- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
Научная статья УДК 37.01
https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-3-102-12
© Марина Аарисовна Гарт1н, Светлана Сергеевна Касаткина2, 2021
1 2Череповецкий государственный университет,
Череповец, Россия,
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-2664-4843
© Marina A. Garth1H, Svetlana S. Kasatkina2, 2021
1 2Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, '[email protected], https://orcid.org/0000-0003-2664-4843
Роль народных традиций в духовном опыте информационного общества (философско-педагогический аспект)
Аннотация. В данной статье авторы акцентируют внимание на проблеме развития информационно-компьютерных технологий в соотношении с особенностями развития духовного опыта общества, связанного с народной культурой и народным творчеством. В работе рассматривается понятие «информационное общество», обосновывается важность привлечения внимания к народной культуре и прикладному творчеству на примере реалий российской системы школьного образования. Общество постиндустриальной реальности, как правило, знакомится с информацией в большей степени в готовом формате и неограниченном объеме. Это является как преимуществом информационной реальности, так и ее недостатком. При нарастающей стандартизации информационных ресурсов возникает проблема нехватки креативного мышления. Творческое начало в современном мире, в котором преобладают готовые информационные продукты, становится дефицитом в духовном опыте человечества.
Ключевые слова: информационное общество, народная культура, современное образование.
The role of folk traditions in the spiritual experience of the information society (philosophical and pedagogical aspects)
Abstract. In this paper, the authors focus on the development of information and computer technologies in relation to the peculiarities concerning the development of the spiritual experience in society associated with folk culture and folk art. The article examines the concept of "information society", substantiates the importance of drawing attention to folk culture and applied creativity by the example of the realities in the Russian school education system. The society of post-industrial reality, as a rule, gets acquainted with information to a greater extent in a ready-made format and unlimited scope. This is both an advantage of the information reality and its disadvantage. With the increasing standardization of information resources, there is a lack of creative thinking. Creativity in the modern world with the predominance of ready-made information products is becoming a deficit in the spiritual experience of mankind.
Keywords: information society, popular culture, modern education.
1 54
Введение
В настоящее время, в век Интернета, меняется мир, общество, ценности. Наибольшую трансформацию испытывает духовный мир, духовный опыт человечества. Безусловно, всеобщая информатизация открыла массу возможностей: обладание информационными ресурсами, усовершенствование социальной коммуникации, многообразие перспектив для личностного развития человека, интенсивное развитие науки и техники. Физическая реальность человека в связи с профессиональной необходимостью, а также в период досуга, учебы часто пересекается с виртуальной. По этой причине современная жизнь, традиционно воспринимаемая как реальное бытие, для многих людей уже не представляется без виртуальной дополненности. Как к этому относиться? На этот серьезный вопрос мы постараемся дать ответ в ключе философских и этнопедагогических размышлений о развитии современного общества, о критериях его эволюции, выраженных в сохранении системы образования, в особенностях передачи информации об элементах традиционного уклада жизни, гуманистического мировоззрения и т. д.
Задачей исследования является обоснование необходимости корректировки вопросов развития информационно-компьютерных технологий в системе российского образования с учетом вытеснения интереса к народным традициям, народному творчеству в духовном опыте современных российских школьников и субъектов информационного общества в целом. Кроме того, выявление базовых тенденций развития общества в эпоху информатизации; обозначение роли народной культуры России в нравственно-эстетическом воспитании; анализ образовательных стандартов российской школьной программы по технологии; определение реалий изучения народного творчества в системе российского образования; исследование традиционного духовного опыта общества в условиях информационно-компьютерных технологий также можно назвать основными задачами данной работы. В сферу исследовательского внимания вошли следующие вопросы: понимание информационного общества, развитие воспитания и образования в условиях цифровой реальности, обоснование отношения к традиционной народной культуре как приоритетному вектору в национальных образовательных проектах, осознание рисков и угроз современного ме-диаобразования.
Основная часть
Понятие «информационное общество» появилось в 1960-е гг. и обозначило социум, в котором преобладает обмен информацией как средство производства. Развитие научно-технического прогресса, научно-технической революции в ХХ-ХХ1 вв. привело к тому, что смысл определения информационного общества усложнился, затронув его целеполагающие характеристики (информация как цель развития), системообразующие черты (дифференциация социального состава по принципу владения информационно-коммуникативными технологиями (далее - ИКТ)) и результат деятельности (изменения в жизни, связанные с ИКТ).
