Научная статья на тему 'Роль налогового консультирования в профилактике рисков по сделкам с недобросовестными поставщиками'

Роль налогового консультирования в профилактике рисков по сделкам с недобросовестными поставщиками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ ПОСТАВЩИК / НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / НЕОБОСНОВАННАЯ ВЫГОДА / TAX RISKS / AN UNSCRUPULOUS VENDOR / TAX CONSULTING / UNJUSTIFIED BENEFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарев В. С., Кобылянский А. К.

Динамичность современного развития бизнеса повышает уровень налоговых рисков в реализации контрактных отношений с недобросовестными поставщиками. Существенное содействие в сокращении налоговых рисков на стадии заключения договора обеспечивает профессиональное налоговое консультирование. В статье систематизирован практический опыт использования методических приемов для подтверждения несогласованности действий, приводящих к уклонению от уплаты налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamism of the modern development of the business increases the level of tax risks in the implementation of the contractual relations with the unscrupulous suppliers. Substantial assistance in the reduction of tax risks at the stage of conclusion of the contract provides professional tax advice. The article systematizes the practical experience of the use of teaching techniques to confirm the inconsistency of actions that lead to evasion from payment of taxes.

Текст научной работы на тему «Роль налогового консультирования в профилактике рисков по сделкам с недобросовестными поставщиками»

Золотарев В. С. Президент РГЭУ (РИНХ) д.э.н, профессор Эл. почтам, [email protected] Кобылянский А. К.

аспирант кафедры «Корпо- ративные финансы и финансовый менеджмент» РГЭУ(РИНХ)

Эл. почта1: [email protected]

РОЛЬ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В

ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ПО СДЕЛКАМ С НЕДОБРОСОВЕСТНЫМИ ПОСТАВЩИКАМИ

Динамичность современного раз- вития бизнеса повышает уровень нало- говых рисков в реализации контракт- ных отношений с недобросовестными поставщиками. Существенное содей- ствие в сокращении налоговых рисков на стадии заключения договора обеспе- чивает профессиональное налоговое консультирование. В статье система- тизирован практический опыт исполь- зования методических приемов для подтверждения несогласованности действий, приводящих к уклонению от уплаты налогов.

Ключевые слова: налоговые риски, недобросовестный поставщик, налого- вое консультирование, необоснованная выгода

Императивный характер налоговых отношений обусловливает возникновение специфических рисков, связанных с издержками политики противодействия уклонению от уплаты налогов, которые включают в себя риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования за налоговые правонарушения [1]. Налоговые риски с точки зрения налогоплательщика могут быть определены как негативный результат в виде прямого ущерба, связанного с производимыми доначислениями налогов и привлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности и спровоцированнного действиями органов государства по отношению к налогоплательщику [2]. Профилактика подобных рисков имеет особое значение для экономически активных налогоплательщиков, поскольку жесткие меры налогового контроля и налоговой ответственности ведут к разорению многих предприятий, пытающихся выжить в экстремальных условиях рынка [3]. Распространенность схем уклоне- ния от налогов и получения необосно- ванной налоговой выгоды ведет к сме- щению налоговых рисков, которое про- является в том, что по результатам ме- роприятий налогового контроля имуще- ственная ответственность по факту ук- лонения от уплаты налогов фактически переносится на законопослушных налогоплательщиков, так как взыскать ущерб, причиненный бюджетной сис- теме недобросовестными действиями контрагента, практически невозможно.

Термин «недобросовестный по- ставщик», помимо того значения, в ко- тором он упоминается в законодатель- стве, регулирующем государственные и муниципальные закупки, используется в деловой практике как синоним фирмы- однодневки, для которой характерно уклонение от уплаты налогов. Как пра- вило, фирмы-однодневки создаются на подставных лиц, не представляют от- четности в налоговые органы или заяв- ляют в отчетности мизерные суммы на- логов, не соответствующие масштабам осуществляемых

операций. Существен- ным признаком фирмы-однодневки яв-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 130 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

ляется проведение операций по обналичиванию денежных средств.

