Р. У. Богданова
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дополнительное образование детей реализуется в разных образовательных пространствах. Развитие этого вида образования детей требует научно-методического и кадрового обеспечения. Существенную роль в решении этой задачи играют образовательные организации высшего образования. В статье раскрываются четыре основных аспекта их деятельности: проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблемам дополнительного образования детей; реализация образовательных программ подготовки кадров для системы этого вида образования; координация подготовки вожатских кадров и их сопровождения для создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления; осуществление научно-методического сопровождения деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, образовательные организации высшего образования, научно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение.
R. Bogdanova
THE ROLE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM FOR CHILDREN
Additional education for children is carried out in a variety of educational spaces. Further development of this type of education activity for children is a complicated task that requires scientific and methodical support and human resources, and higher education institutions play an essential part in the completion of this task. Four main aspects of their activity are revealed in the article, i. e. fundamental and applied research on the issues of additional education for children resulting in specific training program design, coordination of youth leader and counsellor training and support in order to createa positive educational environment in various educational spaces, organisation of rest and recreation for children, and, finally, the implementation of scientific and methodical support of additional education activities for children on the organisational level.
Keywords: additional education of children, educational organizations of the higher education, scientific and methodical providing, staffing.
Сегодня дополнительное образование детей реализуется в разных образовательных пространствах: в образовательных организациях дополнительного образования детей, в отделениях дополнительного образования детей общеобразовательных учреждений, в организациях детского отдыха и их оздоровления, учреждениях физической культуры и спорта, учреждениях культуры, в клубах по месту жительства. Развитие этого вида образования детей требует не
только нормативно-правового, информационного, материально-технического, финансового, но и научно-методического, а также кадрового обеспечения. Образовательные организации высшего образования (далее — ООВО) играют существенную роль прежде всего в научно-методическом и кадровом обеспечении дополнительного образования детей.
Можно выделить несколько аспектов в решении ООВО этой задачи.
Первый аспект. ООВО как ведущие научно-исследовательские центры занимаются проведением фундаментальных и прикладных исследований по проблемам дополнительного образования детей. Прежде всего, это диссертационные исследования на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук. Они посвящены самым разным исследовательским проблемам. В центре внимания исследователей находятся ребенок, педагог, педагогические условия решения многообразных профессиональных задач в системе дополнительного образования, проблемы управления этим видом образования на разных уровнях и др.
Приведу примеры тем научных исследований, выполненных на базе разных ООВО в разные годы: «Развитие познавательных интересов подростков средствами дополнительного образования в школе» (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена), «Развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования как условие творческой самореализации детей и подростков» (Ульяновский государственный университет), «Педагогические основы развития системы дополнительного образования детей в полинациональном регионе» (Ставропольский краевой институт), «Управление процессом модернизации в системе дополнительного образования детей» (Волгоградский государственный педагогический университет), «Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей» (Московский педагогический государственный университет), «Профессионализм педагогов дополнительного образования детей и условия его развития» (Уральский государственный университет им. А. М. Горького), «Управление социокультурным развитием учреждения дополнительного образования детей» (Челябинская государственная академия культуры и искусств).
На современном этапе существенное влияние на развитие дополнительного образования детей оказывают результаты выпускных магистерских диссертаций, выполняемых в рамках освоения магистрантами различных образовательных программ, направленных на подготовку специалистов для системы дополнительного образования. Например, магистранты образовательной программы «Дополнительное образование детей», реализуемой в РГПУ им. А. И. Герцена с 2003 года, за 2017-2018 годы выполнили исследовательские работы на такие актуальные темы, как «Техническое творчество в дополнительном образовании как фактор ориентации школьников на инженерные профессии», «Методическое обеспечение реализации педагогом программы дополнительного образования детей», «Выбор содержания и форм поддержки детских инициатив в дополнительном образовании», «Подготовка педагога дополнительного образования к деятельности по развитию социальной активности подростков», «Возможности дополнительного образования в патриотическом воспитании детей», «Организация самодеятельных туристских путешествий как формы дополнительного образования», «Школьный музей как форма дополнительного образования детей», «Организация методической деятельности в школьном отделении дополнительного образования», «Возможности реализации педагогических идей З. Я. Ко-рогодского в деятельности детских театральных коллективов».
