УДК [39:37.017.92(=512.111)] :37(09)Волков Г. DOI 10.26293/chgpu.2019.103.3.035
А. П. Никитин
РОЛЬ НАСЛЕДИЯ Н. Я. БИЧУРИНА И И. Я. ЯКОВЛЕВА В ФОРМИРОВАНИИ У Г. Н. ВОЛКОВА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПАНСОФИЙСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЭТНОСА
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Установлено, что Г. Н. Волков в творческом наследии чувашского патриарха И. Я. Яковлева и переводческом наследии Н. Я. Бичурина (отца Иакинфа) нашел то, что называется духовно-нравственной вершиной чувашской нации. Творчество двух титанов насквозь проникнуто чувашской народной педагогикой, оно вдохновило Г. Н. Волкова и непосредственно повлияло на его научно-педагогическую деятельность. Он разработал систему изучения духовно-нравственных ценностей народов. Его этнопедагогические труды написаны под влиянием великих деяний чувашских аксакалов, итогом чего стала разработанная им уникальная формула этнопедагогики.
Ключевые слова: этнокультурные ценности, этнопедагогизация образования, формула Г. Н. Волкова, наследие И. Я. Яковлева и Н. Я. Бичурина, совершенный человек, китайский Сань Цзы Цзин.
А. P. Nikitin
HERITAGE OF N. BICHURIN AND I. YAKOVLEV
IN THE FORMATION OF G. N. VOLKOV'S ETHNOPEDAGOGICAL PANSOPHICAL VIEWS ON THE FORMATION OF PERSONALITY OF THE ETHNOS
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article establishes that G. Volkov in the creative legacy of the Chuvash educator I. Yakovlev and the translation heritage of N. Bichurin (Father Iakinf) had identified what is called the spiritual and moral pinnacle of the Chuvash nation. The works of the two scholars are mostly devoted to the Chuvash ethnopedagogics. These works inspired and influenced G. Volkov's scientific and pedagogical activity. He developed the system of studying spiritual and moral values. G. Volkov's ethnopedagogi-cal works were created under the influence of the Chuvash aksakals. As a result of it Volkov developed uniqueness of ethnopedagogics.
Keywords: ethnocultural values, ethnopedagogization of education, G. Volkov's formula, legacy of I. Yakovlev and N. Bichurin, perfect man, Chinese San Zi Jing.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время происходит качественное обновление содержания воспитания и обучения в образовательных организациях всех уровней. Усилилась ориентация на национально-региональный компонент и патриотическое воспитание. Изменились духовно-нравственные позиции представителей всех поколений российского общества. С расширения и углубления границ концепции этнопедагогики, основателем которой является Г. Н. Волков, усилился процесс восстановления исторической памяти чувашского народа, его традиций и духовных ценностей. Актуальна стала проблема самопознания этноса: найти себя, восстановить и сохранить свои лучшие качества. Однако проблема этнокультурных ценностей, о которой пишут ав-
торы многочисленных статей, редко рассматривается с точки зрения формирования духовно-нравственной личности. Целенаправленная работа по ее формированию предполагает выработку, с одной стороны, высших духовных ценностей: здоровье, честь и достоинство человека, семья, традиция, культура, Родина, сохранение биосферы; с другой -нравственных понятий-ориентиров: совесть, долг, гражданственность, патриотизм, милосердие, различение зла и добра, готовность к жизненным испытаниям, служение Отечеству как единый процесс воспитания. «Национальный человек больше, чем просто человек», - писал Н. А. Бердяев. Ликвидация «духовного обнищания» личности, как полагает Г. Н. Волков, остается одной из главных задач этнопедагогики как науки, чему посвятил он свои многочисленные труды.
