УДК [37.01:39](09)Волков Г.Н.
Е. К. Иванова, О. А. Воробьева Г. Н. ВОЛКОВ О ЛИЧНОСТИ ЭТНОПЕДАГОГА
Чувашский государственный университет имениИ. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются основные взгляды академика РАО Г. Н. Волкова о качествах личности этнопедагога-воспитателя. По его мнению, знания и умения творчески использовать потенциал традиционной педагогической культуры в умственном, духовно-нравственном, трудовом, физическом воспитании обучающихся составляют основу педагогического мастерства этнопедагога. Его важным качеством является способность строить педагогический процесс, опираясь на культурологический, этнопедагогический, деятельностный и другие подходы.
Ключевые слова: личность этнопедагога, методы народной педагогики, критерии личности этнопедагога.
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность исследования определяется необходимостью использования традиционной педагогической культуры в современном образовательном процессе. Цель статьи - проанализировать труды академика РАО Г. Н. Волкова с точки зрения выявления этнопедагогических качеств педагога-воспитателя.
Материал и методика исследований. Материалом для исследования послужили этнопедагогические труды Г. Н. Волкова [1], [2], [3], [4], [5], [6], использованы следующие методы: изучение и анализ трудов ученого, систематизация и обобщение его идей.
Результаты исследований и их обсуждение. Жизнь и научно-педагогическая деятельность видного отечественного этнопедагога, доктора педагогических наук, академика РАО Г. Н. Волкова привлекает пристальное внимание широкой научной и педагогической общественности как в России, так и за рубежом. «Предложенное им новое направление в педагогической мысли - этнопедагогика - в течение длительного времени проверялось педагогической практикой, сохранило свою силу и актуальность, вошло в золотой фонд современной дидактики, получило дальнейшее развитие и успешно используется в повседневной учебно-воспитательной работе» [8, с. 118].
Под влиянием трудов Г. Н. Волкова за последние десятилетия изданы книги по эт-нопедагогике татарского, башкирского, якутского, чеченского, казахского, белорусского, узбекского, азербайджанского и других народов.
Сам ученый определил этнопедагогику как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, о педагогике бы-
© Иванова Е. К., Воробьева О. А., 2018
Иванова Екатерина Константиновна - доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, социологии и педагогики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: Ivanova_EK_ chuvsu@mail.ru
Воробьева Ольга Анатольевна - аспирант кафедры философии, социологии и педагогики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: olia-cheb@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.10.2018
та, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации» [4, с. 30]. По его утверждению, «этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохранившиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа» [4, с. 30].
Этнопедагогика отражает накопленный вековыми традициями взгляд на взаимоотношения природы, человека и общества. Следовательно, она выражает интересы всех слоев народа, его педагогические взгляды, педагогику семьи, рода, племени, учитывает особенности национального характера, представления и взгляды на сущность воспитательного процесса, находящиеся на уровне так называемого обыденного сознания. Отсюда следует, что функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни и способствует формированию в сознании людей различных аспектов умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культуры, трудовых навыков.
Народная мудрость - неиссякаемый источник знаний. В России живут представители 200 национальностей, каждый из них имеет свою историю, культуру, традиции и равные права, которые защищают Конституция РФ и Декларация о правах человека.
В своих трудах Г. Н. Волков большое внимание уделяет личным качествам этнопе-дагога, организатора педагогического процесса в поликультурном образовательном учреждении.
Личность этнопедагога он рассматривает как индивидуальность, выполняющую обязанности учителя-воспитателя, успешно использующего в своей работе традиционную педагогическую культуру при воспитании гражданина, патриота, семьянина [1], [2], [3], [4], [5], [6].
По мнению ученого, этнопедагог - это субъект общества и этнокультуры, роль которого заключается в передаче социокультурного опыта подрастающему поколению. Он взаимодействует с людьми разных национальностей, находится в режиме постоянного самосовершенствования и изучения традиций, опыта, культуры народов, интегрирует добытые знания в общечеловеческие ценности. «Только совокупное духовное богатство народа и человечества может послужить реальным фундаментом созидательного творчества», - считает Г. Н. Волков [4, с. 190]. При этом он подчеркивает, что «гениальность и величие любого из педагогов измеряется близостью к педагогической культуре народа, способностью максимально возможного проникновения его в глубины духовных сокровищ народа» [4, с. 190-191].