В этих исследованиях, выполненных практическими работниками системы дополнительного образования под руководством научных руководителей — специалистов высшей школы, решаются исследовательские задачи, связанные с реальными аспектами развития дополнительного образования детей в разных образовательных пространствах, даются практико-ориенти-рованные рекомендации по научно обоснованным способам решения проблем системы
дополнительного образования детей. Важно, что результаты этих исследований изменяют практику работы конкретных образовательных организаций этого вида образования и повышают уровень профессиональных компетенций специалистов, их выполнивших.
Также все чаще имеет место выполнение прикладных исследований как неотъемлемой составляющей деятельности различных образовательных организаций в процессе осуществления в них опытно-экспериментальной работы, реализации программ развития. Предметом таких исследований выступает реальное состояние тех или иных аспектов деятельности субъектов дополнительного образования детей. Можно выделить следующие направления прикладных исследований:
- создание разнообразных условий в образовательных организациях дополнительного образования детей для достижения основных целей этого вида образования;
- становление, образование (обучение, воспитание, развитие) личности ребенка в образовательных организациях дополнительного образования детей;
- педагогический потенциал различных организационных форм дополнительного образования детей;
- развитие личности педагога системы дополнительного образования детей;
- взаимодействие (взаимосвязь) школьного и дополнительного образования детей.
В этих исследованиях практические работники при содействии ученых — научных руководителей и консультантов из ООВО ищут ответы на различные вопросы [3]. Приведу примеры вопросов, касающихся ребенка и педагога дополнительного образования детей. Если говорить о ребенке, то практиков интересует следующее.
Современные дети, занимающиеся в образовательных организациях дополнительного образования, — какие они? Каков их внутренний мир: о чем они мечтают, чем дорожат, к чему стремятся, кто для них
наиболее значим, какие личностные проблемы их волнуют? Почему они пришли заниматься на ту или иную программу дополнительного образования? Что умеют эти дети? Как они общаются между собой и взрослыми? Какой деятельностью предпочитает заниматься современный ребенок? Как эти предпочтения меняются с возрастом? Насколько на этот выбор влияют родители, сверстники, учителя? Как меняется ребенок в процессе освоения программы дополнительного образования детей? Как влияет на становление личности ребенка его участие в социальном творчестве? Как в системе дополнительного образования могут быть расширены возможности старшеклассников для профессионального самоопределения? Каковы особенности развития одаренного ребенка в дополнительном образовании? А ребенка с задержкой в развитии? Имеют ли какие-либо негативные последствия для ребенка занятия дополнительным образованием? Если да, то какие именно? Можно ли их избежать? Если да, то как? Существуют ли противоречия между становлением школьника в дополнительном и школьном образовании? В чем они состоят? Как могут быть разрешены? В чем заключается психолого-педагогическое сопровождение развития современного ребенка в дополнительном образовании?
Не меньший интерес проявляют исследователи-практики и к личности педагога дополнительного образования. Их волнует следующее. В системе дополнительного образования развиваются только дети или же и педагоги? Что значит развивать личность педагога дополнительного образования детей? От кого зависит его личностное и профессиональное развитие? Что является определяющим условием такого развития педагога? Участие в инновационной деятельности в сфере дополнительного образования детей? Повседневное взаимодействие с воспитанниками? Профессиональное общение с коллегами? Что-то еще?
Какие факторы влияют на развитие педагога дополнительного образования? Какова роль в этом самообразования? Каковы его формы и содержание? Как соотносятся личностное и профессиональное развитие личности педагога дополнительного образования и развитие занимающихся у него детей? Какие изменения происходят в деятельности специалистов системы дополнительного образования детей с введением профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»? В какой помощи в связи с этим они нуждаются и как ее оказать?
В т о р о й а с п е к т — это реализация образовательных программ подготовки кадров для системы дополнительного образования детей в системе многоуровневого образования.
