УДк 330.101
оценка финансовой безопасности кемеровской области
о. б. шевелева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: oksana0701@yandex. ru
е. в. слесаренко,
ассистент кафедры финансов и кредита E-mail: slekvlad@mail. ru Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
В статье на примере Кемеровской области предложена и апробирована методика оценки финансовой безопасности региона, основанная на системном подходе с учетом анализа бюджетно-налоговой, инвестиционно-инновационной безопасности, безопасности кредитно-банковской сферы, финансово-экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: финансовая безопасность, регион, Кемеровская область.
Под региональной финансовой безопасностью понимается возможность ключевых финансовых сфер региона противостоять возникающим финансовым рискам и угрозам для поддержания существующего социально-экономического положения административно-территориального образования и создания условий роста основных показателей его деятельности [1, 4, 7].
Произвести полноценную и всестороннюю оценку финансовой безопасности региона позволяет системный подход. С этой позиции финансовая безопасность рассматривается в контексте ряда следующих подсистем (ключевых сфер).
I. Бюджетно-налоговая безопасность.
II. Безопасность кредитно-банковской сферы.
III. Инвестиционно-инновационная безопасность.
IV. Финансово-экономическая безопасность хозяйствующих субъектов.
Каждая подсистема включает систему показателей (индикаторов), характеризующих наличие или отсутствие угроз.
Продемонстрируем это на примере Кемеровской области.
I. Бюджетно-налоговая сфера является одним из главных звеньев в обеспечении финансовой безопасности, от которой зависит устойчивость финансовой системы региона. Основной целью функционирования этой сферы является обеспечение региона финансовыми средствами (ресурсами), достаточными для выполнения внутренних и внешних функций и задач. Финансовая безопасность региона с точки зрения бюджетно-налоговой составляющей может быть оценена с помощью группы индикаторов, приведенных в табл. 1.
В результате оценки бюджетно-налоговой составляющей финансовой безопасности Кемеровской области были выявлены следующие негативные тенденции:
• увеличение в динамике дефицита бюджета, обусловленного общим сокращением бюджетных доходов;
• снижение налоговых поступлений как одного из важнейших источников бюджетных доходов;
Таблица 1
Динамика основных индикаторов, характеризующих безопасность в бюджетно-налоговой сфере кемеровской области
год Темп роста, %
Показатель 2007 2008 2009 2010 2008 г. / 2009 г. / 2010 г. /
2007г. 2008 г. 2009 г.
Доходы регионального бюджета, млн руб. 84 259 118 324 100 373 113 379 140,4 84,8 112,9
Расходы регионального бюджета, млн руб. 84 643 114 237,3 106 281 117 172 135 93,0 110,2
Профицит (дефицит) регионального бюджета, млн руб. —384 4 086,7 —5 908 —3 793 — — —
Уровень бюджетных доходов на душу 29,8 41,9 35,5 37,0 140,6 84,7 104,2
населения, тыс. руб.
Бюджетный профицит (дефицит) —0,136 1,45 —2,09 —1,24 — — —
на душу населения, тыс. руб.
Налоговые поступления в бюджет, млн руб. 56 109 79 594 51 620 71 353 141,8 64,8 138,2
Удельный вес налоговых поступлений в бюджет в общей сумме доходов бюджета, % 66,6 67,3 51,4 62,9 - - -
Задолженность хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, млн руб. 9 523,5 8 671,4 15 867 8 719 91,1 183,0 54,9
Доля задолженности по платежам в бюджет 3,06 1,9 3,05 8,7 — — —
в общей сумме налоговых поступлений, %о
Источник: авторская разработка по материалам Федеральной службы государственной статистики [6, 8].
• значительный рост задолженности хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и
внебюджетные фонды.
Для достижения необходимого уровня финансовой безопасности с точки зрения бюджетно-налоговой составляющей необходима качественная оценка ее воздействия на экономику региона с помощью проведения мониторинга возможных вариантов развития бюджетно-налоговой политики, целью которого должно стать формирование законодательно-правовой базы, приближенной к современным реалиям.
По мнению ряда российских экономистов, налоговая система большинства субъектов Российской Федерации в настоящее время не является эффективным инструментом обеспечения финансовой безопасности. Более того, в ее развитии сохраняются и усиливаются тенденции, создающие угрозу финансово-экономической безопасности [10].
