БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гусев А.М. Высокие технологии для судебных экспертиз / А.М. Гусев, B.C. Колдин // Российская юстиция. № 7. 2002.
2. Лейман Н.В. Бухгалтеры-криминалисты / Н.В. Лейман // Расчет. № 8. 2004. С. 47-48.
3. Сайт Московской лаборатории судебной экспертизы МЮ РФ. Режим доступа: http://www.mlse.ru/index.html.
4. Иванов Н.А. О допустимости использования электронных ресурсов удаленного доступа в судебно-экспертной практике / Н.А. Иванов,
А.И. Усов // сайт Института Развития Свободы Информации. 2006. Режим доступа: www.svobodainfo.org.
K.S. Evsikov
Information technology in forensic examination
In article the variant of practical use of the information technology, capable to improve interaction of experts and the persons, appointing forensic examination is offered. Use of an information technology in forensic examination is various. A main objective of their application — improving crimes investigation.
УДК 347.963:343.412
В.Г. Камышов, аспирант, (Россия, Москва, МосГУ)
РОЛЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРОКУРАТУРЫ В СОБЛЮДЕНИИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Обосновывается важность прокурорского надзора за соблюдением и защитой федеральными, региональными и местными органами власти прав и свобод человека и гражданина как приоритетного направления деятельности прокуратуры.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, акт прокурорскогореагирования.
В ноябре 1995 г. в федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены изменения, развивающие положения Конституции Российской Федерации о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Появилась самостоятельная глава — «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» — и, как следствие, новое практическое направление прокурорского надзора, его самостоятельная подотрасль.
Тем самым деятельность прокуратуры была ориентирована на укрепление законности не только путем реализации полномочий в сфере над-
зора за исполнением законов, так называемого «общего надзора», но и в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокуратура акцентирует внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, жилищных, имущественных, избирательных и личных прав и свобод. Если до «перестройки» фундаментальной основой «социалистической законности» являлись интересы государства, стоявшего над личностью и обществом, то в условиях формирования правового государства, «в условиях конституционного провозглашения примата прав и свобод личности, интересов гражданского общества должны меняться не только приоритеты как принципы, но и цели, задачи законности, механизм их реализации. А это требует солидного научного обеспечения. В частности, смена правозащитных приоритетов не должна вести, как это доминирует в теоретических работах и практической политике, к противопоставлению личности, общества и государства. Важно видеть в праве и законности равнодействующую общего интереса, обеспечивающую в конечном счете реальную гарантию прав и свобод че-ловекаи гражданина» [1. С. 37].
Отношения между индивидом и государством на протяжении развития истории волновали всех прогрессивно мыслящих граждан. И.А. Покровский справедливо заметил, что «чем более растет человеческое самосознание, тем более растет и ценность духовной свободы. Борьба личности за свои права является, таким образом, в этой области борьбой за свободное целеполагание, за нравственную свободу. Первое, в чем человек нуждается, это, конечно, охрана его самых элементарных благ — жизни, телесной неприкосновенности, свободы. Многое в жизни человека составляет область, не предназначенная для постороннего глаза, и потому всякое непрошенное вторжение в нее может причинять весьма серьезные страдания» [2. С. 88, 122, 125].
В указаниях Генерального прокурора Российской Федерации содержатся отдельные направления прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В приказе Генерального прокурора РФ № 195 от 07 декабря 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» говорится, что основными направлениями надзорной деятельности нужно считать надзор за законностью правовых актов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, а также предупреждение преступных проявлений.
Прокурор при выявлении незаконных правовых актов обязан безотлагательно принести протест, а в случае его отклонения — в установленном порядке обратиться с заявлением в суд.
Проверки исполнения законов следует проводить на основании поступивших в органы прокуратуры обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации. А также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
Особо подчеркивается необходимость конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора — соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении надзора за исполнением законов должностными лицами федеральных, региональных, местных органов власти прокуроры должны оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций. В случаях выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, активно использовать полномочия, установленные ст. 45 ГПК РФ. При внесении актов реагирования прокурор должен оценивать возможные негативные последствия исполнения своих требований, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены на корректировку и приведение существующих правоотношений в соответствие с действующим законодательством.