Следует выделить несколько наи- более значимых характеристик, прису- щих недобросовестному налогопла- тельщику:

- место осуществления деятельно- сти не совпадает с местом государст- венной регистрации;

- контрагент отсутствует по своему юридическому адресу;

- за последние налоговые периоды сдавалась нулевая отчетность или не сдавалась вообще;

- в Едином государственном рее- стре юридических лиц (ЕГРЮЛ) нет никаких сведений о регистрации данно- го юридического лица;

- имеют место случаи использова- ния нескольких вариантов идентифика- ционного номера налогоплательщика (ИНН) в документах данного контр- агента;

- не уплачиваются налоги в бюд- жет, или имеется непогашенная задол- женность перед государством;

- предприятие не отвечает на требования налоговых органов;

- часто используются варианты расчетов наличными денежными сред- ствами, векселями;

- у предприятия нет ни техниче- ской, ни материальной, ни какой-либо другой возможности надлежащим обра- зом выполнить свои обязательства по заключенным договорам;

- взаиморасчеты по договорам производятся в рамках одного и того же банка.

Однако выявить подобные сведе- ния о потенциальном контрагенте прак- тически невозможно. Существенную помощь в объективном разрешении конфликта интересов и разработке ме- ханизмов предупреждения налоговых рисков оказывает независимое профес- сиональное налоговое консультирова- ние.

По официальным данным Федеральной налоговой службы, на 1 января

2012 года из 4,5 миллионов действую- щих в России организаций, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, 2 мил- лиона или более 40%, имеют признаки однодневок, так как не представляют отчетности [4]. С 2006 года налоговым органам предоставлено право исключе- ния недействующего юридического ли- ца из ЕГРЮЛ, которое в течение последних двенадцати месяцев не пред- ставляло отчетности и не осуществляло операций по банковским счетам. Одна- ко обналичивающие фирмы ведут ак- тивную финансовую деятельность, мо- гут представлять отчетность с нулевыми или близкими к нулю показателями, по- этому под формальные признаки для установленного законом механизма ад- министративной ликвидации не подпа- дают. Поэтому, несмотря на активиза- цию работы налоговых органов по лик- видации недействующих организаций, число налогоплательщиков, потенци- ально обладающих возможностями для осуществления планомерных действий по уклонению от уплаты налогов, оста- ется достаточно высоким. Как видно из данных рис. 1, за 2011 год число юри- дических лиц, записи о которых были внесены в ЕГРЮЛ, выросло незначи- тельно, с 4,491 млн. до 4,542 млн. орга- низаций. Однако увеличение количества записей в реестре на 51 тыс. не значит, что за прошлый год ФНС зарегистриро- вала всего 51 тыс. компаний. Эта цифра

представляет собой сальдо между заре- гистрированными и ликвидированными организациями. Число организаций, прекративших свою деятельность, за 2011 год выросло с 1,962 млн до

2,533 млн, то есть на 571 тыс. В подоб- ной ситуации субъекты предпринима- тельской деятельности, заинтересован- ные в поступательном развитии своего бизнеса, вынуждены использовать меры предупредительного характера для сни- жения рисков контакта с недобросове-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 131 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

стным поставщиком до приемлемого уровня, и вносить соответствующие коррективы в контрактные отношения.

5

4

3 Действующие организации 2 Ликвидированные 1 организации 0

2007 2008 2009 2010 2011

Рис.1. Соотношение численности действующих и ликвидированных организаций в Едином государственном реестре юридических лиц

в 2007-2011гг, млн.

Это связано с тем обстоятельст- вом, что налоговые органы, не имея юридической и практической возмож- ности обеспечить компенсацию ущерба, приносимого деятельностью однодне- вок, избрали тактику возложения ответ- ственности за

договорные отношения с недобросовестными поставщиками на заказчиков, не проявивших должной осмотрительности, которые в этой связи несут следующие риски:

1) отказ заказчику в праве на вычет НДС (18%);

2) оспаривание права на вычет по- несенных расходов при исчислении на- лога на прибыль (20% от стоимости за- купки без НДС);

3) начисление пени и штрафов за занижение сумм НДС и налога на при- быль.

В результате экономия, получен- ная из-за разницы в цене, может обер- нуться существенными убытками для покупателя (заказчика). Опираясь на неоинституциональную теорию, О.Уильямсон указывает на необходи- мость выработки определенных типов адаптации к непредвиденным обстоя- тельствам, чтобы ограничивать риски

оппортунистического поведения и по- лучить ожидаемые эффекты от испол- нения договора [5]. В этой связи про- верка налоговой добросовестности по- тенциальных поставщиков должна быть предусмотрена на стадии выбора контр- агентов для заключения договора.

