510_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2018. Т. 2, вып. 4 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 327.83
Н.Р. Красовская, А.А. Гуляев
РОЛЬ МЯГКОЙ СИЛЫ И НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СТРАНАМИ СНГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье в качестве предмета данной работы анализируется понятие «мягкой силы» как эффективной стратегии выстраивания международных отношений в условиях глобализации, интеграции, низкой предсказуемости, высокой скорости изменений в современном мире. Мягкая сила базируется на привлекательности идеалов, культуры, ценностей, политических и социальных программ. Политические ценности и идеалы задают ориентиры для развития страны, являясь посланием государства миру. Привлекательность этих ценностей и идеалов для многих стран и народов помогают этому государству проводить свою политику и добиваться эффективных результатов. В качестве примера рассматривается мягкая сила США и Великобритании. Также в статье исследуется народная дипломатия как один из инструментов реализации стратегии мягкой силы, а также деятельность неправительственных организаций в сфере народной дипломатии. Целью данной статьи является выявление значимости развития мягкой силы и народной дипломатии в рамках современных международных отношениий. В качестве основных методов работы были использованы компаративный и метод анализа. В качестве примера применения мягкой силы приводится влияние Великобритании (языка, культуры, образования) в бывших колониях посредством деятельности некоммерческой организации (НКО) - Британского Совета. Примером применения мягкой силы Россией на постсоветском пространстве является концепция «русского мира», проводимая через фонд «Русский мир». В результате проведенного исследования было установлено недостаточное развитие потенциала мягкой силы России на постсоветском пространстве. Постсоветское пространство имеет критически важное с позиции национальной безопасности значение для России. Это те страны, которые являются важными экономическими партнерами России. Развитием мягкой силы России на этом пространстве является сохранение значения русского языка, русской культуры и системы образования. Также необходимо акцентировать внимание на общности национально-культурных, политических особенностей и ценностей, укреплении взаимовыгодного экономического сотрудничества. Это требует также и развития туризма, образовательных инициатив и расширения сети горизонтальных связей между гражданами и общественными организациями различных стран постсоветского пространства
Ключевые слова: мягкая сила, народная дипломатия, внешняя политика России, некоммерческая организация (НКО), постсоветское пространство, и8АГО, Британский Совет, Россотрудничество, «русский мир».
Введение
Система современных международных отношений отличается быстрой изменчивостью, непредсказуемостью и турбулентностью. Острые кризисы в международных отношениях имеют для всего человечества экзистенциальный характер. В мире накоплено много оружия, в том числе и оружия массового поражения. И это оружие может быть пущено в ход при условии бессилия официальной дипломатии. Официальная дипломатия далеко не всегда может надежно гасить эти кризисы и конфликты. И причина здесь заключается в престиже власти, ее стремлении не упасть лицом в грязь перед собственным народом. Такое положение требует применения новых эффективных стратегий формирования отношения между государствами. К стратегиям можно отнести применение таких политологических инструментов, как народная дипломатия и мягкая сила.
Основные методы
Описание и конструирование современных политических реалий требуют зачастую применения порой нестандартных методологических подходов. Наряду с исторической ретроспективой содержание работы претерпело значительные изменения в результате обращения к современным событиям, историческим параллелям, и при поддержке сравнительного анализа удалось выявить содержательную основу и провести описание центральных категорий этой работы - понятий «народная дипломатия» и «мягкая сила».
Значение постсоветского пространства
Термин «народная дипломатия» был впервые употреблен в 1965 году Э. Галлионом, деканом Высшей школы дипломатии О. Флетчера (США) [1]. Под народной дипломатией тогда понимали оп-
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ределенный выбор средств и факторов влияния на представления и мнения политического класса другого государства и его народа. Народная дипломатия (общественная дипломатия) подразумевает под собой неправительственные неформальные связи между людьми, группами, организациями культурной, спортивной, туристической, образовательной направленности, представляющими различные страны и народы.