В целях повышения финансовой безопасности региона можно сформулировать ряд задач бюджетно-налоговой политики на ближайшую перспективу:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета за счет увеличения доли закрепленных источников доходов;
2) расширение бюджетного планирования в области средне- и долгосрочной перспективы;
3) проведение углубленного анализа эффективности расходов бюджета;
4) применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых услуг и эффективности бюджетных расходов;
5) расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг (использование разнообразных способов распределения бюджетных средств, привлечение предприятий различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг, создание финансовой привлекательности выполнения государственных заданий);
6) применение методов налогового регулирования, направленных на оказание помощи финансово неустойчивым или оказавшимся на грани банкротства организациям путем реструктуризации задолженности по налогам и сборам;
7) повышение качества финансового менеджмента в бюджетно-налоговом секторе (повышение эффективности управления расходованием бюджетных средств с использованием современных информационных методов; постоянный мониторинг показателей, характеризующих состояние бюджета; отслеживание просроченной задолженности по платежам в бюджет; увеличение сумм штрафных санкций за нарушение налогового законодательства);
8) увеличение роли государственного финансового контроля как фактора обеспечения финан-
РЕгионлльнляэкономика: теория и практика
35
совой безопасности в бюджетно-налоговой сфере региона.
Необходимо также активизировать систему государственного финансового контроля, включающую как специальные органы, так и органы, наделенные определенными полномочиями в сфере финансового контроля, что соответствует стратегической задаче повышения эффективности российской государственности, указанной в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [9].
Система государственного финансового контроля должна включать контроль:
— за своевременностью и полнотой налоговых поступлений в бюджет, осуществляемых хозяйствующими субъектами региона;
— за целевым использованием бюджетных ассигнований, расходов бюджета;
— за эффективностью выполнения и целевым финансированием приоритетных региональных проектов.
II. Роль кредитно-банковской системы на региональном уровне заключается в обеспечении системы платежей, расчетов между хозяйствующими субъектами и физическими лицами, кредитовании
реального сектора экономики, стимулировании роста сбережений. В этой связи кредитно-банковская безопасность неразрывно связана с финансовой безопасностью региона и рассматривается как ее составляющая.
Целями оценки безопасности в данной сфере являются выявление резервов экономического роста, улучшение платежного баланса, рост инвестиционной активности региона. Оценка безопасности в кредитно-банковской сфере производится на основе показателей, приведенных в табл. 2.
Ситуация, сложившаяся в банковском секторе Кемеровской области, не может не влиять на уровень ее финансовой безопасности. Наиболее благоприятным в течение анализируемого периода для региональной банковской системы следует признать 2008 г., когда многие показатели, характеризующие состояние банковской системы Кемеровской области, отражали положительную динамику, что свидетельствовало о высоких темпах развития экономики региона. Начиная с 2009 г. состояние кредитно-банковской сферы Кузбасса кардинально меняется: опасность в первую очередь представляют региональные коммерческие банки, которые в силу специфики деятельности не могут
Таблица 2
Динамика показателей, характеризующих уровень безопасности в кредитно-банковской сфере Кемеровской области
Год Темп роста, %
Показатель 2007 2008 2009 2010 2008 г. / 2009 г. / 2010 г. /
/2007г. 2008 г. 2009 г.
1. Количество зарегистрированных 8 8 8 9 100 100 112,5
региональных кредитных организаций, ед.
1.1. Из них имеющие лицензии, предоставля- 5 5 5 5 100 100 100
ющие право на осуществление операций
в иностранной валюте, ед.
2. Число филиалов действующих кредитных 45 40 36 33 88,9 90,0 91,7
организаций, ед.
3. Сумма выданных кредитов, млн руб. 144 993 181 992 139 346 134 973 125,5 76,6 95,3
4. Сумма выданных кредитов физическим 22,1 25,9 18,1 20,9 117,2 69,9 115,5
лицам на душу населения, тыс. руб.
5. Сумма привлеченных депозитов, млн руб. 72 551,5 197 148,7 192 140 139 226 В 2,7 раза 97,4 72,5
6. Сумма привлеченных депозитов физичес- 20,9 23,5 25,4 19,8 112,4 108,1 77,9
ких лиц на душу населения, тыс. руб.
7. Зарегистрированный уставный капитал дейс- 1 121 1 395 1 395 1 395 124,4 100 100
твующих кредитных организаций, млн руб.
8. Задолженность по выданным кредитам 112 200,4 203 676,5 148 953,5 208 473,0 181,5 73,1 139,9
юридическим лицам, млн руб.
9. Задолженность по выданным кредитам 68 634 89 344 77 394,7 81 883 130,2 86,6 105,8
физическим лицам, млн руб.
Источник: авторская разработка по материалам Федеральной службы государственной статистики [6, 8].
быть достаточно конкурентоспособными на рынке кредитных услуг.
Неустойчивость кредитно-банковской сферы предопределяется отсутствием прогрессивных методов защиты — современного механизма обеспечения финансовой безопасности региона.
