Научная статья на тему 'Роль наблюдений в формировании представлений об окружающем мире у учащихся во вспомогательных школах'

Роль наблюдений в формировании представлений об окружающем мире у учащихся во вспомогательных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБЛЮДЕНИЕ / ПРИРОДА / ЭКСКУРСИЯ / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаязова Г. А., Губаева Р. И., Харебова А. А.

В данной статье говорится о роли наблюдений в формировании представлений о живой и неживой природе у детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль наблюдений в формировании представлений об окружающем мире у учащихся во вспомогательных школах»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: 17 декабря 2010 г. №1897/ Й1р://минобрнауки.рф/документы/938

©Волощук К.В. 2017

УДК 37.013.41

Г.А. Гаязова

канд. мед. наук, доцент, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Р.И. Губаева

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №92 для детей с ОВЗ

г. Уфа, Российская Федерация А.А. Харебова

студент 4 курса психологического факультета, БашГУ

г. Уфа, Российская Федерация

РОЛЬ НАБЛЮДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У

УЧАЩИХСЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Аннотация

В данной статье говорится о роли наблюдений в формировании представлений о живой и неживой природе у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова Наблюдение, природа, экскурсия, естествознание.

Основным источником, обогащающим детей представлениями об окружающем мире, является организуемое учителем наблюдение [1]. Начиная с 1 класса, ребёнок путём наблюдений приучается вычленять характерные признаки и свойства предметов, выявлять причину изменений в природе. Так, например, учащиеся 1 класса могут понять, что таяние снега, появление зелёного покрова - явления, связанные с наступлением тёплых весенних дней. Показывая природу такой, какова она на самом деле, школа воспитывает в детях правильное понимание природных явлений.

Чтобы составить чёткое и ясное представление об объектах живой и неживой природы, ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо не только видеть, но в той или иной форме воспроизвести изучаемый им предмет.

Преподавание естествознания связывается с рисованием, лепкой, изготовлением коллекций, плакатов и т. д. и, благодаря этому, даёт богатейшие возможности для развития навыков ручного труда.

Проводя экскурсии в природу, на которых учащиеся непосредственно знакомятся с растениями и животными своего края, знакомя их с литературными произведениями о родной природе, организуя просмотр научно-популярных кинофильмов, учитель создаёт в воображении детей картины неисчерпаемых богатств нашей великой страны, в сознании учащихся крепнет гордость своей Родиной, растёт любовь к ней.

Изучая природу, ребёнок наблюдает разнообразные ландшафты, яркую или нежную окраску растущих растений, пёстрый узор окраски насекомых, птиц, их полёт, сильные и ловкие движения. Природа пробуждает чувство красоты, понимание её, воспитывает эстетическое чувство [2].

Дети с ОВЗ, как и все дети, проявляют интерес к природе. Учитель использует этот интерес в учебной работе. Организует ли учитель изучение развития насекомого или сезонного изменения в природе, он ставит ученика в положение наблюдателя, заставляет напрячь и сосредоточить внимание на наблюдении определённого процесса - создаются условия для упражнения и развития познавательной способности детей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

Явления в природе протекают в стройной последовательности, всегда имеют свою причину и следствие. На основании собственных наблюдений за явлениями природы (организуемых и направляемых педагогом) школьники приобретают возможность ответить на вопрос «По чему?», а это является начальным звеном, ведущим к умению рассказать, делать простейшие выводы, то есть, базируясь на конкретном и понятном материале, ученики, связывая два-три природных явления, начинают устанавливать причинные связи. Формирование правильных представлений и понятий о предметах и явлениях реального мира является основой развития мышления и речи у детей с ОВЗ

Первые представления и понятия по естествознанию даются учащимся на предметных уроках в начальной школе. Предметные уроки - это уроки по развитию речи, но осуществляемые при некоторых особых условиях. На предметном уроке непосредственно изучается предмет природы: живое растение, живое животное, натуральные ископаемые (песок, глина, торф и т. д.). Первоначальные сведения по естествознанию непосредственно связаны с уроками русского языка, с объяснительным чтением. Конкретные представления учащихся о предметах и явлениях природы обеспечивают впоследствии подлинную сознательность чтения статей учебника по естествознанию.

Содержанием предметных уроков в начальных классах являются растения, животные, неживая природа, строение тела человека.

В ходе обучения ребёнка с ОВЗ в начальной школе, он обогащается знаниями о природе. Год от года преподносимый материал в процессе обучения расширяется и углубляется. Материал каждого предыдущего класса является как бы базой к восприятию нового материала в последующем классе. Список использованной литературы

1. Идрисова Р.Р., Хизбуллина Р.З. Формирование умений проводить наблюдения в географической среде // Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VI всероссийской научно-практической конференции. - Самара: Изд. СГСПУ, 2015 - С.87-89

2. Мингазова Р.Г., Тулумгужина А.Д., Хизбуллина Р.З. Особенности формирования экологических знаний первоклассников // Организация территории: статика, динамика, управление: материалы XI международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд. БГПУ им. М. Акмуллы, 2014 - С.191-192

© Гаязова Г.А., Губаева Р.И., Харебова А.А., 2017

УДК 378

С.Е. Зайцева

кандидат педагогических наук, доцент Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя г. Москва, Российская Федерация

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ Аннотация

Аудирование представляет особый вид речевой деятельности, который тесно связано с другими видами речевой деятельности. Рассмотрение механизмов аудирования, которые в реальной коммуникации работают почти синхронно, дает возможность четко определить трудности, которые необходимо преодолеть, а также выстроить систему для обеспечения возможности корреляции аудирования с другими видами речевой деятельности. От вида или цели аудирования зависит отбор текстов и технология обучения. Система упражнений для обучения аудированию должна обеспечить не только соответствие упражнений психологическим и лингвистическим сложностям воспринимаемых на слух сообщений, но и успешную реализацию конечной практической цели и промежуточных задач обучения.

Ключевые слова

Виды речевой деятельности, механизмы аудирования, технология обучения аудированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.