Страницы истории
роль н. в. гоголя в отечественной финансовой мысли
А.А. АНИКЕЕВА, кандидат экономических наук, доцент Волжский гуманитарный институт,
г. Волжский
В этом году исполняется 200-летие со дня рождения великого российского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809 — 1852), и поэтому 2009 г. назван ЮНЕСКО Годом Гоголя. Уже после его смерти Н. В. Гоголя назвали писателем социальным. Особенно ценно то, что такое признание прозвучало от известного ученого-экономиста А. А. Мануилова (1861 - 1929) [19, с. 1012]. Кроме этого, российский литературовед, академик Петербургской академии наук (1898) А. Н. Пыпин (1833 — 1904) отметил, что необычайное социальное влияние произведений Н. В. Гоголя совпало с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого после уже не выходила российская литература [17, с. 24]. В некоторой степени о социальной значимости произведений Н. В. Гоголя свидетельствует следующее событие. В 1881 г. в Нежине — в городе, в котором учился Николай Васильевич, открывался ему памятник. И среди присутствовавших на этом торжестве было много официальных лиц. А вот Киевский университет «не посылал депутации», тем не менее, представители университета приехали. Это были профессора: юрист Н. К. Рен-ненкампф, вскоре ставший ректором университета, политэкономы и финансисты Д. И. Пихно и Ю. Д. Сидоренко — ученик Н. Х. Бунге, историки И. В. Лучицкий, Ф. Г. Мищенко, П. В. Павлов и др. [13, с. 450]. Присутствие на торжестве профессоров общественных наук Киевского университета объясняется не только лишь их признанием значимости художественных сочинений Н. В. Гоголя в национальной культуре, но и признанием социальной значимости его творчества.
К социальным научным трудам, несомненно, принадлежат исследования финансовых вопросов.
Сопоставив период творчества Н. В. Гоголя с этапом развития отечественной финансовой мысли, убеждаемся в том, что в то время, т. е. во второй четверти XIX в., российская финансовая наука еще не родилась. Она только была на пороге своего рождения, событие которое связано с именем Е. Ф. Канкрина. Кроме имени Е. Ф. Канкрина в связи с финансами до первой половины XIX в. называются такие имена, как Ю. Крижанич (1618 — 1683), Г. К. Котошихин (ок. 1630 — 1667), В. Н. Татищев (1686 — 1750), М. М. Щербатов (1733 — 1790), С. Е. Десницкий (1740 — 1789), А. В. Нарышкин (1742 — 1800), Н. С. Мордвинов (1754 — 1845), М. М. Сперанский (1772 — 1839), Н. И. Тургенев (1789 — 1871), Н. А. Полевой (1796 — 1846) и некоторые другие. Этих людей не много, и среди них в большинстве своем государственные мужи, но не ученые. Неужели мы так щедры, что разбрасываемся социальными писателями той поры, среди которых признанным является Н. В. Гоголь.
Поэтому исходя из того, что в юбилейный год с особым вниманием пересматривается и переосмысливается гоголевское наследие, созданное во второй четверти XIX в. на пороге рождения российской финансовой науки, социальные, в том числе финансовые проблемы в творчестве Н. В. Гоголя приобретают актуальность.