Обобщая практический опыт в этой сфере, можно сделать вывод о том, что предупредить негативные налого- вые последствия договора возможно, используя концепцию «должной осмот- рительности», которая предполагает проверку легитимности полномочий лиц, заключивших договор, а также ос- нований для осуществления предусмот- ренных договором операций.

Подобные действия призваны обеспечить, прежде всего, уверенность в деловой репутации и надежности контрагента, которая минимизирует объективные предпринимательские риски, в том числе риски неисполнения обязательств по сделке, риски исполне- ния с недостаточным качеством, риски мошеннических действий. Кроме того, актуальность превентивных действий на стадии заключения договора оправдана массовым неисполнением налоговых

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 132 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

обязательств, когда в целях экономии на уплате налогов поставщик (подрядчик), выигравший конкурс, переводит полу- ченные от заказчика средства на фирму-однодневку. По данным налоговых ор- ганов, которые имеют полномочия на проверку полноты зачисления налогов в бюджетную систему, по всем заклю- чаемым государственным контрактам таким образом расходуется более поло- вины бюджетных средств.

Должная осмотрительность пред- полагает осторожность в выборе парт- нера по сделке, предварительное озна- комление с его деловыми качествами и рыночной репутацией, определение уровня доверия к нему. В научный обо- рот это понятие введено в 2006г. [6] и в настоящее время достаточно успешно используется для оспаривания право- мерности налоговых вычетов при выяв- лении фактов, указывающих на недоб- росовестность поставщика товаров (ра- бот, услуг). В то же время непосредст- венно налоговым законодательством не установлено каких-либо особых требо- ваний, понуждающих налогоплатель- щика к проявлению должной осмотри- тельности. В этой связи необходимо ак- центировать внимание на конкретных фактах, которые могли бы подтвердить невиновность налогоплательщика, за- ключившего сделку с партнером, не вы- полняющим своих налоговых обяза- тельств.

В качестве критериев, указываю- щих на то, что налогоплательщик не проявил должной

осмотрительности, рассматривается отсутствие докумен- тального подтверждения (информации) о:

- личных контактах руководства поставщика и покупателя при обсужде- нии условий поставок, а также при под- писании договоров;

- полномочиях руководителя или представителя компании-контрагента, документов, удостоверяющих их лично- сти;

- фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахожде- нии складских и (или) производствен- ных (и (или) торговых) площадей;

- о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в средствах массовой информации, нет рекоменда- ций партнеров или других лиц, нет сай- та контрагента);

- о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Необходимо отметить, что налого- выми органами обеспечено доведение до заинтересованных лиц определенной информации, размещенной на офици- альном сайте ФНС России, анализ кото- рой может подтвердить недобросовест- ность потенциального исполнителя, в том числе:

- сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены до- кументы для государственной регистра- ции, в том числе по изменениям, вноси- мым в учредительные документы, и в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ;

- сообщений юридических лиц, опубликованных в журнале «Вестник государственной регистрации» о приня- тии решений о ликвидации, о реоргани- зации, об уменьшении уставного капи- тала, о приобретении обществом с огра- ниченной ответственностью 20 % ус- тавного капитала другого общества, иных обязательных сообщений;

- сведений, опубликованных в журнале «Вестник государственной ре- гистрации», о принятых решениях об исключении недействующих организа- ций из ЕГРЮЛ;

- юридических лиц, в состав ис- полнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;

- адресов, указанных при государ- ственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридически- ми лицами.

В качестве документального подтверждения действий по проверке

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 133 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

контрагента могут быть рекомендованы:

- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- выписка из ЕГРЮЛ;

- доверенность или иной доку- мент, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.

Эмпирические подходы, вырабо- танные практикой реализации налого- вых отношений в Российской Федера- ции, позволяют в рамках процедур на- логового консультирования обозначить комплекс мер, которые обеспечивают налогоплательщику относительную уверенность в добросовестности контр- агентов.