К основным критериям, которые характеризуют личность этнопедагога, ученый относит следующие:
- гуманное и толерантное отношение к людям разных национальностей (в условиях поликультурного общества), их традициям, языку и культуре;
- ответственное отношение к подрастающему поколению и к своим педагогическим обязанностям;
- любовь к детям;
- требовательное и ответственное отношение к своей профессии;
- постоянное совершенствование педагогического мастерства [3], [4], [6].
Прежде всего этнопедагог должен хорошо знать язык, историю и культуру родного
края, обладать конструктивными, организаторскими, коммуникативными, гностическими способностями.
По мнению Г. Н. Волкова, он должен иметь следующие качества: 1) патриотизм и трудолюбие; 2) чувство уважения и благодарности; 3) любовь и доброту; 4) скромность и простоту; 5) честность и справедливость; 6) свободу и ответственность; 7) человечность, совестливость и духовность; 8) целеустремленность [1], [2], [3], [4], [5], [6].
Патриотизм и трудолюбие этиопедагога взаимосвязаны, проявляются в преданности к воспитанникам и к своему делу, сочетаются с чувством уважения ко всем народам, их традициям, языку, культуре, вероисповеданию. Он должен быть добрым, честным, ответственным, в то же время требовательным. Г. Н. Волков отмечает, что любовь этиопедагога к подрастающему поколению своего народа может строиться лишь на доброжелательном отношении и любви к детям, представителям других национальностей. «Добро по мелочам, добро на каждом шагу...», - говорит Г. Н. Волков, убеждая педагогов быть добрыми [3, с. 295-319]. В связи с этим большое внимание он уделяет интернациональному воспитанию на уроках, во внеклассной и внешкольной работе.
Этнопедагог должен знать традиционную педагогическую культуру, теорию и методику ее использования в гражданском, духовно-нравственном, трудовом, физическом воспитании учащихся, в формировании здорового образа жизни [7], [8], [9], [10], [11]. Он должен уметь правильно ставить цель, определять оптимальные пути ее достижения с использованием методов, средств и разнообразных педагогических технологий воспитания [7], [8], [9], [11].
Умение правильно ставить цель свидетельствует об относительно глубоком проникновении этнопедагога в понимание сущности воспитания, его творчестве и знании, что цели воспитания тесно связаны с методами воздействия на воспитуемых. Он настойчив, терпелив, прикладывает максимум усилий к достижению целей, способен корректировать как собственное поведение, так и поведение воспитанника. Решающим и главным достижением настоящего педагога, считал основоположник этнопедагогики, является обеспечение совпадения его целей и целей воспитуемого, воспитания и самовоспитания [4, с. 204].
При этом он в своей работе опирается на культурологический, этнопедагогический, системный, средовый, личностно-деятельностный подходы, на принципы народности, при-родосообразности, наглядности, рефлексивности, активности, самореализации, событийности, связи с жизнью, с трудом. Так, культурологический подход ориентирует педагога на то, чтобы этническая культура, национальные традиции стали базовой основой воспитательного процесса. Традиции, фольклор, народная мудрость, ритуалы -эффективные средства воспитания положительных качеств: гуманности, трудолюбия, доброты, взаимопомощи [12]. Следовательно, воспитание на основе культурологического подхода - это процесс присвоения и развития личностью достижений культуры. Каждый воспитанник должен принимать непосредственное участие в повседневной культурной жизни города и т. п.
В образовательной деятельности педагога культурологический подход интегрируется с этнопедагогическим, предполагающим организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции, культуру, обрядность, обычаи, привычки. Задачи педагога - изучение этноса и максимальное использование его воспитательных возможностей [13].
Содержание деятельности этнопедагога определяют принципы, обусловленные законами воспитания, проистекающие из их целей и природы. В них или в их системе находят свое выражение концептуальные установки педагога, его профессионально-педагогическая или исследовательская позиция, следовательно, они играют роль стабилизатора воспитательной деятельности, структурируя ее содержание. Они всегда действуют в системе, дополняя и развивая друг друга, в силу чего одно из основных требований к тем принципам, которыми педагог руководствуется в своей деятельности, - непротиворечивость .
Так, принцип рефлексивности означает осмысление воспитанником собственного жизненного опыта. Опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую основу является исходной точкой в становлении позиции субъекта. Переживание дает материал для рефлексии. На основе приобретенного опыта переживаний ученик формирует свое пристрастное отношение к социальным нормам и правилам, собственное по-
ле индивидуальных смыслов. Рефлексией педагогического опыта народа выступают пословицы и поговорки. В любой пословице, как отмечает академик Г. Н. Волков, присутствует педагогический момент - назидательность. Она создается народом и выражает его коллективное мнение. Существенное место в пословицах занимает воспитание любви к Родине: В каком народе живешь, того и обычая держись; За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое; На родной стороне и камешек знаком [5, с. 76]. Таким образом, рефлексивность в этнопедагогике понимается в контексте индивидуального осмысления собственного опыта.
