Юлия КАНЕЕВА
РОЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
В статье рассмотрены основные теоретические аспекты анализа социального статуса государственного служащего, выявлена взаимосвязь между формированием профессиональной идентичности и спецификой социального статуса служащего. In the article the main theoretical aspects of social status of civil servant are considered; interrelation of formation of professional identity and social status is revealed.
Ключевые слова:
профессиональная идентификация, социальный статус государственного служащего, непрерывное профессиональное образование; professional identification, social status of public servant, continuous professional education.
Трансформационные процессы, происходящие в современном российском обществе, влияют на все сферы жизнедеятельно -сти социума — политическую, экономическую, социальную и культурную. Достаточно ярко прослеживаются социальные изме -нения в институте государственной службы, призванном регулиро -вать порядок взаимодействия между государством и гражданским обществом.
Главными акторами данного института являются государствен -ные служащие, которые не создают материальные ценности, не изготавливают товары народного потребления. В то же время от их деятельности во многом зависят развитие общественного произ водства, благополучие и социальное здоровье граждан, качество их жизни.
Важнейшим вопросом институционализации государственной службы выступает определение социального статуса государствен -ного служащего. В социологии данную дефиницию впервые упо -требил Г.Д. Мейн, который трактовал статус как оценку самим индивидом (группой) своего места в обществе в сравнении с поло -жением других людей, а также оценку индивида (группы) со сто -роны общества. При этом Г.Д. Мейн различал статус предписанный (наследуемый, зависящий от социального положения) и достигае -мый (определяемый индивидуальными качествами, достижениями, заслугами)1.
Приведенные выше подходы, безусловно, применимы к соци -альному статусу исследуемой социальной группы. В определении статуса государственного служащего выделяются показатели, отражающие такие его составляющие, как статус предписанный (возраст, социальное происхождение) и достигнутый (профес -сиональное образование, должностное положение и связанные с этим права, обязанности, ответственность, ограничения, гаран тии, льготы). Но, как правило, достигнутый социальный статус определяют преимущественно как правовой статус государствен ного служащего. В свою очередь, социальный статус имеет ком -плексный и системный характер, включающий не только право вой, но и организационный, политический, экономический,
1 Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. — М. : Московский психолого - социальный институт; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2000, с. 215.
КАНЕЕВА
Юлия
Рафаилиевна — аспирант кафедры государственного управления и социологии региона Пензенского государственного университета [email protected]
профессионально- квалификационный и нравственный статусы государствен -ного служащего. Структурно такая клас -сификация отражает основное содержа -ние, функции, социальные роли госу -дарственных служащих, их положение в системе государственной службы как в социальном институте.
Современные социологи, исследуя проблему статуса, опираются во многом на теорию М. Вебера, согласно которой стратификация общества определяется не только экономическими (доступ к обще -ственному богатству) и политическими (власть, право), но и социальными (пре -стиж) показателями1. В данной теории отражены основные характеристики соци ального статуса государственных служа щих, согласно которым экономическими показателями будут являться стабильная заработная плата, комплекс социальных гарантий, являющихся особым показа телем для данного вида деятельности. Поскольку государственный служащий является непосредственным носителем права государственной власти, необхо димо подчеркнуть социальный харак тер данной власти, которая должна быть направлена только на благо обществу. Выступая от имени государства, государ ственный служащий во многом олицетво ряет собою саму государственную власть, и поэтому социальные показатели статуса государственного служащего имеют более яркое отражение в общественном созна нии и оценках населения по сравнению с другими профессиональными группами общества.
Показателем сложившегося высокого социального статуса государственного служащего является социальный пре стиж, который характеризуется оценкой общества положения личности в социуме. Социальный статус является четким пока зателем места служащего в системе обще ственных отношений.
Процесс осознания и принятия со стороны государственного служащего социально профессионального статуса, сформированного в рамках профессио нальной деятельности, и есть профессио нальная идентификация. Статус задает идентификацию, определяет ее динамику и уровни в социально профессиональной
1 Вебер М. Основные понятия стратификации / пер. с англ. А.И. Кравченко // Социс, 1994, № 5, с. 169-183.
группе. Профессиональная идентичность посредством идентификации и самоидентификации является синтезом объ -ективных и субъективных компонентов, которые представлены в профессиональ ной группе. Профессионализм влияет на положение человека в социальной струк туре, определяет динамику, конструирует профессиональную идентичность.
Теоретические основы анализа профес -сиональной идентичности заложены в теории социальной идентичности, которая представляет собой результат социальной идентификации, под которой понимается процесс определения себя через членство в социальной группе2.
