Политология
УДК 322
DOI: 10.21209/2227-924,5-2019-25-4-39-46
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ИСЛАМСКИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В ПОСТРОЕНИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ
СВЯЗЕЙ И ГУМАНИТАРНОЙ ДИПЛОМАТИИ
PEACE-MAKING EFFORTS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND ISLAMIC CHARITABLE OGANIZATION AS MANIFESTATION OF "SOFT POWER" POLITICS IN INTERNATIONAL RELATIONS AND HUMANITARIAN DIPLOMACY FORMATION
О. В. Вольтер, Российская академия естественных наук, г. Армавир
О. Volter, Russian Academy of Natural Sciences,
Armavir
Отмечено, что в современной системе международных отношений лидеры США и стран НАТО все чаще склоняются к возможности применения «жесткой силы» в политических и экономических отношениях со странами, не являющимися членами НАТО. В отношениях между странами США и Евросоюза, США и Канады в последние месяцы просматриваются элементы торговой войны, спровоцированной Президентом США Д. Трампом.
Выявлено, что в период «Холодной войны», в условиях противостояния блока стран НАТО — СССР и Стран Организации Варшавского договора, существовали определенные правила в системе международных отношений. За последнее годы произошло окончательное уничтожение установленных незыблемых правил и границ в международной политике и дипломатии, существовавших в предыдущие десятилетия и определявших структуру миропорядка.
Доказано, что формирование положительного образа России в мире в условиях нестабильности международной обстановки стало одним из главных внешнеполитических приоритетов нашего государства.
Установлено, что политика «мягкой силы» является важной составляющей современной международной политики, а составляющая российской «мягкой силы» — это публичная дипломатия во всех ее проявлениях. Гуманитарная дипломатия основывается исключительно на применении факторов «мягкой силы», она обращается к духовно-нравственным ценностям, следованию нормам международного права, содействует участию сторон в мирном разрешении политических и социальных кризисов.
Сделан вывод, что в сложившейся системе современных международных отношений Россия должна активней использовать политику «мягкой силы» как инструмент политической коммуникации и гуманитарной дипломатии.
Доказана необходимость применения гуманитарной дипломатии Русской Православной Церковью и Исламскими благотворительными организациями как фактора «мягкой силы» в продвижении духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации и построении межнациональных связей
Ключевые слова: Русская Православная Церковь; духовно-нравственные ценности; исламские религиозные институты и фонды; политика «мягкой силы»; НАТО; позитивный имидж России; Рамзан Кадыров; Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова; гуманитарная дипломатия; межнациональные связи; Духовное собрание мусульман России; Муфтий Альбир Крганов; Патриарх Кирилл; Российская цивилизация
In the modern system of international relations, the leaders of the United States and NATO countries are increasingly inclined to the possibility of using "hard power" in political and economic relations with non-NATO countries. In addition, in relations between the countries of the United States and the European Union, the United
39
© О. В. Вольтер, 2019
States and Canada some elements of the trade war provoked by the US President Donald Trump are increasingly visible in recent months.
It was revealed that during the "Cold War" period, under the conditions of the opposition of the NATO countries — the USSR and the Warsaw Pact Organization countries, certain rules existed in the system of international relations. In recent years, the final destruction of established immutable rules and borders in international politics and diplomacy that existed in previous decades and determined the structure of the world order has taken place.
It is proved that the formation of a positive image of Russia in the world under the conditions of the international situation instability has become one of the main foreign policy priorities of our state.
It has been established that the policy of "soft power" is an important component of modern international politics, and the component of Russian "soft power" is public diplomacy in all its manifestations. Humanitarian diplomacy is based solely on the application of "soft power" factors; it addresses spiritual and moral values, adheres to the norms of international law, and promotes participation of the parties in the peaceful resolution of political and social crises.
It was concluded that in the current system of modern international relations, Russia should more actively use the policy of "soft power" as an instrument of political communication and humanitarian diplomacy.