Материал и методика исследований. Методом сопоставительно-сравнительного анализа отдельных сторон наследия Н. Я. Бичурина - Г. Н. Волкова и И. Я. Яковлева -Г. Н. Волкова («Троесловие» в переводе на русский язык Н. Я. Бичурина - «Этнопедаго-гическая пансофия» Г. Н. Волкова и «Моя жизнь» [13], «Письма» и др. И. Я. Яковлева -«Педагогика национального спасения», «Духовное просвещение» и пр. Г. Н. Волкова) был сделан вывод о том, что труды Г. Н. Волкова накрепко связаны с уникальным наследием Н. Я. Бичурина и И. Я. Яковлева. Опираясь на них, Г. Н. Волков создал новое направление в педагогике - этнопедагогику, обогатив тем самым идеи и деяния своих предшественников в служении духовному подъему чувашского и других народов.
Результаты исследований и их обсуждение. Творческое использование наследия И. Я. Яковлева, Н. Я. Бичурина, Г. Н. Волкова способствует возрождению и развитию национальных традиций в воспитании, а через них и национального самосознания. Разработанная концепция этнопедагогики как науки предполагает решение фундаментальных и прикладных проблем и научно-практических задач в сфере совершенствования воспитания на основе этнопедагогических принципов. Концептуальность, новизна, доказательность подтверждены в статье.
Итак, попробуем разобраться в этнопедагогической концепции академика Г. Н. Волкова, совершив небольшой экскурс в далекое историко-педагогическое прошлое.
В 1868 г., 150 с лишним лет тому назад, в губернском г. Симбирске гимназист мужской классической гимназии И. Я. Яковлев в целях обучения детей чувашей организовал частную школу. Она содержалась на его личные средства, которые он добывал частными уроками в богатых домах купцов, и на пожертвования демократически настроенных горожан. 20-летний чуваш-гимназист совершил немыслимый для того времени (для того ли только времени?!) подвиг, осознав и посвятив себя делу развития культуры и просвещения чувашского народа.
За свою долгую научно-педагогическую деятельность И. Я. Яковлев создал новую прогрессивную систему обучения в двуязычной школе, организовал национальную школу для детей чувашской национальности. Под его руководством были разработаны чувашский алфавит и чувашский букварь, открыты сотни сельских школ для чувашей. Его Симбирская чувашская учительская школа стала базовой по подготовке национальных кадров. Как подчеркивает У. X. Чарльз, «Симбирская чувашская учительская школа являлась кузницей национальных кадров, призванных приобщить народы востока России к мировой культуре» [15]. Воспоминания И. Я. Яковлева «Моя жизнь», как и все его творческое наследие, стали богатейшим информационным источником для будущих ис-следователей-яковлевоведов.
В письме В. И. Ленину от 25 ноября 1919 г. И. Я. Яковлев пишет: «Я никогда не гонялся за чинами, окладами, повышениями, отличиями, а оставался всегда верен лишь делу образования родного мне народа - делу, в котором сознавал себя и способным, и полезным, отчасти и незаменимым. Могу сказать с чистой совестью по отношению к Родине и родному мне народу, что... лучшую часть жизни, отдав делу народного про-
свещения, ... я остался до конца верен моим заветным идеалам юности» [14, с. 31]. Его школа стала прообразом нынешнего Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
Возвращаясь еще и еще раз к творческому наследию чувашского патриарха, яко-влевоведы ищут в нем глубинный смысл его социально-просветительской деятельности, любовь к родным чувашам, недюжинную способность и внутреннюю потребность в формировании чувашской национальной элиты в последней четверти XIX - первой четверти XX в. Во второй половине XX в. одним из ведущих научных исследователей этого великого наследия стал академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Г. Н. Волков.
