Концепция развития научно-методической службы в колледже
Модернизация профессионального образования предполагает необходимость его опережающего развития и непрерывности в связи с увеличением потребности современной экономики в специалистах среднего звена нового качества, изменением их роли, места и функций на производстве, повышением требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда. Инновационные преобразования в среднем профессиональном образовании выдвигают принципиально новые требования, в том числе к научно-методическому обеспечению образовательного процесса.
Научно-методическая работа как комплекс практических мер направлена на качественный рост профессиональной компетентности педагогических кадров, их готовность к осуществлению инновационной деятельности, внедрению инновационных образовательных технологий, максимальному развитию творческих способностей на основе добровольно избранной траектории образовательной переподготовки в системе курсов повышения квалификации.
Необходимость разработки концепции
Сложившаяся на сегодня система повышения квалификации не обеспечивает в полной мере формирование профессиональной компетентности нового качества у педагогических работников СПО по целому ряду причин. Главная из них — практическое отсутствие системы повышения квалификации педагогов именно для образовательных учреждений СПО. В связи с этим систему повышения квалификации можно назвать формальной: она не учитывает особенности деятельности педагогов в современных колледжах и техникумах, функционирует без ориентира на личность педагога, профиль и специфику образовательного учреждения, в котором он работает. Такая система переподготовки не направлена на развитие мотивации педагогов к инновационной деятельности и формирование рефлексивной позиции педагога, не стимулирует их творческую профессиональную активность. К тому же имеет место дискретный характер обучения (один раз в пять лет).
Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике и предполагающее наличие нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, опору на формальную систему повышения квалификации, не может устранить профессиональные затруднения педагогов, возникающие в процессе инновационной деятельности колледжа.
Все вышеперечисленное определило необходимость разработки концепции научно-методической работы Череповецкого химико-технологического колледжа.
Интеграция актуальных аспектов
Инновационное развитие колледжа на данном этапе отличает высокий уровень практико-ориентированности образовательного процесса, что обусловливает реализацию его значительной части в отраслевых условиях производства и совмещение преподавателем в ходе учебного занятия педагогической и собственно профессиональной деятельности по направлениям подготовки специалистов среднего звена в колледже. Это обстоятельство требует поиска эффективных форм, дидактических средств, методов и технологий обучения, адекватных конкретной педагогической задаче инновационной деятельности, а также индивидуальным особенностям педагогов и студентов. Постоянный поиск новых подходов к организации образовательного процесса (вопросы педагогики), непрерывная коррекция содержания преподаваемой дисциплины (вопросы базовой специальности) требуют интеграции актуальных аспектов двух видов профессиональной деятельности: педагогической и профессиональной в той отрасли, для которой колледж ведет подготовку специалистов.
В ходе инновационного развития в колледже накоплен первоначальный, но в целом успешный опыт научно-методического обеспечения инновационного образовательного процесса. Проведена пропедевтическая научно-методическая работа, созданы реальные стимулы, побуждающие педагогов к инновационной деятельности, уверенно формируется внутренняя мотивация к постоянному повышению квалификации, профессиональному и личностному саморазвитию. Этому способствует принятая концепция развития научно-методической работы колледжа.
Основная идея концепции — развитие педагогической компетентности педагогов колледжа в условиях непрерывного повышения квалификации на рабочем месте по накопительному принципу. Это гибкая форма контролируемого образования и самообразования педагогов, которая обеспечивает формирование ПК за счет последовательного накопления актуальных компетенций в процессе осознанного решения новых педагогических задач, возникающих в ходе инновационной образовательной деятельности колледжа.