The article proves the necessity of applying humanitarian diplomacy by the Russian Orthodox Church and Islamic charitable organizations as a factor of "soft power" in promoting the spiritual and moral values of the Russian civilization and building interethnic relations
Key words: Russian Orthodox church; Russian civilization; spiritual and moral values; Islamic religious institutions and foundations; "soft power" policy; NATO; positive image of Russia; Ramzan Kadyrov; Regional Public Foundation named after the Hero of Russia Akhmat-Hadzhi Kadyrov; humanitarian diplomacy; interethnic relations; spiritual meeting of Muslims of Russia; Mufti Albir Krganov; Patriarch Kirill
ведение. Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви и Исламских благотворительных организаций как один из инструментов политики «мягкой силы» в продвижении духовно-нравственных ценностей российской цивилизации является особенно важной. Она играет одну из ключевых ролей в построении межнациональных связей и в процессе формирования политических коммуникаций. А это является весьма актуальным в условиях политической нестабильности в системе современных международных отношений. Не менее актуальной является задача создания положительного образа нашей страны в современной международной политике в условиях негативного информационного прессинга со стороны стран НАТО.
Объектом исследования является политика «мягкой силы», применяемая для достижения внешнеполитических целей РФ.
Предметом исследования статьи является миротворческая деятельность Русской Православной Церкви и исламских благотворительных организаций.
Целью исследования стала миротворческая деятельность Русской Православной
Церкви и Исламских благотворительных организаций как одного из инструментов политики «мягкой силы» в продвижении духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации, в построении межнациональных связей и в процессах формирования политических коммуникаций.
Методология исследования. Применялись два уровня методологического исследования: общетеоретический и прикладной.
Методы исследования, применявшиеся для раскрытия данной проблемы, теоретические: общелогический, сравнительный, исторический, а также системный метод, позволивший выявить взаимосвязи отдельных элементов объекта исследования, психологический, институциональный метод, метод принятия решения, использовались прикладные методы политических исследований (наблюдение и констатация фактов, контент-анализ и т. д.).
В ходе исследования выявлено, что «мягкая сила» — это форма внешнеполитической стратегии, которая способствует достижению необходимых целей в результате симпатии и добровольного участия, в отличие от «жёсткой силы», которая при-
меняет давление и насилие. Американский политолог Дж. Най считал, что язык и культура страны, ее духовно-нравственные ценности — это факторы «мягкой силы», которые имеют огромное значение в международных отношениях, и во многом определяют мировую политику и деловые контакты. Идея применения «мягкой силы» в управлении государством принадлежит древнекитайским философам. Лао-Цзы, живший в VI в. до н. э., говорил: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет» [2].
Как отмечает исследователь, в российской политике категория «мягкой силы» впервые применена Президентом РФ В. В. Путиным в его программной предвыборной статье по внешней политике «Россия и меняющийся мир» (2012). В. В. Путин обусловил ««мягкую силу» как комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, за счет информационных и других рычагов воздействия» [4].
«...Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей. Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире — и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский» [Там же].
Как полагает исследователь, наравне с информационной политикой развивается еще одна составляющая российской «мягкой силы» — публичная дипломатия во всех ее проявлениях, а «мягкая сила» является важной составляющей современной международной политики.
Гуманитарная дипломатия основывается исключительно на применении факторов «мягкой силы». При этом она обращается к нравственным ценностям, усилению международного культурного обмена, взаимодействию национальных культур, защите прав и свобод, следованию нормам международного права. Гуманитарная ди-
пломатия содействует участию конфликтующих сторон в мирном решении социально-политических кризисов, помощи людям, пострадавшим от войн, конфликтов и катастроф, противостоит преступлениям против человечества, угнетению и дискриминации людей.
Как считает автор, на сегодняшний день в системе международных отношений сложилась ситуация, когда лидеры США и стран НАТО все чаще склоняются к возможности применения «жесткой силы» в политических и экономических отношениях со странами, не являющимися членами Североатлантического альянса. Да и в отношениях между странами США и Евросоюза, США и Канады в последние месяцы просматриваются элементы торговой войны, спровоцированной Президентом США Д. Трампом.
Как считает министр иностранных дел РФ С. В. Лавров, «в международных отношениях сложилась ситуация, которая во многих отношениях хуже, чем во времена холодной войны. Тогда существовали две империи: Западная и Советская, каждая из которых подогревала конфликты с соперником на территории третьих стран. Но никогда — на своих границах и никогда — напрямую. Даже публичная риторика была мягче. Тогда оба лагеря не переходили грани дозволенного. Сегодня никаких правил больше нет. За последние три года произошло окончательное «размытие» каких-либо правил и границ в международной политике и дипломатии, которые существовали раньше и которые глобальные игроки никогда не переходили» [5].