За всю многолетнюю научно-педагогическую деятельность Г. Н. Волков написал более 900 научных трудов, в том числе 27 монографий, и художественных произведений. Среди них наибольшую значимость и известность среди ученого мира и общественности имеют «Чувашская народная педагогика», «Этнопедагогика чувашского народа», «О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании», «Этнопедагогика чувашей», «Обыкновенное дело педагога», «Педагогика жизни», «Чувашская этнопедагогика», «Этнопедагогика», «Этнопедагогическая пансофия». Многие его труды, такие как «Духовный отец нации. Дело его жизни», «Яковлевская модель школы будущего», «Вперед, к Яковлеву!», «Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева», «Жизнь, смерть и бессмертие патриарха» и др., посвящены «жизни, творению и бессмертию» великого сына чувашского народа. В них характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, затрагиваются наиболее важные проблемы этнопедагогики, методы, средства и приемы народного воспитания и дидактики. В педагогическом наследии И. Я. Яковлева Г. Н. Волков находит слияние национального и общечеловеческого как необходимость в формировании представителя любого этноса. Совершенно приблизившись к жизнедеятельности чувашского просветителя, Г. Н. Волков создал образ-надежду, «идеальный проект духовного лидера нации» [4, с. 102]. Неслучайно П. П. Хузангай, народный поэт Чувашии, часто повторял: «...Когда же я разберусь в вас обоих - где кончается Яковлев и где начинается Волков» [4, с. 103].
Несколько десятилетий у педагогов и широкой общественности вызывает живой практический и теоретический интерес научно-литературное творчество Г. Н. Волкова. Сегодня особенно усилилось стремление глубже заглянуть в его внутренний мир, его творческую лабораторию. Это дается нелегко, но это очень притягательно, ибо в его творчестве столько народного, эстетичного, домашнего, воспитательного для формирования совершенного этночеловека. Быть может, мы еще не осознали того, кто жил и работал рядом с нами, потребуется время. Российская этнопедагогическая концепция, теоретически разработанная Г. Н. Волковым и его сподвижниками, открывает тайны педагогики народов в воспитании будущих продолжателей своего рода.
У каждой ступеньки общности (семья, община, род, племя) свои задачи, свои особенности. Все вместе взятое способствовало и способствует сохранению этноса как «исторической личности» [5, с. 24], «не позволяя ему раствориться в многообразном культурном пространстве» [9]. Это предупреждение на будущие десятилетия. Гуманизм Г. Н. Волкова совершенно приближен к личности человека, что отражается, к примеру, в его афоризмах: «Вне нравственности нет ни чувств, ни человека», «Нравственность решает в сфере человеческих взаимоотношений все...», «Опытом жизни чаще всего является отрицательный опыт», «Бессмертие учителя - в его учениках», «Отец любит дочь, гордится сыном, мать любит сына, гордится дочерью; все отцы более всего хотят сына, все отцы более всего любят дочерей» [6, с. 248].
В народной педагогике Г. Н. Волков всегда искал и находил уникальные педагогические ценности (человек, честь и достоинство, семья, традиция, культура, родная земля, родной язык, совесть и гражданственность, верность Родине, служение Отечеству), опи-
раясь на которые можно построить творческий педагогический процесс. Итогом этих размышлений и осмыслений стала его философско-этнопедагогическая формула - своего рода «эликсир этнического бессмертия», как назвали ее педагоги России. Г. Н. Волков, основав этнопедагогику как новый раздел общей педагогики, составил свою знаменитую золотую цепь в этнопедагогике. Она открывает путь к разгадке исторического развития отдельной человеческой группы (этноса). Однако до попыток разгадать эту формулу, по нашему мнению, есть необходимость обратиться к историческому наследию Н. Я. Би-чурина, «патриарха российской китаистики» [2, с. 13].
Китайское «Троесловие» («Сань Цзы Цзин», или «Канон трех иероглифов») в российской синологии (китаеведении) занимает особое место. Перевел его на русский язык почти 190 лет тому назад великий земляк чувашей Н. Я. Бичурин (Отец Иакинф). Этот канонический трактат, написанный в XIII в. н. э., до сих пор является высоким просветительским произведением, имеет прямое отношение к проблемам народной педагогики и этнопедагогики, формированию сути человека в сообществе.
