Basis. (2). 81-86. (In Russian)
Bakirov, O.B. (2020) Formirovaniye aktivnoy sotsial'noy grazhdanskoy kompetentnosti u podrostkov, sklonnykh k prestupnosti i pravonarusheniyam Formation of active social civic competence in adolescents prone to crime and delinquency. Collections of conferences of the Sociosphere Research Center. (8). 38-41. (In Russian)
Golobokov, A.S., Avaden, E.A. (2017) The role of youth public associations in modern Russia. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. (2). 305-308. (In Russian)
Gribanov, V.V., Gribanova, G.I. (1991) Samodeyatel'nyye molodezhnyye [Active youth]. Leningrad: Mysl. (In Russian) Gyuldzhyan, A.G. (2019) Rol' obshchestvennykh organizatsiy v realizatsii sotsial'nykh prav grazhdan [The role of public organizations in the implementation of social rights of citizens]. Molodoy uchenyy [Young scientist]. (52). 228-229. (In Russian)
Ilinskiy, I.M., Lukov V.A. (2016) On the prospects of organized youth movement in Russia (socio-philosophical, sociological, political and legal aspects). Knowledge. Understanding. Skill. (1). 5-28. Available from: https://doi.org/10.17805/zpu.2016.1.1. (In Russian)
Koreneva, E.N., Kireev M.N., Kireeva N.V. (2015) Deyatel'nost' regional'nykh obshchestvennykh ob"yedineniy po formirovaniyu sotsial'noy aktivnosti molodezhi [Actions of regional public associations to form the social activity of youth]. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. (1). 259-262. (In Russian)
Shabanova, T.V. (2015) Grazhdanskaya pozitsiya kak faktor sotsializatsii lichnosti [Citizenship as a factor in the socialization of the individual]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application]. (44). 129-131. (In Russian)
Информация об авторах
Н.Н. Пшеничная - аспирант кафедры социальных технологий и государственной службы Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1109546.
Ю.В. Коврижных - доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=345686.
Information about the authors N.N. Pshenichnaya - PhD student, Social Technologies and Public Service Department, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1109546.
Yu.V. Kovrizhnykh - Associate Professor, Social Technologies and Public Service Department, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=345686.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.01.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.02.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 01.03.2022.