Понятие мягкой силы впервые введено американским политологом Дж. Наем. Он считал, что мягкая сила является средством политической власти, способностью добиваться желаемых результатов на основе привлекательности и симпатии, добровольного участия в отличие от принуждения против собственной воли как основы жесткой власти. Дж. Най относил к мягкой силе язык и культуру, видя преимущества англоязычного мира с его универсальным международным языком, литературой, музыкальной культурой и кинематографом [2]. Мягкая сила, как форма политической власти, подразумевает влияние на референтные группы населения одной или нескольких зарубежных стран при помощи положительного имиджа своей страны. К нему можно отнести привлекательность имиджа политического режима страны и его руководителей, влияние культуры, искусства, языка и литературы, достижения спорта, доступность и эффективность образования (в том числе и для иностранцев), туристическую привлекательность. Мягкая сила является весьма действенным инструментом политического влияния на международной арене. По определению, предложенному Г.Ю. Филимоновым, мягкая сила - это «сложная многоуровневая система, которая позволяет государству решать свои тактические и стратегические задачи на международной арене на официальном и неофициальном направлениях» [3. С. 10].
В международной политике России можно выделить два направления - отношения с постсоветскими странами (ближнее зарубежье) и отношения со всеми другими странами (дальнее зарубежье). Оба направления являются крайне важными для российской внешней политики. Но без успехов в первом направлении - в отношениях с постсоветскими странами - невозможно добиться хороших результатов во втором направлении - в отношениях с дальним зарубежьем. Поэтому в данной работе мы рассматриваем роль народной дипломатии и мягкой силы в отношении постсоветских государств. Применение названных выше стратегий в отношении этих стран облегчается общим историческим прошлым, общими границами, сохраняющимся значением русского языка и трудовой миграцией в Россию из постсоветских государств.
Постсоветское пространство является ареной геополитической борьбы России и США, России и ЕС, а в перспективе - России и политически растущего Китая. Эта борьба имеет характерную тенденцию к усилению с учетом евроатлантического выбора Грузии и Украины. В политических элитах Молдавии и Армении также есть сторонники евроатлантического выбора, который не оставляет места российскому влиянию. В пользу России говорят многие факторы, в том числе экономические. Россия является одним из крупнейших торговых партнеров стран СНГ и инвесторов в их развивающиеся экономики. Для России весьма важно развивать дружественные и взаимовыгодные отношения со странами СНГ. Ставится стратегическая задача - обеспечить стабильность и российское влияние на евразийском пространстве [4]. И здесь немаловажную роль может сыграть наш потенциал мягкой силы и народной дипломатии.
Мягкая сила во многом имеет культурно-цивилизационную основу. Россия, как цивилизацион-ный материк, с ее богатой и героической историей, православием и духовностью, богатым искусством и литературой, несомненно, обладает притягательностью для других народов, в том числе и бывших советских народов. Огромную роль здесь играют популярность и распространенность на постсоветском пространстве русского языка и культуры российских народов. Также немаловажную роль играют образование и подготовка кадров. Именно это направление считается одним из наиболее приоритетных в Россотрудничестве (российский аналог американской и8АГО - Агентства США по международному развитию - неправительственной организации, продвигающей по всему миру американскую мягкую силу). В последние годы заметно увеличилось число студентов из стран СНГ, обучающихся в российских вузах. Эта тенденция будет более устойчивой, если число носителей русского языка в странах СНГ будет неуклонно увеличиваться. Учиться в российском вузе намного легче при условии хорошего владения русским языком. Увеличивая число обучающихся в российских вузах из стран СНГ, можно в дальнейшем опираться в этих странах на кадровый потенциал тех, кто получил образование в России и настроен строить с Россией взаимовыгодные и крепкие отношения. В странах СНГ проживает немалое количество русскоязычных людей, которые зачастую являются
2018. Т. 2, вып. 4
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
проводниками мягкой силы России. В каком-то смысле потенциал этой мягкой силы зависит от количества проживающих русскоязычных граждан в странах постсоветского пространства. Так, например, литовское руководство отличается особо одиозными высказываниями в адрес России. Причина этого может также заключаться и в очень малой доле русскоязычных, проживающих в Литве (менее 3 % от всего населения Литвы).
