ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ КАК ФОРМА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ: ОПЫТ КНИТУ 1
СУХРИСТИНА Анна Сергеевна - ассистент, Казанский национальный исследовательский технологический университет. E-mail: [email protected]
ЗИЯТДИНОВА Юлия Надировна - канд. пед. наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет. E-mail: [email protected] КОЧНЕВ Александр Михайлович - д-р пед. наук, проф., проректор по учебно-методической работе, Казанский национальный исследовательский технологический университет. E-mail: [email protected]
АннотацияВ статье рассматривается процесс выстраивания международного образовательного сотрудничества в сетевом формате. Авторы характеризуют этапы создания зарубежного представительства вуза и модель сетевого взаимодействия в области образования на примере сотрудничества российского инженерного вуза с научно-образовательными центрами во Вьетнаме.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, международное сотрудничество, интернационализация высшего образования, представительство, Вьетнам
Для цитирования:: Сухртстина А.С., Зиятдинова Ю.Н, Кочнев А.М. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт КНИТУ // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 103-110.
С недавних пор внимание научной общественности привлекают вопросы сетевого взаимодействия в области образования - возможность объединить усилия различных образовательных институтов для повышения качества обучения. Одно из преимуществ такой формы сотрудничества -привлечение в учебный процесс ресурсов организаций, которые не осуществляют образовательную деятельность, что отвечает практико-ориентированному подходу к подготовке высококвалифицированных кадров. В последние годы появился ряд публикаций по этой тематике, в которых акцентируются разнообразные аспекты сетевого взаимодействия: взаимосвязь участников («акторов») сети, механизмы и принципы сотрудничества вузов с организациями среднего профессионального образова-
ния и школами, пути вовлечения университетов в региональные и национальные консорциумы и пр. При этом сетевая форма сотрудничества рассматривается как одно из направлений модернизации отечественного высшего образования, позволяющее расширить возможности образовательных учреждений и повысить уровень подготовки студентов [1].
Механизм моделирования сетевого взаимодействия предполагает реализацию следующих условий:
• заданный алгоритм эффективного функционирования модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
• методические основы сетевого взаимодействия как комплекса специально разработанных и применяемых на практике
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ «Проектирование и реализация модели сетевого взаимодействия региональных вузов России и Вьетнама с целью интернационализации инженерного образования», проект № 15-26-09001.
образовательных продуктов, моделей и программных средств;
• совокупность информационных образовательных ресурсов, включая дистанционное обучение;
• единая система мониторинга эффективности сетевого взаимодействия субъектов научно-образовательного процесса;
• практическая направленность сетевого взаимодействия для субъектов научно-образовательного процесса [2].
С каждым днем становится все более очевидно, что развитие национальных систем высшего образования, обособленное от глобальных процессов и тенденций и не зависящее от запросов мирового рынка труда, невозможно. Партнерами при реализации сетевых образовательных программ могут выступать какобразовательные организации Российской Федерации, так и зарубежные вузы, а также научные центры, медицинские, физкультурно-спортивные организации, учреждения культуры и прочие. И здесь сетевое взаимодействие переплетается с современной тенденцией интернационализации высшего образования, определяя возможность вузов повысить свою значимость в стране и за рубежом посредством создания стратегических парт-нерств, привлечения ведущих иностранных ученых и преподавателей, формирования сильных исследовательских команд и расширения спектра компетенции своих выпускников [3; 4]. Подготовка современных специалистов требуетусиления международного компонента в учебных программах и подразумевает развитие академических связей между образовательными организациями, возможность привлечения ресурсов сторонних учреждений при выполнении образовательных задач, а также использование опыта передовых университетов при разработке учебных планов и организации учебной деятельности [5]. Интернационализация высшего образования направлена на формирование у студентов набора компетенций, который позволит им продвигать
интересы страны на мировом уровне [6]. Она выступает в качестве одного из инструментов адаптации академического научно-образовательного пространства к реалиям нашего времени, представляя собой феномен, процесс и тенденцию развития высшего образования.
Таким образом, в контексте интернационализации высшего образования сетевое партнерство приобретает международное измерение, предоставляя уникальные возможности перераспределения ресурсов между участниками взаимодействия, позволяя использовать потенциал каждого партнера и организуя прямые контакты между ними. В свете сказанного выше интерес приобретает опыт отдельных российских университетов. Например, Алтайский государственный университет прилагает усилия к созданию Университета Шанхайской ассоциации сотрудничества и развитию связей между образовательными организациями, входящими в него [7]. В данной статье мы остановимся на опыте Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ), который также развивает сетевое взаимодействие со своими локальными и международными партнерами. Для повышения эффективности сотрудничества вуза с коллегами во Вьетнаме и для интенсификации сетевого сотрудничества в образовательной сфере руководство КНИТУ приняло решение о создании представительства в этой стране. Опишем поэтапно процесс создания подобного структурного подразделения российского высшего учебного заведения в иностранном государстве в соответствии с механизмом моделирования сетевого взаимодействия в области образования, представленным выше.