Среди проблем защиты банковской деятельности от угроз внешнего и внутреннего характера все более актуальным становится необходимость обеспечения охраны финансовых ресурсов, защиты информации и капитала коммерческих банков, создания общей системы их финансовой безопасности, совершенствования нормативно-правовой базы. Для многих коммерческих банков особо значимыми являются такие условия эффективной и безопасной деятельности, как обеспечение возвратности кредитов, повышение прибыльности, поддержание ликвидности, снижение банковских рисков.
В целях повышения безопасности кредитно-банковской сферы Кемеровской области целесообразно применить следующие меры:
1) главным критерием обеспечения безопасности кредитно-банковской сферы любого региона является наличие и эффективное функционирование региональных банков. Представленные показатели, характеризующие безопасность кредитно-банковс-кой системы Кемеровской области за 2007—2010 гг., свидетельствуют, что финансовое состояние и доля рынка банковских услуг региональных банков далеки от совершенства. В связи с этим необходима адресная комплексная работа по стабилизации и развитию региональных коммерческих банков с участием всех сторон (самих банков, территориальных учреждений Банка России, законодательной и исполнительной властей административно-территориальных образований), а именно:
- законодательно оформленный подход к проблеме обеспечения финансовой устойчивости региональных банков (принятие областного закона, в рамках которого необходимо предусмотреть возможность предоставления региональными коммерческими банками кредитов под бизнес-проекты с оптимальным распределением рисков между банками, территориальным управлением ЦБ РФ по Кемеровской области и органами исполнительной власти; активизация инвестиционной деятельности; повышение капитализации региональных банков путем предоставления налоговых льгот, например освобождение от уплаты налогов с той части прибыли, которая направляется на увеличение капитала,
расширение направлений взаимодействия банков с реальным сектором экономики с использованием механизма краткосрочного рефинансирования банков, кредитующих стратегически важные предприятия региона);
- разработка и реализация региональных программ по поддержанию развития банков (объединение усилий территориального управления ЦБ РФ по Кемеровской области, Ассоциации кредитных организаций Кемеровской области, банков и исполнительных органов с целью разработки концепции развития регионального банковского сектора);
- активное привлечение региональных банков к подготовке нормативных актов, направленных на развитие рынка банковских услуг и улучшение качества обслуживания (возможность предоставления региональными банками новых видов кредитных продуктов, улучшение технологии кредитования, повышение качества предоставляемых продуктов);
2) непрерывный мониторинг наличия и состояния просроченной задолженности по выданным кредитам с использованием современных технических средств безопасности и информационных технологий;
3) снижение банковских рисков посредством страхования, лимитирования, диверсификации (кредитного портфеля, финансовых вложений), использования внутренних финансовых нормативов.
III. инвестиционно-инновационная сфера региона является важной составляющей финансовой безопасности, поскольку инвестиции наряду с инновациями играют важную роль в поддержании и наращивании экономического потенциала региона. Приток инвестиций благоприятно сказывается на деятельности организаций региона, ведет к увеличению валового регионального продукта (ВРП), повышает активность территориального образования на внешнем рынке. Именно инвестиционно-инновационной деятельности отводится одно из главных мест в процессе проведения крупномасштабных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для экономического роста региона. Кроме того, финансовая безопасность области в значительной степени зависит от возможности привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Инновационная сфера экономики региона в свою очередь должна быть направлена на создание и функционирование организаций инновационного типа, технопарков, на поддержку развития
инноваций в регионе, взаимодействия научной и производственной сфер.
Как правило, для эффективного развития инновационной составляющей необходимы капитальные вложения в виде инвестиций, поэтому инвестиционную и инновационную безопасность следует рассматривать во взаимосвязи. Основная цель инвестиционно-инновационной политики на региональном уровне должна заключаться в создании благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в регион и создании базы для инновационного развития отраслей экономики.
Для выявления тенденций и закономерностей развития инвестиционно-инновационной деятельности Кемеровской области проводится оценка безопасности на основе показателей, приведенных в табл. 3 и 4.
Важным показателем оценки безопасности в инвестиционной сфере региона является динамика инвестиций в нефинансовые активы, а именно в основной капитал, так как в современных условиях на многих предприятиях остро стоит вопрос технического перевооружения. Доля износа основных фондов на некоторых из них достигает 100 %, что не может не сказываться на безопасности труда рабочих и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Динамика инвестиций в нефинансовые активы хозяйствующих субъектов Кемеровской области характеризуется резким снижением (на 35,5 % к концу анализируемого периода) (см. табл. 3). Кроме того, к 2009 г. наблюдаются сокращение объемов инвестиционных вложений в основной капитал на 36,1 %, и крайне низкая на протяжении всего анализируемого периода доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (всего 0,2 %).