Вспомним М. Ф. А. Вольтера (1694 — 1778) — французского писателя и философа-просветителя. Отечественные ученые как советские, так и современные российские, усматривали в его произведениях финансовые отношения [8, с. 77; 16, с. 130]. Однако, эти отношения у М. Ф. А. Вольтера раскрываются не в научных финансовых трудах, а в его повестях, рассказах, сказках, мемуарах и пр. К примеру, в сочинении «Задиг или судьба. Восточная повесть»,
где он, используя слова «финансы» и «финансист», описывает финансовые отношения и требования, предъявляемые к финансисту, как ответственному за государственную казну лицу [3, с. 59]. «Задиг...» — это сказка, и на схожесть этого произведения со сказками арабов и персов «Тысяча и одна ночь» и «Тысяча и один день» указал сам автор [3, с. 4]. Таким образом, мы хотим сказать то, что финансовая мысль нами увидена в сказках М. Ф. А. Вольтера, но не замечена в социальных произведениях Н. В. Гоголя. Здесь уместно сказать, что связь между Н. В. Гоголем и М. Ф. А. Вольтером косвенно обозначена уже давно. Известный российский историк литературы XIX в. М. И. Сухомлинов (1828 - 1901) сравнивал социальные мотивы в произведениях Н. В. Гоголя и П. О. Бомарше (1732 — 1799), которого «французские писатели называют преемником Вольтера и предтечею Мирабо» [18, с. 355]. Следовательно, становится очевидна сопоставимость социальной мысли Н. В. Гоголя и М. Ф. А. Вольтера. Но финансовые взгляды француза М. Ф. А. Вольтера российскому ученому известны, а вот российского Н. В. Гоголя еще никто не рассматривал. И поэтому в юбилейный гоголевский год нами предпринята попытка выявить и рассмотреть финансовые аспекты, содержащиеся в произведениях великого российского писателя. Его произведения, которые признаны социальными, были созданы во второй четверти XIX в., в тот период, когда российская финансовая наука еще не существовала. Но прежде важно обозначить и доказать возможность использования в современной финансовой науке произведений Н. В. Гоголя в качестве научного источника.
Николай Васильевич Гоголь получил образование в Нежинской гимназии кн. Безбородко. Это было закрытое высшее учебное заведение для детей дворян, которое славилось на протяжении XIX в. на всем юге России. Среди его выпускников были многие, кто стал впоследствии гордостью Российской Империи, в том числе И. В. Вернадский (1821 — 1884) и Н. Х. Бунге (1823 — 1895). Эти и другие имена выпускников Нежинской гимназии свидетельствуют о высоких требованиях, которые предъявлялись к ней, в том числе и к ее гимназисту — Николаю Гоголю-Яновскому. По мнению многих друзей и исследователей биографии Н. В. Гоголя, он учился в гимназии плохо [12, с. 71; 17, с. 20]. Но из аттестата об окончании курса гимназии высших наук кн. Безбородко, выданного Николаю Гоголю-Яновскому, известны следующие успехи в общественных науках. Успехами «очень хорошими» отмечены знания римского, российского гражданского, уго-
ловного права, а также знания государственного хозяйства. Такие же успехи в истории всеобщей, успехами «превосходными» отмечены познания в естественной истории. Очевидно, такие достижения Н. В. Гоголя не соответствуют мнению биографов о плохой его успеваемости и мнению А. Н. Пыпина о том, что он окончил курс гимназии с грехом пополам. Приведенные личные успехи Н. В. Гоголя и то, что гимназия эта имела статус высшего образовательного учреждения, дает основание говорить о полученном им фундаментальном образовании в обществоведении. Следует также отметить следующее мнение: «Гоголь мало вынес познаний из Нежинской Гимназии Высших Наук, а между тем он развился в ней необыкновенно» [12, с. 50].
Итак, из аттестата Н. В. Гоголя известно, что он изучал правовые науки, а также «Государственное хозяйство», которое давало знания по экономическим, но в большей части по финансовым вопросам. Корни финансовой науки находятся в праве и в камеральных науках, то есть в науке о государственном хозяйстве. У С. Ю. Витте (1849 — 1915) в конспекте лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных царственным особам, именно в разделе «Государственное хозяйство» изложены теория и практика финансов. Поэтому можно говорить о полученных Н. В. Гоголем знаниях в высшем учебном заведении, которые связаны с финансовой наукой, и таким образом, можно сказать, что он был по тем временам образованным финансистом.