В конце 2013 г. у КНИТУ появились уникальные возможности по развитию академического сотрудничества с высшими учебными организациями Вьетнама. Вуз заключил соглашение о сотрудничестве с Индустриальным университетом Вьетчи
(Viet Tri University of Industry) 2, имеющим схожий профиль образовательных программ: химические технологии, технологические машины и оборудование, теплоэнергетика и теплотехника, материаловедение и технологии материалов и пр. Документ подтверждает согласие сторон на осуществление определенных видов деятельности, способствующих развитию международного академического сотрудничества, и представляет собой методические основы сетевого взаимодействия, в частности:
• обмен материалами по образованию и научно-исследовательским работам, публикациями и учебной информацией;
• обмен профессорско-преподавательским составом и учеными;
• обмен студентами;
• совместные научные исследования и встречи по вопросам научной работы и образования;
• совместно проводимые образовательные программы [8].
Индустриальный университет Вьетчи выразил заинтересованность в дальнейшем развитии отношений, и его руководство приняло решение о создании представительства КНИТУ во Вьетнаме. Юридическим основанием для открытия такой структуры вуза являлось официальное распоряжение руководства организации в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Однако вьетнамскому вузу-партнеру необходимо было получить разрешение от Министерства образования и подготовки кадров СРВ. Для этого ректор направил официальное письмо министру образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам г-ну Фам Ву Луану, в котором сообщил о текущем состоянии сотрудничества вуза с научно-образовательными центрами и готовности открыть представительство. Подобное официальное обращение было необходи-
мо для инициирования процедуры получения разрешения от вьетнамских государственных структур.
Документом, определяющим функциональные основы деятельности зарубежного представительства КНИТУ, является Положение о представительстве ФГБОУ ВО «КНИТУ» в Индустриальном университете Вьетчи Социалистической Республики Вьетнам. Согласно данному документу представительство КНИТУ во Вьетнаме выполняет следующие функции:
□ представляет по месту своего нахождения интересы вуза в области образовательной, научной и иной деятельности;
□ организует и проводит рекламно-информационную деятельность в целях пропаганды достижений вуза в области образования, науки и культуры;
□ проводит разъяснительную работу по привлечению поступающих в вуз, знакомит их с реализуемыми вузом образовательными программами, с правилами приема и другими документами, регламентирующими организацию учебного процесса;
□ организует и проводит маркетинговые исследования в области образовательных услуг с целью выявления будущих поступающих;
□ проводит работу по укреплению деловых связей с будущими работодателями выпускников вуза;
□ устанавливает и поддерживает контакты с выпускниками вуза;
□ участвует в организации выставок, конференций и других мероприятий, проводимых вузом.
Кроме того, в целях оказания помощи студентам заочной формы обучения в освоении образовательных программ непосредственно по месту их жительства и работы КНИТУ проводит консультации, осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных
2 Индустриальный университет Вьетчи. URL: http://vui.edu.vn/
научно-педагогических работников вуза, используя учебно-методическую базу представительства. Трудовые отношения работников представительства и администрации вуза регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не противоречат законодательству Российской Федерации.
Итак, в июне 2014 г. КНИТУ открыл в городе Вьетчи, столице Футхо, северной провинции Вьетнама, на базе Индустриального университета Вьетчи (ВИУ) свое представительство, первое в странах дальнего зарубежья. Помимо директора, сотрудниками представительства являются двое выпускников аспирантуры КНИТУ. После защиты кандидатских диссертаций в России они вернулись на родину с желанием продвигать идеи вуза, в котором получили образование. С ними заключены трудовые договоры о дистанционной работе. Перед представительством поставлены серьезные задачи: рекламно-информационная деятельность в целях пропаганды достижений КНИТУ в области образования, науки и культуры; маркетинговые исследования и продвижение образовательных услуг вуза.
Совокупность информационных образовательных ресурсов в представительстве обеспечивается материальной базой, в том числе помещениями с соответствующим оснащением (конференц-зал, рабочие комнаты менеджеров и кабинет директора). Кроме того, заработал сайт представительства КНИТУ на трех языках (русском, английском и вьетнамском) 3.
