УДК 37; 070
Н. Ружич
Университет Черногории, Черногория
РОЛЬ НОВЫХ СМИ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ЖУРНАЛИСТИКИ В ЧЕРНОГОРИИ
С развитием технологии студенты получили доступ к мировым библиотекам, к работам известных ученых, к онлайн-курсам. Через Интернет будущие журналисты могут ознакомиться с лекциями ведущих преподавателей Института Пойнтера, школы журналистики Колумбийского университета, и.т.д. Но, осознают ли будущие специалисты ценность новых СМИ в повышении уровня квалификации и используют ли возможности интернет-ресурсов в целях обучения или новые СМИ воспринимаются ими исключительно как средство информирования и развлечения? На эти вопросы автор постарается ответить, проанкетировав студентов третьего и четвертого курсов Факультета политических наук Университета Черногории.
Ключевые слова: новые СМИ, образование, журналистика, онлайн-курсы.
Введение
С конца 90-тых годов 20 века вокруг новых СМИ ведется множество противоречивых дискуссий среди ученых, социологов, коммуникологов, психологов. Изучая влияние Интернета на общество одни говорят исключительно о преимуществах, а другие об отрицательных сторонах новых СМИ. Интернет повлиял на общество изменив образ жизни, мышления и привычки людей. К примеру, не выходя из дома интернет-пользователи могут общаться с людьми из разных уголков мира, совершать покупки, оплачивать счета. Но, прежде всего, Интернет стал необходимым источником информации.
Рассуждая о преимуществах сети Интернет, группа теоретиков приводит в качестве ключевого аргумента-доступ к огромному количеству информации. Именно по этой причине Интернет является самым демократичным СМИ. Вторая группа не отрицает роль новых СМИ в информировании общества, однако предупреждает что через Интернет каждый может опубликовать полуправдивую или ложную информацию, которая будет распространятся среди интернет-пользователей и даже будет опубликована в онлайн-изданиях [9. С. 159]. Константин Киуру и Ольга Попова выдвигают медиаграмотность как способ решения этой проблемы, т.е. молодежь должна обладать «умением пользоваться поисковыми системами и находить нужную информацию, способностью отличить добросовестные и вызивающие доверие источники информации от недобросовестных» [2. С. 61].
Вторым ключевым преимуществом Интернета является возможность общения и налаживания связи с любой точкой мира. Но, проблема в том, что люди перестали общаться в настоящем мире и стали «жить» в виртуальном. Сара Кислер считает, что поговорка «ты являешься тем, кем ты хочешь стать» нашла свое применение в Интернете [7. С. 147]. И эта возможность больше всего привлекает людей, которые стараются продемонстрировать всему миру, что их жизнь ярче и привлекательнее, чем это есть на самом деле. Умберто Эко утверждает, что общение по Интернету не приводит к повышению уровня коммуникации, а напротив ведет в изолированность. Он объясняет свою позицию следующим образом: «Мы сможем говорить о социальной функции Интернета только в ситуациях когда общение по Интернету перерастет в дружбу в реальной жизни» [11. С. 1]. Ловинк Гирт, говоря об отрицательных сторонах Интернета, предупреждает пользователей о контроле общества через Сеть. Он пишет, что социальные сети расширяют возможности общения, но в тоже время не стоит забывать, что они принадлежат трем или четырем компаниям. Он ставит вопрос «в то время когда господствующая интернет-идеология обещает открытые, децентрализованные системы, почему мы вновь и вновь оказываемся запертимы в закрытых, центра-лизованныхсредах?» [8. С. 2-3].
Герберт Маркузе критикует и само общество которое становится все более зависимым и контролируемым с развитием технологии [10. С. 21]. Это твердят и психологи, предупреждая что
среди молодежи появилась новая болезнь - интернет-зависимость. Психолог Кимберли Янг описывает следующие симптомы болезни: постоянная потребность в проверке электронной почты, желание как можно больше времени проводить в Интернете, члены семьи начинают замечать изменения в поведении [5].
Без сомнения, мы могли бы перечислять положительные и отрицательные стороны Интернета бесконечно, но в данной работе мы сосредоточимся на изучение преимуществ новых СМИ в области образования. Целью работы является узнать насколько молодые специалисты используют возможности неформального образования через Интернет.