Нельзя не согласиться с мнением Д. Н. Боровинской, определившей критерии развития общества в условиях информатизации: «Поскольку информационные ре-
сурсы обладают весьма специфическим характером воспроизводимости и могут эффективно использоваться далеко не всеми субъектами производства, пропорции обмена благ в постэкономическом обществе в большей мере определяются таким параметром, как редкость - редкость продукта, редкость способностей к обработке информации, редкость знаний, редкость оптимального сочетания традиционных и новых факторов производства»1. Таким образом, критерием успешной социализации человека оказывается способность использовать информационно-коммуникативные технологии. В этих условиях креативность мышления и действия является условием прогресса не только личности, но и общества в целом. Однако формирование креативности мышления - сложнейший мировоззренческий и образовательный процесс, который происходит под влиянием разных факторов. Среди них, пожалуй, наиболее существенную роль играют воспитание и образование, заложенные не только в фундамент семейных ценностей, но и в содержание многих государственных регламентов. Традиционно система образования и процессы воспитания основывались на принципах народной культуры, народного творчества, духовных устоях общества. Неоднозначность оценки современных медиаусловий обучения и критический взгляд на них представляют Б. И. Пружинин, Т. Г. Щедрина2, Е. Г. Соколов3, Б. В. Марков4, А. И. Огребков5, А. Н. Аверин6, рассматривающие мировоззренческие риски общества при полном погружении в информационную реальность. В ходе исследования рассматриваемой проблемы был использован социально-философский метод, с помощью которого выявлено острое противоречие между принципами современного информационного общества и традиционной системой ценностей, основанной на народной культуре. Кроме того, применяется теоретический анализ педагогических источников, анализ нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы образования, преподавания уроков технологии в школе.
Роль народной культуры России в нравственно-эстетическом воспитании безусловна. Многие ученые, начиная со второй половины прошлого века, изучая крестьянское творчество, относили народные ремесла к разновидности декоративно-прикладного искусства и определяли их функции, назначение и влияние на нрав-
1 Боровинская Д. Н. Детерминанты развития креативности в условиях информационного общества // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. - 2020. -№ 1 (27). - О. 61.
2 Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. Культурные смыслы образования и медиамир // Вопросы философии. - 2020. - № 5. - О. 98-102.
3 Соколов Е. Г. «Онтологическая» фикция // Вопросы философии. - 2020. - № 3. -О. 13-16.
4 Марков Б. В. Проблема качества образования в условиях цифровой экономики // Вопросы философии. - 2020. - № 5. - О. 90-93.
5 Отребков А. И. Медиаобразование и образование: риски, потери и приобретения // Вопросы философии. - 2020. - № 3. - О. 5-8.
6 Аверин А. Н. Отруктура духовного мира человека // Вестник Воронежского государственного университета. Оерия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. -№ 1. - С. 72-77.
ственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения. А. В. Бакушинский1, В. С. Воронов2, В. М. Василенко3, М. А. Некрасова4, являющиеся основоположниками представлений о народном искусстве, большое внимание уделяли социальным, историческим аспектам феномена существования народного традиционного искусства в условиях современности, рассматривали его в социальном и педагогическом аспектах. Согласимся с выводами упомянутых ученых, а также с мнением Е. Ю. Ежовой5 о том, что народные традиции и народное творчество составляют основу духовной культуры общества, фундамент многих траекторий развития и образования, выполняющих важную воспитательную функцию, а также служащих ресурсом креативного мышления. Воспитательный опыт прошлого, выраженный в народной педагогике, очень важен, поскольку изменения в информационном мире настолько стремительны и специфичны, что многие люди начинают переживать за сохранение своей региональной идентичности. По этой причине обращение к народной культуре, традициям целесообразно и возможно как в контексте виртуальной, так и физической реальности.