Таким образом, профессиональная идентификация государственных служа -щих представляет собой сложное соче -тание идентификационных процессов, основными из которых являются: само -идентификация личности в качестве госу дарственного служащего, идентификация с профессиональной группой и внутри нее, а также процесс идентификации госу дарственного служащего в общественном мнении3.
Профессиональная идентичность пред ставляет собой многомерный интегратив ный социально психологический фено мен, обеспечивающий человеку целост ность, тождественность и определенность. Она развивается в ходе профессиональ -ного обучения в пространстве процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации и обусловливается про цессами рефлексии. Профессиональная идентичность, по сути, — аспект специфи -ческой интеграции личностной и соци альной идентичности в профессиональ -ной реальности4.
Профессиональная идентификация в трудовой деятельности человека носит бесконечный характер. Развитие профессиональной идентичности спо собствует росту профессионализма, в формировании которого особое место занимает процесс актуализации имею щихся знаний и получение новых. Таким
2 Еремина Е.В. Социальная идентичность: проблемы региональной идентификации // Регионология, 2012, № 2, с. 149—155.
3 Орестова В.Р. Опережающая идентификация государственного служащего // Государственная служба, 2007, № 2, с. 110.
4 См.: Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. — М., 2001.
образом, непрерывное профессиональ ное образование играет огромную роль в формировании профессиональной идентичности.
Современный этап развития общества характеризуется изменением профессио нальной идентичности государственных служащих. Данный факт обусловлен тем, что государственные служащие должны соответствовать новым требованиям общества Модерна, выполнять регуля тивную функцию, используя в своей дея тельности инновационные методы управ ления. Для реализации своей профессио нальной деятельности на новом уровне государственные служащие должны постоянно совершенствовать свой про фессионализм за счет включения в про -цесс непрерывного профессионального образования. Применение полученных знаний на практике способствует форми рованию позитивной профессиональной идентичности государственных служа щих.
Позитивной профессиональной иден тичностью является только та, которая влияет на совершенствование овладения профессией, подчинение жизни инди вида общеполезному делу, — в конечном счете, лишь такой вид профессиональной идентичности способствует развитию общественного процесса. Таким образом, позитивная профессиональная идентич ность государственного служащего будет достигнута в случае усвоения и реализа -ции им основополагающих социальных ценностей профессии государственного служащего — служения населению во благо общественного развития.
Проведенный анализ профессиональ ной идентичности государственных слу жащих позволяет автору выделить в ее структуре следующие основные компо ненты.
1. Когнитивный — профессиональные знания и знания о профессии. Основой данного компонента являются имеющи -еся профессиональные знания о деятель ности государственных служащих, знания о профессии служащего, об образе госу дарственного служащего, его социальном статусе и роли в обществе, представление о карьере и труде.
2. Ценностный — наличие позитивного
или негативного отношения к факту про -фессиональной принадлежности, наличие или отсутствие для человека смысла выше -перечисленных элементов когнитивного компонента, их значимость и включен ность в систему личных ценностей.
3. Эмоциональный — принятие или непринятие профессионального сооб щества в качестве группы членства как результат действия двух первых компо нентов. Важнейшими составляющими эмоционального компонента являются чувство гордости или стыда за свою про фессию, чувство приверженности к про фессиональному сообществу, признание его значимой ценностью, осознание пре стижа своей профессии.
4. Мотивационный — побуждение к труду, тесно связанное с удовлетворен ностью процессом и результатами труда. Позитивная профессиональная идентич ность государственного служащего невоз можна без мотивации профессиональной деятельности. Только удовлетворенность своей деятельностью и, как следствие, достижение главной цели государственной службы — служения населению, способ ствующие общественному развитию, фор -мируют позитивную профессиональную идентичность данной социальной группы. Мотивационный компонент можно оха рактеризовать как результирующий, вклю -чающий в себя когнитивный, ценностный и эмоциональный компоненты.
5. Поведенческий компонент реали -зуется на практике, в реальной повсед -невной профессиональной деятельности госслужащих, опирается на знания о профессии, эмоционально ценностное восприятие профессиональной группы, мотивационное принятие и реализацию целей деятельности данной группы.
Таким образом, с точки зрения социо логического подхода, на наш взгляд, наи более адекватным является определение профессиональной идентичности госу дарственных служащих как результата когнитивного, ценностного, эмоциональ ного, мотивационного процесса осозна ния принадлежности к своему профессио нальному сообществу, проявляющегося в определенном типе идентификационного поведения субъектов профессиональной группы.