Роль новых СМИ в образовательном процессе
Новые СМИ играют важную роль в повышении уровня квалификации и расширении кругозора через цифровые библиотеки, лекции известных ученых и ведущих специалистов на канале YouTube. Люди имеют возможность получить образование в ведущих вузах мира по программе дистанцированного обучения. Елена Беркова пишет, что информационные и коммуникационные технологии постепенно приведут к революционным изменениям в образовательном процессе. Повышение качества образования, применение новых методов и способов обучения, появление новых форм обучения, только некоторые из преимуществ Интернета в образовательном процессе. В качестве недостатков она приводит: вред для здоровья при чрезмерном увлечении Интернетом, атакже недоразвитие социальных компетенций [1.С. 36-37].
Александр Шкроб считает, что сеть имеет ключевую роль поскольку ялвляется «универсальным орудием передачи информации и ее бездонным хранилищем». Однако, автор в научной работе «Интернет и образование» отмечает, что самообразование и самообучение возможно только в условиях развития общественных институтов. Он не отрицает необходимость в непрерывном образовании учитывая, что с развитием цивилизации и технологии, скорость знания такова, что никакое обучение нельзя считать завершенным.
С 2008 года международные организации и лучшие мировые университеты начали создавать онлайн библиотеки. К примеру, 20 ноября 2008 года открыта первая Европейская библиотека под названием «Европеана» (www.europeana.eu). На сайте библиотеки помимо литературы, можно ознакомится с искусством европейских народов через выставки, проходящие по всей Европе. В 2009 году Юнеско в сотрудничестве с библиотеками со всего мира представил обществу первую мировую цифровую библиотеку. Материалы на сайте www.wdl.org предоставлены на семи языках мира. Тереза Давидсон и Be ели Шрам утверждают, что благодаря таким проектам, книги, научные журналы и статьи становятся доступными для исследователей в развивающихся странах. Конечно, в Интернете можно найти и веб-страницы или энциклопедии с неточными данными. Самым ярким примером является энциклопедия Wikipedia и сайты распространяющие заведомо ложную информацию. Но, в целом от интернет-пользователей зависит какие источники будут использовать при изучении какого-то вопроса.
Познать мир можно не только через библиотеки, но и совершив виртуальный тур в музей или в любой театр. Еще в 2011 году компания Google Earth одной из первых создала сайт для виртуального посещения мировых музеев. Таким образом перед людьми открываются новые возможности в образовательном процессе.
Роль новых СМИ в обучении будущих журналистов
Развитие технологии внесло коррективы и в профессиональную деятельность журналистов. Надо отметить, что у журналистов двоякое отношение к Интернету. Одни утверждают, что благодаря Интернету журналисты могут намного легче получить информацию. Штефан Рус Мол рассуждая о преимуществах Интернета подчеркивает «журналисты во всем мире имеют доступ к данным, архивам, разным источникам. Интернет дает возможность проинформировать аудиторию в прямом эфире с места события» [9. С. 159]. Другие жалуются, что с развитием технологии работа журналистов стала значительно сложнее. Конвергенция технологии результировала тем, что журналисты больше не специализируются, а должны информировать аудиторию используя при этом видео и аудио контент, совмещая работу журналиста, фоторепортера, оператора и монтажера.
Журналистская профессия меняется, и поэтому существует необходимость в постоянном профессиональном усовершенствовании. Через новые СМИ, точнее канал YouTube можно послу-
шать лекции ведущих специалистов Колумбийской школы журналистики и известных медийных лиц, которые являются выпускниками этого учебного заведения. Журналисты могут окончить платные онлайн-курсы, либо школы ведущих мировых медий как ВВС, семинары Пойнтер института, Гарвардского университета. Facebook тоже запустил проект под названием Facebook Journalism Project, который предназначен для обучения журналистов. Сотрудники самой популярной социальной сети в сотрудничестве с Пойнтер институтом предлагают обучить журналистов использованию новейшей технологии в своей работе. К примеру, способы нахождения новостей в социальных сетях, вещание в прямом эфире в Facebook, способы проверки информации предоставленной свидетелем в сеть.
Юлия Мальцева считает ошибочным мнение, что только образовательные учреждения смогут подготовить будущих журналистов к работе в СМИ. Она объясняет различия между профессиональным видом обучения, которое предназначается для обучения специалистов и массовым -для всего населения. Мальцева также выделяет формальное медиаобразование (университеты), внеформальное (медиапредприятия, профессиональные организации) и неформальное [3. С. 3].