После окончания гимназии он при вступлении на гражданскую службу получал право на чин 14-го класса. И в начале 1829 г. молодой человек — Николай Гоголь отправился в Петербург «с пламенным желанием служить Государству и Отечеству». Однако только лишь через год, в апреле 1830 г., ему удалось поступить в Департамент Уделов, где он прослужил помощником столоначальника до 1832 г. [12, с. 71].
Это учреждение было создано в России в 1797 г., и с того времени по 1892 г. занималось управлением уделами (имениями и доходами), закрепленными за императорской фамилией. В период, когда Н. В. Гоголь работал в Департаменте Уделов, эта государственная организация имела права министерства. При нем находились ревизоры, которые занимались проверкой деятельности местных учреждений ведомства [4, с. 189, 191]. Таким образом, становится очевидным, что первый опыт в своей трудовой деятельности Н. В. Гоголь получил, хотя и недолгий и на небольшой должности, но в министерстве, занимающемся финан-
совыми вопросами, в кругу различных чиновников, в том числе и ревизоров. Этот факт, можно сказать, из его финансовой карьеры служит основанием для критического отношения к высказыванию Н. Г. Чернышевского относительно Н. В. Гоголя: «Когда он писал заглавие своей комедии «Ревизор», ему верно и в голову не приходило подумать о том, есть ли в других странах привычка посылать ревизоров; тем не менее мог он думать о том, из каких форм вытекает потребность посылать в провинции ревизоров. Мы смело предполагаем, что ничего подобного не мог он и слышать...» [1, с. 92].
После такой практической финансовой деятельности государственным служащим Н. В. Гоголь обратился за помощью к знаменитому поэту В. А. Жуковскому (1783 — 1852) и к еще мало известному критику П. А. Плетневу (1792 — 1862). Благодаря их содействию Н. В. Гоголь получил место старшего учителя истории и с марта 1831 г. стал преподавать в Патриотическом Институте, одновременно занимаясь в известных петербургских домах наставничеством детей А. В. Васильчикова и П. И. Балабина [12, с. 78].
Из записи дневника А. С. Пушкина, датированной 1834 г., становится ясным, кто посоветовал Н. В. Гоголю заняться историей. А. С. Пушкин писал: «Гоголь по моему совету начал историю русской критики» [10, с. 311]. С конца 1833 г., — писал А. Н. Пыпин, — Н. В. Гоголь «увлекся мыслью столь же несбыточной, как были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на ученое поприще». В то время готовилось открытие Киевского университета, и «он мечтал занять там кафедру истории». Н. В. Гоголь «думал написать нечто небывалое по всеобщей истории, а вместе с тем изучать малороссийскую старину. К его огорчению, оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу. Вскоре Н. В. Гоголю, по мнению А. Н. Пыпина, благодаря влиянию его высоких литературных друзей была предложена такая же кафедра в Петербургском университете, и он с большой самонадеянностью принял это предложение [17, с. 19 — 20]. Причиной такой негативной позиции А. Н. Пыпина к научной деятельности Н. В. Гоголя служит его необразованность: профессура не могла быть доверена молодому человеку, окончившему с грехом пополам курс гимназии. Но успехи по общественным наукам, как свидетельствует аттестат, были «очень хорошими» и «превосходными». Нельзя забывать о статусе Нежинской гимназии, славившейся своими образованными воспитанниками. Кстати, одним
из них был В. Ф. Домбровский (1810 — 1845). Он ровесник Н. В. Гоголя. Окончив курс в Нежинской высшей гимназии, преподавал историю в киевских учебных заведениях, потом был профессором русской истории в Киевском университете. Его публичные лекции по русской истории, читанные в 1841 — 1842 гг., принесли В. Ф. Домбровскому большую известность [7, с. 945 — 946].