Его нравственно-воспитательное значение не угасает до сих пор. «Слог в ней краток, но смысл полон, выражения просты, но мысли глубоки. Эта книжка поистине заслуживает, чтобы ее изучало юношество» [2, с. 14], - пишет Н. Я. Бичурин в своем предисловии к переводу. «Сань Цзы Цзин» - действительно «священная книга» из трех иероглифов» китайцев [2, с. 14]. В ней всего 89 строф, большинство из которых посвящено утверждению нравственности и связи поколений (горизонтальных и вертикальных), родовому древу. В 23 и 24 строфах читаем (поэтический перевод В. П. Абраменко прозаического текста Н. Я. Бичурина):
Прапрадед с прадедом и дед, Отец да я - вот рода след. И к сыну с внуком от меня Опять протянется стезя. От сына и внука до правнука, За ним к поколению правнука -Вот девять колен для единого рода, Порядок такой у любого народа» [2, с. 112]. Сын с отцом -рядом в горе и счастье, Муж с женой во взаимном согласье, Дружелюбие старшего брата, Уваженье от младшего - свято! [2, с. 113].
«Троесловие» («Сань Цзы Цзин») в переводе Н. Я. Бичурина устанавливает несколько китайских добродетелей: «Это человеколюбие, включающее великодушие и кротость, милосердие и сострадание; вторая - справедливость (постоянство и твердость, решительность и отважность); третья - обряд; четвертая - знание (проницательность и разумение); пятая - верность (доброжелательство, истина, прямота, миролюбие). Это - закон для ежедневных обыкновенных человеческих поступков» [2, с. 45-46]. Все это составляет любовь, верность, уважение, сострадание к ближним (из 25-27строф):
Любовь отца и сына, Согласие мужа и жены. Дружелюбие старшего брата, Уважение от брата младшего, Порядок между старшими и младшими, Между друзьями и товарищами. ...При наставлении малолетних Надлежит толковать и изъяснять [2, с. 21].
Итогом изучения наследия Н. Я. Бичурина Г. Н. Волковым стало его признание, что «отец Иакинф - духовно-нравственная вершина чувашской нации..., его „Троесловие" насквозь этнопедагогично: человеколюбие и справедливость, обряд, знание, верность, они - пять добродетелей - не должны быть смешиваемы» [2, с. 45-46]. Его (Г. Н. Волкова) фраза «О нации судят не по низинам, а вершинам» превратилась в педагогическом мире в значимое выражение.
Вполне можно предположить, что основатель этнопедагогики назвал «Педагогикой любви» свое двухтомное собрание сочинений под влиянием переводов Н. Я. Бичуриным стихов «Троесловия».
Наследие Н. Я. Бичурина как образец человечности и духовности стало для Г. Н. Волкова вдохновляющим примером возвышения народной педагогики до всеобщей мудрости, до «Чувашской этнопедагогики» и «Этнопедагогической пансофии».
Проблему этнокультурных ценностей Г. Н. Волков рекомендует рассматривать с точки зрения духовной направленности личности школьника через его самооценку и коллектив с учетом его доминирующих качеств как субъекта. Отстаивая личность с этнической направленностью, он приводит слова К. Д. Ушинского и Н. А. Бердяева о том, что «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое», «Национальный человек больше, чем просто человек» [5, с. 24].
Г. Н. Волков ранжировал духовно-нравственные ценности по их значимости, выделил из множества ценностей основные. Особый интерес представляет выявление из общей духовно-нравственной ценностной ориентации «черт-ценностей», имеющих национальное своеобразие, ценности «общечеловеческие, вечные, непреходящие» [5, с. 31].