1. Запрос информации о соблюде- нии контрагентом налогового законода- тельства, который можно направить как в адрес контрагента, так и в налоговый орган с целью получения справки об отсутствии задолженности перед бюд- жетом.

2. Разработка методики проверки контрагентов и фиксация результатов такой проверки во внутренних документах, которые могут быть оформлены в виде отчетов, заключений, справок, служебных записок, результатов работы конкурсных комиссий (при проведении конкурсов и тендеров на право заключения договора).

3. Надлежащее оформление пер- вичных документов, подтверждающих право на принятие к налоговому учету произведенных расходов, и счетов- фактур, подтверждающих право на вы- чет налога на добавленную стоимость.

В целом налогоплательщику необ- ходимо представить доказательства по следующим обстоятельствам:

- реальное осуществление хозяй- ственных операций по приобретению товаров (работ, услуг);

- осуществление действий налогоплательщика с доступной ему степенью

осмотрительности и осторожности при совершении сделок с недобросовестны- ми поставщиками;

- доказательства того, что налого- плательщик не мог знать о недобросо- вестности поставщиков.

Для формальной проверки пер- вичной документации в ходе налоговых проверок проводятся такие процедуры, как:

- личный опрос учредителей и ру- ководителей контрагентов, который проводится налоговыми органами для подтверждения недостоверности подпи- сей уполномоченных лиц на первичных документах;

- проведение судебной экспертизы (почерковедческая экспертиза с целью установления подлинности сведений, изложенных в первичных документах, достоверности подписей в счетах- фактурах).

Исходя из судебной практики, не- возможность установления местонахо- ждения лица, подписавшего счета- фактуры, свидетельские показания и объяснения сами по себе не могут слу- жить достаточными доказательствами подписания спорных счетов-фактур неуполномоченными лицами. Тем не ме- нее налоговые органы используют при- веденные доводы, вынуждая налогопла- тельщиков обращаться в суд.

При выявлении случаев подписа- ния документов номинальным директо- ром производится опрос лица, от чьего имени были подписаны документы, ко- торое утверждает, что не имело никако- го отношения к финансово- хозяйственной деятельности организа- ции. Однако, учитывая заинтересован- ность таких лиц в том, чтобы избежать привлечения к ответственности, пока- зания номинальных руководителей нельзя считать допустимыми доказа- тельствами.

Нередки случаи, когда номиналь- ного директора не было в живых на мо- мент подписания проверяемых доку-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 1З4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

ментов. В этой ситуации все попытки налогоплательщиков доказать факт про- явления ими должной осмотрительно- сти и осторожности в виде получения выписки из ЕГРЮЛ, свидетельств о ре- гистрации и постановке на налоговый учет своего контрагента заканчиваются неудачей.

Таким образом, анализ современ- ной практики позволяет сформулиро- вать ряд рекомендаций по обеспечению должной осмотрительности как при за- ключении договоров с новыми контр- агентами, так и с теми компаниями, с которыми организация

сотрудничает не в первый раз. В дальнейшем это позво- лит подтвердить, что на момент заклю- чения договора была проявлена долж- ная осмотрительность, а за дальнейшие изменения в деятельности контрагента налогоплательщик не может нести ответственности.

1. Тщательная проверка всей до- кументации по каждому договору пред- полагает проведение правовой экспер- тизы договоров, проверку соответствия реквизитов контрагента, указанных в договоре и первичных документах, а также запрос уведомления об открытии расчетного счета в банке и выписки из ЕГРЮЛ не позднее месячной давности.

2. Проверка самого контрагента предполагает необходимость собрать информацию о контрагенте у третьих лиц, при возможности ознакомиться с официальным сайтом предприятия. Кроме того, следует проверить учреди- тельные документы контрагента, дан- ные органов статистики, налоговых ор- ганов получить ответы на интересую- щие вопросы от самого контрагента (желательно все факты общения с контрагентом оформлять в письменном виде, что подтверждает попытки узнать факты о реальных условиях его функ- ционирования, которые могут стать ре- шающими при рассмотрении налогово- го спора). Также при возможности ре- комендуется сохранить коммерческое предложение от данного контрагента или третьего лица.