С элементами народных традиций и промыслов обучающиеся начинают знакомство в общеобразовательной школе в рамках таких предметов, как технология, уроки рисования и истоки. Данные учебные предметы помогают в решении серьезной культурологической задачи воспитания - приобщения к культуре. Однако если провести анализ образовательных стандартов школьной программы, то можно отметить, что школьному предмету «Технология» отводится иная роль. Современное общество смещает акценты освоения технологии в сторону изучения готовых информационных продуктов. Происходящие процессы модернизации образования изменяют подход к технологическому образованию. Трансформируется концепция школьного предмета «Технология», характеризующаяся ориентацией на формирование таких технологических умений и универсальных видов деятельности (социальных технологий), как проектирование, исследование, управление.
Ключевая идея нового содержания курса технологии для основной школы обусловлена современным трактованием сущности понятия «технология», которое основано на выработанной в Организации Объединенных Наций понятийной характеристике данной научной и производственной категории. Данная методология определяет так называемую «технологию» в чистом виде, основанную только на методах и технике производства потребительских материальных объектов и услуг
1 Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств. - Москва: Карапуз, 2009. - 302 с.
2 Воронов В. С. О крестьянском искусстве. - Москва: Советский художник, 1972. - 350 с.
3 Василенко В. М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I век до нашей эры - XIII век нашей эры. - Москва: Искусство, 1977. - 464 с.
4 Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
5 Ежова Е. Ю. Народная художественная культура в современном социокультурном пространстве. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2020. -102 с.
(dissembled technology). Кроме того, «технология» трактуется как способ производства и рассматривается как воплощенная технология (embodied technology). Она охватывает методы производства, квалификацию работников, машины, оборудование, сооружения, целые производственные системы, инфраструктуру, а также саму продукцию с высокими технико-экономическими параметрами.
Решение проблемы изучения технологии в рамках национального проекта «Образование», а также в ключе проекта «Современная школа» предполагает реализацию направления «Урок технологии» на базе высокотехнологичных по оснащению организаций, в том числе на базе детских технопарков «Кванториум», позволяющих расширить сферу механизмов сетевого взаимодействия субъектов образования в ходе реализации образовательных программ. Безусловно, это приводит к снижению затрат, направляемых на организацию образовательного процесса по обучению технологии в других общеобразовательных организациях (школах).
Анализ рекомендованной для школ рабочей программы по предмету «Технология» под редакцией В. М. Казакевича, Г. Ю. Семеновой, Г. В. Пичугиной1 свидетельствует о том, что акцент в преподавании технологии делается на модульную структуру обучения, в рамках которой использование элементов народной культуры и традиционных ремесел возможно только в модуле «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов», изучаемом на занятиях в 5 классе. В остальных модулях предмет «Технология» решает вопросы подготовки обучающихся к профессиональной деятельности, связанной в современном обществе с инженерно-технологической направленностью, с овладением инструментарием ИКТ.
Осмысляя национальный проект «Образование» в совокупности с федеральным проектом «Успех каждого ребенка» в системе дополнительного образования, необходимо отметить, что в их основе лежит задача по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности с учетом духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В рамках данного проекта к 2024 г. доля детей от 5 до 18 лет, охваченных системой дополнительного образования, должна составлять не менее 80 %2. Необходимо признать, что система дополнительного образования РФ на сегодняшний день не имеет возможности привлечь такое число обучающихся (в отличие от школы) и до 2024 г. большая часть детей априори не сможет ознакомиться и в полной мере приобщиться (в аспекте освоения народного прикладного творчества) к духовной культуре нашей страны. Насущным социально-экономическим и социокультурным вопросом является ситуация с тем, что многие родители не могут себе позволить обучение детей в системе дополнительного образования, так как часть кружков и студий проводят занятия платно или по сертификатам дополнительного образования.
1 Казакевич В. М., Семенова Г. Ю., Пичугина Г. В. Технология. 5-9 классы. Примерная рабочая программа // Корпорация «Российский учебник». - URL: https://rosuchebnik.ru/materi-al/tehnologiya-5-9-klassy-primernaya-rabochaya-programma/ (дата обращения: 01.03.2021).
2 Национальный проект «Образование». - URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения: 01.03.2021).