В своей деятельности прокуроры должны уделять внимание профилактической направленности прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.
Прокурорский надзор за соблюдением личных прав и свобод человека и гражданина нуждается в особой гласности. Для этого необходимо предоставлять возможность получения сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка в предусмотренных законом пределах гражданам, средствам массовой информации, общественным организациям, а также регулярно информировать органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и население.
Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и граж-
304
данина должна оцениваться исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурорам необходимо обладать полной и достоверной информацией о наиболее распространенных и вызывающих общественный резонанс нарушениях прав и свобод граждан, устранение которых требует вмешательства прокуратуры. При этом прокурор должен знать о состоянии исполнения в регионе соответствующего законодательства, а также причины надлежащего соблюдения прав и свобод граждан.
В планах работы прокуроры должны предусматривать конкретные мероприятия, которые осуществляют различные государственные и муниципальные органы, обязанные защищать права и свободы физических лиц, проживающих или находящихся на территории региона.
При защите прав и свобод граждан прокуроры обязаны максимально использовать возможности других органов в области защиты прав и свобод граждан, поручая им проведение проверок в связи с сигналами о нарушениях.
В 2008 г. прокурорами было выявлено более 1 млн 146 тыс. нарушений законов. По их требованию за допущенные нарушения прав граждан было привлечено административной и дисциплинарной ответственности 203 тыс. различных должностных лиц. В защиту нарушенных прав граждан в суды подано около 400 тыс. заявлений, по которым возмещен ущерб на сумму почти 4 млрд руб.
Концентрация усилий в период экономического кризиса более всего необходима для защиты трудовых прав граждан и, прежде всего, для решения двух самых насущных проблем: трудовая занятость и оплата труда. Прокуратура обязана быстро и решительно реагировать на все нарушения трудового законодательства. В условиях мирового экономического кризиса органы прокуратуры в первую очередь должны помогать малоимущим и незащищенным слоям населения, которые в большей степени от него страдают. Средствами прокурорского реагирования необходимо минимизировать последствия кризиса для граждан и стараться не допустить их проявлений.
Ставя задачи органам прокуратуры, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка в своем докладе на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 25 февраля 2009 г. подчеркнул, что «для органов прокуратуры правозащитная функция — обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина — является одной из ключевых задач. Здесь не должно быть мелочей. Ни один человек не должен оказаться без защиты закона. В этом и заключается социальное назначение прокурорского надзора. Я уже говорил и повторю сейчас —
органы прокуратуры востребованы обществом, пока служат эффективной опорой и защитой населения»[3].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сухарев А.Я. Державное «око» в осаде / А.Я. Сухарев. М., 2001.
2. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. М.: Изд. Статут, 2003.
3. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. Режим доступа: htpp:// genproc. gov.ru.
V. Kamyishov
The Role of the Legal Acts of the Public Prosecution Bodies in observance of human and citizen rights
The importance of the public prosecution bodies control of the observance of human and citizen rights by the regional and local executive bodies is being grounded in the article. It’s also grounded that this is the priority area ofpublic prosecution bodies activity.
УДК 343.985.3:343.14
Т. Вагабов, соискатель, (Россия, Москва, МГУ)
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ ПОДОЗРЕВАЕМОГО И ОБВИНЯЕМОГО
Предложено авторское определение тактических задач проверки показании подозреваемого и обвиняемого, рассмотрены их классификации.
Ключевые слова: проверка показании, подозреваемый, обвиняемый,
классификация.
Тактическую задачу проверки показаний подозреваемого или обвиняемого можно определить как детерминированную сложившейся на определенный момент ситуацией (условиями) расследования необходимость снятия информационной неопределенности в отношении полноты, истинности или ложности показаний подозреваемого (обвиняемого) в целом или в их части, предполагающую проведение соответствующего ей комплекса следственных действий, применение тактико-криминалистических средств, приемов и рекомендаций.
Более детально познать и систематизировать тактические задачи проверки показаний подозреваемого (обвиняемого) позволит их классификация, которая может быть осуществлена по различным основаниям.