Инвестиции в основной капитал организаций и предприятий Кемеровской области осуществляются в основном за счет собственных средств, причем доля собственных источников финансирования к концу анализируемого периода увеличивается до 62,3 %. Структура инвестиций в основной капитал организаций области по видам экономической деятельности за анализируемый период характеризует преимущественное финансирование таких отраслей, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность (что во многом обусловлено спецификой производства), транспорт и связь, хотя в целом к 2010 г. наблюдается заметное сокращение объемов инвестиционных вложений по всем отраслям экономики. Следует отметить увеличение объемов инвестиций в основной капитал с иностранным участием к концу периода в 2
Таблица 3
Динамика показателей, характеризующих уровень безопасности в инвестиционной сфере Кемеровской области
Показатель Год Темп роста, %
2007 2008 2009 2010 2008 г. / 2007 г. 2009 г. / 2008 г. 2010 г. / 2009 г.
1. Объем финансовых вложений, млн руб. 193 741 183 981 447 218 418 582 95,0 В 2,4 раза 93,6
2. Объем финансовых вложений организаций, % к ВРП 44,2 31,9 85,3 58 - — -
3. Объем инвестиций в нефинансовые активы, млн руб. 107 587 119 927 77 839 83 324 111,5 64,9 107,1
3.1. Из них доля затрат на НИОКР, % 0 0,1 0,2 0,2 — — —
4. Объем инвестиций в основной капитал организаций, млн руб. 107 587 118 502 76 155 77 259 110,1 64,3 101,4
5. Объем инвестиций в основной капитал организаций с участием иностранного капитала, млрд руб. 15 934,8 18 631,3 10 557 28 358,9 116,9 56,7 В 2,68 раза
6. Объем инвестиций в основной капитал, % к ВРП 24,6 20,6 14,5 10,7 - — —
7. Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. 40 950 54 163 39 016 46 918 132,3 72,0 120,2
8. Объем иностранных инвестиций в экономику области, тыс. долл. 578 737 1 119 800 606 784 663 723 193,5 54,2 109,4
Источник: авторская разработка по материалам Федеральной службы государственной статистики [6, 8].
Таблица 4
Динамика показателей, характеризующих уровень безопасности в инновационной сфере Кемеровской области
Показатель Год Темп роста, %
2007 2008 2009 2008 г. / 2007 г. 2009 г. / 2008 г.
Число организаций, выполняющих исследования и разработки, ед. 34 29 29 85,3 100
Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб. 494 519 529 166 672 247 107 127
Число созданных передовых производственных технологий, ед. 4 10 5 в 2,5 раза 50
Число организаций, осуществляющих технологические инновации, ед. 44 41 40 93,2 97,6
Инновационная активность организаций области, % 6,7 6,0 4,8 — —
Источник: авторская разработка по материалам Федеральной службы государственной статистики [8].
раза, что также свидетельствует о недостаточности инвестиционных ресурсов.
Анализируя состояние инвестиционной активности Кемеровской области, следует уделить внимание такому показателю, как объем инвестиций в основной капитал в процентах к ВРП. Исходя из заявленной на федеральном уровне цели удвоения ВВП России к 2010 г., расчетным способом установлена необходимость наличия на региональном уровне соотношения инвестиций в основной капитал к ВРП в размере не менее 25 %. В Кемеровской области значение данного показателя за весь анализируемый период ниже нормативного значения, причем наметилась тенденция к снижению: в 2007 г. показатель составлял 24,6 %, в 2010 г. — 10,7 %.
В целом по России динамика анализируемого показателя до 2009 г. имеет положительную тенденцию к увеличению, а по итогам 2009 г. наблюдается снижение до 44,1 %.
Что касается иностранных инвестиций, поступивших в экономику Кемеровской области за анализируемый период, необходимо отметить преобладание в 2009 г. частных инвестиций (64 %). На чистые иностранные и совместные иностранные и российские инвестиции приходится 11 % от общей суммы инвестиций. Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику области в 2009—2010 г., снижается на 45,8 % по сравнению с 2008 г., где наблюдалось максимальное значение притока иностранного капитала.
В настоящее время в Кемеровской области на государственном уровне активно поддерживается развитие инновационной деятельности. Современное инновационное развитие включает комплекс мер по созданию экономики, опирающейся и на модернизированные традиционные секторы,
развитую инфраструктуру, и на отрасли «новой экономики» — «экономики знаний».
