Научная статья на тему 'Роль образовательных институтов в формировании инновационной экономической сетевой среды'

Роль образовательных институтов в формировании инновационной экономической сетевой среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / EDUCATION INSTITUTIONS / СЕТЕВАЯ СРЕДА / NETWORK ENVIRONMENT / СЕТЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / NETWORK COOPERATION / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / INNOVATIVE ECONOMIC ENVIRONMENT / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / "E-LEARNING"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайбияйнен Д. А.

Сеть это структура, основанная на горизонтальной координации отношений экономических субъектов. Можно выделить два основных фактора развития образования. Это, во-первых, создание новой технологической и сетевой среды вокруг университетов, в которую входят сети сотрудничества на всех уровнях промышленности и образования. Во-вторых, это информатизация образования и использование новых электронных технологий в обучении, так называемого “E-learning”. Сетевая инновационная экономика создает новую социальную, техническую и экономическую среду, в которой функционирует современный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кайбияйнен Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль образовательных институтов в формировании инновационной экономической сетевой среды»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 334.012.44 Д. А. Кайбияйнен

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ФОРМИРОВАНИИ

ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЕТЕВОЙ СРЕДЫ

Ключевые слова: образовательные институты, сетевая среда, сетевые отношения, инновационная экономическая среда,

информатизация образования, "E-learning".

Сеть - это структура, основанная на горизонтальной координации отношений экономических субъектов. Можно выделить два основных фактора развития образования. Это, во-первых, создание новой технологической и сетевой среды вокруг университетов, в которую входят сети сотрудничества на всех уровнях промышленности и образования. Во-вторых, это информатизация образования и использование новых электронных технологий в обучении, так называемого "E-learning". Сетевая инновационная экономика создает новую социальную, техническую и экономическую среду, в которой функционирует современный университет.

Keywords: education institutions, network environment, network cooperation, innovative economic environment, informatization of

education.

Network is a structure based on horizontal coordination of economic subjects relations. We can emphasize two education development factors. Firstly, it is the creation of new technological and network environment around University which includes cooperation networks on all levels of industry and education. Secondly, it is informatization of education and the use of new E-learning technologies in training of students. The networked information economy and society present a new social, technical and economic environment within which the Engineering University functions.

Введение

Сетевые отношения прошли достаточно длительный путь своего развития в различных экономических системах. Существуют различные формы сетевых отношений, которые имеют одну и ту же суть. Сети - это определенные горизонтальные связи между субъектами экономики, обладающие своими особенностями и характеристиками.

Под сетью вообще понимается структура, основанная на отношениях горизонтальной координации элементов системы. Именно элементы системы, прежде всего, ее субъекты, изначально формируют качество экономических отношений, качество сетевых отношений. Эволюция форм сетевой организации тесным образом связана с эволюцией экономических субъектов, их экономического поведения.

Субъекты сетевой экономической среды -это экономические агенты, находящиеся между собой в равных отношениях без соподчинения, которые, на основе сетевых структур, обладают высокой самоорганизацией, что означает создание и развитие сетей «снизу вверх», а не «сверху вниз» со стороны правительств, министерств и других полномочных органов. Формирование такого качества взаимодействия обусловлено особенностями самих субъектов этих отношений [2].

Сетевая форма управления любой хозяйственной деятельностью, в том числе образовательной, отличается наличием прямых длительных связей между всеми участниками совместной деятельности. Создание такого рода связей требует либо компактного географического расположения участников, либо больших затрат ресурсов и времени на

организацию информационных каналов и обеспечение взаимопонимания участников.

В представленной работе мы проанализируем, какую роль играет образование и образовательный процесс в функционировании экономической сетевой среды и, наоборот, какое воздействие оказывает сетевая среда и использование сетевых технологий на развитие образования.

Сетевые информационные технологии в образовательном процессе

Сегодня вся экономическая деятельность (производство, распределение, обмен и потребление) переживает процесс глубокой трансформации, который мы можем резюмировать, начав с миграции от индустриальной экономики к новой структуре, характеризующейся преобладающей важностью информации, связей и потоков знаний [3]. Высшие учебные заведения сами преобразовывают экономическую среду вокруг них. В сочетании с коммерческими интересами, они могут непосредственно создавать рабочие места для региона или местности [1].

Концепция сетевой организации и сетевого взаимодействия поднимает серьезные вопросы, касающиеся актуальности традиционных фирменных основ экономики, а также функцию высшего образования в рамках экономической политики.

Сетевое экономическое общество ориентировано на взаимосвязи между узлами, в то время как традиционная экономика всегда была сосредоточена на самих узлах. Сетевая экономика и информационное общество представляет собой новую социальную, техническую и экономическую среду, в которой функционирует современный университет.

Основными факторами развития образования для подготовки высококвалифицированных специалистов для реального сектора экономики России можно назвать, во-первых, создание новой технологической и сетевой среды вокруг университетов, в которую входят сети сотрудничества на всех уровнях промышленности и образования. Во-вторых, это информатизация образования и использование новых электронных технологий в обучении студентов, которые смогут легко перешагнуть через старые пространственные ограничения и начать совместную работу над проектами с преподавателями и исследователями во всем мире, поскольку высшие учебные заведения создают вокруг себя сети, расположенные по всему миру.

Статья 15 Закона о Федеральном образования № 273 - ФЗ от 29.12.2012г определяет сущность сетей в образовании. Сетевая форма образовательных программ предоставляет студентам возможность развивать свои навыки, используя ресурсы нескольких организаций, занимающихся образовательной деятельностью, в том числе иностранных [6].