педагогический аспект)
Следовательно, модернизация российского образования в русле современных информационных технологий приводит к риску обеднения духовной культуры подрастающего поколения, потере традиционного мировоззрения, утрате творческого начала в созидающей деятельности, основанного на неограниченных возможностях народного мастерства.
Духовный опыт общества создается и развивается исключительно в процессе общения, передачи информации, раскрытия эмоционально-чувственной сферы. Изучение прикладных народных традиций, с которыми дети знакомятся как в учреждениях дополнительного образования, так и в рамках уроков технологии, позволяет сохранять исторические и национально-культурные традиции, а также воспитывать гармонично развитую личность. Рассматривая педагогический аспект данного вопроса, следует отметить, что при решении каких-либо педагогических задач выделяют понятие «педагогические условия».
Педагогические условия являются эффективным компонентом педагогического процесса, характеризующегося целенаправленным отбором элементов его содержания, методов и форм обучения в достижении дидактических целей. Среди важных педагогических условий можно отметить следующие: оснащение занятий наглядными объектами народного творчества, созданными с использованием местного регионального материала декоративно-прикладного искусства, и применение на уроках современных информационно-коммуникативных технологий. «Изделия декоративно-прикладного искусства, народных промыслов обладают привлекательностью, создают атмосферу уюта. Объясняется это особенностью предметов народных традиционных промыслов, когда изделие имеет во внешнем виде привлекательную простоту изготовления, обусловленную отточенностью приемов обработки распространенных в регионе материалов»1.
Использование ИКТ на уроках технологии повышает эффективность образовательного процесса. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Нельзя выделить одно эффективное и удобное в данный момент условие (например, дистанционные технологии обучения и информационные ресурсы Интернета), поскольку качественные прикладные технологические и художественные навыки не могут сформироваться у обучающихся без помощи учителя только по картинке монитора или видеоинформации, презентации. Педагог должен находить возможность применения современного инструментария и дополнять им прикладной процесс передачи знаний о народных традициях, формировать у обучающихся потребность в творчестве и интерес к самобытной народной культуре в реальном пространстве.
Интернет-пространство дает возможность перенять опыт мастеров художественного образа, запечатленный в базах данных виртуального мира. Однако, с другой стороны, нельзя абсолютизировать дополненный мир виртуальной жизни как единственно возможный для развития современного общества, ср.: «Внедрение компью-
1 Гарт М. А. Декоративно-прикладное искусство Русского Севера как этническая основа дизайна. - Череповец: ЧГУ, 2012. - С. 81.
ISSN 1994-0637 159 (print)
тера в сферу дизайна возвращает атмосферу, антропологию дизайна к эпохам ремесленной организации, к тем эпохам, когда признавалось, что существуют некие мощные и незыблемые каноны, причем многих поколений художников не хватит, чтобы исчерпать возможности разнообразия, в них заложенные. Увы, каноны, закладываемые в современное компьютерное искусство, слишком примитивны, слишком скудны, и они исчерпываются в один сеанс»1.
В современном обществе развитие образования происходит с использованием информационно-компьютерных технологий. Однако в связи с этим очевидна проблема формирования креативности мышления и прикладной деятельности обучающихся. Мировоззренческую (компенсационную) функцию в этом вопросе играет обращение к народной культуре, народному творчеству, что в рамках школьной программы обусловливается проведением уроков изобразительного искусства, технологии, их межпредметными связями с другими знаниями. Обращение к народному творчеству формирует личностные и социальные качества, определяет региональную идентичность, что важно в период глобализации. Проведенный анализ образовательных стандартов школьной программы по предмету «Технология» выявил дисбаланс частоты обращения к вопросам народной культуры в сравнении с объемом тем, посвященных информационной культуре личности. Тем не менее в национальном проекте «Образование» обозначена одна из ключевых образовательных задач -ознакомление и приобщение обучающихся в полной мере к духовной культуре страны. Необходимо развивать традиционный духовный опыт обучающихся в условиях информационно-компьютерных технологий с учетом незаменимости тактильного взаимодействия учителя и ученика, регулярно обращаться к вопросам народного творчества, народной культуры.