Общечеловеческие ценности, как вечные, находим у Конфуция, в древнекитайском «Троесловии», разных религиях человечества: не кради, не убий, не прелюбодействуй, будь благороден, честен, почитай родителей, люби труд, землю свою и т. д. Их множество. «...Ценностям нельзя научить, их нужно прожить. Путь лежит от знаний к поведению, от мозга к сердцу, от тела к душе», - наставляет Г. Н. Волков в своей книге «Духовное просвещение». «При этом самыми общими и главными заповедями во всех религиях и священных книгах являются любовь и доброта» [7, с. 281].
В настоящее время общая ситуация в стране изменилась, притом в лучшую сторону. Однако «духовное обнищание» значительной части общества продолжается, «погоня за материальными ценностями» [7, с. 335] как альтернатива духовным ценностям продолжает доминировать. Подобное состояние духовного мира российского общества подтолкнуло Г. Н. Волкова на эксперимент в среде обучающейся молодежи по книгам профессора Н. Д. Никандрова «Россия: ценности общества на рубеже XXI века» (1997) и «Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий» (2000).
Учащимся и студентам было предложено три вопроса о том, как они представляют: а) понятия «высшие ценности общества» и «высшие ценности личности»; б) ценности общества как ценности воспитания; в) историческую преемственность в развитии того или иного этноса.
Научные размышления и осмысления результатов эксперимента доказали «естественность и перманентность» (Ш. М.-Х. Арсалиев) золотой формулы Г. Н. Волкова: «Без памяти исторической нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности» [5, с. 105]. «Память - традиция - культура - воспитание - духовность - личность - народ» - эти понятия и есть, по Г. Н. Волкову, те ценности, которые сохраняют народ как этнос, а его представителя как личность. «Однако ценность - ценностям рознь, и их трактовка меняется, порою даже независимо от смены ценностей. Да и сущность может быть принципиально иной - в зависимости от общественных ситуаций» [5, с. 106].
Ценности, продолжает Г. Н. Волков, фиксируют то, что сложилось в жизни, менталитете народа или провозглашено как норма. Меняются ценности, нормы, цели воспитания.
«...Освоение ценностей, передача их происходит не за счет отрицания, а благодаря преемственности. Идея практической преемственности - тоже ценность своего рода... человек (как „абсолютная ценность"), семья, труд, знания, культура, Отечество, земля, мир, жизнь, любовь, карьера, собственность, идеология и политика, свобода и власть... -тоже ценности» [5, с. 140].
Вернемся к «золотой цепи» Г. Н. Волкова. Она не требует доказательства. В ней заложен очень глубокий смысл. Каждая из этих ценностей - материал для целого научного исследования. Они не могут существовать друг без друга: вырви одно звено - цепь исчезнет, то есть нарушится последовательность исторического развития этноса. Золотая формула Г. Н. Волкова помогает найти ответы на вызовы современной действительности. Семь понятий - семь всеобщих ценностей. Между ними установлены строгая взаимосвязь и взаимодействие.
В памяти народа сохраняются непреходящие, безусловные для народа ценности. Духовное может доминировать над материальным, защита национального достоинства от ущемления может превратиться в одну из главных ценностей того или иного этноса. Память помогает сохранить то, что мы называем «нравственным авторитетом среди других народов» (Д. С. Лихачев). Это культура древних чувашей, их памятники, язык, песни, вышивка и др. Они социализируют и формируют личность чуваша как представителя нации. «Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд... Это живая национальная память народа, она позволяет человеку ощутить связь времен и поколений, получить необходимую поддержку и жизненную опору в трудную минуту. Приобщение подростков к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности» [3, с. 95]. Такие черты народа, исторические события сохраняются на столетия, превращаясь в легенды, былины, сказы, становясь традицией для последующих поколений. В обобщенном сознании традиция начинает превращаться в память, вернее, в историческую память, далее - в летопись, историю народа.
Г. Н. Волков ставит традицию в доминирующее положение среди других звеньев золотой цепи этнопедагогики. При этом «особая ответственность за сохранение и передачу традиций и языка лежит на старшем поколении: именно оно отвечает за живучесть и угасание традиций, а также за развитие или забвение языка» [1, с. 9].
