^Шаяьыщ сЛмх/оёь сАжтссе&ма сРаль шимюсёоиь гмклимъшш
4 СШММЛ^и^Ю&МСММ, МШ(Х)$<Щиьйь
4^^штальмой эятюлмте (ни м^шже^е Зделгюрюд/укойь (х/яисти )
Данная статья посвящена изучению роли региональной налоговой политики для стимулирования инноваций в Белгородской области как одном из динамично развивающихся регионов России. В статье выявляются и анализируются аспекты реализации инвестиционной политики в регионах, включая разработку инновационных продуктов. Эффективность продвижения инновационных разработок во многом зависит от сбалансированности и адекватности налоговой политики состоянию экономики региона, включая его инвестиционную сферу.
Экономический рост, налоговая политика, инновации, технологическая модернизация, инновационная активность.
лючевым звеном в технологической модернизации экономики России и ее регионов являются инновации. Особенность инновационной экономики состоит в способности обеспечивать воспроизводство общественного продукта преимущественно на основе выпуска наукоемкой продукции и услуг. По этому признаку еще в 1980-х гг. США, Япония и Германия обеспечивали более половины ВВП в своих странах. Исследования Центра инвестиций и инноваций РАН доказывают, что влияние научно-технических факторов на экономический рост носит глобальный характер. Так, от 70 до 100% прироста производства продукции промышленно развитых стран обеспечивается именно за счет использования инноваций, высокой инновационной активности предприятий [1, С. 6].
Ученые, исследователи, представители различных школ и направлений по-разному трактуют содержание и раскрывают сущность данной экономической категории. Инвестиции направляются на генерирование идей, получение новых знаний и разработку инновационного продукта. Далее следует процесс внедрения инновационного продукта, результатом которого является получение качественного улучшения (эффективность, прогресс, качественное превосходство, снижение издержек и другие признаки).
Современное состояние мировой экономики доказывает, что уровень развития и динамизм инновационной сферы - науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний - обеспечивают основу стойкого экономического роста общества, определяют роль и положение государства в системе международных отношений, степень его экономической безопасности. Инновации становятся стратегическим фактором экономического роста, влияют на структуру общественного производства, стабилизируют социальную ситуацию в стране.
Согласно данным табл. 1 доля России в мировых расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) в 2010 г. составила чуть менее 2%. При этом Россия значительно отстает от таких стран, как США (34,4%), Япония (12,34%), Китай (12,28%). Доля расходов на НИОКР в ВВП страны оказалась на уровне 1%, что также не соответствует показателям развитых стран.
Таблица 1
Расходы стран на НИОКР в 2010 г. [3, С. 5.]
Страна Расходы на НИОКР
млрд дол. доля в ВВП, % доля в мировых расходах на НИОКР, %
США 395,8 2,8 34,4
Япония 142,0 3,3 12,34
Китай 141,4 1.4 12,28
Германия 68,2 2,4 5,93
Южная Корея 42,9 3,0 3,73
Франция 41,5 1,9 3,61
Великобритания 37,6 1,7 3,27
Индия 33,3 0,9 2,89
Канада 23,7 1,8 2,06
Россия 22,1 1,0 1,92
Италия 18,7 1,1 1,63
В глобальной конкуренции и в развитии инноваций, по оценкам зарубежных экспертов, мы существенно отстаем от других стран. В 2008 г. на экономическом форуме в Давосе были определены интегрированные показатели конкурентоспособности и инновационно-технологического развития 131 страны. Россия по конкурентоспособности оказалась на 58-й позиции; по уровню инновационного развития - на 57-й; по факторам, содействующим развитию инновационного бизнеса, - на 77-й [2].
Все большее число экспертов полагают, что первоочередной задачей должно стать не увеличение бюджетного финансирования науки, а стимулирование государством российских предпринимателей к переводу производства на инновационные основы, а значит рост доли внебюджетного финансирования науки. По оценке Минэкономразвития России, в нашей стране в 2010 г. разрабатывали и внедряли технологические инновации около 10% предприятий, тогда как в Германии - свыше 60%, Бельгии - более 55%, Чехии - свыше 40% [4, С. 9].
Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах: [5, п. 3 ст. 16.2]
- предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
- предоставления образовательных услуг;
- предоставления информационной поддержки;
~ предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
- формирования спроса на инновационную продукцию;
- финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
- реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ РФ;
- поддержки экспорта;
- обеспечения инфраструктуры;
- в других формах, не противоречащих законодательству РФ.