Надо научиться использовать и умело продвигать собственный исторический опыт в сложном процессе совместного межнационального проживания и сотрудничества. Россия является самобытной цивилизацией с западными и восточными корнями. Она отличается своим разнообразным населением, одним из самых сложных по национальному, религиозному, расовому составу. Культура российских народов имеет многоуровневый и сложный характер. Россия имеет уникальный исторический опыт формирования и регулирования межнациональных и межрелигиозных отношений. Мы можем показать миру пример мирного и счастливого многонационального и многоконфессионального общества. Российская модель обеспечения толерантности и гармонизации межэтнических отношений в самой большой по территории страны в мире уже требует специального изучения. Россия во многом является своеобразной культурной супердержавой. Культура России, как и русский язык, имеет большой потенциал в роли мягкой силы.
Многие регионы России (например, Татарстан, Удмуртия) являются примером мирного проживания и развития различных народов. Необходимо изучить отечественный опыт межнационального диалога, опыт длительного относительно мирного сосуществования на территории нашей страны представителей самых разных конфессиональных и этнических групп. Можно поставить своей целью продвижение этого опыта межкультурной коммуникации в качестве образца толерантности и положительного взаимодействия различных народов в назидание тем нациям, которые разочаровались в идеалах мультикультурализма и констатировали их провал в своих странах, как это было в случае с лидерами Франции и Германии.
Применение мягкой силы
В современной политике мягкая сила может дополнять жесткую силу, что зачастую демонстрируют США на международной арене. Мягкая сила, в свою очередь, выступает как средство легитимации жесткой силы. В Европе, особенно в Германии, достаточно спокойно, без проявления протестов в резкой дипломатической форме выслушали признания Э. Сноудена о тайном прослушивании американской службой АНБ европейских политиков, в частности немецкого канцлера А. Мер-кель. Это пример того, как мягкая сила США, выражаемая в привлекательности ее политической идеалов и ценностей для европейских стран, помогает ей проводить свою политику (иногда в ущерб европейским странам) и добиваться своих целей в удовлетворении национальных интересов своей страны.
Можно также взять в качестве примера использование своей мягкой силы Великобританией. Эта страна была когда-то крупнейшей колониальной империей мира, в состав которой входило едва ли не треть поверхности земного шара. Во многих странах, освободившихся от британского колониального владычества, сохранилось влияние языка, культуры, английской системы образования. Инструмент современной британской мягкой силы Британский совет (аналог американской и8АГО) имеет свои отделения более чем в 100 странах и число сотрудников, достигающее 8,7 тыс. человек. Для сравнения: Россотрудничество (Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству) имеет лишь 15 отделений и не более 600 сотрудников.
Фонд «Русский мир», выполняющий также функцию по популяризации российской культуры на постсоветском пространстве, в течение нескольких лет развивает идею «русского мира» как инструмент мягкой силы России. Эта идея во многом была успешной на части постсоветского пространства, но в силу своей специфики имеет определенные ограничения для распространения. Привлекательной для евразийского пространства является идея сохранения и развития своей национально-культурной самобытности, которая выражается в общественных ценностях и идеалах, политических традициях, приверженности проверенным друзьям и соратникам. И пусть в западных странах эти ценности пренебрежительно называют консервативными, что в их понимании эти ценности граничат с мракобесием. В самих этих странах начинает неуклонно расти прослойка людей, ратующих за консервативные ценности и начинающих догадываться, что передовые ценности постмодернистского
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Запада до добра не доведут. Граждане постсоветских стран имеют немало общих ментальных черт, что благоприятно отражается на возможностях их плодотворного общения. А для этого необходимо усилить интенсификацию горизонтальных связей между гражданами постсоветских стран. Такие связи между людьми различных государств называют народной дипломатией.
В большинстве случаев народная или общественная дипломатия направлена на создание благоприятного образа страны за рубежом, на повышение ее репутации, на лучшее понимание действий государства среди мирового сообщества. Хорошим примером такой дипломатии стал прошедший летом 2018 г. в России Чемпионат мира по футболу. Множество иностранных болельщиков, приехавших в Россию, были поражены гостеприимством и радушием россиян, уровнем культуры и обслуживания, современной инфраструктурой российских городов. Образ России и россиян в глазах всего мира улучшился по итогам Чемпионата мира по футболу.