Традиции формируют культуру этноса, воплощающую в себя все наиболее значимые ценности национальной общности. Национальные ценности как обратный процесс способствуют сохранению традиций и одновременно превращаются в фактор воспитания и формирования личности представителей того или иного народа. Как крупный специалист по изучению и трактовке пословиц, поговорок и прибауток разных народов, Г. Н. Волков приводит из словаря В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» (1984) несколько пословиц, выражающих народные идеи о преемственности поколений в воспитании молодежи: «Не хвались отцом, хвались молодцом» (сыном молодцом, преемственность трех поколений, воспитай сына по примеру своего отца), «из рода в род тот же урод», «от худого семени не жди доброго племени» (признание наследственной преемственности) [8, с. 185]. Все три пословицы носят пансофический (всеобщий) характер. Этнопедагогический вывод: преемственность в воспитании, предопределение психического развития человека, его поведения, сохранения нужных для народа духовных ценностей. «...Уровень духовного развития как индивидуальной личности, так и общества в целом находится в прямо пропорциональной зависимости от качества воспитательного процесса в семье и в общественных институтах, прежде всего учреждениях образовательной системы» [1, с. 20].
Для Г. Н. Волкова личность человека, его совершенство на первом месте. Одно из звеньев его золотой формулы так и называется: «без духовности нет личности». В монографии «Этнопедагогическая пансофия» идеалу совершенного человека он посвятил целую главу из 42 страниц. Человек не может быть совершенным, если его душа и сердце не наполнены нравственным идеалом. Он очищает, вдохновляет его, поднимая до уровня результата «всеобщей мудрости народного воспитания» [4, с. 49]. Это возможно при условии сознательного стремления людей к совершенству. С точки зрения Г. Н. Волкова, «...в идее совершенного человека господствующими являются не национальные, а общечеловеческие идеалы, хотя, конечно, не исключаются и национальные моменты, так или иначе конкретизирующие общечеловеческие идеалы» [7, с. 338].
Бывший Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в Послании своему народу (2012) особо подчеркнул: «Мы должны построить общество, где ценят честность, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности [10, с. 42].
В то же время «безнациональный человек ..., человек без рода, без племени не может быть совершенной личностью. Совершенная личность - непременно национальная личность» [7, с. 338]. Заключительное звено золотой цепи этнопедагогики «без личности нет народа» приводит к мысли о том, что народ нужно рассматривать как историческую личность. В противном случае он просто население. Каждое звено формулы Г. Н. Волкова - это вечные элементы всеобщей мудрости человечества. Сорвется этнопедагогическая цепь человеческой мудрости - угаснет народ, «вплоть до полного его физического исчезновения» [11, с. 56]. Теоретическая и практическая ценность этнопедагогической цепи Г. Н. Волкова заключается в том, что она дает рецепт точечного воздействия на качественное улучшение духовного состояния народа в сообществе: социального пространства, социального взаимодействия, социальной деятельности. Внутренний мир этноса как исторической личности должен быть наполнен ценностями из глубоко продуманной золотой формулы академика Г. Н. Волкова. Она для каждого народа - задача сегодняшнего дня. Философия Г. Н. Волкова направлена на благо человека, формирование нравственной гармонии в нем самом. Потому она глобальна и универсальна, не противопоставляется национальным ценностям, ибо человек является системообразующим элементом теории этнопедагогики.
Вся этнопедагогическая пансофия и научно-литературная деятельность Г. Н. Волкова привели его к выводу о том, что в развитом человеческом обществе исторически сложился культ системных традиций: потребность в труде, взаимное уважение членов семьи, коллектива, взаимопомощь, любовь к родной земле, народу и родному языку как вечным нравственным ценностям; что всеобщая мудрость этнопедагогики и есть педагогика любви, что основа жизни - любовь.