Безусловно, в условиях рыночной экономики государственное вмешательство в инновационные процессы всегда ограничено, поскольку перевод организаций на инвестиционно-инновационный путь развития - это многогранный, сложный процесс, находящийся под влиянием многочисленных факторов, но из общего ряда таких факторов по степени влияния на формирование инновационных ресурсов организаций выделяется налогообложение как системный инструмент, с помощью которого государство может оказать эффективное воздействие по следующим позициям: с помощью системы налогообложения государство не только обеспечивает наполняемость налоговыми доходами бюджетной системы всех уровней власти, но и влияет на процессы производства и обращения товаров, работ, услуг, стимулируя либо сдерживая их рост, корректируя развитие экономики в целом.
В настоящее время актуальна необходимость активизации работы по определению основных приоритетов в системе налогообложения инвестиционной и инновационной деятельности организаций, которые взаимосвязаны, с целью развития и укрепления финансовой основы их
реализации. Стимулирование инновационной деятельности приведет не только к модернизации экономики страны и регионов, но и видов экономической деятельности и отдельных субъектов, а также создаст дополнительный финансовый эффект в виде роста налоговых поступлений, так как высокая инновационная и инвестиционная активность способствуют возникновению и росту прибыли, что приводит к увеличению налоговых обязательств. В то же время недостаточный уровень активности отрицательно влияет на платежеспособность организаций, их финансовую устойчивость, поскольку замедление развития материально-технической базы, обновления основных фондов снижает объем деятельности организации и приводит, как следствие, к уменьшению суммы налоговых обязательств к уплате в бюджет и ухудшению финансово-э коном ических показателей.
В зарубежной налоговой практике стимулирование государством инновационной активности используется довольно активно. Впервые налоговые скидки были предоставлены в 1966 г. японским компаниям. В США налоговые скидки получили свое развитие в 1981 г. В 1980-х -начале 1990-х гг. налоговые привилегии, стимулирующие организацию и финансирование собственных научно-исследовательских подразделений, получили компании большинства развитых стран [6, С. 51].
В мировой практике налогообложения используются различные подходы к налоговому стимулированию расходов частного сектора на НИОКР, различающиеся по:
- пользователю (например, ориентированные на малый инновационный бизнес);
- целям (снижение себестоимости наукоемкой продукции, привлечение в бизнес квалифицированного исследовательского персонала, амортизация научного оборудования, стимулирование инновационной деятельности в приоритетных направлениях и пр.);
- формам (уменьшение налогооблагаемой базы, снижение налога на исчисленную прибыль корпораций);
- временным границам (возможности переноса налоговых льгот на прошлые или будущие налоговые периоды) [7, С. 27].
Основной задачей применения налоговых регуляторов является стимулирование инновационно-инвестиционной активности предприятий и повышение их привлекательности в глазах потенциальных инвесторов. Оценим результаты выполнения этой задачи на примере Белгородской области как одного из регионов, успешно реализующих инновационные программы на региональном уровне, что находит отражение в высоких показателях социального экономического развития данного субъекта среди регионов Центрального федерального округа и в Российской Федерации.
Прежде всего рассмотрим динамику показателя налоговой нагрузки в экономике Белгородской области, который рассчитывается соотношением налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона к валовому региональному продукту исследуемого субъекта (рис. 1). Данный показатель является одним из основных, на который обращают внимание инвесторы, так как от него зависит объем финансовых ресурсов, который будет оставаться у организаций в их распоряжении.
6-------------------
4..........................—-—-
2 —----
0 ^-!--!---------Т-Т---1
2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 1. Уровень налоговой нагрузки экономики Белгородской области, %
На основе данных, представленных на рисунке, можно заключить, что налоговая нагрузка в Белгородской области держится на уровне 12% (за исключением кризисного 2009 г.). Это также свидетельствует о стабильной налоговой политике, проводимой в регионе, что должно способствовать привлечению инвестиций в данный субъект.
Непосредственную привлекательность региона для предпринимателей и развертывания бизнеса характеризует такой показатель, как уровень инвестирования региональной экономики:
Иур = Игод/ ВРП,
где Иур - уровень инвестирования экономики; Игод - сумма годовых инвестиций; ВРП - валовой региональный продукт.
На рис. 2 отражена динамика уровня инвестирования экономики Белгородской области в 2002-2010 гг. Данные представленного графика свидетельствуют о том, что уровень инвестирования экономики региона находится на достаточно высоком уровне и в 2007 г. достиг отметки в 35,2%.
ю------
5 -------
0 -1--!-1-1-1--1-1-1-1
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 2. Уровень инвестирования экономики Белгородской области, %
Значение показателя в посткризисном 2010 г. свидетельствует о том, что экономика региона не потеряла свою привлекательность в результате негативного воздействия мирового финансового кризиса на экономику российских регионов.
Как уже отмечалось выше, налоговые регуляторы в первую очередь должны были способствовать образованию у организаций дополнительных свободных финансовых ресурсов, которые они смогли бы направить на инвестирование в основной капитал.
Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на воспроизводство основных фондов (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств и т.д.) [8]
Как видно из рис. 3, в Белгородской области с 2002 по 2008 г. инвестиции в основной капитал выросли почти в 10 раз. В 2009 г. наблюдается резкое падение инвестиций, что связано с последствиями мирового финансового кризиса. Но уже в 2010 г. объем инвестирования приблизился к докризисному показателю и позволяет с оптимизмом говорить о стремлении организаций вновь вкладывать свободные денежные ресурсы в технологическую модернизацию.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 3. Динамика инвестиций в основной капитал в Белгородской области (в фактически действовавших ценах), млн руб.
Более полную картину дает такой показатель, как индекс физического объема инвестиций в основной капитал, который рассчитывается в постоянных ценах. Данные рис. 4. свидетель-
ствуют о высоких темпах роста инвестиций в Белгородской области в докризисный период, однако в 2008 и 2009 гг. организациям региона было тяжело наращивать свою инвестиционную активность и лишь в 2010 г. у них появляются возможности вкладывать средства в основной капитал.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 4. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в Белгородской области (в постоянных ценах), % к предыдущему году
Еще одним индикатором привлекательности региона служит приток иностранных инвестиций в экономику Белгородской области. Иностранные инвесторы прежде, чем вложить свои средства, детально анализируют состояние экономики региона, проводимую налоговую политику и другие факгоры.
3000000 2500000
2000000 1500000 1000000 500000 0
2399854
536933
И I-г 48105 45720
2006
2007
2008
2009
2010
Рис. 5. Иностранные инвестиции в экономику Белгородской области, тыс. дол. США
Интересная ситуация сложилась с иностранными инвестициями в экономике Белгородской области. На рис. 5 можно увидеть, как стремительно рос объем иностранных инвестиций и в 2008 г. составил почти 2,4 млрд дол. США, а это огромная сумма для региона. Однако мировой финансовый кризис подорвал возможности иностранных инвесторов, вследствие чего инвестиции в экономику региона сократились в 50 раз, что отрицательно сказалось на общем инвестиционном климате.
Рассмотрим структуру распределения инвестиций по источникам финансирования, представленную на рис. 6. Для этого целесообразно сравнить благополучный докризисный 2007-й г. и посткризисный 2010-й г.
Чем больше собственных средств использует организация для инвестирования и меньше заемных, тем выше оказывается ее потенциал. На рис. 6 наблюдается позитивная тенденция к увеличению доли собственных средств с 30,2 до 40,4% и уменьшению банковских кредитов с 39,6 до 29,3%. Данная тенденция свидетельствует о том, что налоговая политика, проводимая в регионе, содействует экономической динамике и устраивает инвесторов, в том числе на перспективу. За счет этого высвобождаются дополнительные финансовые ресурсы. Однако рано говорить о достижении окончательной цели, так как необходимо добиться увеличения доли собственных средств до 60-70%, а заемные сократить до 15-20%.
Таким образом, можно говорить о том, что с помощью проводимой налоговой политики в Белгородской области удалось создать особые условия для инициирования инновационных разработок, начав с высвобождения у организаций дополнительных финансовых ресурсов и повышения инвестиционной активности, однако главная задача - дать импульс к технологической модернизации - остается пока невыполненной. На развитии инновационного потенциала регионов России, включая Белгородскую область, отражаются следующие проблемы: снижение производственных мощностей в результате значительного износа используемого оборудования; недостаточная конкурентоспособность выпускаемой отечественной продукции; потеря научно-технического и кадрового потенциала; диспропорции в структуре экономики регионов; низкие доходы населения и их значительная дифференциация; недостаток финансовых ресурсов; целенаправленность методов государственного регулирования на решение задач инновационного развития; отсутствие адекватных стимулов в системе налогообложения для стимулирования качества инвестиционной политики и инновационных разработок.
Литература
[1] Нечаев A.C. Инвестиционный налоговый кредит как функция государственной поддержки инновационных проектов в Российской Федерации II Финансы и кредит. - 2010. - №28,
[2] World Economic Forum, Davos 20081 Global Competitiveness Index 2007-2008 and Global Business Index 2007-2008.
pi R&D Magazine, 2011 Global R&D Funding Forecast, C.5,
[4] Носачевская E.A. О научно-техническом и инновационном потенциале России IIЭКО. - 2010. - №4. - С. 5-1.
[5] Федеральный закон от 23,08.96 г. №127-ФЗ (ред. от 21.07,2011 ) «О науке и государственной научно-технической политике».
[6] Савина Т.Н. Особенности налогового стимулирования инновационного бизнеса в России и за рубежом// Финансы и кредит.-2011.-№28.-С. 49-57.
[7] Зубарева И.Е, Налоговые новации как антикризисная мера: российский и зарубежный опыт// Ваш налоговый адвокат. - 2009. - №5. - С. 25-33.
[8] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010, Стат, сб. - Росстат России. - М., 2011.