УДК 111.0 + 130.2
UDC 111.0 + 130.2
Н.И. ГОЛИГУЗОВА
соискатель кафедры логики, философии и методологии науки философского факультета Орловского государственного университета E-mail: sa57la@rambler.ru
N.I. GOLIGUZOVA
researcher of the Department of Logics, Philosophy and Methodology, Faculty of Phlosophy, Orel State University
E-mail: sa57la@rambler.ru
РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
THE ROLE OF MORAL VALUES IN THE PROCESS OF FORMATION OF AN INTEGRAL PERSONALITY
OF MODERN MAN
Статья посвящена выявлению места нравственных ценностей в жизни современного индивида. В ней рассматривается феномен духовного кризиса в контексте глобальных проблем, стоящих перед современным человечеством. Основной акцент делается на религиозном понимании морали. Доказывается, что вне ее рамок невозможно формирование полноценной, гармонично развитой личности.
Ключевые слова: жизнь, личность, мораль, нравственность, ценности, общество, религиозное самосознание, одиночество, культура, духовность, духовный кризис.
The article is devoted to the place of moral values in the life of a modern individual. It discusses the phenomenon of the spiritual crisis in the context of the global problems facing the modern world. The main focus is on religious understanding of morality. It is proved that the outside it is impossible to form a full, well-balanced personality.
Keywords: the life, character, morality, ethics, values, society, religious identity, loneliness, culture, spirituality, spiritual crisis.
В жизни человека вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к губительным результатам. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия. Для чего живет человек? На каких ценностях строится его жизнь? - главнейшие вопросы для представителей как секулярного, так и религиозного мировоззрений. От ответа на них зависит будущее человечества.
Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал. Традиционные нравственные ценности - это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, а принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. Чем раньше человечество поймет, что нравственность - это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.
В течение многих веков наши нравственные ценности формировались на основе христианских традиций. Это находило отражение в подвигах русской святости, в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение, в патриотических подвигах героев Отечества, в памятниках письменности, архитектуры, иконописи, церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением, пониманием мира
и человека. Именно из этой национальной базисной культуры произрастает система ценностей, которые формируют как личность, так и общество, отражают мировоззренческую особенность нашей цивилизации1.
Прирожденное нравственное чувство, воспитываемое в совместной жизнедеятельности моральное сознание выступают главными стабилизаторами духовной жизни личностей и социумов, служат своеобразной иммунной системой, предохраняющей духовность от энтропийного распада, от падения на лежащий ниже уровень бездуховной, чисто животной психики. С функционально-ценностной точки зрения мораль -действительно первоценность и общая основа для всей человеческой духовности - высшей и последней известной нам стадии эволюционного процесса. Жизнь каждой отдельной человеческой личности протекает одновременно в трех основных сферах бытия: в сфере природного существования, в сфере социально-культурных отношений и в сфере внутренней религиозной жизни. В каждой из этих сфер проявляются и действуют естественные силы созидания личности, которым противодействуют естественные силы инерции и распада. В сфере природного существования человеку присуще естественное стремление к чистоте и воздержанию; в сфере социально-культурных отношений человеку присуще естественное стремление к добру, честности и справедливости; в сфере религиозной жизни человеку
1 Красицкий Я. Бог, человек и зло. Исследование филосо-
фии Владимира Соловьева. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 79.
© Н.И. Голигузова © N. Goliguzova
09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES
присуще естественное стремление к Богу как источнику жизни и абсолютного вечного блага2. Этим естественным стремлениям человека противостоят: в сфере природного существования - естественная чувственность, выражающаяся в отсутствии воздержания как аскетического начала; в сфере социально-культурной жизни - естественный эгоизм, выражающийся в отсутствии любви как основного нравственного начала; в сфере религиозной жизни - естественный атеизм, выражающийся в отсутствии благочестия как религиозного начала. Естественная чувственность, естественный эгоизм и естественный атеизм, заключающие в себе проявление основных порочных состояний личности, подлежат необходимому преодолению через возрастание личности в добродетели.
Если, предаваясь чувственности или проявляя свой эгоизм, человек попирает в себе самом нравственное достоинство и привносит ущербность как в мировой строй вселенского космического бытия, так и в нравственный миропорядок всеобщего человеческого единства, то своим атеизмом человек попирает высший и ни с чем не сравнимый дар высшего призвания и обрекает себя на пребывание в ценностной пустоте и метафизическом одиночестве. В этом отношении атеизм является особым аспектом проявления порочности личности. Человеку здесь уже не «стыдно» за свою распущенность и не «совестно» за свой эгоизм - ему «страшно» за свое одиночество.
«Человек одновременно одинок и находится в тесной связи с другими представителями человеческого рода. Он одинок, потому что он - уникален, нет больше ничего и никого тождественного ему, и он осознает себя отдельной особью. Человек одинок, когда ему необходимо сделать личные оценки, самостоятельно принять решение, опираясь только на свой разум. Но все же одиночество неблагоприятно для человека. Человек не может перенести обособленности от ближних. Его счастье возможно лишь в случае существования чувства солидарности с ближними, связи с прошлыми и будущими поколениями»3.