Сотрудники представительства являются носителями вьетнамского языка, свободно владеют русским языком как выпускники аспирантуры КНИТУ, где получили степень кандидатов химических и технических наук. Кроме того, благодаря непосредственному знакомству с работой головного вуза и знанию русского языка наши вьетнамские коллеги способны эффективно
осуществлять рекламную деятельность по привлечению студентов из Вьетнама в КНИТУ [9]. Сотрудники представительства активно работают со школами и университетами Вьетнама, распространяя информацию о КНИТУ, в частности, о предлагаемых образовательных программах.
Несмотря на достаточно малый срок своего существования, представительством уже налажен процесс привлечения выпускников вьетнамских университетов в аспирантуру КНИТУ в тесном сотрудничестве с Министерством образования и подготовки кадров Вьетнама: удалось реализовать проект целевого распределения вьетнамских аспирантов на обучение в Казани. В 2014 г. аспирантами КНИТУ стали 12 вьетнамских граждан, в 2015 и 2016 гг. поступило по 15 заявок. В свете стремительно развивающейся экономики во Вьетнаме очень востребованы специалисты инженерных специальностей, поэтому наибольшим спросом у вьетнамских студентов пользуются такие программы, как «Химическая технология», «Биотехнология», «Технологические машины и оборудование», «Информационные системы и технологии».
На рисунке 1 представлена партнерская сеть, организованная КНИТУ с научно-образовательными и административными организациями, а также с промышленными компаниями в России и Вьетнаме. В центре - представительство вуза, выполняющее координирующую функцию между организациями двух стран. Оно непосредственно подчиняется КНИТУ и в своих действиях руководствуется политикой и указаниями головного вуза, который осуществляет единую систему мониторинга эффективности сетевого взаимодействия субъектов научно-образовательного процесса. Сверху на схеме представлены участники взаимодействия с российской стороны. Первый уровень (прямоугольники) отождествляют правительственные уч-
3 Представительство КНИТУ во Вьетнаме. URL: http://knrtu-vn.com/
Рис. 1. Партнерская сеть КНИТУ во Вьетнаме
реждения, курирующие образовательную деятельность в стране и регионе. Так как речь идет об инженерном университете, то не последнюю роль в деятельности вуза играет такая структура, как Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, которое на уровне исполнительной власти осуществляет государственную политику в области промышленности и потребительского рынка. К этой части схемы относится и принадлежность КНИТУ к научно-образовательному и инновационно-производственному кластерам, что позволяет не только эффективно интегрировать в учебный процесс производственную практику, но и осуществлять целенаправленную подготовку специалистов для промышленных предприятий республики [10]. Второй уровень представлен организациями, находящимися в ведомстве структур первого уровня: это региональные вузы, исследовательские институты, научные центры, инновационные площадки и иные структуры, профильные колледжи и организации среднего профессионального образования.
Учредителем КНИТУ является Минобрна-уки РФ, но развитие современного инженерного вуза невозможно в отрыве от промышленности региона, соответственно, университет тесно сотрудничает с ведущими промышленными компаниями республики, а также входит в структуру инновационного производственного кластера, осуществляя исследования и разработки в области нефтехимии и нефтепереработки.
Слева и справа от КНИТУ на схеме располагаются две структуры, балансирующие на границе интересов двух государств, - это Общество российско-вьетнамской дружбы и Представительство Россотрудничества во Вьетнаме. Первое является неформальной организацией, но способно привнести в партнерство новые идеи, содействуя укреплению взаимопонимания и дружеских связей между двумя народами. В Республике Татарстан действует отделение этого общества, и КНИТУ связан с ним соглашением о сотрудничестве. Второе представляет собой федеральное агентство по международному гуманитарному сотрудничеству,
которое реализует государственную политику по созданию позитивного имиджа России и популяризации российской культуры и языка. Во Вьетнаме Россотрудниче-ство представлено Российским центром науки и культуры (г. Ханой), который проводит разноплановые мероприятия по продвижению российского образования для вьетнамских школьников и студентов, например ежегодные олимпиады «Время учиться в России» и проект «ВузыРоссии» с участием представителей российских университетов.