Прежде всего, это подготовка бакалавров для системы дополнительного образования. Так, например, в РГПУ им. А. И. Герцена такая образовательная программа реализуется уже около 15 лет. В течение этих лет она изменялась и совершенствовалась в соответствии с федеральными образовательными стандартами разных поколений. Программа «Дополнительное образование. Воспитательная работа» направлена на подготовку специалистов в области воспитания нового типа: обладающих фундаментальной подготовкой в области гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии, педагогики; готовых к решению нестандартных воспитательных задач; владеющих современными технологиями воспитания, работы с детьми разного возраста, социального статуса, культур, национальностей, религий. Содержательной основой программы выступают профессиональные задачи в сфере воспитания детей, определенные Стратегией развития воспитания в Российской Федерации [1], а также профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Россий-
ской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н [2]. Образовательный процесс организуется в различных формах и с помощью разнообразных методов обучения. Ведущими являются такие формы и методы, как проектная работа, выполнение учебных исследований, дискуссии, деловые игры, групповая работа, тренинги, проектные мас-терские, дистанционная поддержка самостоятельной работы студентов, рефлексия освоения программы. Программа внеучеб-ной работы предполагает участие в деятельности разных сообществ. Студенты смогут принять участие в работе учебной методической лаборатории развития воспитательной деятельности в системе непрерывного образования, действующей в институте педагогики. В процессе обучения студент получит опыт исследовательской деятельности, принимая участие в исследованиях по проблемам развития системы воспитания и дополнительного образования детей.
Далее. Сегодня существенно расширяется спектр магистерских программ, в том числе и обеспечивающих подготовку кадров для системы дополнительного образования детей. Их особенность в том, что обучающимися становятся практики, нередко с большим стажем работы. Освоение магистерских программ не только существенно повышает уровень профессиональных компетенций этих специалистов, но и способствует развитию деятельности тех образовательных организаций, где они работают. Например, в РГПУ им. А. И. Герцена уже почти 15 лет реализуется магистерская программа «Дополнительное образование детей». Цель данной программы — содействие развитию у магистранта профессиональной компетентности, проявляющейся в его умении решать профессиональные задачи методиста дополнительного образования детей, связанные с научно-методическим обеспечением и сопровождением образовательного процесса и развития этой системы в определенном пространстве, на
основе компетентностей, сформированных на предшествующих этапах образования. В процессе обучения используются активные и интерактивные формы: работа в творческих группах, дискуссия, методические тренинги, мозговой штурм, проектные и информационные технологии. Содержание научно-исследовательской работы магистрантов определяется актуальными проблемами развития системы дополнительного образования в соответствии с Федеральной программой развития этого вида образования. Обучающиеся выполняют исследования в области дополнительного образования детей и работают над магистерской диссертацией под руководством ведущих профессоров и доцентов кафедры педагогики. На сегодняшний день ее окончили более 100 обучающихся, ставших специалистами, которые способны решать профессиональные задачи в области методической деятельности в соответствии с современными требованиями. Многие из них стали лидерами этой сферы образования.
Еще одним уровнем образования явилась подготовка кадров высшей квалификации по образовательным программам в аспирантуре и докторантуре в очной и заочной формах. Такая подготовка специалистов для системы дополнительного образования детей осуществляется прежде всего по таким специальностям, как 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.02 — «Теория и методика обучения и воспитания», 13.00.05 — «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности».
Многие ООВО предлагают сегодня практикам принять участие в программах повышения квалификации для различных категорий работающих в системе дополнительного образования. Это программы разной продолжительности, очные, очно-заочные, дистанционные. Например, в РГПУ им. А. И. Герцена реализуются следующие программы: «Проектирование дополнительной общеобразовательной программы
дополнительного образования детей»; «Совершенствование профессионально-исполнительской компетенции преподавателей учреждений дополнительного образования и средних профессиональных образовательных учреждений»; дополнительная профессиональная программа повышения квалификации преподавателей образовательного модуля «Основы вожатской деятельности», «Дебаты в воспитательной деятельности в средней школе», «Профилактика наркозависимости в молодежной среде», «Организация социального проектирования в среде студенческой молодежи» и др.
В связи с введением профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» становятся все более востребованными образовательные программы переподготовки кадров. Они направлены на переподготовку как педагогов, так и методистов, руководителей образовательных организаций дополнительного образования детей. Например, в РГПУ им. А. И. Герцена реализуются такие программы, как «Детский фитнес», «Литературное мастерство», «Олигофренопедагогика», «Преподавание музыкальных дисциплин в профессиональных образовательных учреждениях», «Управление образованием» и др.