Его исследования педагогического опыта народов России и мира со временем привели к тому, что сформировалась уникальная концепция этнопедагогизации целостного процесса воспитания, содержащая в себе обеспечение обучения и воспитания на родном языке с гарантией свободы в этом всем этносам с учетом различий в их стиле мышления: обеспечение передачи из поколения в поколение богатейшего духовного опыта народа; соблюдение принципов «от родного порога в мир общечеловеческих знаний», традиционных укладов в жизни, ценностей народов без следов национализма, но с выходом на общечеловеческий уровень, диалог цивилизаций и культур и др. Концепция этнопедагогики Г. Н. Волкова стала одним из направлений в общей педагогике осознания уникальности и всеобщей мудрости народов. «Г. Н. Волков своим творчеством создал фундаментальное историко-теоретическое основание для формирования нового типа челове-ка-этночеловека через самосозидание и самосовершенствование и развитие творческого потенциала самого человека, как Творца Жизни» [12, с. 134-135].
Благодаря разработанной им системе познания в области этнопедагогики Г. Н. Волков по праву поставил себя рядом с такими личностями-символами, как Н. Я. Бичурин, И. Я. Яковлев - истинными патриотами Чувашии и России.
Резюме. Таким образом, исследование Г. Н. Волковым проблемы гуманизма, духовности и нравственности в этнопедагогической концепции показало, что ее формула, или золотая цепь этнопелагогики, имеет глубокий смысл. Этот материал - база для ответов на вызовы современной действительности. Семь понятий - семь всеобщих ценностей - направлены на благо человека, формирование нравственной гармонии в нем самом. Своими трудами он показал себя убежденным последователем духовного наследия Н. Я. Бичурина и И. Я. Яковлева, которые он развил, усовершенствовал и обогатил.
ЛИТЕРАТУРА
Х.Белова С. В., Биткеев Н. Ц. Современный Конфуций - в Калмыкии. - Элиста : Изд-во КалмГУ, 2017.-140 с.
2. БичуринН. Я. Предисловие. Троесловие. - М. : ИДВ РАН, 2013. - 156 с.
3. Буровкина Л. А. Изучение традиций народного искусства в образовательных организациях как комплексная задача // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы : материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2017. - С. 93-96.
4. Викторов Г. А. Другим я уже не буду... - Чебоксары : Новое Время, 2008. - 394 с.
5. Волков Г. Н. Духовное просвещение. - Чебоксары : ЧИЭМ СПГТУ, 2006. - 206 с.
6. Волков Г. Н. Педагогика национального спасения : избранные педагогические сочинения. - Элиста : Джангар, 2003. - 440 с.
7. Волков Г. Н. Этнопедагогическая пансофия : монография. - Элиста : Джангар, 2009. - 575 с.
8. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа : в 2 т. Т. 2. - М. : Худож. лит-ра, 1984. - 300 с.
9. Испулова Р. Н. Самопознание как путь нравственно-духовного развития личности // Этнопедагогическая пансофия академика Г. Н. Волкова как фактор социальной безопасности народов в условиях глобализации : материалы Международной научно-практической конференции (IV Волковские чтения). - Элиста, 2012.-С. 42^13.
10. Калмыцкая осень академика Г. Н. Волкова / сост. А. А. Сокальский, Э. А. Сокальский. - Элиста : Изд-во КалмГУ, 2014. - 232 с.
11. Султанбаева К. И. Гуманизм идей Г. Н. Волкова и современная педагогическая практика // Этнопедагогическая пансофия академика Г. Н. Волкова как фактор социальной безопасности народов в условиях глобализации : материалы Международной научно-практической конференции (IV Волковские чтения). -Элиста, 2012. - С. 54-56.
12. Шилин К. И., Винокурова У. А., Лапина 3. Г. Эко-гармонизация глобальной стратегии К. В. Иванова - Г. Н. Волкова, Чувашии - России - мира. - М. : НЦ по сохранению и развитию творческого наследия Г. Н. Волкова, 2015.- 144 с.
