^ Образование в сфере культуры
ОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378:793.3.01
Б. С. Тле убаев а
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова
В статье рассмотрены вопросы танцевальной культуры в развитии хореографического образования. В процессе хореографического образования и воспитания одной из основных задач выступает объективное отражение знаний этнографии народов, их танцевальной культуры, музыки, истории и особенностей быта.
Ключевые слова: танец, культура, фольклор, хореография, образование.
B. S. Tleubaeva
^ South Kazakhstan State University named after M. Auezov ^
ROLE OF NATIONAL DANCING CULTURE
IN THE COURSE OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION
This article raises questions of dance culture in the development of choreographic education. One of the main challenges in the process of choreographic education and upbringing is the objective reflection of knowledge of national ethnography, dance culture, music, history and characteristics of life.
Keywords: dance, culture, folklore, choreography, and education.
Многообразие танцев, многочисленность их видов рождены самой жизнью. Народ передает в танце историю чувств и событий, придавая ей своеобразную для каждого народа национальную форму. Эта форма наполнена конкретным содержанием, которое обусловлено политическими, экономическими, географическими условиями жизни народа в той или иной стране.
В начале ХХ1 века усиливается интерес к двум, казалось бы, противоположным тенденциям: с одной стороны, к новым явлениям, результатам научно-технического прогресса, достижениям современной культу-
ры, а с другой — к истории народной культуры, ее традиционным формам, и в частности к имеющей самые глубокие исторические корни и популярной во все времена такой форме, как танцевальное искусство.
В чем секрет удивительной жизнеспособности народного танца? Он — выражение национальной самобытности любого народа, его духа, темперамента, его прошлого и настоящего, его устремлений в будущее. Языком танца можно раскрыть внутренний мир человека, особенности его нравственной культуры, танец способствует сближению людей, их взаимодействию,
167
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 167-170
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
взаимопониманию.
Несмотря на различия исторического характера, которые иногда обусловлены географическими условиями, например, танцы горцев одной страны могут быть в большей степени похожи на танцы горцев других стран, чем на танцы обитателей равнин в той же стране [6], народные танцы разных народов имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Так, во многих народных танцах можно найти похожие по форме движения — переборы ногами, прыжки, приседания. Это может говорить о схожих природных условиях, характере труда, укладе жизни.
Отдельные формы культуры, искусства, традиций и обычаев складываются в целостную национальную культуру, без которой нельзя представить всестороннюю картину духовной жизни этносов. С ростом сознания людей, совершенствованием социальной жизни, увеличением духовных потребностей, расширением сферы жизнедеятельности танец как институт культуры получает свое дальнейшее развитие [5, с. 12]. В то же время танец вбирает в себя необходимые компоненты из других видов искусства — музыкальность, театральность, изобразительность, образность, зрелищность и т.д.
В условиях модернизации и демократизации образования, в том числе в сфере культуры и искусств, подготовка квалифицированных кадров требует новых подходов.В частности, подготовка педагогов хореографов, менеджеров хореографических коллективов, педагогов спортивно-бальных танцев для школьных и внешкольных учреждений, учреждений культурно-досуговой сферы должна быть направлена на постижение в учебно-творческом и воспитательном процессе богатейших духовно-нравственных ценностей народного танца, серьезное изучение народных традиций и методов сценической обработки танцевального фольклора.
Изучение национальной танцевальной культуры, во-первых, помогает раскрыть социальные отношения, эстетический уро-
вень ее создателей; во-вторых, дает возможность выяснить, что в танцевальном искусстве нашли отражение различные стороны народного мировоззрения; в-третьих, костюмы, предметы, используемые в танце, музыкальные инструменты, сопровождающие его, знакомят с материальной и духовной культурой; в-четвертых, использование народного танцевального искусства как исторического источника помогает лучше изучить этнические процессы, связи с соседними народами и другие вопросы.
Танец, как и всякое другое искусство, обладает аксиологическими и эстетическими интенциями, является исторически сложившейся сферой жизнетворчества. Подтвердить справедливость этого утверждения позволяет анализ основных этапов становления и развития танцевального искусства.
Как известно, первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни вкладывают в это понятие. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Они имели совсем иное значение. Разнообразными пластическими средствами, в том числе и жестами, человек передавал свои впечатления об окружающем мире, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Поскольку танец всегда отражал жизнь и быт людей, он отвечал характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец.
Известен факт широкого распространения плясок у древних народов. Танцующие стремились к тому, чтобы движение, жест, мимика выражали определенную мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднество начиналось и сопровождалось плясками. В некоторых произведениях древних поэтов и философов мы можем обнаружить и названия танцев, и состав их участников, и правила их исполнения.
Как происходило становление националь-
^ Образование в сфере культуры
ной танцевальной культуры? Считается, что танец берет свое начало в игре. С ростом сознания людей, совершенствованием социальной жизни, увеличением духовных потребностей, расширением сферы жизнедеятельности появляются новые виды и жанры игр. Под воздействием социально-культурной жизни не только появляются разнохарактерные игры, но и сама игра начинает влиять на процесс развития новых явлений культуры. В естественно образовательной системе игровых форм особое развитие получают подвижные игры, которые также разветвляются на две основные части: состязательные и танцевальные игры. Первые формируют национальные виды спорта, игры, в которых получают развитие творческие и художественные особенности, послужили родоначальниками национальных танцев [5, с. 15—16].