Выводы
Духовное развитие общества невозможно без сохранения народных традиций, составляющих базу для создания инноваций. На этом выстраивается весь процесс образования в классическом смысле. В условиях информационной реальности возникает сложный вопрос о качестве преемственности и передаче традиций. Информационно-компьютерные технологии, расширившие спектр возможностей для коммуникации, не способны в полной мере заменить живое общение и тактильную взаимосвязь участников обмена духовным опытом. С целью модернизации системы образования предлагается обратить внимание на педагогические условия для развития творческих способностей обучающихся2, среди которых (наряду с применением
1 Переверзев Л. Б. Компьютер и дизайнер // Цифровая революция-2017. Digital Revolution-2017. Компьютер и визуальная культура дизайна в контексте эстетических, онтологических, аксиологических проблем и проектных технологий: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 17 марта 2017 г.) / составители А. Н. Лаврентьев, Н. Н. Ганцева, А. В. Сазиков. - Москва: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2017. - С. 46.
2 Гарт М. А. Декоративно-прикладное искусство Русского Севера как этническая основа дизайна. - Череповец: ЧГУ, 2012. - 114 с.
ИКТ) важное место занимают прикладные практические работы и межпредметные связи с разными отраслями знаний о народной культуре, народных традициях.
Список литературы
Аверин А. Н. Структура духовного мира человека // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - № 1. -C. 72-77.
Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств. - Москва: Карапуз, 2009. - 302 с.
Боровинская Д. Н. Детерминанты развития креативности в условиях информационного общества // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. - 2020. -№ 1 (27). - С. 57-69.
Василенко В. М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I век до нашей эры - XIII век нашей эры. - Москва: Искусство, 1977. - 464 с.
Воронов В. С. О крестьянском искусстве. - Москва: Советский художник, 1972. - 350 с.
Гарт М. А. Декоративно-прикладное искусство Русского Севера как этническая основа дизайна. - Череповец: ЧГУ, 2012. - 114 с.
Ежова Е. Ю. Народная художественная культура в современном социокультурном пространстве. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2020. -102 с.
Казакевич В. М., Семенова Г. Ю., Пичугина Г. В. Технология. 5-9 классы. Примерная рабочая программа // Корпорация «Российский учебник». - URL: https://rosuchebnik.ru/mate-rial/tehnologiya-5-9-klassy-primernaya-rabochaya-programma/ (дата обращения: 01.03.2021).
Марков Б. В. Проблема качества образования в условиях цифровой экономики // Вопросы философии. - 2020. - № 5. - С. 90-93.
Национальный проект «Образование». - URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения: 01.03.2021).
Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
Переверзев Л. Б. Компьютер и дизайнер // Цифровая революция-2017. Digital Revolution-2017. Компьютер и визуальная культура дизайна в контексте эстетических, онтологических, аксиологических проблем и проектных технологий: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 17 марта 2017 г.) / составители А. Н. Лаврентьев, Н. Н. Ганцева, А. В. Сазиков. - Москва: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2017. - С. 40-46.
Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. Культурные смыслы образования и медиамир // Вопросы философии. - 2020. - № 5. - С. 98-102.
Соколов Е. Г. «Онтологическая» фикция // Вопросы философии. - 2020. - № 3. - С. 13-16.
Стребков А. И. Медиаобразование и образование: риски, потери и приобретения // Вопросы философии. - 2020. - № 3. - С. 5-8.
References
Averin A. N. Struktura dukhovnogo mira cheloveka [The structure of a human spiritual world]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Lingvistika i mezhkul'turnaia kom-munikatsiia [Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and intercultural communication], 2008, no. 1, pp. 72-77.
Bakushinskii A. V. Khudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie: opyt issledovaniia na materiale
prostranstvennykh iskusstv [Artistic creativity and education: experience of research by the material of spatial arts]. Moscow: Karapuz, 2009. 302 p.
Borovinskaia D. N. Determinanty razvitiia kreativnosti v usloviiakh informatsionnogo ob-shchestva [Determinants of creativity in the information society]. Filosofia i gumanitarnye nauki v informatsionnom obshchestve [Philosophy and humanities in information society], 2020, no. 1 (27), pp. 57-69.