3. Необходимо запросить у контрагента следующие документы:

- приказы о праве подписи документов (договоров, счетов-фактур);

- копии лицензий, если контрагент занимается лицензируемым видом дея- тельности (либо свидетельства саморе- гулируемых организаций);

- сведения о наличии ресурсов и возможностей, необходимых для вы- полнения условий договора (основных средств, штата сотрудников);

- объяснения в случае несоответ- ствия информации, полученной из внешних источников и от самого контр- агента;

- копии налоговых деклараций с отметкой налогового органа или хотя бы копии титульного листа.

По возможности следует получить рекомендательные письма от организа- ций и физических лиц, сотрудничаю- щих с этим контрагентом.

Однако даже если должная осмот- рительность была проявлена, у налого- вого органа могут возникнуть сомнения в добросовестности контрагента и пра- вомерности получения налогоплатель- щиком вычета по НДС. В связи с этим можно привести примерный перечень аргументов, которые помогут доказать добросовестность заказчиков и обоснованность той налоговой выгоды, на ко- торую они претендуют, а именно:

1) подтвердить факт необходимо- сти потребления товаров (работ, услуг), предлагаемых контрагентом, для осу- ществления основного вида деятельно- сти организации;

2) представить объяснение того, каким именно образом осуществлялся поиск каждого конкретного контрагента (например, через объявление в газетах, с помощью Интернета, мониторинг рынка тех или иных товаров (работ, услуг);

3) указать, что сотрудничество с контрагентом осуществлялось в теку-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 135 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

щем режиме через работников компа- нии, а обмен документами происходил с применением различных средств связи, и поэтому налогоплательщик не мог располагать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

достаточной информацией о фактической деятельности контраген- тов;

4) подтвердить тот факт, что при заключении договора с контрагентом была проявлена должная осмотритель- ность: запрошены документы о государ- ственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе, выписка из ЕГРЮЛ, произведено знакомство с учредительными документами контраген- та, запрашивалась информация у треть- их лиц ;

5) акцентировать внимание на том, что приобретение товаров (работ, услуг) от данного контрагента осуществлялось в определенный период в прошлом и что налогоплательщик не может и не должен нести ответственность за суще- ствование и деятельность контрагента в настоящее время;

5) указать, что законодательство о налогах и сборах Российской Федера- ции не возлагает на покупателя товаров (работ, услуг) обязанности по проверке добросовестности контрагента по дого- вору и ответственности за неисполнение поставщиками (продавцами) возложен- ной на них обязанности по уплате нало- га в бюджет;

6) отметить, что в периоды, когда осуществлялись спорные сделки, нало- гоплательщик являлся потребителем товаров (работ, услуг) от разных по- ставщиков, акцентируя внимание на том, что общая сумма расходов по не- добросовестным контрагентам является незначительной по сравнению с сово- купными затратами компании;

7) недобросовестные контрагенты не являются взаимозависимыми или аффилированными лицами по отноше- нию к организации, что при заключении сделок, а также в ходе их исполнения с

контрагентами руководству предпри- ятия не было известно о нарушениях, допускаемых указанными юридически- ми лицами.

Очевидно, что доказать недобро- совестность контрагента весьма сложно. Суды при принятии решения опираются на целый комплекс доказательств, пред- ставленных контролирующими органа- ми. Поэтому при ведении деятельности необходимо предпринимать ряд общих мер с целью минимизации налоговых рисков в будущем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Тихонов Д.Г., Липник Л.Г. Налоговое

планирование и минимизация налоговых рисков. - М.; Альпина Бизнес Букс, 2004. - С.

106.

2.Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / Под ред. Пепеляева С.Г. - М.: «Статут»,

2007. - С. 8 .

реформирования налоговой системы России. Монография / РГЭУ «РИНХ». - Ростов-н/Д.,

2008. - С. 24.

4.Статистическая налоговая отчетность.

- ФНС РФ. - [Электронный ресурс] / Ц^: http://www.nalog.ru. - (Дата обращения: 20.04.2012).

5.Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки,

«отношенческая» контрактация. - СПб. :

Лениздат, 1996. с. 141

6.Постановление Высшего арбитражно- го суда РФ № 53 от 12.10.2006 г. «Об оценке арбитражными судами обосно- ванности получения налогоплательщи- ком налоговой выгоды» / Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. -Ц^: http://www.consultant.ru/popular/obob/#to p. - (Дата обращения: 20.04.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.