УДК 378
РОЛЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СТРУКТУРЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ И НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Лилия Александровна Фёдорова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры правовых и социальных наук, тел. 8-953-878-33-47, e-mail: [email protected]
Ирина Геннадьевна Бадрова
Новосибирский промышленный техникум, 630024, Россия, г. Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 41, преподаватель общественных дисциплин, тел. 8-923-221-3991,
e-mail: [email protected]
В статье актуализируется необходимость создания научно-методической службы в системе научно-образовательного центра управленческих проектов и непрерывной профессиональной подготовки, созданного при ФГБОУ ВПО СГГА. Определены составляющие научно-методического обеспечения. Предложены основные направления деятельности научно-методической службы.
Ключевые слова: профессиональное образование, научно-методическая служба, интегрированные образовательные программы, научно-методическое обеспечение.
ROLE OF SCIENTIFIC-INSTRUCTIONAL SERVICES IN THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CENTER PROJECT MANAGEMENT AND CONTINUOUS TRAINING
Liliya A. Fedorova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, Plahotnogo st. 10, a senior lecturer of law and social sciences , tel. 8-953-878-33-47, e-mail: [email protected]
Irina G. Badrova
State educational institution of secondary vocational education Novosibirsk Region Novosibirian Industrial College, 630024, Russia, Novosibirsk, Siberians-Guardsmen st. 41, a teacher of social sciences, tel. 8-923-221-39-91, e-mail: [email protected]
Article updated scientific-methodical service need to create the system of scientific and educational center management projects and continuous training, created with the SSGA. The structure scientific-methodical service functions and key activities.
Key words: scientific-instructional service, methodical service, integrated educational programs, changeable components of basic professional educational programs.
В соответствии со Стратегией развития Новосибирской области до 2025 года определен переход на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Новосибирской области.
Развитие региональной системы профессионального образования является стратегическим направлением развития области. В настоящее время активно идёт процесс модернизации профессионального образования, который представляет собой изменения, связанные с оптимизацией, реструктуризацией, интеграцией образовательных учреждений в новых организационно-правовых формах и условиях. [1].
Качеством профессиональных кадров определяется уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики. В настоящее время экономика не удовлетворена структурой профессионального образования и качеством подготовки кадров. Особенно остро это проявляется в системе подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. [2].
Одним из показателей и результатов низкого уровня профессиональной подготовки является ежегодное увеличение количества выпускников образовательных учреждений профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными (табл. 1).
По данным органов государственной статистики доля безработной молодежи от общего количества молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет в 2010 году составила 3,1%. Доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными, составляла 16,3% к общему выпуску. Доля выпускников СПО, признанных безработными, в общем числе выпускников образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, признанных безработными составила 77,0%. [3].
Таблица 1
Распределение выпускников 2009-2011 гг. учреждений профессионального образования Новосибирской области по уровням образования
Уровень профессиона льного образования Количество выпускников ( чел.) Из них, имеющих риск быть нетрудоустроенными Количество выпускников, трудоустроенных по полученной профессии (специальности) в первый год после выпуска
2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.
Начальное 6996 6598 чел. % чел. % 72 % 72,5%
494 7,1 617 9,4
Среднее 7950 4597 253 3,2 675 14,7
Высшее 16854 15569 1483 8,8 3078 19,8
ИТОГО 31800 26764 2230 7,0 4370 16,3
Доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год после выпуска, в общей численности трудоустроенных выпускников указанной категории в 2010 году составила 72,5 %. В 2010 году количество выпускников, признанных безработными, составляла 53,0% от общего выпуска.
С каждым годом увеличивается количество выпускников образовательных учреждений профессионального образования, не нашедших работу и признанных в установленном порядке безработными (табл. 2).
Таблица 2
Количество выпускников, признанных безработными, и их распределение по уровням полученного профессионального образования
Уровень профессиональ ного образования Количество выпускников, признанных безработными (% от общего выпуска) Распределение по уровням профессионального образования ( %)
2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.