В нижней части схемы расположены структуры и организации во Вьетнаме, с которыми сотрудничает КНИТУ. По аналогии с верхней частью схемы на первом уровне расположены различные государственные учреждения: Министерство образования и подготовки кадров задействовано в распределении государственных квот среди граждан Вьетнама на обучение в России; Министерство промышленности и торговли курирует деятельность большинства инженерных вузов в стране; академия наук и технологии занимается развитием научных исследований. В ближайшей перспективе планируется расширить деятельность представительства за счет сотрудничества с вьетнамскими промышленными компаниями. Цель - адресная подготовка специалистов технологического профиля для ин-дустриальныхпредприятий Вьетнама.
Эффективность функционирования подобной схемы подтверждена на практике. Так, на данный момент КНИТУ имеет договорные отношения с 13 университетами Социалистической Республики Вьетнам. Среди достигнутых результатов сотрудничества в подобном формате выделим следующие:
□ с помощью представительства создана сеть взаимодействия с университетами, находящимися в ведомстве Министерства промышленности и торговли. В рамках сотрудничества с Индустриальным университетом Вьетчи проводились открытые лек-
ции профессоров КНИТУ. Весной 2014 г. два наших преподавателя в течение двух месяцев жили в Университете Вьетчи и обучали студентов русскому языку. Для перевода на вьетнамский язык вузу передан ряд учебников и методическихпособий, изданных КНИТУ [11];
□ совместно с Министерством образования и подготовки кадров СРВ КНИТУ запускает программу обучения вьетнамских студентов в аспирантуре вуза;
□ при поддержке Министерства наук и технологий СРВ подана совместная заявка на грант в рамках конкурса инициативных научных проектов, ежегодно объявляемого Российским фондом фундаментальных исследований и Вьетнамской академией наук и технологий;
□ поддержана заявка на конкурс совместных проектов, объявленный РГНФ и Вьетнамской академией общественных наук, - «Проектирование и реализация модели сетевого взаимодействия региональных вузов России и Вьетнама с целью интернационализации инженерного образования ». По результатам выполнения первого этапа исследовательского гранта научный коллектив опубликовал восемь статей в журналах списка ВАК, две статьи с индексированием в базе данных Scopus, 10 докладов на международных конференциях, одну монографию, два учебных пособия;
□ совместно с учеными из Ханойского университета наук и технологий проводятся исследования в области полимерных сорбентов;
□ в ноябре 2015 г. состоялась научная конференция под эгидой Вьетнамской академии наук и технологии. КНИТУ выступил в качестве соорганизатора и спонсора мероприятия. В рамках конференции вуз провел собственную секцию «Функциональные полимеры»;
□ руководство КНИТУ и Индустриального университета Вьетчи поддерживает сотрудничество в области совместных
исследований по проекту «Технологии интенсификации нефтедобычи с использованием энергонасыщенных композиционных материалов»;
□ осенью 2015 г. представители вуза приняли участие в ряде крупных международных проектов, организованных Министерством образования и науки РФ и Рос-сотрудничеством.
Таким образом, выполняется условие обеспечения практической направленности сетевого взаимодействия для субъектов научно-образовательного процесса России и Вьетнама, когда российский университет становится связующим звеном участников партнерской сети. Эта роль подразумевает активное участие университета во всех видах деятельности, направленных на поддержку партнерских отношений. Кроме того, благодаря различным программам российских и вьетнамских правительственных организаций открываются новые возможности для сотрудничества научных, образовательных и промышленных организаций двух стран. Успешный пример взаимодействия КНИТУ и его партнеров во Вьетнаме свидетельствует о том, что развитость и многообразие сети дают возможность эффективно использовать партнерские связи, что способствует установлению взаимовыгодных отношений между странами.
Литература
1. Заякина Р.А, Ромм М.В. Инновационный
вуз как субъект сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. №4. С. 118-124.
2. Сахарова В.И. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс развития системы профессионального
образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 8. С. 38-40.
3. Императивы интернационализации / Отв.
ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. 420 с.
4. Осипов П.Н, Иванов В.Г., Зиятдинова Ю.Н. По пути интернационализации инженерного образования (опыт КНИТУ) // Высшее образование в России. 2014. №3. С. 117-123.
5. Hopp V. Qualification Profiles for Engineer in
Future // Proceedings of Fourth World Conference on Engineering Education. Saint Paul, Minnesota, USA, October 15-20, 1995. Vol. 4. P. 52-57.
6. Джуринский А.Н. Интернационализация
высшего образования в современном мире // Педагогика. 2004. № 3. С. 83-92.
7. Международное образовательное сотруд-
ничество: опыт трансграничного вуза / Е.С. Аничкин, М.А. Костенко, А.В. Дол-жиков и др.; под ред. С.В. Землюкова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. 228 с.