Для стимулирования процесса формирования эффективной инновационной системы в 2007 г. в Кемеровской области был создан Кузбасский технопарк. В настоящее время в рамках Кузбасского технопарка осуществляется более 100 инновационных проектов. В 2009 г. в целях привлечения инвестиций в ОАО «Кузбасский технопарк» были подписаны:
- соглашение Кемеровской области с ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) о развитии индустрии венчурного финансирования (в марте 2010 г. ОАО «Кузбасский технопарк» получил статус венчурного партнера РВК);
- соглашение с ОАО «Ингосстрах-инвестиции» о проведении совместных работ по созданию индустрии венчурного инвестирования в Кемеровской области (ОАО «Ингосстрах-инвестиции» приняло решение участвовать в создании посевного фонда в размере 25 млн руб. с целью инвестирования в проекты Кузбасского технопарка);
- соглашение между Кемеровской областью и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — Фондом Бортника (ОАО «Кузбасский технопарк» получил статус официального представителя фонда, ведется работа по отбору проектов по программам «У. М. Н. И. К. » и «Старт») [2].
В настоящее время в Кемеровской области доля предприятий инновационного типа еще достаточно мала, для того чтобы можно было говорить о формировании инновационной региональной экономики, и в основном представлена традиционными секторами — угольной промышленностью и металлургией. К тому же, динамика показателей, характеризующих состояние этой составляющей в
рамках оценки безопасности инновационной сферы по России и Кемеровской области, имеет одинаковую тенденцию к снижению. Однако, несмотря на это, в Кузбассе активно осуществляется государственная поддержка технико-технологических нововведений в хозяйствующих субъектах, для реализации которой создан Совет по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кемеровской области.
В целях повышения безопасности инвестиционно-инновационной сферы Кемеровской области необходимо обеспечить:
1) повышение инвестиционной привлекательности, создание благоприятного имиджа Кемеровской области за счет:
- совершенствования региональной законодательной базы инвестиционной деятельности. В современных условиях закономерным становится не только стимулирование притока иностранного капитала во вновь созданные организации, но и в хозяйствующие субъекты, ранее осуществлявшие деятельность на территории Кемеровской области. В связи с этим необходимой становится разработка законодательных норм, регулирующих максимальную долю инвестиционного участия иностранной организации в деятельности хозяйствующего субъекта, причем для разных отраслей экономики установленные доли должны быть разными. Для слаборазвитых отраслей экономики целесообразно установить максимально возможные доли участия иностранного капитала в деятельности организаций;
- создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за привлечение и управление иностранными инвестициями на территории региона, в задачи которых входит: создание благоприятного имиджа региона; осуществление целевого привлечения иностранных инвестиций путем целенаправленной работы по привлечению инвестиций перспективных иностранных компаний в национальную (региональную) экономику; оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.
Привлечение иностранного капитала с целью создания новых организаций в первую очередь целесообразно в области капиталоемких, наукоемких отраслей экономики Кузбасса, таких как телекоммуникации, электроэнергетика, образование, транспортно-логистическая инфраструктура.
В этом направлении необходимо обеспечить:
- формирование оптимальных уровней налогов, тарифов и льгот, сопоставимых с условиями инвестирования данных отраслей;
- стимулирование привлечения иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов (в том числе под бизнес-проекты), которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний;
- привлечение целевых банковских вкладов для кредитования организаций с условием возврата кредита поставками продукции (стимулирование сделок, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на этом оборудовании);
- совершенствование системы страхования (страхование бизнес-рисков, связанных с созданием и ведением предпринимательской деятельности; ответственности участников бизнеса; инвесторов от возможных убытков и неполучения прибыли);
2) создание региональных инвестиционных корпораций, в которых должны сконцентрироваться финансовые ресурсы, необходимые для осуществления инвестиционной деятельности в рамках комплексных целевых инвестиционных проектов по развитию, например, транспортной инфраструктуры, ресурсосбережения, экологии, телекоммуникаций;
3) стимулирование развития инноваций за счет:
- предоставления кредитов организациям, осуществляющим научные разработки, под льготные процентные ставки;
- снижения налоговой нагрузки для организаций, осуществляющих разработку и внедрение инноваций (посредством скидок с налога на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство, а также в размере расходов на НИОКР; включения в текущие затраты расходов на отдельные виды оборудования, используемого в научных исследованиях; создания за счет прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом; обложения прибыли по пониженным ставкам (для малых предприятий);
- информационной поддержки (регулярное освещение научно-технической, инновационной деятельности в СМИ; освещение потребностей экономики в инновациях; участие региона в международных выставках и форумах, посвященных развитию инвестиционной и инновационной сфер; разработка методических и справочных материалов
об инновационной деятельности в Кемеровской области, каталогов инновационных проектов);
- проведения исследований инновационной сферы Кемеровской области (изучение предпринимательской активности в инновационной сфере; анализ конъюнктуры международных рынков наукоемкой продукции; изучение потребностей реального сектора экономики в инновационных продуктах и технологиях);
- активного взаимодействия научных и образовательных учреждений с предприятиями большого, малого и среднего бизнеса в вопросах подготовки и реализации инновационных проектов (создание малых предприятий инновационного типа на базе ОАО «Кузбасский технопарк», бизнес-инкубатора);
4) создание на государственном уровне долгосрочных программ развития инвестиционной и инновационной сфер экономики Кемеровской области;
5) предотвращение несанкционированной утечки капитала за рубеж посредством законодательного ограничения.