...«Безусловно, жестче сейчас... Сегодня никаких правил больше нет. Уровень конфронтации нарастает, что видно и по риторике — взять хотя бы недавнее заявление министра обороны Великобритании Майкла Фэллона о превентивном ядерном ударе» [Там же].
Руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Б. А. Шмелёв в своем интервью Марии Безчастной сказал: «Развитый мир вступил в постиндустриальную фазу и находится в
периоде постмодернизма. В этих условиях нет четких правил, нравственных и международно-правовых критериев, которые бы определяли качественные параметры действий человека и политики, а также их законность. Проще говоря, нет понимания того, что такое хорошо и что такое плохо.
В последние годы принципы международного права постоянно нарушаются и игнорируются, прежде всего, Западом, который руководствуется своими политическими интересами. Это такие фундаментальные принципы, как невмешательство во внутренние дела государства, территориальная целостность, неприменение силы» [1].
Таким образом, создание положительного образа России в мире в условиях нестабильности международной обстановки стало одним из главных внешнеполитических приоритетов нашего государства. Формирование благоприятного образа нашей страны в мире способствует более эффективному социально-экономическому развитию, разрешению разногласий с другими странами, укрепляет положение нашей страны в системе международных отношений. А это немаловажно в условиях отрицательного информационного прессинга со стороны стран НАТО.
На наш взгляд, в данной ситуации очень важно, пропагандировать и внедрять в систему международных контактов основные парадигмы российской цивилизации, основанной и веками формировавшейся на религиозных и духовно-нравственных ценностях, — это духовность, добросердечность, нравственность, терпение к окружающим и терпимость к их взглядам, уважение к другим людям, взаимопомощь, вера в справедливость. В системе международного миропорядка нужно четко определить место России как основы самостоятельной цивилизации, как сильное суверенное государство, выступающее за равноправие всех государств и многополярное мироустройство.
Как считает А. О. Наумов, на сегодняшний день в России можно выделить несколько наиболее активно действующих
институтов «мягкой силы» и публичной дипломатии: МИД и его структуры, неправительственные организации и институты гражданского общества, глобальные СМИ (российские телеканалы, например, канал Russian Today), ведущие университеты страны, РПЦ и Ислам [7].
Огромную роль в пропаганде духовно-нравственных ценностей российской цивилизации играет Русская Православная Церковь и Исламские религиозные институты и фонды как активно действующие институты «мягкой силы» и общественной народной дипломатии.
29 октября 2015 г. в Москве прошел третий международный форум «Религия и мир». На секции, посвященной теме «Религиозные благотворительные организации в России и в мире», выступил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеи-мон. Он подвел итоги социальной деятельности РПЦ за последние десятилетия.
Как считает исследователь, благотворительность во все времена являлась важнейшей составляющей духовной и религиозной жизни. После революции церковная благотворительная деятельность была запрещена, но церковь продолжала заниматься благотворительностью тайно. В 1991 г. РПЦ смогла вновь свободно заниматься социальной и благотворительной помощью людям. Социальная система страны в 90-е гг. была в состоянии разрухи: в больницах не хватало медикаментов и медицинских работников. Волонтеры и сестры милосердия помогали нуждающимся. В 2000-х гг. благотворительность стала одной из основных задач РПЦ. За 25 лет организовано более 70 приютов для остро нуждающихся и 60 пунктов выдачи одежды и продуктов питания, 12 автобусов милосердия. Построено 70 реабилитационных центров для наркозависимых, кроме того, существует 232 церковных проекта, в которых помощь получают алкоголеза-висимые. Благотворительные программы действуют в России и в странах СНГ [10].
Синодальный отдел РПЦ с помощью интернета организует безвозмездные дис-
танционные программы обучения социальной работе. Таким образом, в год по различным регионам России и в странах бывшего СССР появляется более 200 новых проектов социальной помощи, в реализации которых участвуют как служители церкви, так и работники социальных организаций.
В Синодальном отделе создана и работает служба помощи людям в условиях природных и иных катастроф. «Во время пожаров 2010 года Церковь стала одним из главных координаторов помощи пострадавшим: в работе участвовало около 8 тысяч добровольцев, — сказал епископ Пан-телеимон. — Многие священники и сестры милосердия прошли обучение при МЧС и готовы в кратчайшие сроки выехать на место происшествия, чтобы оказать людям помощь» [8]. Русская Православная Церковь оказывала помощь людям, пострадавшим от наводнений в Крымске, на Дальнем Востоке, на Алтае, в Хакасии и Забайкалье, в Сербии и на Филиппинах.