Начальное 6,8% 16,5% 40,9% 43,4%
Среднее 33,1% 33,6%
Высшее 26,0% 23,0%
В целях усиления интеграции всех уровней образования в апреле 2013 года подписано Генеральное Соглашение о создании научно-образовательного центра управленческих проектов и непрерывной профессиональной подготовки.
Участниками Соглашения являются министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, Сибирская государственная геодезическая академия и девять учреждений среднего профессионального образования региона. В их числе Новосибирский техникум геодезии и картографии, Профессиональное училище № 50, Болотнинский педагогический колледж, Ордынский аграрный техникум, Новосибирский промышленный техникум, Новосибирский геологоразведочный техникум, Новосибирский приборостроительный техникум, Новосибирский профессионально-педагогический колледж, Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева, Новосибирский монтажный техникум. Таким образом, вокруг каждого института СГГА объединились в среднем по 3 учреждения СПО, ведущих подготовку по смежным специальностям. [4].
Главнейшая задачанаправлена на развитие «интегрированной» системы непрерывного образования, обеспечивающей подготовку
квалифицированных специалистов в рамках единого научно-
образовательного процесса,на создание гибкой модели профессионального образования.
Апробирование результатов деятельности в рамках Соглашения на начальном этапе осуществлялось в ходе открытого совещания «Интеграция непрерывного профессионального образования с рынком труда, как фактор повышения качества подготовки специалистов», которое прошло в начале декабря 2013 года в СГГА. Были обсуждены промежуточные итоги и перспективы развития сотрудничества в сфере непрерывного образования. Представителями СГГА инициировано создание экспертного совета из числа промышленников и предпринимателей. Подчёркнута важная роль СПО в подготовке квалифицированных кадров. Живой интерес проявили участники круглых столов: по вопросам разработки вариативной части ОПОП подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена; по проблемам и развитию профессионального образования в сфере земельных и имущественных отношений.
Во время работы Международной научно-методической конференции в феврале 2014 года «Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета» были уже представлены серьёзные проекты моделей интегрированных структур «вертикальной интеграции» школа - учреждение СПО - ВУЗ - аспирантура - докторантура. Интерес вызывает опыт института оптики и оптических технологий по разработке и внедрению модели сетевого взаимодействия «СПО - ВПО - производство». [5].
Важнейшим направлением деятельности в рамках Соглашения является создание интегрированных программ. Но на данное время нет ясного механизма и научно-методического обеспечения разработки интегрированных образовательных программ СПО-ВПО. Да, есть опыт организации обучения выпускников учреждений СПО по сокращённым программам. Но сокращённые и интегрированные программы - это не одно и то же. Поэтому участниками круглого стола «Формирование вариативной части основных профессиональных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена» из числа методистов колледжей и сотрудниками кафедры правовых и социальных наук СГГА инициировано создание научно-методической службы. Эта структура обеспечит процессы как «вертикальной» так и «горизонтальной» интеграции. [6].
Проектирование методической системы - важная составляющая деятельности в рамках Соглашения. Считаем, что целью создания научно-методической службы в структуре научно-образовательного центра управленческих проектов и непрерывной профессиональной подготовки выступает проектирование. В качестве перспективной цели выступает подготовка высококвалифицированных кадров, способных к непрерывному опережающему профессиональному самообразованию и саморазвитию. [7].
Научно-методическая служба поможет преодолеть дезинтеграционные явления, будет выступать координирующим органом деятельности СГГА и
учреждений СПО, входящих в научно-образовательный центр, при разработке научно-методического обеспечения интегрированных профессиональных образовательных программ.
Научно-методическое обеспечение - это разработка и транслирование необходимых и достаточных средств для формирования и реализации интегрированных профессиональных образовательных программ СПО и ВПО. Научно-методическое обеспечение имеет две составляющие: содержательную и процессуальную. [8].