Поэтому трудно согласиться с мнением
A. Н. Пыпина о изначальной несостоятельности Н. В. Гоголя в качестве преподавателя истории. М. А. Максимович (1804 — 1873) — известный ученый-этнограф, историк, профессор ботаники Московского университета, долгие годы друживший с Н. В. Гоголем, опубликовал его письма, из которых очевидно намерение Н. В. Гоголя в то время серьезно заниматься наукой и стать ученым, хорошим профессором истории [12, с. 88]. На кафедре Петербургского университета он читал историю средних веков и, кстати сказать, в читаемых им лекциях, как следует из «Плана преподавания Всеобщей Истории», Н. В. Гоголь выявлял и раскрывал, т. е. исследовал финансовые проблемы. Но, в конечном счете, он не стал преподавателем и, отработав около года в Петербургском университете, сам отказался от профессуры в 1835 г. Но он стал историком, что является более важным для наполнения его произведений социальными, в том числе финансовыми аспектами.
Из переписки Н. В. Гоголя нам известно, что он много и серьезно занимался историей. В опубликованных старинных бумагах князя П. А. Вяземского, относящихся к 1834г., указано, что Н. В. Гоголь читает историю К. В. Беттигера (1790 — 1862) [9, стб. 2371] — немецкого ученого, опубликовавшего исследования по мировой и немецкой истории. Живя за границей, Н. В. Гоголь внимательно читает, изучает, подчеркивает «любопытнейшие места» из «России.»
B. Ф. Булгарина (1789 — 1859) [6, стб. 1065]. Среди его сочинений известны исторические повести «Дмитрий Самозванец» (1830) и «Мазепа» (1834). Но «Россия.», которую читал Н. В. Гоголь, по мнению некоторых исследователей, В. Ф. Булгарину не принадлежит: он издал под своим именем сочинение дерптского профессора Н. А. Иванова «Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях» (1837) [2, с. 895]. Кроме этих авторов Н. В. Гоголь знал «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина (1766 — 1826).
Чтением и изучением исторической литературы не ограничивались способы нахождения информации о жизни и быте украинского, российского народов. Н. В. Гоголь постоянно просил сообщать ему о
подробностях русской жизни в разных ее уголках [6, стб. 1066]. Эти собирания фактов из жизни народа начались рано и продолжались на протяжении всей его писательской деятельности. В начале 1834 г. в одном из своих писем Н. В. Гоголь пишет: «Около пяти лет собирал я с большим старанием материалы, относящиеся к истории. Малороссии» [11, с. 56]. В результате Н. В. Гоголь написал историю в 1834 г. сразу в нескольких журналах, в том числе «Московском Телеграфе» и «Журнале Министерства Народного Просвещения» было напечатано объявление об издании «Малороссийской Истории» Н. Гоголя» [11, с. 5]. За годы своего творчества Н. В. Гоголь создал много произведений ценных не только для художественной литературы, но и в качестве научных общественных исследований. Об этом свидетельствует следующее событие. В год столетия со дня рождения Николая Васильевича русский поэт В. Я. Брюсов (1873 — 1924) читал лекцию на торжественном заседании общества любителей российской словесности. В этой лекции, в частности, он сказал о том, что Н. В. Гоголь писал историю Малороссии «в шести малых и четырех больших томах, историю средних веков, которая будет состоять томов из восьми, если не из девяти», трехтомную «всеобщую географию».
Практическая деятельность в Департаменте Уделов, преподавание истории, ее изучение, сбор материалов служат доказательством его глубоких познаний общественной жизни. К этим факторам реальности описываемых событий следует добавить и многолетнюю дружбу Н. В. Гоголя с известнейшими отечественными историками, общение с которыми его обогащало, критика которых постоянно им выспрашивалась и учитывалась. Это К. С. Аксаков (1817 — 1860) и М. П. Погодин (1800 — 1875).