Традиционные танцы формируют специфические элементы — позы, манеры, движения, ритм, отличающиеся пластикой, изящностью, художественностью. Из игры в танец перешли постановка корпуса, основные положения рук, ног и головы участников. Многие типы движения игры: ходьба, бег, прыжки и другие, приобретая эластическую, пластическую, ритмическую и художественно подвижную форму, переходят в танец.
В процессе развития и формирования искусства танца большое значение имело не только мастерство танцоров, но и культурная потребность зрителей. Одним из важнейших стимуляторов превращения игры в танец является ее зрелищность. Из тех игр, которые исполнялись для зрителей мастерски, эстетически, высокохудожественно, формировалось искусство танца. Таким образом, такие качества, как привлекательность и зрелищность, красота и эстетичность, мастерство и художественность, сыграли большую роль в формировании игрового танца и танцевального искусства в целом.
Символический язык, в котором реализуется художественная идея танца, воплощенная в художественном образе, является
специфической особенностью традиционного танцевального искусства. Смысл языка танца заключается в передаче смысла всеобщего в культуре — сущности человека. Язык танца является кинетическим, представляющим собой динамическую систему условных телесных знаков: жестов, мимики, поз, танцевальных движений, ритмическую основу которых образует музыка. Символический язык танца — это продукт культуры, это элемент культуры, это одно из условий культуры [4]. С помощью символов танца раскрываются содержание и сущность определенных ценностей, норм и идеалов той или иной национальной культуры.
Человечество в целом и каждый человек в своей жизни обращается к фольклору дважды: в пору своего художественного детства, когда чисты помыслы, богата и неутомлена фантазия, и в зрелом возрасте, когда уровень эстетического познания позволяет оценить непреходящие ценности фольклорного искусства и, воздав им должное, позаботиться о том, чтобы не прервалась связь времен [1]. Необходимы забота и охрана фольклора как общечеловеческой святыни общества.
Вспомним гоголевскую мысль о роли художника в освоении национальных фольклорных танцев: «... Схвативши в них первую стихию, он может развить ее и улететь несравненно выше своего оригинала.» [2, с. 35—41]. В этом и суть художнической позиции хореографа — в яркой и выразительной пластике возвращать танец народу, создавая его возвышенный поэтический портрет.
Все национальные танцы должны быть характерными, только в таком случае они будут оригинальными и аутентичными. В этом жанре танца недопустимы никакие вольности, поскольку они могут внести путаницу и исказить сам характер танца, тогда он потеряет свою художественную ценность и не будет вызывать никакого интереса у зрителей. Характерный танец должен в первую очередь отличаться от остальных своими движениями и фигурами, а не музыкальным ритмом сопровождения или костюмами
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
исполнителей.
Чтобы создать национальный танец, хореограф должен много путешествовать, посещать разные страны, знакомиться с их культурой, интересоваться фольклором разных народов. Традиционное народное искусство в своем «естественном» виде сохранилось в местах, далеких от центров городской культуры. Наверняка здесь по-прежнему помнят о местных народных традициях, передаваемых из поколения в поколение. Для хореографа это может представлять особый интерес. Он должен стремиться присутствовать на народных празднествах, во время которых исполняются оригинальные танцы в национальных костюмах.
В Казахстане, как и в других странах, народное танцевальное творчество всемерно изучается, развивается и обогащается. Танцевальный фольклор казахского народа имеет древние корни, которые прослеживаются в культовых обрядах, народных празд-
нествах и играх [3, с. 152]. Имелись у казахов массовые, хороводные, а также сольные танцы.
Казахский танцевальный фольклор таит в себе еще огромные богатства, которые могут способствовать дальнейшему обогащению казахских сценических танцев. По многим известным данным, драгоценные россыпи танцевального фольклора существуют не только на территории Казахстана, но и в других местах, что необходимо освоить практикам и сделать затем достоянием хореографического искусства республики.
Наряду с традиционной культурой, фактором совершенствования творческой деятельности в учебном процессе, танец выступает как часть художественной культуры, как одна из форм народного художественного мышления, таящая в себе нравственные идеалы, характер, нравы, обычаи народа, тончайшие нюансы чувств и переживаний, закодированные в пластике и движении.
Примечания
1. Алпысбаева, К. Ш. Уалиханов фольклорист / К. Ш. Алпысбаева. — Алматы : Гылым, 2001.
2. Воропаев, В. А. Заметки о фольклорном источнике гоголевской «Повести о капитане Копейкине» / В. А. Воропаев // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. — Москва, 1982. — № 6. — С. 35—41.
3. Джанибеков, У. Эхо. По следам легенды о золотой домбре / У. Джанибеков. — Алма-Ата, 1990.
4. Тлеубаева, Б. С. Формирование профессионально значимых качеств будущего педагога-хореографа : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Б. С. Тлеубаева. — Алматы, 2006. — 28 с.
5. Тлеубаев, С. Ш. Танцевально-игровая культура (генезис, традиции и пути возрождения) : автореф. ... дис. канд. филос. наук / С.. Ш. Тлеубаев. — Алматы, 2000. — 28 с.
6. Уральская, В. И. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства в условиях художественной самодеятельности / В. И. Уральская // Худ. самод. — 1985. — № 141. — С. 109 115.