Интернет открыл новые возможности не только перед учениками, но и перед преподавателями. Благодаря новым СМИ преподаватели могут разнообразить свои лекции и сделать их более интересными. Светлана Симакова объясняет, что преподаватели могут использовать интернет при подготовке к учебным занятиям, для коммуникации со студентами, а также для саморазвития. Электронные учебники, лабораторные практикумы, обучающие системы на базе мультимедиа технологий можно использовать как составляющие в учебном процессе [6. С. 1]. Анна Морозова отмечает роль социальных СМИ которыми активно пользуются педагоги и образовательные учреждения для предоставления теоретической информации, проверки знаний, проектных технологиях и. т. д. Автор отмечает что развитие технологии повлияло и на учебные планы многих вузов, которые ввели предмет «Выпуск учебного сайта». К примеру, государственный университет в Челябинске запустил блог как учебное СМИ по направлению «журналистика». Морозова считает, что такой вид обучения играет важную роль в развитии творческого потенциала студента [4. С. 46-47].
Учитывая все возможности Интернета в образовательном процессе, автор проанкетировал студентов третьего и четвертого курсов Факультета политических наук по журналистскому направлению, чтобы узнать насколько будущие специалисты используют интернет-ресурсы в учебном процессе. Анкетируемые должны были ответить на десять вопросов, касающихся количества времени, проводимого в Интернете и навыков времяпровождения.
Таблица 1
Количество учащихся Количество анкетируемых
Третий курс 61 28
Четвертый курс 42 22
На третьем курсе мы проанкетировали 28 студентов, а на четвертом курсе 22. Все анкетируемые заявили, что пользуются Интернетом ежедневно. Таблица 2
Количество времени в Интернете Третий курс Четвертый курс
Час 2(7.14%) 1 (4.55%)
2-3 часа 9(32.14%) 11 (50%)
4-5 часов 15 (53.57%) 10 (45.45%)
больше 5 часов 2(7.14%)
Студенты третьего курса в основном проводят 4-5 часов в Интернете, а их коллеги на четвертом курсе 2-3 часа. Только двое студентов третьего курса ответили, что в Интернете «зависают» больше 5 часов.
Цель использования Интернета Третий курс Четвертый курс
Информирование 1 (3.57%) -
Общение 2(7.14%)
Развлечение 1 (3.57%) -
Информирование и общение 1 (3.57%) 7(31.81%)
Информирование,обучение, покупки, развлечение и общение 4 (14.28%) 1 (4.55%)
Информирование, развлечение и общение 5 (17.86%) 6 (27.27%)
Информирование,обучение и общение 7 (25%) 1 (4.55%)
Информирование, покупки, развлечение и общение - 2 (9.09%)
Информирование,обучение, развлечение и общение 7 (25%) 5 (22.72%)
Из ответов на этот вопрос мы можем прийти к заключению, что предпочтения студентов, касающихся цели использования Интернета, одинаковы. Будущие специалисты в основном используют новые СМИ для информирования, обучения, развлечения и общения, а в редких случаях совершают покупки. Также из дальнейших ответов становится понятным, что студенты не совсем искренне отвечали на некоторые вопросы. Это особенно относится к студентам третьего курса, которые утверждали, что Интернет используют в образовательных целях, но в тоже время они не смогли привести примеры таких сайтов.
Таблица 4
Частота использования Интернета в образовательных целях Третий курс Четвертый курс
Иногда 6(21.43%) 7 (31.81%)
Часто 20 (71.43%) 14 (63.63%)
Случайно 2(7.14%) 1 (4.55%)
Студенты третьего курса по сравнению с учащимися на четвертом курсе чаще используют Интернет в образовательных целях. Но, при этом третьекурсники приводят в качестве примера образовательных сайтов либо онлайн-издания СМИ, либо поисковую систему Google. Профессор университета Брайтон Тата Брабазон предупреждает, что поисковые системы негативно влияют на интелектуальные способносты студентов, поскольку студенты начинают приравнивать научную информацию к информации полученной в популярных источниках.
Таблица 5
Цель использования Интернета в образовательном процессе Третий курс Четвертый курс
Изучение иностранных языков 6 (21.43%) 2 (9.09%)
Профессиональное усовершенствование 8 (28.57%) 4(18.18%)
Дополнительное разъяснение 8 (28.57%) 11 (50%)
Онлайн-курсы 1 (3.57%) -
Изучение иностранных языков и разъяснение 3 (10.71%) 5 (22.72%)
Для изучения вопросов которые мне интересны 2(7.14%) -
Никто из студентов не окончил какой либо онлайн-курс, что свидетельствует о том что Интернет среди молодежи воспринимается как средство информирования, общения и развлечения. В основном анкетируемые используют Интернет для дополнительных разъяснений, касающихся некоторых
вопросов в учебном процессе. Студенты третьего курса (28.57 %) чаще через интернет-ресурсы стараются повысить уровень профессиональных навыков по сравнению с четвертым курсом (18.18 %).