Принцип рефлексивности предполагает обращение воспитанника к осмыслению собственного опыта, обнаружению индивидуальных смыслов деятельности, поведения, общения; предъявляет к методам, организационным формам требование быть средством самопонимания, а на этой основе - самоопределения, самореализации. Он предполагает рассмотрение понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых методов, форм и средств воспитания.
Воспитание носит активный характер, вытекает из представлений о ценности процесса самостановления субъекта во взаимодействии с ним, о формировании его собственного отношения к жизни. Принцип активности воспитания предполагает направленность деятельности педагога на соотнесение с воспитанниками собственных смыслов, осознание их, формирование ценностных ориентиров в деятельности, поведении и общении. Проявляя активность, ученик добивается реализации поставленных им самим или принятых извне (в том числе от воспитателя) целей.
Логика деятельности этнопедагога представляет собой цепочку: цель - средство -процесс - результат. Средствами являются события, явления, процессы, лица, сказки, пословицы, игры и т. д., способные служить достижению цели воспитания в той мере, в которой они могут быть носителями содержания или инструментами преобразования предмета воспитательной деятельности. В этнопедагогике в качестве средства выступают слово, пример, труд, образец, идеал, норма, игра, традиция и др.
Важную роль в системе воздействия на обучающихся играет метод воспитания -система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия учителя и воспитанника, применяемая для достижения цели. Метод является основным инструментом воспитательной деятельности.
Этнопедагогическое мастерство воспитателя состоит в том, что он умело использует в своей работе потенциал пословиц, поговорок, сказок, народных песен, мифов, притч, легенд, преданий, былин, игр, традиций, приемов словесного воздействия (разъяснение, совет, просьба, одобрение, уговор, укор, поверье, показ, приучение, благословение, пожелание, упрек, запрет, зарок, моленье, предостережение, увещевание, предупреждение, поручение, назидание, наставление, обвинение, завет, обсуждение, благодарение, прощение, раскаяние, благопожелание, благословение, покаяние, заповедь, завещание, исповедь, клятва, брань и др.) [3, с. 143-144].
Многообразие методов воздействия вытекает из природосообразности развития личности и требует от этнопедагога их творческого применения [1], [7], [9]. Среди методов воспитания Г. Н. Волков особо выделяет убеждение и личный пример этнопедагога. «Пример и любовь! Больше ничего!» - пишет он. Осуществлять воспитание должен совестливый, по-настоящему любящий детей, являющийся примером для подражания, обладающий мудростью и преданный своему делу наставник. При проектировании гражданского, духовно-нравственного, трудового, физического развития воспитанника этно-педагог исходит из требований жизни, потребностей общества [2], [3], [4]. Таким образом, он должен использовать в своей работе комплекс методов, средств и приемов воспитания в тесной взаимосвязи, и эта связь обеспечиавет формирование единства сознания и поведения обучающихся.
Резюме. Итак, этнопедагог - это человек, хорошо владеющий теорией и методикой использования воспитательного потенциала традиционной педагогической культуры, умеющий проектировать умственное, гражданское, духовно-нравственное, трудовое, физическое развитие обучающихся в целостном педагогическом процессе школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Г. И. Педагогика любви : избранные этнопедагогические сочинения : в 2 т. Т. 2. - М. : МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - 460 с.
2. Волков Г. И. Чувашская народная педагогика. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1958. -263 с.
3. Волков Г. И. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2004. -488 с.
4. Волков Г. И. Этнопедагогика. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд.-во, 1974. - 376 с.
5. Волков Г. И. Этнопедагогика : учебник для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2000.- 168 с.
6. Волков Г. И. Этнопедагогическая пансофия. - Элиста : Калмыцкий гос. ун-т, 2009. - 576 с.
7. Долгашева М. В., Долгашев К. А. Использование методов поощрения и наказания в чувашской этно-педагогике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2018. - № 2(98). - С. 179-184.
8. Иванова Е. К. Г. Н. Волков - ученый-исследователь истоков педагогических знаний, основоположник науки этнопедагогики // Искусство, культура, образование: методология, теория, практика : сборник научных статей. - Чебоксары, 2016. - С. 118-123.