На современном этапе развития образования возникают новые формы взаимодействия ООВО с другими организациями работодателей при реализации программ подготовки специалистов. Это создание на их территории базовых кафедр. Так, по предложению МДЦ «Артек» с 2017 года открыты базовые кафедры, которые реализуют магистерские образовательные программы для работающих в Артеке. Первыми партнерами стали Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Новосибирский государственный педагогический университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и Московский
городской педагогический университет. В течение следующих трех лет планируется открыть тридцать магистратур, базовых кафедр по специальностям, которые относятся к педагогике. В настоящее время уже реализуются такие магистерские программы, как «Педагогическая психология» (Психолого-педагогическое направление), «Менеджмент в образовании» (Педагогическое направление), «Менеджмент в дошкольном образовании» (Педагогическое направление) и др.
Т р е т и й а с п е к т. Сегодня большое внимание уделяется координации подготовки вожатских кадров и их сопровождения, созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления. Особое место в этом занимает работа, направленная на подготовку вожатых к воспитательной деятельности в школе, в организациях детского отдыха и оздоровления детей в контексте программ и проектов Российского движения школьников (проект «Всероссийская школа вожатых»). На базе ведущих ООВО, реализующих образовательные программы педагогической направленности, в каждом федеральном округе (далее — ФО) создан окружной координационный центр подготовки вожатых. Перечислю эти ООВО. В Северо-Западном ФО — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, в Дальневосточном ФО — Тихоокеанский государственный университет, в Уральском ФО — Уральский государственный педагогический университет, в Северо-Кавказском ФО — Ставропольский филиал Московского государственного педагогического университета, в Приволжском ФО — Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, в Южном ФО — Волгоградский государственный социально-педагогический университет, в Сибирском ФО — Новосибирский государственный педагогический университет. Федеральным координационным центром
является Московский педагогический государственный университет. Окружные центры решают такие задачи, как отработка механизмов взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, вузов/сузов, школ, региональных отделений Российского движения школьников на уровне округа по вопросам внедрения модели создания воспитывающей среды в общеобразовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, подготовки во-жатских кадров в своем ФО; координация процессов организационно-методического сопровождения педагогических практик студентов в общеобразовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе во взаимодействии РДШ в ФО; отработка содержания и механизмов взаимодействия с ссузами по подготовке и сопровождению вожатских кадров в ФО; информационно-медийное сопровождение подготовки вожатских кадров, воспитательной работы, реализации модели воспитывающей среды в ФО; тиражирование лучших практик подготовки вожатских кадров, реализации модели в ФО; проведение мониторингов по оценке эффективности внедрения и реализации модели воспитывающей среды в общеобразовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления в ФО и другие.
Четвертый аспект. В 90-е годы ХХ века возник и продолжает действовать по сей день институт научных руководителей и консультантов, которые в разных формах осуществляют научно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей. Именно эти ученые в значительной степени способствуют обеспечению опережающей функции науки в образовательных организациях. Три основные задачи призваны решать научные руководители/консультанты сов-
местно с администрацией образовательной организации:
• стимулировать осознание необходимости обновления;
• способствовать созданию нового видения;
• создать условия для того, чтобы сделать новое видение реальностью.
Проведенный нами анализ деятельности научных руководителей/консультантов в системе дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о том, что они выполняют такие основные функции, как информационно-просветительская, ценност-но-ориентационная, аналитико-экспертная, прогностическая, программно-проектирующая, организационно-деятельностная. Раскроем содержание выполнения названных функций.
1. Информационно-просветительская:
- информирование педагогов дополнительного образования детей об отдельных направлениях философии образования, о концепциях гуманистической психологии, основах теоретической педагогики, которые могут повлиять на изменение педагогического мышления практиков;
- обсуждение с педагогами актуальных психолого-педагогических и социологических исследований с точки зрения использования их результатов в практике работы образовательной организации дополнительного образования детей;
- ознакомление педагогов с традициями и современными тенденциями развития системы образования в России, основными задачами работы педагогических коллективов своего региона.