В последнее время в России обратили внимание на возможности применения мягкой силы и народной дипломатии. Так, в 2013 г. в официальном документе МИД России впервые появился термин «мягкая сила», определяемый как неотъемлемая составляющая решения внешнеполитических задач с участием общественных организаций и граждан [5].
Данная проблематика не только обсуждается на государственном уровне, но и находит свое практическое воплощение. На встрече министра иностранных дел С.В. Лаврова с представителями российских неправительственных организаций было отмечено, что «вовлечение гражданского общества во внешнеполитический процесс, оказание содействия широкому участию неправительственных организаций внешнеполитической направленности в деятельности различных международных экс-пертно-политологических форумов и диалогов является закономерным процессом» [6].
Однако следует заметить, что данный вопрос в теоретическом плане в настоящее время является малоисследованным. И причина этого очевидна: современный мир в условиях глобализации и интеграции стал быстроменяющимся, многофакторным, противоречивым. Соответственно, изучение как мировой политики в целом, так и роли в ней народной дипломатии представляет собой весьма непростую задачу. Современный мир не только быстро меняется, но и становится все более непредсказуемым. В качестве примера можно привести выход Великобритании из ЕС (Брексит) и избрание Д. Трампа президентом США. Оба события выглядели как незакономерные и вызвали бурю эмоций во всем мире. И выход Великобритании из ЕС, и избрание Трампа президентом США нанесли ощутимый урон англосаксонской, атлантической мягкой силе. Не найдя ничего лучшего, политические элиты США и Великобритании поспешили обвинить во всем Россию. Дескать, Россия вмешалась в оба демократических процесса (референдум в Великобритании и выборы в США) и нанесла удар западной демократии. Попытки компенсировать собственный имиджевый урон за счет России путем враждебной риторики и введения санкций не помогут вернуть былую славу американской и британской мягкой силе. Официальная пропаганда США, Великобритании и их союзников, представляющая Россию в качестве зловредной державы, вмешивающейся в священные демократические процессы в западных странах, лелеющей расизм и насилие футбольных болельщиков, натолкнулась на противодействие народной дипломатии. Болельщики различных стран, в том числе из США и Великобритании, ощутили на себе все гостеприимство, открытость и радушие россиян. Английские болельщики, которые решились поехать в Россию, ожидали здесь встретить расистские, гомофобские выходки и насилие со стороны российских фанатов, но они были приятно удивлены радушным приемом и принялись разоблачать злобную ложь официальных СМИ Великобритании. Так, народная дипломатия преподнесла урок лицемерной и лживой официальной дипломатии.
Заключение
Как считает исследователь А.А. Крутько, общественные организации могут самым различным образом влиять на международные отношения. Они способны сыграть положительную или отрицательную роль в интеграционных процессах, усилении или уменьшении конфронтации (здесь стоит вспомнить сетевые баталии между гражданами России и Украины в 2014 году), возможности избежать международной изоляции или увеличить ее, укрепить или ослабить финансовую и экономическую независимость. Преимуществом общественных организаций является осуществление превентивной дипломатии [7].
В документе МИД России (Концепция внешней политики России от 2013 года) идет речь о положительной роли России, которая способствует диалогу и взаимопониманию между обществами
2018. Т. 2, вып. 4
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
различной культурной, религиозной и цивилизационной направленности. Концепция ставит задачу укрепления и активизации мягкой силы России, которая связана с ее ролью и достижениями в области культуры, образования, науки, спорта. Также там указывается на необходимость «участия в программах помощи развивающимся странам, формировать инструменты воздействия на восприятие России в мире, совершенствовать систему применения "мягкой силы"» [8]. Анализ вышеизложенного позволяет сделать следующие выводы:
1. Особенностью современных международных отношений является роль гражданского общества в деле принятия немалого количества политических решений.
2. НКО (некоммерческие конференции) могут являться как инструментами информационной войны, так и инструментами положительного политического влияния.