Содержательная составляющая научно-методического обеспечения реализуется в рамках создания совокупности необходимых и достаточных средств: законодательная база и собственно средства обеспечения. Законодательная и нормативная база включает Законы РФ, федеральные и региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие содержание и организацию профессионального образования разных уровней. Средства обеспечения включают:
- методические рекомендации для разработки интегрированных учебных планов;
- методические рекомендации для разработки интегрированных рабочихпрограмм;
- примерные интегрированные учебные планы;
- примерные интегрированные рабочие программы;
- унифицированные макеты программ;
- оценочные средства;
- учебная литература и методические разработки.
Если законодательная и нормативная база в основном определена, то средства обеспечения находятся в стадии разработки. И этим необходимо заниматься научно-методической службе.
Процессуальная составляющая научно-методического обеспечения подразумевает последовательные этапы разработки и предоставления необходимых и достаточных средств.
Научно-методическое обеспечение разработки интегрированных профессиональных образовательных программ зависит от качественного и количественного состава интеграционной среды, т.е. степени распространения интеграционных процессов.
Исходя из процессуальной и содержательной составляющей определяются мероприятия и направления деятельности научно-методической службы.
Основными направлениями деятельности могут являться:
1. Участие в разработке образовательных стандартов профессионального образования, требований к качеству подготовки выпускников, содержания основных и дополнительных программ ПО, согласование их содержания с образовательными программами СГГА по соответствующим направлениям за счёт вариативной части;
2. Разработка проектов интегрированных учебных планов и программ на основе введения дополнительных видов профессиональной деятельности и разработке дополнительных компетенций;
3. Создание и поддерживание банка данных нормативно-методической документации;
4. Подготовка предложений по внесению дополнений в перечень профессий и специальностей, актуальных в научно-образовательном центре;
5. Координация действий научно-педагогической общественности колледжей и социальных партнёров;
6. Проектирование контрольно-оценочной деятельности, разработка единого фонда оценочных средств;
7. Организация и проведение конкурсов по созданию учебной и методической литературы;
8. Проведение обучающих семинаров по проблемам профессионального образования;
9. Проведение экспертизы учебно-программных и методических комплектов, средств обучения.И т.д.
Таким образом, роль научно-методической службы в структуре научно-образовательного центра управленческих проектов и непрерывной профессиональной подготовки является важным моментом в содействии формирования компетенций высококвалифицированного специалиста. Кроме этого, целевой компонент служит определяющим фактором содержательной подготовки с учетом пожеланий работодателя и потребностей регионального рынка труда.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фёдорова Л. А. Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов как необходимое условие реализации ФГОС // Международная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета»: сб. материалов в 3 ч. (Новосибирск, 3-7 февраля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Ч. 2. - С. 219-225.
2. Фёдорова Л. А. Реализация стратегии интеграции производства и образования через создание отраслевых ресурсных центров (на примере Новосибирской области) // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 42-47.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с.
4. Режим доступа: http://mintrud.nso.ru, свободный. - Заглавие с экрана.
5. Шабурова А. В., Чернова О. В. Опыт реализации модели непрерывного образования «ВПО - СПО - производство» в Сибирской государственной геодезической академии // Международная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета»: сб. материалов в 3 ч. (Новосибирск, 3-7 февраля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Ч. 2. - С. 65-68.
6. Фёдорова Л. А., Алексеева З. Е. Интеграция как обеспечение системной целостности и динамичности профессионального образования // ГЕО-Сибирь-2011. VII
Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). -Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 6. - С. 267-272.
7. Разинкина Е. М., Ильина Е. А., Ялмурзина Г. С. Концепция непрерывной опережающей профессиональной подготовки кадров для горно-металлургической отрасли. - М.: Академия Естествознания, 2011 г.
8. Читаева О. Б. Научно-методическое обеспечение разработки интегрированных образовательных программ НПО-СПО / О. Б. Читаева и др. - М., 2007. - С. 96.
© Л. А. Фёдорова, И. Г. Бадрова, 2014