13. Яковлев И. Я. Моя жизнь. Воспоминания. -М. : Республика, 1997. - 694 с.
14. Яковлев И. Я. Письма. - Чебоксары : Чуваш, книж. изд-во, 1985. - 366 с.
15. Charles W. H. Turkism and the Soviets. The Turks of the world and their political. - Pondon : Wp, 1957.-P. 44.
Статья поступила в редакцию 04.06.2019
REFERENCES
1. Belova S. V, Bitkeev N. С. Sovremennyj Konfucij - v Kalmykii. - Elista : Izd-vo KalmGU, 2017. - 140 s.
2. Bichurin N. Ya. Predislovie. Troeslovie. - M. : IDV RAN, 2013. - 156 s.
3. Burovkina L. A. Izuchenie tradicij narodnogo iskusstva v obrazovatel'nyh organizaciyah kak kom-pleksnaya zadacha // Etnokul'turnaya deyatel'nost' v sovremennyh obrazovatel'nyh organizaciyah i uchrezhdeniyah kul'tury: opyt, problemy, perspektivy : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2017.-S. 93-96.
4. Viktorov G. A. Drugim ya uzhe ne budu... - Cheboksary : Novoe Vremya, 2008. - 394 s.
5. Volkov G. N. Duhovnoe prosveshchenie. - Cheboksary : ChIEM SPGTU, 2006. - 206 s.
6. Volkov G. N. Pedagogika nacional'nogo spaseniya : izbrannye pedagogicheskie sochineniya. - Elista : Dzhangar, 2003. - 440 s.
7. Volkov G. N. Etnopedagogicheskaya pansofiya : monografiya. - Elista : Dzhangar, 2009. - 575 c.
8. Dal' V. I. Poslovicy i pogovorki russkogo naroda : v 2 t. T. 2. - M. : Hudozh. lit-ra, 1984. - 300 s.
9. Ispulova R. N. Samopoznanie как put' nravstvenno-duhovnogo razvitiya lichnosti // Etnopedagogiche-skaya pansofiya akademika G. N. Volkova как faktor social'noj bezopasnosti narodov v usloviyah globalizacii : ma-terialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (IV Volkovskie chteniya). - Elista, 2012. - S. 42^13.
10. Kalmyckaya osen' akademika G. N. Volkova / sost. A. A. Sokal'skij, E. A. Sokal'skij. - Elista : Izd-vo KalmGU, 2014.-232 s.
11. Sultanbaeva К. I. Gumanizm idej G. N. Volkova i sovremennaya pedagogicheskaya praktika // Etnope-dagogicheskaya pansofiya akademika G. N. Volkova как faktor social'noj bezopasnosti narodov v usloviyah globalizacii : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (IV Volkovskie chteniya). - Elista, 2012. -S. 54-56.
12. Shilin К. I., Vinokurova U. A., Lapina Z. G. Eko-garmonizaciya global'noj strategii К. V. Ivanova -G. N. Volkova, Chuvashii - Rossii - mira. - M. : NC po sohraneniyu i razvitiyu tvorcheskogo naslediya G. N. Volkova, 2015.- 144 s.
13. Yakovlev I. Ya. Moyazhizn'. Vospominaniya. -M. : Respublika, 1997. -694 s.
14. Yakovlev I. Ya. Pis'ma. - Cheboksary : Chuvash, knizh. izd-vo, 1985. - 366 s.
15. Charles W. H. Turkism and the Soviets. The Turks of the world and their political. - London : Wp, 1957. -R. 44.
The article was contributed on June 04, 2019 Сведения об авторе
Никитин Анатолий Павлович - кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г. Н. Волкова Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: anatoliy.nikitinl937@yandex.ru
Author information
Nikitin, Anatoly Pavlovich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Senior Researcher, G. Volkov Research Institute of Ethnopedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia, anatoliy.nikitinl937@yandex.ru