Одиночество, как следствие естественного атеизма, совсем не похоже на простое одиночество, переживаемое человеком в состоянии уединения. Это не только ценностная пустота, но и постоянно ощущаемая в глубине личности необъяснимая тоска, томительно переживаемая человеком как мрачный и зловещий предвестник «конца». Ни эпическая покорность, ни логическая непримиримость не способны в атеизме дать гарантии личности от поглощения ее бездной «ничто». Человек приписывает бессмысленность своему личному существованию, которой обесцениваются результаты всех его достижений и обладаний. Обладание теряет свою притягательную силу и смысл и притупляется по мере осознания человеком своей обреченности: эмпирически человеку предстоит потерять самого себя. Его «я» неумолимо и, вопреки самому себе, лишается
2 Мерфи Н., Эллис Дж. О нравственной природе вселенной: Богословие, космология и этика. М., 2004. С.121.
3 Фромм Э. Человек для себя. Минск: Харвест, 2003. С. 64.
своей когда-то исключительной ценности. Личность погружается во мрак ценностной пустоты и абсолютного одиночества, от которого ее не могут избавить ни окружающий природный мир, ни внешняя социальная среда. Хотя «мир» способен поражать человека своей имманентной, присущей ему значительностью и сокрытой в нем тайной, он предстает в своей бездушности и индифферентности, остается совершенно безразличен и чужд внутренним переживаниям личности.
Внешняя социальная среда остается на недосягаемом расстоянии от личности и не способна заполнить образовавшуюся вокруг нее ценностную пустоту. Чем сильнее драматизм переживаемой личностью ситуации, тем более она оказывается внутренне одинокой. Самое страшное из всего того, что способен пережить человек в опыте своей жизни и смерти, он встречает, как правило, наедине с самим собой. Ориентация на внешний окружающий мир оказывается несостоятельной: она не гарантирует личность от внутреннего одиночества и не заполняет собой внутренней пустоты. Человек не может жить и осознавать себя ни в ценностной гарантии, ни в ценностной пустоте, но только в вере.
Ценностный самоотчет, вера и мировоззрение переживаются личностью в единстве и подлинности бытия ее «я». Чистый самоотчет, то есть ценностное обращение только к себе самому в абсолютном одиночестве «я», не возможен. В самоотчете-исповеди личность открывает неудовлетворенность собой и переживает эту неудовлетворенность как свою незавершенность и неуспокоенность. Чем меньше она осознает за собой заслуг, чем больше чувствует свое несовершенство и недостоинство, чем глубже переживает свое падение, тем сильнее становится ее нужда в религиозном оправдании, тем полнее переживается ею потребность в искуплении и прощении. Мольба о прощении остается в своей открытости в недосягаемой перспективе своего исполнения, которое, будучи событием трансцендентного плана, имманентно и ценностно переживается личностью в опыте веры. Вся ценностная ориентация личности находит свое оправдание и смысл в вере как ценности: вера является самым существенным условием нравственного возрастания личности. Находясь в обладании веры, личность способна преодолевать присущие человеческой природе естественные чувственность и эгоизм и, через возрастание в добродетели и достоинстве, актуально осуществлять реализацию смысла своего бытия в соответствии с идеальным нравственным предназначением.
Нравственные ценности формируют человеческую личность и выполняют важную мировоззренческую функцию для человека, когда «личность определяется в вопросах о природе добра и зла, добродетели и порока, долга и совести», а «источником их формирования может считаться Бог, выдающиеся личности, законы общественного развития и др.»4.
Сегодня на наших глазах происходит деморализация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нрав-
4 Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия: курс лекций.
Орел, 2009. С. 292.
ственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, мы перестаем считаться со свободой. Нравственность представляет собой свободу, уже реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие человека, что приведет к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, — самостоятельного места в истории. В нашем материальном царстве бытия существует закон обратного соотношения между ценностью какого-либо вида жизни и его внеш-
ними преимуществом и стабильностью. Чем более возвышен и ценен какой-либо аспект бытия, тем более он хрупок, беззащитен и уязвим перед проявлением бытия низшего по своему достоинству и ценности.
Если обратиться к области этики, можно также с сожалением отметить, что все, что есть в человеческой жизни честного, доблестного, благородного, часто оказывается поверженным и побежденным нечестием, неблагодарностью и злобой. Честность, добро и правда являются безоружными и бессильными против зависти, клеветы, вероломства и насилия. Однако это столь очевидное попрание добра в метафизическом смысле не означает его поражение, но, наоборот, означает его нравственную победу над злом. В той степени, в какой человек оказывается благороден, он обречен; но в той степени, в какой он обречен, он торжествует нравственную победу над теми, кто стал причиной его обреченности в этом мире.
Биб.шографический список
1. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. 239 с.
2. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: «Канон», 1994. 384 с.
3. КрасицкийЯ. Бог, человек и зло. Исследование философии Владимира Соловьева. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 448 с.
4. Мерфи Н., Эллис Дж. О нравственной природе вселенной: Богословие, космология и этика. М., 2004. 288 с.
5. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия: курс лекций. Орел: Издательство ОГУ, 2009. 336 с.
6. Фромм Э. Человек для себя. Мн.: «Харвест», 2003. 352 с.
References
1. Adorno T.V Problems of moral philosophy. M: Republic, 2000. 239 р.
2. Bergson A. Two sources of morality and religion. M: «Canon», 1994. 384 р.
3. Krasitsky Ya God, man and evil. The study of the philosophy of Vladimir Soloviev. M: Progress-Tradition, 2009. 448 р.
4. Murphy, N., Ellis J. On the moral nature of the universe: Theology, cosmology and ethics. M, 2004. 288 р.
5. NekrasovSR, N.A. Nekrasovа Philosophy: a course of lectures. Orel: Publishing house of Odessa state University, 2009. 336 р.
6. FrommE. Person for yourself. Minsk.: «Harvest», 2003. 352 р.