9. Иванова Е. К., Воробьева О. А. Воспитание доброты и щедрости детей двух-трех лет через радость // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике : сборник научных статей. -Стерлитамак, 2018. - С. 127-129.
10. Иванова Е. К., Воробьева О. А. Принцип природосообразности в системе воспитания Г. Н. Волкова // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. Актуальные вопросы пенитенциарной и вузовской педагогики : сборник научных трудов. - Чебоксары, 2018. - С. 8-13.
11. Иванова Е. К, Чемерилова И. А. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала хореографических занятий с дошкольниками // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2015. -№ 1(41). - С. 145-150.
12. Ьйр:/МеЬкоп8рес1.сот/?гоот=ргоШе&1а=16030&1аЬеНа=158916.
13. https://paidagogos.com/teoreticheskie-osnovyi-obucheniya-inost.html.
UDC [37.01:39](09)Bojikob T.H.
E. K. Ivanova, O. A. Vorobieva G. N. VOLKOV ON THE IDENTITY OF ETHNOPEDAGOGUE
I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article examines the main views of the academician G. N. Volkov on the qualities of the personality of the ethnopedagogue and educator. According to the academician, the pedagogical skills of the ethnopedagogue base on knowledge and ability to creatively use educational potential of tra-
© Ivanova E. K., Vorobieva O. A., 2018
Ivanova, Ekaterina Konstantinovna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogics, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: Ivanova_EK_chuvsu@mail.ru
Vorobyova, Olga Anatolyevna - Post-graduate Student, Department of Philosophy, Sociology and Pedagogics, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: olia-cheb@mail.ru
The article was contributed on Oktober 22, 2018
ditional pedagogical culture in mental, spiritual, moral, labor, physical education of students. An important quality of the ethnopedagogue is the ability to organize a pedagogical process based on cultural, ethnopedagogical, activity-oriented and other approaches.
Keywords: personality of ethnopedagogue, methods of folk pedagogics, criteria of personality of ethnopedagogue.
REFERENCES
1. Volkov G. N. Pedagogika lyubvi : izbrannye etnopedagogicheskie sochineniya : v 2 t. T. 2. - M. : MAGISTR-PRESS, 2002. - 460 s.
2. Volkov G. N. Chuvashskaya narodnaya pedagogika. - Cheboksary : Chuvashgosizdat, 1958. -263 s.
3. Volkov G. N. Chuvashskaya etnopedagogika. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 2004. - 488 s.
4. Volkov G. N. Etnopedagogika. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd.-vo, 1974. - 376 s.
5. Volkov G. N. Etnopedagogika : uchebnik dlya studentov sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M. : Aka-demiya, 2000. - 168 s.
6. Volkov G. N. Etnopedagogicheskaya pansofiya. - Elista : Kalmyckij gos. un-t, 2009. - 576 c.
7. Dolgasheva M. V, Dolgashev K. A. Ispol'zovanie metodov pooshchreniya i nakazaniya v chuvashskoj etno-pedagogike // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2018.-№ 2(98).-S. 179-184.
8. Ivanovo E. K. G. N. Volkov - uchenyj-issledovatel' istokov pedagogicheskih znanij, osnovopolozhnik nauki etnopedagogiki // Iskusstvo, kul'tura, obrazovanie: metodologiya, teoriya, praktika : sbornik nauchnyh statej. -Cheboksary, 2016. - S. 118-123.
9. Ivanovo E. K., Vorob'eva O. A. Vospitanie dobroty i shchedrosti detej dvuh-trekh let cherez radost' // Problema processa samorazvitiya i samoorganizacii v psihologii i pedagogike : sbornik nauchnyh statej. - Sterlitamak, 2018.-S. 127-129.
10. Ivanovo E. K., Vorob'eva O. A. Princip prirodosoobraznosti v sisteme vospitaniya G. N. Volkova // Sov-remennaya sistema obrazovaniya: opyt proshlogo - vzglyad v budushchee. Aktual'nye voprosy penitenciarnoj i vuzovskoj pedagogiki: sbornik nauchnyh trudov. - Cheboksary, 2018. - S. 8-13.
11. Ivanovo E. K., Chemerilova I A. Pedagogicheskie usloviya realizacii vospitatel'nogo potenciala horeo-graficheskih zanyatij s doshkornikami // Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. -2015.-№ 1(41).-S. 145-150.
12. http://webkonspect.com/?room=profile&id=16030&labelid=l58916.
13. https://paidagogos.com/teoreticheskie-osnovyi-obucheniya-inost.html.