Vasilenko V. M. Russkoe prikladnoe iskusstvo. Istoki i stanovlenie. I vek do nashei ery - XIII vek nashei ery [Russian applied art. Origins and formation. I century BC - XIII century AD]. Moscow: Iskusstvo, 1977. 464 p.
Voronov V. S. O krest'ianskom iskusstve [On peasant art]. Moscow: Sovetskii khudozhnik, 1972. 350 p.
Gart M. A. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Russkogo Severa kak etnicheskaia osnova dizaina [Decorative and applied art of the Russian North as the ethnic basis of design]. Cherepovets: ChGU, 2012. 114 p.
Ezhova E. Iu. Narodnaia khudozhestvennaia kul'tura v sovremennom sotsiokul'turnom pros-transtve [Folk art culture in the modern sociocultural space]. Riazan': Riazanskii gosudarstvennyi universitet imeni S. A. Esenina, 2020. 102 p.
Kazakevich V. M., Semenova G. Iu., Pichugina G. V. Tekhnologiia. 5-9 klassy. Primernaia rab-ochaia programma [Technology lessons. 5-9th form. Sample curriculum]. Korporatsiia "Rossiiskii uchebnik" [Russian textbook corporation]. Available at: https://rosuchebnik.ru/material/tehnologiya-5-9-klassy-primernaya-rabochaya-programma/ (accessed: 01.03.2021).
Markov B. V. Problema kachestva obrazovaniia v usloviiakh tsifrovoi ekonomiki [The problem of education quality in the digital economy]. Voprosy flosofi [Problems of Philosophy], 2020, no. 5, pp. 90-93.
Natsional'nyi proekt "Obrazovanie" [National project "Education"]. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (accessed: 01.03.2021).
Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: Teoriia i praktika [Folk art as part of culture: Theory and practice]. Moscow: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983. 343 p.
Pereverzev L. B. Komp'iuter i dizainer [Computer and designer]. Tsifrovaia revoliutsiia-2017. Digital Revolution-2017. Komp'iuter i vizual'naia kul'tura dizaina v kontekste esteticheskikh, onto-logicheskikh, aksiologicheskikh problem i proektnykh tekhnologii: sbornik trudov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Moskva, 17 marta 2017 g.) [Digital Revolution-2017. Computer and visual design culture in the context of aesthetic, ontological, axiological problems and design technologies: a collection of papers of the All-Russian research and practice conference (Moscow, March 17, 2017); compiled by A. N. Lavrent'ev, N. N. Gantseva, A. V. Sazikov]. Moscow: MGKhPA im. S. G. Stroganova, 2017, pp. 40-46.
Pruzhinin B. I., Shchedrina T. G. Kul'turnye smysly obrazovaniia i mediamir [Cultural meanings of education and media world]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 2020, no. 5, pp. 98-102.
Sokolov E. G. "Ontologicheskaia" fiktsiia [Ontological fiction]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 2020, no. 3, pp. 13-16.
Strebkov A. I. Mediaobrazovanie i obrazovanie: riski, poteri i priobreteniia [Education and media education: risks, losses and acquisitions]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 2020, no. 3, pp. 5-8.
Для цитирования: Гарт М. А., Касаткина С. С. Роль народных традиций в духовном опыте информационного общества (философско-педагогический аспект) // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - № 3 (102). - С. 154-163. https://doi.org/
10.23859/1994-0637-2021-3-102-12
For citation: Garth M. A., Kasatkina S. S. The role of folk traditions in the spiritual experience of the information society (philosophical and pedagogical aspects). Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 3 (102), pp. 154-163. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-3-102-12
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Сведения об авторах
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального и технологического образования, https://orcid.org/0000-0003-2664-4843, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия) / Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, head of the department of professional and technological education, https://orcid.org/0000-0003-2664-4843, [email protected], Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia). Доктор философских наук, профессор, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия) / Doctor of Philosophical Sciences, Professor, [email protected], Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).
Статья поступила в редакцию 02.03.2021; одобрена после рецензирования 26.03.2021; принята к публикации 05.04.2021.
The article was submitted 02.03.2021; аpproved after reviewing 26.03.2021; аccepted for publication 05.04.2021.
Марина Аарисовна Гарт / Marina A. Garth
Светлана Сергеевна Касаткина / Svetlana S. Kasatkina