ЧИСТЯКОВА Вера Владимировна,
старший методист Череповецкого химико-технологического колледжа, г. Череповец (Вологодская область)
Аннотация
В статье предпринята попытка сформулировать принципы и критерии успешности развития научно-методической службы колледжа, в частности системы повышения квалификации педагогов в системе СПО. Автором предложены возможные варианты организации и развития внутренней системы повышения квалификации педагогов, позволяющие обеспечить непрерывность образовательного процесса
Ключевые слова:
концепция, методическое обеспечение, образовательная траектория, мотивация, компетенция, саморазвитие, практикоориентиро-ванность, модульно-компетентностный подход
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Существующая система повышения квалификации не обеспечивает в полной мере формирование профессиональной компетентности нового качества у педагогических работников СПО
Основная идея научно-методического сопровождения — достижение баланса между помощью педагогу извне и раскрытием его собственных резервов и способностей
Методологические подходы
В качестве методологических подходов к разработке концепции использованы:
- общенаучный системный подход, позволивший изучить процесс формирования педагогической компетентности с системных позиций;
- компетентностный подход в целях выбора содержания, структуры и критериев оценки профессиональной деятельности современного педагога;
- личностно-деятельностный (компетентно стный) подход, обусловивший понимание формирования педагогической компетентности преподавателя как непрерывного осознанного саморазвития педагога и раскрытия им своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности.
Теоретическую основу концепции составляют концепция мотивационного управления образовательным процессом, материалы исследований проблемы повышения квалификации педагогических кадров, работы о структуре, сущности и принципах реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Основой для определения понятий «компетенция» и «компетентность» выступает степень сформированности у специалиста комплекса знаний, умений, опыта, личностных качеств и мотивации к выполнению профессиональной деятельности. В соответствии с терминологией, рекомендованной специалистами федерального института развития образования (В. И. Блиновым, И. А. Волошиной, Е. Ю. Есениной, А. Н. Лей-бовичем, П. Н. Новиковым и др.), под профессиональной компетенцией понимается способность специалиста успешно действовать при решении определенной профессиональной задачи за счет умений, знаний и практического опыта. Сфор-мированность необходимых профессиональных компетенций обеспечивает профессиональную компетентность специалиста в целом. Профессиональная компетентность — интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и задачи, возникающие в реальных производственных ситуациях, которые требуют профессиональных знаний, профессионального и жизненного опыта (С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына и др.).
В социально-экономическом аспекте образовательной практики профессиональная компетентность педагога СПО определяется уровнем его квалификации (отсутствием или наличием определенной квалификационной педагогической категории). Основной задачей прохождения аттестации, в рамках которой устанавливается уровень квалификации педагога, является стимулирование целенаправленного и непрерывного повышения уровня личностного и профессионального роста, готовность к инновационной деятельности, использованию современных образовательных технологий, исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работе.
Основные направления реализации концепции
Практика научно-методического обеспечения образовательного процесса, сложившаяся в режиме инновационного развития колледжа в течение трех лет, показала, что одним из важнейших инструментов реализации задач личностного и профессионального роста педагогов является внутренняя система непрерывного повышения квалификации на рабочем месте, включающая в себя накопительную систему формирования профессиональных компетенций педагогов. Основными формами осуществления повышения квалификации, утвердившейся в колледже, стали научно-методическая консультация (индивидуальная или групповая, по запросу педагогов), организация деятельности ВТГ для решения конкретной инновационной задачи, научно-методическая экспертиза учебно-методических и исследовательских разработок педагогов.
Основными направлениями реализации концепции стали:
- совершенствование научно-методического сопровождения образовательного процесса в соответствии с требованиями инновационного развития колледжа;
- актуализация и развитие профессиональной компетентности педагогов для решения конкретных, личностно значимых профессионально-педагогических задач;
- реализация научно-методического сопровождения накопительной системы непрерывного опережающего повышения квалификации педагогов на рабочем месте, непосредственно в условиях образовательного процесса, в ходе решения актуальных инновационных педагогических задач;
- научно-методическое обеспечение условий, мотивирующих самообразование и саморазвитие педагогов, формирующих готовность к непрерывной инновационной деятельности.
Интеграция данных направлений позволила максимизировать реализацию основной идеи концепции и ожидаемый результат. Внутренняя накопительная система непрерывного опережающего повышения квалификации, обеспечивающая развитие педагогической компетентности педагогических работников на рабочем месте, позволила поднять на новый уровень качество образовательных программ и их методическое обеспечение, качество образовательного процесса, качество результатов обучения, обеспечить целый ряд профессиональных достижений: педагоги, студенты активно участвуют в конференциях, семинарах с последующей публикацией материалов; становятся победителями, лауреатами конкурсов профессионального мастерства на региональном, федеральном уровнях; актуальный опыт работы педагогов колледжа обобщен на региональном, межрегиональном, федеральном уровнях.