2. Ценностно-ориентационная:
- объяснение и культивирование нового, отличного от традиционно распространенного понимания сущности образования и пространства педагогической деятельности;
- обсуждение (коллективное и индивидуальное) насущных проблем деятельности педагога с точки зрения изменения образо-
вательной парадигмы на современном этапе, реформирования системы образования в России;
- организация коллективного анализа деятельности образовательной организации дополнительного образования детей (отдельных мероприятий) с позиций провозглашенных ценностей коллектива;
- стимулирование внутренней мотивации педагогов дополнительного образования детей к постоянному совершенствованию собственной профессиональной деятельности.
3. Аналитико-экспертная:
- знакомство с информацией о деятельности образовательной организации дополнительного образования детей, социокультурной среде;
- проблемный анализ состояния развития образовательной организации дополнительного образования детей; выявление противоречий, проблем с объяснением причин существования каждой из них;
- анализ имеющихся условий для функционирования и развития образовательной организации дополнительного образования детей — кадровое обеспечение, научно-методическое, материально-техническое, финансовое, мотивационное;
- экспертиза разработанных программ, проектов, отдельных направлений деятельности школы по реализации ее планов;
- разработка рекомендаций по внесению корректив в деятельность образовательной организации дополнительного образования детей, школы в связи с результатами, полученными в ходе аналитико-экспертной работы.
4. Прогностическая:
- выполнение прогноза развития образовательной организации дополнительного образования детей;
- осуществление прогноза ожидаемых результатов планируемой деятельности;
- рекомендации по преодолению негативных последствий принимаемых к реализации проектов и программ.
5. Программно-проектирующая:
- научно-методическое сопровождение деятельности творческих групп администрации, педагогов при разработке ими программы развития образовательной организации дополнительного образования детей, реализующих ее проектов, образовательных и учебных программ и учебно -методических комплексов к ним;
- разработка стратегии и задач перехода к новому состоянию образовательной организации дополнительного образования детей, обобщенных моделей действий по их решению и обсуждение их на педагогическом совете;
- оказание научно-методической помощи при разработке плана практических действий образовательной организации дополнительного образования детей на текущий период;
- определение критериев и показателей эффективности работы образовательной организации дополнительного образования
детей по принятым целям и задачам, методик проверки их достижений.
6. Организационно-деятельностная:
- обучение педагогов дополнительного образования детей в различных формах (специальная образовательная программа, семинар, групповая и индивидуальная консультация и др.);
- работа с творческими группами по проблеме (как правило, экспериментальной);
- привлечение других специалистов -ученых для оказания консультативной помощи школе, координация их деятельности.
Таким образом, представленное нами содержание деятельности ООВО в сфере дополнительного образования детей свидетельствует о том, что эти организации играют существенную роль в научно-методическом и кадровом обеспечении дополнительного образования детей и вносят весомый вклад в развитие этого вида образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р, г. Москва. URL: https://rg.ru/ 2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 08.07.2019).
2. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Утвержден приказом Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н. URL: http://classinform.ru/profstandarty/01.003-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-i-vzroslykh. html (дата обращения: 08.07.2019).
3. Богданова Р. У. Научные исследования по проблемам дополнительного образования // Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2000. Гл. 7. С. 217-249.
REFERENCES
1. «Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda». Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 29 maya 2015 goda № 996-r, g. Moskva. URL: https://rg.ru/2015/06/08/ vospitanie-dok.html (data obrascheniya: 08.07.2019).
2. Professionalnyiy standart «Pedagog dopolnitelnogo obrazovaniya detey i vzroslyih». Utverzhden pri-kazom Ministerstva truda sotsialnoy zaschityi Rossiyskoy Federatsii ot 5 maya 2018 goda № 298n. URL: http://classinform.ru/profstandarty/01.003-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-i-vzroslykh.html (data obrascheniya: 08.07.2019).
3. Bogdanova R. U. Nauchnyie issledovaniya po problemam dopolnitelnogo obrazovaniya // Dopolnitelnoe obrazovanie detey: uchebnoe posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy / pod red. O. E. Lebedeva. M.: Vla-dos, 2000. Gl. 7. S. 217-249.