IV. оценка финансово-экономической безопасности Кемеровской области не может быть полной без оценки финансово-экономического положения предприятий, организаций реального сектора экономики. В настоящее время экономика Кемеровской области представляет собой монопрофильную структуру, т. е. капитал в основном сосредоточен в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых и обрабатывающее производство, что, несомненно, ставит под угрозу финансовую безопасность региона. Данный факт обусловливает необходимость детального анализа и оценки существующего финансово-экономического положения хозяйствующих субъектов Кемеровской области с целью выявления возможных угроз, влияющих на уровень безопасности в указанной сфере. Оценка уровня финансово-экономической безопасности хозяйствующих субъектов осуществляется на основе показателей, приведенных в табл. 5.
На основании анализа данных, представленных в табл. 5, следует вывод, что 2009 г. является неблагополучным с точки зрения финансово-экономичес-
Таблица 5
Динамика показателей, характеризующих уровень финансово-экономической безопасности хозяйствующих субъектов кемеровской области
год Темп роста, %
Показатель 2007 2008 2009 2010 2008 г. / 2009 г. / 2010 г. /
2007 г. 2008 г. 2009 г.
Сальдированный финансовый результат 77 467 142 111 18 399 72 995 183,4 12,9 В 3,9
организаций, млн руб. раза
Доля убыточных организаций в общем 26,9 23,1 35,4 32,7 — — —
числе организаций региона, %
Сумма убытков организаций, млн руб. 12 202 10 336 25 284 17 876 84,7 В 2,4 раза 70,7
Суммарная задолженность по обязатель- 356 850 441314 504 643 601 801 123,7 114,3 119,3
ствам организаций, млн руб.
Просроченная суммарная задолженность 33 752 46 018 50 041 55 028 136,3 108,7 110
по обязательствам организаций, млн руб.
Доля просроченной суммарной задолженности по обязательствам в общей 9,5 10,4 9,9 9,2 — — —
сумме задолженности, %
Просроченная кредиторская задолжен- 31 127 44 921 48 637 52 586 144,3 108,3 108,2
ность, млн руб.
Удельный вес просроченной кредитор- 8,7 10,2 9,6 8,8 — — —
ской задолженности в общей сумме
задолженности, %
Просроченная дебиторская задолжен- 23 026 25 197,9 25 166,3 34 374 109,4 99,9 136,6
ность, млн руб.
Оборот организаций, млн руб. 992 856,5 1 279 408,2 1 070 183,3 1 415 159 129,0 83,6 132,3
Оборот организаций на душу 351,7 453,4 379,4 461,9 128,9 83,7 121,8
населения, тыс. руб.
ВРП, млн руб. 437 790,2 575 942,3 524 107,5 721 500 135,5 91,0 137,7
ВРП на душу населения, тыс. руб. 155,1 204,1 185,8 261,3 131,6 91,0 140,6
Источник: авторская разработка по материалам Федеральной службы государственной статистики [6, 8].
кой безопасности хозяйствующих субъектов Кемеровской области, о чем свидетельствуют снижение полученной суммарной прибыли, увеличение доли убыточных организаций, суммы убытков, просроченных обязательств. Во многом данная ситуация складывается из-за кризисных явлений в экономике страны и усугубляется в Кемеровской области за счет ее сырьевой ориентации.
В рамках повышения финансово-экономической безопасности хозяйствующих субъектов Кемеровской области помимо мер, которые уже приняты и действуют в настоящее время, целесообразно осуществить следующие:
1) в целях диверсификации экономики региона и поддержки слаборазвитых (убыточных) видов экономической деятельности на государственном уровне необходимо создание приемлемых условий для организации ведения малого и среднего бизнеса за счет использования проектного финансирования, выступления государства в качестве гаранта для предпринимателей и организаций, уменьшения налоговой нагрузки (обеспечение «стартовой» поддержки), обеспечения доступности выделения земельных участков под бизнес-проекты, особенно предприятиям агропромышленного комплекса, лесной и пищевой промышленности.