3. Высокоэффективное использование потенциала гражданского общества является критерием успешности внешней политики государства. При этом особую важность и несомненную значимость представляет собой подключение усилий гражданского общества в интересах повышения роли России и углубления интеграции среди стран СНГ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. What is Public Diplomacy? // The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy. The Fletcher School. Tufts University. URL: http://fletcher.tufts.edu/murrow/diplomacy (дата обращения: 25.07.2018).
2. Nye J Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books, 1990.
3. Филимонов Г.Ю. Актуальные вопросы формирования стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // Закон и право. 2013. № 9. С. 9-18.
4. Обзор внешней политики Российской Федерации. Администрация Президента РФ. МИД РФ. М., 2007.
5. Концепция внешней политики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 10.04.2014).
6. Интервью министра иностранных дел России С.В. Лаврова. Коммерсантъ. 2012. 3 октября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf (дата обращения: 24.03.2013).
7. Крутько А.А. Институты гражданского общества в реализации Евразийского интеграционного проекта (на примерах Российской Федерации и Киргизской Республики) [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/ 2009-07-01-10-21-16/50-2011-12-21-06-47-18/2011-12-21-06-47-43/7582-2013-04-29-17-18-46 (дата обращения: 22.04.2013).
8. Концепция внешней политики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 10.04.2014).
Поступила в редакцию 15.09.2018
Красовская Наталия Рудольфовна, кандидат психологических наук Аппарат Государственной Думы РФ 109012, Россия, г. Москва, Охотный Ряд, 1 E-mail: [email protected]
Гуляев Андрей Анатольевич, кандидат философских наук, доцент МГУТУ им. К.Г. Разумовского 109004, Россия, Москва, Земляной Вал, 73 E-mail: [email protected]
N.R. Krasovskaya, A.A. Gulyaev
THE ROLE OF SOFT POWER AND PUBLIC DIPLOMACY IN THE DEVELOPMENT OF EXTERNAL RELATIONS BETWEEN CIS COUNTRIES UNDER CURRENT CONDITIONS
In the article as the subject of this work, the concept of "soft power" as an effective strategy to build external relations is analyzed in the context of globalization, integration, low predictability, high speed of changes in the modern world. The soft power is based on the attractiveness of ideals, culture, values, political and social programs. Political values and ideals set benchmarks for the country development, being the message of the state to the world. The attractiveness of these values and ideals for many countries and peoples help this state conduct its policy and achieve effective results. The soft power of the United States and Great Britain is considered as an example. The article also examines public diplomacy as one of the tools to implement the soft power strategy, as well as activities of non-governmental organizations in the field of public diplomacy. The goal of this article is to identify the importance of the development of the soft
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
power and public diplomacy within the framework of modern international relations. As the main methods of work, comparative and analysis methods have been used. Influence of Britain (language, culture, education) in the former colonies through the activities of noncommercial organization (NO) - the British Council is considered as an example of the use of the soft power. The concept of "Russian world", conducted through the Russkiy Mir Foundation is an example of the soft power use by Russia in the post-Soviet space. As a result of the carried out research, it has been found that the potential of Russia's soft power in the post-Soviet space is not sufficiently developed. The post-Soviet space is of crucial importance for Russia from the standpoint of national security. These are the countries that are important economic partners of Russia. The development of Russia's soft power in this space is the preservation of the importance of the Russian language, Russian culture and the education system. It is also necessary to focus on the commonness of national-cultural, political features and values, strengthening of mutually beneficial economic cooperation. This also requires the development of tourism, educational initiatives and the expansion of the network of horizontal links between citizens and public organizations of various countries of the post-Soviet space.
Keywords: "soft power", public diplomacy, external policy of Russia, noncommercial organization (NO), post-Soviet space, USAID, the British Council, Rossotrudnichestvo, "Russian world".
Received 15.09.2018
Krasovskaia N.R., Candidate of Psychology
Central Office of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation Okhotnyj Ryad, 1, Moscow, Russia, 109012 E-mail: [email protected]
Gulyaev A.A., Candidate of Philosophy, Professor MSUTM named after K.G. Razumovsky Zemlyanoj val, 73, Moskow, Russia, 109004 E-mail: [email protected]