УДК 338.48
Дерягулыева О.
старший преподаватель кафедры «Социальные исследования» Туркменского государственного института экономики и управления.
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ Аннотация:
В статье рассматривается роль образования в обществе и анализируется его особенности.
Ключевые слова: образования, обществa.
В XXI веке человечество будет вынуждено решать новые глобальные проблемы. Это понимание истощения мировых природных ресурсов, энергетического кризиса, экологических проблем, снабжения человеческими ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т. д.), проблем со здоровьем человека и человеческой бедности. , переоценка направлений промышленного развития, радикальное улучшение условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование быстрого роста населения в развивающихся странах и т. д.
Правдоподобно предположение, что образование в 21 веке является ключом к решению глобальных проблем современного мира, перечисленных выше, но известно, что образование помогло решить проблемы человечества не только в 21 веке. Например, мы можем обратиться к историческим фактам, которые говорят нам о важности образования в обществе независимо от времени и социального строя.
Вильгельм фон Гумбольдт, впервые отстоявший идею постоянной государственной поддержки университетов, сделал это во время вторжения в немецкие государства армий Наполеона. Он занимался реформированием прусской системы образования и в 1810 году основал Берлинский университет.
Следующий пример можно взять из истории высшего образования в США. Решение Ф. Рузвельта оказать беспрецедентную поддержку университетам во время Великой депрессии. В результате это помогло стране преодолеть кризис и достичь мировых лидерских позиций в организации современного производства высокотехнологичных технологий. Помните фразу «Америка богата не потому, что она богата, а потому, что у нее много университетов».
Хотя очевидно, что ни одно общество не может нормально жить без полноценного функционирования и развития системы высшего образования, к сожалению, эти очевидные факты в последние годы особо не учитываются высокопоставленными российскими чиновниками. Роль образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в социальном развитии людей знания, опыт, умения, умения и возможности развития их профессиональных и личностных качеств.
По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, экономическое развитие в ближайшие десятилетия будет определяться двумя разноцветными ресурсами: «черным золотом» и «серым веществом».
Подтверждением того, что главным национальным богатством является «человеческий капитал», является денежная оценка национального богатства, произведенная Всемирным банком. Не вдаваясь в подробности методики такой оценки, остановимся на некоторых цифрах.
Приведенные выше диаграммы показывают, что в составе национального богатства преобладает «человеческий капитал», на долю которого приходится в среднем 2/3 общего национального богатства.
Таким образом, в диссертации показано, что основным фактором роста и воспроизводства в XXI веке подтверждается (с экономической точки зрения) не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта, навыков, здоровья, физического развития, которое ежегодно потребляет в мире 15-20 трлн. доллар.
Неслучайно большинство экономически развитых и быстро развивающихся стран включают развитие национальных систем образования в качестве одного из своих стратегических направлений при разработке национальных доктрин, концепций и программ устойчивого и безопасного развития. Консультативный комитет по промышленным исследованиям и разработкам Промышленной комиссии Европейского Союза в конце 1980-х годов на основе анализа навыков европейской рабочей силы пришел к выводу, что конкурентоспособная экономика не может существовать без конкурентоспособной системы образования. .
Образование является важнейшей и, следовательно, важнейшей функцией государства. Что касается России, правительству не следует связывать свою стратегию развития исключительно с опорой на природные ресурсы, а судьбу России не следует связывать только с газо- и нефтепроводами. Вышеизложенное применимо к политике в области образования, которая должна учитывать следующие факты.
Список использованной литературы:
1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Дело, 2011. - 528 с.
2. Нерсесянц В. Проблемы общей теории права и государства. - М.: Инфра-М, 2010. - 816 с.
3. Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 448 с.
© Дерягулыева О., 2024
УДК 33
Джумаев Р. Р.
Преподаватель, Туркменский государственный институт финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан Дурдыев Ш. Б.
Преподаватель, Туркменский государственный институт финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
Аннотация
В статье рассматриваются различные методы научного исследования, используемые в экономике. Проводится классификация методов по уровням анализа (макроэкономические и микроэкономические методы), характеру исследования (теоретические и эмпирические методы) и используемым инструментам (количественные и качественные методы). Подробно обсуждаются примеры и применение каждого типа методов в различных областях экономических исследований. Понимание классификации методов помогает эффективно выбирать инструменты для анализа и решения экономических проблем.
Ключевые слова:
экономика, методы исследования, макроэкономика, микроэкономика, теоретические методы, эмпирические методы, количественные методы, качественные методы.