Использование проектного финансирования наиболее эффективно и целесообразно в тех видах экономической деятельности, для развития которых необходим крупномасштабный проект, имеющий конкретные сроки, цели, результаты. Главное отличие проектного финансирования от типичного кредитования заключается в наличии адресно-целевого характера; от венчурного финансирования — в том, что это финансирование не сопровождается рисками, которые всегда подразумевают разработку и внедрение новых технологий и продуктов, оно, напротив, имеет дело с менее известными, а значит, и менее затратными технологиями. Данная мера может дать толчок для устойчивого развития таких секторов экономики региона, как строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т. д.
Обеспечение «стартовой» финансовой поддержки необходимо для развития малодоходных, низкорентабельных секторов экономики Кемеровской области, таких как текстильное, швейное производство, пищевая промышленность, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство.
В рамках обеспечения доступности выделения земельных участков целесообразно на региональ-
ном уровне издание закона, предусматривающего получение на льготных условиях участков под бизнес-проекты для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с производством продуктов питания, в том числе для ведения мелких подсобных хозяйств. Реализация данной меры будет способствовать увеличению доходной части бюджета Кемеровской области, кроме того, население региона будет обеспечено продуктами питания местного производства, что снизит отток капитала из области в другие регионы.
Для развития наукоемких секторов экономики (медицина, информационные технологии) необходимо создание на региональном уровне долгосрочных комплексных программ развития инновационной деятельности и технопарков.
Для поддержания развития предприятий торговли и услуг необходимо законодательно упростить переход на упрощенные системы налогообложения, использование методов реструктуризации задолженности в бюджетную систему;
2) оптимизацию промышленно-производствен-ной сферы региона (в разрезе увеличения прибыльности, доходности, снижения сумм убытков, доли просроченной задолженности по обязательствам) целесообразно осуществлять за счет создания кластеров (промышленных групп), объединяющих в рамках одной особой зоны производственные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов и подготовку их производства.
Объединение в рамках единой системы (кластера) позволит выстроить необходимые структуры, включающие принципиально новые для региона секторы. Примером для Кемеровской области может служить формирование промышленных групп (кластеров) в целях интенсивного развития агропромышленного производства, доля которого в экономике региона весьма незначительна.
Преимущества формирования промышлен-но-производственных кластеров заключаются в следующем:
- в территориальной концентрации (сосредоточение большого числа организаций, обеспечивающих производство определенной продукции или ее видов);
- во внутрикластерной конкуренции (развитие хозяйствующих субъектов за счет формирования устойчивых конкурентных преимуществ, в том
числе обусловленных инновационной ориентацией бизнес-деятельности);
- в устойчивости внутрихозяйственных связей (сбалансированность целевых интересов кластерного объединения).
Функционирование кластеров должно основываться на таких принципах, как саморазвитие, самофинансирование, самоуправление, саморегулирование;
3) вовлечение организаций в осуществление инвестиционной деятельности посредством мобилизации свободных средств на инвестиционные нужды через повышение процентных ставок по депозитам и вкладам.
Данные меры способны создать благоприятные условия для диверсификации экономики Кемеровской области, снижения доли убыточных организаций (особенно в отстающих отраслях), увеличения оборота хозяйствующих субъектов, сокращения доли просроченной задолженности по обязательствам, развития внешнеэкономической деятельности организаций региона.
Проведенный анализ позволил выявить и обобщить угрозы финансовой безопасности Кемеровской области (табл. 6).