Таблица 6
Роль Интернета в повышении уровня образования Третий курс Четвертый курс
Очень много 2(7.14%) 1 (4.55%)
Много 11 (39.28%) 12 (54.54%)
Не уверен 2(7.14%) 3 (13.63%)
Мало 13 (46.43%) 6 (27.27%)
Студенты третьего курса разделились на два лагеря касательно роли интернет-ресурсов в повышении уровня образования. Большинство третьекурсников (46.42 %) ответили, что Интернет не имеет важную роль в этом процессе, а 39.28 % считают иначе, т. е., по их мнению, новым СМИ отведена главная роль в процессе образования.
Таблица 7
Степень информирования студентов о возможностях Интернета касающихся образования Третий курс Четвертый курс
Студенты проинформированы 9(32.14%) 1 (4.55%)
Студенты непроинформированы - 3 (13.63%)
Не уверен 5 (17.86%) 6 (27.27%)
Частично 14 (50%) 12 (54.54%)
Интересно, что фактически 32.14 % анкетируемых третьекурсников считают, что студенты проинформированы о возможностях Интернета в образовательном процессе, а 13.63 % процента студентов четвертого курса ответили, что их коллеги не проинформированы по этому вопросу. Но анкетируемые едины во мнении, что студентам только частично известны возможности Интернета в образовательном процессе.
Заключение
Интернет является самым популярным СМИ в Черногории среди молодежи. Но, несмотря на то что цифровая генерация начала пользоваться Интернетом еще в детстве, оказывается, что они до сих пор не исследовали все возможности интернет-ресурсов. Об этом свидетельствуют результаты анкеты, которые показали, что молодые специалисты не пользуются возможностями Интернета в области повышения уровня образования. И хотя количество интернет-пользователей в Черногории постоянно растет, студенты третьего и четвертого курсов в основном ежедневно заходят в сеть для общения, информирования и развлечения. Как и их сверстники в Европе, в целом студенты проводят по 4-5 часов в Интернете. Анкетируемые утверждают, что они используют интернет-ресурсы для обучения, но в тоже время выясняется, что студенты в этих целях используют такие сайты как '^Ыре&а, поисковые системы и онлайн-издания СМИ.
Студенты двояко оценивают роль Интернета в образовательном процессе. Половина третьекурсников считает, что новые СМИ не играют ключевую роль в данном процессе. Этот результат вполне предсказуем, учитывая факт, что студенты не осознают возможности Интернета. Их коллеги, учащиеся на четвертом курсе, высоко оценивают роль Интернета в повышении уровня образования.
Подводя итоги хочется сказать, что Интернет имеет множество преимуществ и отрицательных сторон, но от нас самых зависит как мы будем использовать новые СМИ. Джеймс Потер предупреждает, что человеку нужно научиться осуществлять свои цели через СМИ и не разрешать им управлять нашей жизнью [12. С. 32]. Выбор за нами.
Список литературы
1. Беркова, Е. Е. Применение Интернет-технологий в школьном образовании: преимущества и недостатки [Текст] / Е. Е. Беркова // Образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе. - 2016. - С. 34-38.
2. Киуру, К. Медиаграмотность как социокультурная проблема:интерактивные методы формирования [Текст] / К. Киуру, О. Попова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. -№3,- С. 60-65.
3. Мальцева, Ю. А. Феномен открытих каналов Германии как площадка для вне формального медиаобразования (На примере открытого канала Шлезвиг-Гольштейн и открытого канала «Alex Berlin») [Текст] / Ю. А. Мальцева // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. -2014. - № 4.
4. Морозова, А. А. Социальные сети в образовательной деятельности вуза:опыт реализации учебного проекта [Текст] / А. А. Морозова // Челябинский гуманитарий. -2014-№ 1.-С. 46-51.
5. РИА Новости, Инъекции реальности: как лечат от интернет- зависимости [Электронный ресурс]. - URL: http://news.mail.ru/society/1399663 (датаобращения: 30.03.2017).
6. Симакова, С. Интернет технологии как одна из интерактивных форм организации обучения студентов [Текст] / С. Симакова II Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2012. - № 2. - С. 14-18.
7. Kiesler, S. Culture of the internet [Text] / S. Kiesler. - Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 1997.-480 c.
8. Ловинк, Гирт. Мир за пределами «Facebook» [Текст] / Гирт Ловиик II Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - С. 1-10.