Немаловажным обстоятельством для обоснования реальности происходящих с героями Н. В. Гоголя событий может служить экспериментальный способ получения им информации. Известно, что одним из отличительных признаков общественных наук, в том числе финансовой, является невозможность проведения экспериментов. Но Николай Васильевич такие опыты проводил, и полученные результаты использовал в своем социальном сочинительстве. Это произошло при написании главных его сочинений — «Ревизора» и «Мертвых душ». Известно, что сюжет «Ревизора» Н. В. Гоголю рассказал А. С. Пушкин. Кроме того, было известно, что А. С. Пушкин, сам будучи в Оренбурге с целью сбора данных о пугачевском бунте, побывал по ошибке местных чиновников в роли «ревизора», такие же случаи происходили и
с другими людьми. Если в этом случае чиновники ошиблись, то в случае с Н. В. Гоголем произошло иначе. Он сам спровоцировал и создал такую ситуацию, путешествуя с друзьями. Н. В. Гоголь заранее посылал сообщение о приезде важного чиновника. Таким образом, можно сказать, что автор «Ревизора» провел литературный эксперимент. Проведение эксперимента для написания «Мертвых душ» было задумано Н. В. Гоголем в 1836 году. Из Парижа он пишет письмо В. А. Жуковскому с просьбой к нему и А. С. Пушкину попробовать купить мертвых душ: «не представляется. купить мертвых душ» [15, стб. 956]. Проведение социальных экспериментов, участниками которых был Н. В. Гоголь и его друзья, было ему необходимо для испытания чувств и эмоций от реальных жизненных событий и отражения их в чувствах и эмоциях литературных героев.
Однако все эти в разных формах соприкосновения с историей и реалиями общественной жизни не могли удовлетворить Н. В. Гоголя в информации. Ему постоянно ее не хватало. И в 1849 г. после стольких лет сбора фактов и исследований, после многих написанных им произведений он жалуется, что мало знает Россию и русский народ [6, стб. 1065].
Знание истории и реальностей современной Н. В. Гоголю общественной жизни важно было показать для того, чтобы представить безграничный и непознанный до сих пор материал в его произведениях, касающийся экономической и финансовой деятельности. Уже в первых его украинских повестях отмечается заслуга Н. В. Гоголя не только как литератора, но и как реалиста: этнографа и историка [14, с. 239]. Оценку более поздним изданиям и в целом всего наследия с точки зрения содержащихся в них реалий общественной жизни высказал в то время ректор Московского университета А. А. Мануилов. По его мнению, творения Н. В. Гоголя явились «могучим ударом по самым корням старой дореформенной России». Писатель сам не ожидал получившегося эффекта. Потрясающая правда жизни была главной основой произведений Н. В. Гоголя, и в этом все их величие и неумирающее значение [19, с. 1012]. Что еще можно добавить для понимания того, насколько важны эти произведения в исследовании российской экономической и финансовой жизни.
Говоря о финансовой образованности Н. В. Гоголя, нельзя не сказать о жизненном опыте, полученном писателем. Этот опыт он получал постоянно и в разных формах. Он был налогоплательщиком, неоднократно заемщиком и т. д. Вот, например,
факт получения Гоголем средств из государственной казны. Из писем В. А. Жуковскому явствует, что в 1836 г. Гоголь высказывает благодарность ему за хлопоты, доставленные за помощь в получении государственных средств «от Императрицы на дорогу» [15, стб. 951], «обеспечивающих возможность отправиться за границу». В 1837 г. Н. В. Гоголь получает от Государя векселем «вспоможение» [15, стб. 957 — 958]. В 1839 г. он вновь пишет о желании «прибегнуть к Государю. Он милостив.» [15, стб. 0933]. В 1842 г. Н. В. Гоголь еще раз обращается за государственной помощью, но теперь он уже просит не за себя, а за художника А. А. Иванова, который нуждается в продлении пенсиона еще на три года. Известно, что свою картину «Явление Христа народу» он писал более двадцати лет (1836 — 1857). В то время русские художники часто выезжали за границу за счет государства создавать свои произведения. Такие же пособия из государственного бюджета имели и артисты, и поэтому Н. В. Гоголь порой сетовал, что он не артист и не художник, хотя рисовал он не хуже, по отзывам его самого и его знакомых, многих профессиональных художников. Только в 1845 г. по ходатайству А. О. Смирновой перед Николаем I Гоголю назначен пенсион из сумм Государственного казначейства на три года, по тысяче рублей серебром в год [5, с. 424]. Таким образом, становится очевиден механизм государственной социальной поддержки в те времена, действие которого испытал Н. В. Гоголь. Эта поддержка могла осуществляться периодически разово, временно — на определенный период времени, и только лишь после обращения с просьбой к власти. Зная этот механизм, Н. В. Гоголь точно перенес его в свои сочинения, например, в повесть о капитане Копейкине.