Сетевая организация учебно-

административного процесса современного высшего учебного заведения наследует все основные черты сетевой экономики.

Поскольку реализация информации происходит через сетевые структуры, информационному ресурсу вуза будут присущи все свойства сетевых благ, а именно:

• комплементарность, совместимость и стандартность;

• существенная экономия на масштабе производства;

• сетевые внешние эффекты [3].

Образование не может не участвовать в

процессе перехода к новой экономике, где кроме людей действуют совершенно новые участники -компьютеры, гаджеты и т.п. Классическое образование должно подстраиваться под сетевую модель. Из элементарных частей образовательного процесса -отдельных учебных курсов, изолированных рабочих мест преподавателей и студентов, системы управления учебным процессом и т.д. - в результате сетевого объединения вырастет новое качество системы получения знаний.

В настоящее время развитие сетевого образования демонстрируется бурным ростом системы дистанционного образования во всем мире, примерами этого процесса является создание открытых электронных университетов, «миграция» студентов и преподавателей (возможность обучаться и работать одновременно в разных учебных заведениях). Россия лишь недавно встала на путь сетевого образования и о достижении сетевого эффекта уже сейчас говорить еще преждевременно.

В образовательной сети происходит замещение физического контакта с преподавателем виртуальным общением, бумажных учебников — мультимедийными, привычных аудиторий — сетью Интернет [1].

Сетевые формы реализации образовательных программ

С другой стороны, наглядным примером развития сетевого образования является система кластерного развития и сетевого взаимодействия образовательных учреждений, которая становится в России все более и более актуальной.

С помощью развития кластеров университет иллюстрирует то, какое воздействие могут оказывать университеты на их окружение. Как пример, можно привести опыт Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). В настоящий момент в КНИТУ реализуются проекты пяти инжиниринговых компаний для обеспечения выполнения полного цикла работ. В создании этих центров примут участие как университет, так и промышленные и строительные компании для реализации крупных высокотехнологичных проектов.

Также КНИТУ реализует 17 коммерциали-зуемых проектов, для успешной деятельности которых создано более 30 малых инновационных предприятий. Их количество все растет и к 2019 году должно достичь 48 [4]. Студенты и аспиранты в рамках таких проектов получают прямой доступ к современному производственному оборудованию в университете. При этом весь производственный цикл предприятия по работе такого проекта сосредоточен в университете, и студенты соответствующих направлений подготовки принимают участие в этом процессе. [5]

Подготовке высококвалифицированных специалистов способствует также модель проектно-деятельностного образования. Для этого формируются специальные группы целевого обучения студентов для крупных отраслевых российских компаний. В 2012 году в КНИТУ был создан научно-производственный кластер, объединяющий учреждения среднего профессионального образования (СПО), университет и профильные предприятия нефтехимической отрасли Республики Татарстан. Сегодня в составе кластера КНИТУ внедряет модель сетевого взаимодействия учреждений СПО с базовыми предприятиями, в том числе дуальную (прак-тикоориентированную) систему подготовки будущих инженеров совместно с предприятиями. [6]

Таким образом, используя "инновационный пояс малых предприятий", модель проектно-деятельностного образования, сетевое взаимодействие с учреждениями среднего образования и профильными предприятиями в составе кластера, а также умело используя новые инновационные информационные технологии в образовательном процессе, университет может создать новый подход в подготовке конкурентоспособных высококвалифицированных кадров для будущего развития экономической сетевой среды.

Литература

1. Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург,

1-4 марта 2011 г.: в 2 ч. // ФГАОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-т". Екатеринбург, 2011. - Ч. 1. 318 с., Ч. 2. 290 с.

2. Дегтярева С.В. К вопросу об институциональных основах российской экономики. //Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия экономическая. Выпуск 89-1. - Донецк, 2005. С. 92-99.

3. Сетевая экономика и образование А.Е. Игнатьев, Н.А. Портнова Нижегородский коммерческий институт// Вестник экономики и финансов Нижегородского коммерческого института № 1(7)/62, 2005

4. Зиятдинова, Ю.Н. Зарубежный опыт коммерциализации научных исследований в области нанотехнологий (на примере государственного университета штата Нью-Йорк, г. Олбани, США) / Э.Э. Валеева, Ю.Н. Зиятдино-

ва // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - №9. - С. 739-742.

5. Кайбияйнен А.А. Пути совершенствования коммуникативных компетенций инженера // Вестник Казанского технологического университета: Т.16. № 16. -казань: Изд-во КНИТУ, 2013.- С 156-158

6. Л.В. Овсиенко И.В. Зимина, Н.Н. Клинцова, Ф. Мюллер. Сетевое взаимодействие в рамках социального партнерства, реализуемого научно-образовательным кластером // Высшее образование в России. № 12. 2013. - Изд-во Московского гос. ун-та печати - С. 55-59

© Д. А. Кайбияйнен - аспирант кафедры Экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, ассистент кафедры Государственного муниципального управления и социологии Казанского национального исследовательского технологического университета, начальник отдела академической мобильности Управления международной деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета, [email protected].

© D. A. Kaybiyaynen, post-graduate student at the department of Economic theory of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev, instructor at the department of State municipal management and sociology of Kazan National Research Technological University, head of Academic mobility office, International Affairs, Kazan National Research Technological University, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.