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о снижении финансовой безопасности Кемеровской области к концу анализируемого периода. Особенно
Таблица 6
Классификация угроз и характер их воздействия на финансовую безопасность
кемеровской области
Классификационный признак Угроза Характер воздействия
Риски в бюджетно-налоговой сфере региона Невыполнение плана по поступлению доходов в региональный бюджет Невыполнение государством в полном объеме запланированных обязательств. Сокращение объема средств, направляемых на финансирование расходных обязательств
Увеличение долговой нагрузки на региональный бюджет Отвлечение финансовых ресурсов для покрытия и обслуживания долга
Увеличение зависимости регионального бюджета от финансовой помощи других уровней бюджетной системы Снижение финансовой устойчивости регионального бюджета. Снижение обеспеченности регионального бюджета собственными средствами
Риски снижения экономической активности хозяйствующих субъектов региона Недополучение прибыли хозяйствующими субъектами региона Снижение масштабов инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Снижение налоговых поступлений в региональную бюджетную систему. Сокращение масштабов финансово-экономической деятельности организаций
Невыполнение хозяйствующими субъектами региона финансовых обязательств в срок и в полном объеме Рост задолженности по налоговым обязательствам в региональный бюджет. Возникновение просроченной задолженности по полученным кредитам
Снижение показателей деловой активности организаций Сокращение масштабов финансово-хозяйственной деятельности организаций
Увеличение доли убыточных организаций, в том числе в непрофильных отраслях экономики (сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство и др.) Рост доли профильных отраслей в структуре ВРП. Снижение степени диверсификации экономики региона. Увеличение доли ввозимых на территорию региона товаров
Удорожание ресурсов Рост издержек производства. Повышение цен
Региональные инвестиционные риски Снижение инвестиционной активности организаций за счет: — недостатка собственных финансовых средств; — высоких процентных ставок по кредитам; Снижение инвестиционной привлекательности региона. Снижение эмиссии ценных бумаг с целью мобилизации свободных денежных ресурсов для расширения и обновления основного капитала или увеличения оборотных средств
Окончание табл. 6
классификационный признак Угроза Характер воздействия
— неопределенности экономической ситуации в стране; — высоких инвестиционных рисков; — сложного механизма получения кредитов для реализации инвестиционных проектов
Сокращение объемов инвестирования в основной капитал организаций региона Снижение инвестиционных вложений в основной капитал с целью создания новых рабочих мест и внедрения новых производственных технологий
Снижение темпов поступления иностранных инвестиций в экономику области Слабое обновление основных производственных фондов. Снижение темпов внедрения новых производственных технологий
Риски, связанные с нерациональным распределением капитала на территории региона Расширение масштабов теневой экономики в регионе Отвлечение капитала, необходимого для обслуживания экономики
Риск необоснованного оттока капитала с территории региона Снижение самофинансирования организаций. «Отрыв» денежного капитала от территории, на которой он произведен и от основных функций по обеспечению сбалансированности экономики
Риски в кредитно-банков-ской сфере региона Удорожание кредитных ресурсов Недостаток банковского финансирования национальной экономики. Снижение объемов кредитования физических и юридических лиц
Снижение капитализации региональных банков Снижение конкурентоспособности региональных банков. Сокращение операций, проводимых региональными банками с предприятиями реального сектора экономики
Снижение объемов привлечения банковских вкладов физических и юридических лиц Снижение объемов кредитования физических и юридических лиц кредитными организациями. Рост денежных накоплений, фактически неиспользуемых для развития экономики
Региональные социальные риски Риск невыполнения физическими лицами обязательств перед бюджетом, кредитными организациями в срок и в полном объеме Рост задолженности (в том числе просроченной) перед региональным бюджетом и кредитными организациями. Замедление оборота денежного капитала
Риск снижения реальных денежных доходов населения Снижение покупательной способности населения. Снижение объемов выданных кредитов физическим лицам. Снижение организованных сбережений населения
сложная ситуация наблюдается в бюджетно-налоговой и инвестиционно-инновационной сферах экономики Кузбасса. Об этом свидетельствуют снижение доходов в части налоговых поступлений, растущий дефицит бюджета, в том числе на душу населения, сокращение объемов финансовых вложений организаций, привлеченных иностранных инвестиций в экономику области и инвестиций в основной капитал.
Список литературы
1. Галочкина О. А. Проблемы обеспечения финансовой безопасности // Социально-эконо-
мические проблемы развития России и процессы глобализации: потенциал возможного: сб. науч. тр. СПб: Институт бизнеса и права, 2007.
2. Инвестиционный паспорт Кемеровской области // Периодическое издание. 2010.
3. Инвестиции в России. 2011: Стат. сб. / Рос-стат. М., 2011.
4. Ицкович Б. Ф. Финансовая безопасность как средство совершенствования финансово-кредитного механизма в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции. 25.10.2001. Иваново.
5. Коршунов Л. А. Использование механизмов управления устойчиво-безопасным развитием региона (на примере Алтайского края) / Л. А. Коршунов, М. А. Бородкин, Т. В. Маркина // Ползуновский вестник. 2005. № 5.
6. Кузбасс в цифрах. 2011: Стат. сб. / Кемеро-востат. Кемерово, 2011.
7. Куряков С. В. Характеристика финансовой безопасности // Тенденции развития экономики России: сб. науч. тр. Саратов: СГУ, 2001.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537. URL: http://www. portalnano. ru/read/documents/president/537_09/537_09_01.
10. Ускова Т. В. Бюджетная безопасность региона в контексте устойчивого развития / Т. В. Ускова, С. С. Копасова // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. Вып. 44 (октябрь—декабрь). 2008.
11. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.