Таким образом, Н. В. Гоголь имел все основания изложить с финансовой точки зрения профессионально, научно, информативно и вместе с этим художественно те финансовые проблемы, которые он выявил и раскрыл в своих сочинениях и письмах.
Только выполнив эту задачу, обосновав приведенные сюжеты в художественных произведениях Н. В. Гоголя, как отражение исторического, фактического, а не выдуманного и несуществующего «финансового мира», в котором живут герои Н. В. Гоголя, можно приступать к дальнейшему исследованию: выявлять, анализировать и формулировать выводы о российских финансах недостаточно известного периода истории России тридцатых и сороковых годов XIX в.
список литературы
1. Чернышевский Н. Г. Сочинения и письма Н. В. Гоголя // Современник, 1857. № 8. С. 85 - 132.
2. Булгарин Фаддей Венедиктович: энциклопедический словарь: под ред. И. Е. Андреевского. СПб.: Изд. Брокгауз, Ефрон. 1891. Т ^а (8). С. 895.
3. Вольтер. Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги: пер., под ред. А. Н. Горлина, П. К. Губера. М. -Л.: ACADEMIA, 1931. С. 1 - 102.
4. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801 - 1917. СПб.: Наука, 2002. Т. 3. 228 с.
5. Гоголь без глянца. СПб.: Амфора, 2008. 430 с.
6. Грот Я. К. Воспоминание о Гоголе // Русский архив. М.: Тип. Лазаревского института, 1866. Стб. 1065 - 1068.
7. Домбровский Василий Федорович: энциклопедический словарь, под ред. К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского. СПб.: Изд. Брокгауз, Ефрон. 1893. Т. Ха (20). С. 945 - 946.
8. Замятин В. Н. История экономических учений. Курс лекций. М.: Московская правда, 1961. 565 с.
9. Из старинных бумаг князя П. А. Вяземского // Русский архив, 1872. № 7, 8. Стб. 1323 - 1333.
10. Лернер Н. Валерий Брюсов. Испепеленный: к характеристике Гоголя // Исторический Вестник, 1909. № 10. С. 311.
11. Кулиш П. А. Опыт биографии Николая Васильевича Гоголя // Современник, 1854. Т. 44. № 3. С. 1 - 84.
12. Там же. Т. 43. № 2. С. 37 - 92.
13. Открытие памятника Гоголю в Нежине // Исторический Вестник, 1881. Т 6. № 10. С. 450 - 451.
14. Петров Н. И. Очерки из украинской литературы // Исторический Вестник, 1882. № 7. С. 225 - 258.
15. Письма Николая Васильевича Гоголя к В. А. Жуковскому // Русский архив, 1871. № 6. Стб. 946 -960; 0929 - 0945.
16. Пушкарева В. М. История мировой и русской финансовой науки и политики. М.: Финансы и статистика, 2003. 272 с.
17. Гоголь Николай Васильевич: энциклопедический словарь, под ред. К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Пет-рушевского. СПб. : Изд. Брокгауз, Ефрон, 1893. Т. IX (17) . С. 17 - 25.
18. Сухомлинов М. Из литературы сороковых и пятидесятых годов // Исторический Вестник, 1881. Т. 4. № 2. С. 330 - 356.
19. Щетинин Б. А. Гоголевские торжества в Москве // Исторический Вестник, 1909. № 6. С. 1004 - 1019.