В колледже получает развитие проектный подход к организации инновационной научно-методической работы с учетом:
- особенностей педагогической деятельности в СПО, состоящей в бинарности реализации педагогических и иных по характеру профессиональных компетенций педагогов в той отрасли, специалистов для которой готовит колледж;
- факторов, обусловленных отсутствием педагогического образования у некоторых педагогов: низкого уровня базовых знаний по вопросам педагогики и психологии, несформи-рованности профессионально-педагогической идентичности, недостаточного уровня мотивации к профессионально-педагогическому развитию и инновационной деятельности;
- непрерывности, накопления, дифференциации, вариативности, проблемности, кон-текстности и практикоориентированности повышения квалификации;
- адекватной самооценки и оценки уровня сформированности профессиональной компетентности педагога.
Выстраивающаяся структура системы внутреннего опережающего непрерывного повышения квалификации педагогов колледжа представлена тремя интегрированными содержательными блоками:
1. базовая специальность;
2. педагогика и психология;
3. развитие личностного потенциала педагога.
Каждый блок включает инвариантную часть (определяемую нормативно-регламентирующими документами всех уровней, актуальными проблемами и ресурсными возможностями колледжа на данном этапе его развития) и вариативную (определяемую профессиональными целями и уровнем сформированности показателей педагогической компетентности конкретного педагога):
- бинарное содержание повышения квалификации (психолого-педагогическое образование и самообразование, стажировки на производстве);
- алгоритм реализации накопительной системы непрерывного повышения квалификации, который представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов.
Формы опережающего повышения квалификации
Весь комплекс реализуемых в колледже практических научно-методических мероприятий позволяет говорить об устойчивом формировании технологии научно-методического сопровождения образовательной деятельности как на уровне отдельного педагога, так и на уровне колледжа. Цель научно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов заключается, во-первых, в создании условий, в которых педагог смог бы осознать свою профессиональную проблему, а во-вторых, помочь ему в решении этой проблемы. Основная идея научно-методического сопровождения — достижение баланса между
помощью педагогу извне и раскрытием его собственных внутренних резервов и способностей. Особенность научно-методического сопровождения заключается в том, что педагог получает извне необходимую помощь (на когнитивном, функциональном, психологическом уровнях) до полного освоения компетенции. Эти особенности способствовали утверждению следующих форм опережающего повышения квалификации педагогов в колледже:
- индивидуальные (групповые) научно-методические консультации и собеседования;
- учебная деятельность академического типа (проблемная лекция, семинар, круглый стол, научно-практическая конференция и др.);
- профессиональные практикумы (деловая игра, анализ и решение конкретных учебных, учебно-производственных ситуаций и др.);
- психологический тренинг;
- стажировка на рабочем месте по профилю специальности;
- подготовка доклада, написание научной статьи, методических материалов;
- использование иных современных форм повышения квалификации на рабочем месте.
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. — 552 с.
2. Блинов В. И. Кадровые ресурсы профильного обучения: Монография. — М.: Институт общего образования, 2005.
3. Блинов В. И. Концептуальные основы и тенденции развития непрерывного профессионального образования РФ и Республики Беларусь: Материалы межд. конф. — Москва, 2011.
4. Данильченко С. Л. Инновационность системы повышения квалификации работников образования в городе Москве // Успехи современного естествознания. — 2013.
5. В. В. Латюшин, В. В. Базелюк, Р. С. Диму-хаметов, Л. И. Дудина. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров: Монография. — Челябинск: «РЕКПОЛ», 2009. — 189 с.
6. Новиков А. М. Я — педагог. — М.: «ЭГ-ВЕС», 2011.
7. Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании// Под ред. Козырева В.А., Радионовой Н.Ф., Тряпицыной А.П. — СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
8. Тряпицына А. П. Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования: Материалы межд. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 20-21 янв. 2012 г.)
9. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 20132020 [Электронный ресурс] // URL: http:// edu.inesnet.ru/wp-content/uploads/2013/11/ strategy_06.pdf.
В колледже осуществляется проектный подход к организации инновационной научно-методической работы