8. Кочнев А.М. Образование на основе сете-
вого взаимодействия // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 69-74.
9. Ziyatdinova J.N, Kaybiyaynen D.A, Sukhristina A.S. Networking in Engineering Education: Case Study of Russia and Vietnam // Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2015. Florence, 2015. P. 944-947.
10. Кайбияйнен Д.-А.А. Университетские кластеры как фактор развития сетевой экономики региона // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 164-167.
11. Безруков А.Н, Ле Т.Т, Минь Т.Т. Роль изучения русского языка в академической мобильности студентов России и Вьетнама // Модернизация педагогического образования: Сборник научных трудов Международного форума (3-5 июня 2015 г., Казань) / Под ред. Р.А. Валеевой. Казань: Бриг, 2015. С. 45-49.
Статья поступила в редакцию 15.07.16.
NETWORKING AS A FORM OF INTERNATIONALIZATION IN EDUCATION:
CASE STUDY OF KNRTU
SUKHRISTINA Anna S. - Interpreter of International Affairs, Lecturer of Department of Foreign Languages for Professional Communication, Kazan National Research Technological University. E-mail: [email protected]
ZIYATDINOVA Julia N. - Cand. Sci. (Education), Chair for the Department of Foreign Languages for Professional Communication, Kazan National Research Technological University. E-mail: [email protected]
KOCHNEV Alexandr M. - Dr. Sci. (Education), Prof., Vice Rector for Academic Affairs, Kazan National Research Technological University. E-mail: [email protected]
Abstract. The paper describes international academic cooperation in networking format. The paper is focused on the development of a networking model that is to facilitate international relations in education. The authors demonstrate effectiveness of the model and describe the steps of establishing the representative office of the Russian engineering university in Vietnam.
Keywords: networking, networking in higher education, international cooperation, internationalization, representative office, Vietnam
Cite as: Sukhristina, A.S., Ziyatdinova, J.N., Kochnev, A.M. (2016). [Networking as a Form of Internationalization in Education: Case Study of KNRTU]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11 (206), pp. 103-110. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Zayakina, R.A., Romm, M.V. (2013). [Innovative University as a Subject of Network Communication]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No.4, pp. 118-124. (In Russ.)
2. Sakharova, V.I. (2012). [Interaction Network of Educational Institutions as a Resource for Development of Vocational Education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. No. 8, pp. 38-40. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Imperativy internatsionalizatsii (2013) [Imperatives of Internationalization] / M.V. Larionova,
O.V. Perfil'eva (Eds). Moscow: Logos Publ., 420 p. (In Russ.)
4. Osipov, P.N., Ivanov, V.G., Ziyatdinova, J.N. (2014). [Towards Internationalization of Engineering
Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3, pp.117-123. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Hopp, V. (1995). Qualification Profiles for Engineer in Future. Proc. 4th World Conf. on Engineering Education. Saint Paul, Minnesota, USA, October 15-20, 1995. Vol. 4, pp. 52-57.
6. Dzhurinskii, A.N. (2004). [Internationalization of Higher Education in Modern World]. Pedagogika
[Pedagogics]. No. 3, pp. 83-92. (In Russ.)
7. Anichkin, E.S., Kostenko, M.A., Dolzhikov, A.V., Zemlyukov, S.V. (Ed) (2015) Mezhdunarodnoe
obrazovatel'noe sotrudnichestvo: opyt transgranichnogo vuza [International Cooperation in Education: Transboundary University]. Barnaul: Altai State University Press, 228 p.
8. Kochnev, A.M. (2015). [Network-Based Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education
in Russia]. No. 5, pp. 69-74. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Ziyatdinova, J.N., Kaybiyaynen, D.A., Sukhristina, A.S. (2015). Networking inEngineering Education:
Case Study ofRussia and Vietnam. Proc. 2015 Int. Conf. on Interactive Collaborative Learning (ICL 2015). Florence. Pp. 944-947.
10. Kaybiyaynen, D.-A.A. (2015). [Network Effect in the Regional Economy Provided by Education Clusters]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 164-167. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Bezrukov, A.N., Le, T.T., Minh, T.T., Valeeva, R.A. (Ed) (2015). [The Role of Learning Russian in the Academic Mobility of Russian and Vietnamese Students]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya: Sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnogo foruma [Modernization of Pedagogic Education: Proc. Int. Forum (June 3-5, 2015 Kazan)]. Kazan: Brig Publ., pp. 45-49. (In Russ.)
The paper was submitted 15.07.16.