9. Mol, S. P. Novinarstvo [Text] / S. P. Mol, A. Kerser. - Beograd: Clio, 2005. - 357 p.
10. Polen, К. Sen-Zan. Kontrakultura [Text] / К. Sen-Zan Polen. - Beograd: Clio, 1999. - 302 p.
11. Petrovic, D. U medumrezju. Internet i novi obrasci drustvenosti [Text] / D. Petrovic. - Beograd: DIS Publik, 2008. - 152 p.
12. Poter, Dz. Medijska pismenost [Text] / Dz. Poter. - Beograd: Clio, Forin, 2011. - 638 p.
THE ROLE OF NEW MEDIA IN INCREASING THE LEVEL OF EDUCATION OF JOURNALISM STUDENTS IN MONTENEGRO
RuzicN., UniversityofMontenegro,Montenegro, [email protected]
With the development of technology young people have obtained access to global libraries, 'works of famous scientists, online courses. Through the Internet, future journalists are able to listen to lectures of renowned speakersfrom the Poynter Institute, Columbia University School of Journalism, etc. But, are these future professionals aware of the 'values of new media in increasing the level of education or do they see the Internet solely as a means of obtaining information andfinding entertainment? The author will try to answer these questions by -way of a survey of third- andfourth-year students of study program Journalism at the Faculty ofPolitical Science, University ofMontenegro.
Keywords: new media, education,journalism, online courses.
References
1. Berkova, E. E. (2016) Primenenie Internet-tehnologij v shkolnom obrazovanii: preimuschestva i nedostatki [=The use of Internet technologies in school education: advantages and disadvantages], in: Obrazovatelnyie i vospitatelnyie strategii v sovremennom obschestve [=Educational strategies in modern society], pp. 34-38. (In Russ.).
2. Kiuru, K. and Popova, O. (2016) Mediagramotnost kako sociokulturnaya problema: interaktivnie metodi formirovaniya [=Medialiteracy as a sociocultural problem:interactive methods of formation], in: Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kulturyi i iskusstv [=Bulletin of Chelyabinsk state academy of culture and arts], pp. 60-65. (In Russ.).
3. Maltseva, Yu. A. (2014) Fenomen otkritih kanalov Germanii kak ploschadka dlya vneformalnogo mediaobrazovaniya (Na primere otkritogo kanala Shlezvig-Golshtejn i otkritogo kanala "Alex Berlin") [=Phenomenon of Open channels of Germany as the platform for non-formal media education (on the example of the open canal Schleswig- Holstein and open channel Alex Berlin], in: Vestnik Volzhskogo
universiteta imeni V. N. Tatischeva [=Bulletin of the Volga University named after V. N. Tatishcheva], No. 4. (In Russ.).
4. Morozova, A. A. (2014) Sotsialnie seti v obrazovatelnoj deyatelnosti vuza: opit realizatsii uchebnogo proekta. [=Social sites in educational activity of University: Experience of realization of the educational project], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Chelyabinsk humanities], No. 1, pp. 46-51. (In Russ).
5. Ria Novosti, Inekcii realnosti: как lechat ot internet-zavisimosti [=Injection of the reality: how to treat Internet Addiction Disorder], available at: http://news.mail.ru/society/1399663, accessed 30.03.2017. (InRuss.).
6. Simakova, S. (2012) Internet tehnologii как odna iz interaktivnih form organizacii obuchenija studentov [=Internet technology as a interactive form in organization students education], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=The sign: problem field of media education], No. 2, pp. 14-18. (In Russ.)
7. Kiesler, S. (1997) Culture ofthe internet. Mahwah. Lawrence Erlbaum Associates. 480 p.
8. Lovink Girt (2015) Mir za predelami "Facebook». [=The world beyond Facebook], in: Nepreryivnoe obrazovanie:XXIvek [=Long life learning: XXI century], pp. 1-10. (In Russ.).
9. Mol, S. and Kersher, A. (2005) Novinarstvo [=Journalism], Beograd. Clio. 357 p. (In Polish).
10. Polen, K. Sen-Zhan (1999) Kontrakultura [=Subculture]. Beograd. Clio. 302 p. (In Polish).
11. Petrovic, D. (2008) U medumrezju. Internet i novi obrasci drustvenosti [=Internet and the new forms of sociability]. Beograd. DIS Publik. 152 p. (In Polish).
12. Poter, Dz. (2011) Medijskapismenost [=Media literacy] Beograd, Novi Sad. Clio, Forin. 638 p. (In Polish).
Ружич Наташа - доцент кафедры журналистики факультета политических наук, Университет Черногории, Черногория.