РПЦ пришла на помощь мирным жителям, пострадавшим от военного конфликта на Донбассе. Летом 2014 г. созданы церковный центр помощи беженцам, приюты для людей, оставшихся без жилья, пункты выдачи одежды и продуктов питания. В Москве в этом центре помогли более 20 тысячам людей.
«Систематически оказывается гуманитарная помощь нуждающимся мирным жителям на юго-восток Украины. С конца декабря 2014 г. Синодальный отдел по благотворительности отправил на юго-восток Украины более 500 т продуктов, что позволило обеспечить питанием более 80 тысяч человек», — рассказал епископ Пантелеи-мон [Там же].
РПЦ оказывает посильную помощь в восстановлении Сирии [12].
3 декабря 2017 г. в ходе своего выступления на Архиерейском соборе Президент РФ В. В. Путин заявил, что рассчитывает на то, что Русская Православная Церковь сможет оказать посильную помощь в деле послевоенного возрождения Сирии. «Рассчитываю, что Русская Православная Цер-
ковь, опираясь на свой авторитет в мире, окажет посильное содействие в объединении усилий мирового сообщества для возрождения Сирии», — объявил Президент РФ В. В. Путин в ходе выступления на соборе. По словам президента, православная церковь могла бы применить свои возможности для оказания гуманитарной помощи
О О ГЛ
гражданам пострадавшей от войны Сирии и оказать содействие в восстановлении разрушенных культурных центров [8].
Межрелигиозная делегация Рабочей группы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ в феврале 2017 г. побывала в Сирии и Ливане. Нуждающимся людям в Дамаске и Алеппо, а также в лагере беженцев в долине Бекаа на ливанско-сирийской границе отправлено 80 т одежды и продуктов питания, деньги на которые собраны верующими из России [13].
«Мы прекрасно понимаем, что Сирия является сегодня тем местом, где решается мировая политика... Несмотря на все это, мы, как люди веры, находимся вне политики. Мы готовы помогать всем, кто страдает там. Наша позиция не меняется: политикой пусть занимаются политики. Мы занимаемся благим делом — гуманитарной миссией», — заявил начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) С. Ряховский [6].
Глава Духовного собрания мусульман России муфтий А. Р. Крганов заявил: «Сирийский народ должен определить свою судьбу без какого-либо вмешательства извне» [Там же].
11 декабря 2017 г. в Москве состоялась встреча членов Межрелигиозной рабочей группы по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонаха Стефана (Игумнова) и председателя Духовного собрания мусульман России муфтия А. Р. Крганова с министром по делам вакуфов Сирийской Арабской Республики шейхом Мухаммадом
Абдус-саттаром Ас-Сайидом. М. Абдус-сат-тар Ас-Сайид высоко оценил роль России и российского народа в освобождении Сирии от террористов и поблагодарил религиозные общины России за оказываемую гуманитарную поддержку.
Исламские благотворительные организации играют важнейшую роль в миротворческой деятельности в разных регионах мира, способствуют участию сторон в ненасильственном разрешении политических, военных и социальных конфликтов, помогают людям, пострадавшим в бедствиях и войнах. Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова оказал гуманитарную помощь более 10 тыс. жителей и беженцев из Сирии, пострадавшим в результате военных действий. Крупные благотворительные акции проведены Фондом и для беженцев из Мьянмы.
«В период месяца Рамадан более 10 тысяч человек получили помощь Фонда в виде продуктов питания, одежды, предметов гигиены. Для них также проводится ифтар. В районе Касиюн города Дамаска, где живут наиболее бедные слои населения, по просьбе старейшин Фонд оказал помощь местным лечебным учреждениям», — отметил Глава Чеченской Республики Р. А. Кадыров. При этом Рамзан Ахматович добавил, что в то же время широкомасштабные акции проходят в городах Алеппо и Дамаск. «Кроме того, РОФ ежемесячно оказывает финансовую помощь более 400 детям-сиротам Алеппо и Дамаска. Такая работа ведётся уже более двух лет. Фонд наладил эффективную работу пунктов выдачи гуманитарной помощи» [9].
Р. А. Кадыров рассказал о благотворительной акции для беженцев из Мьянмы. «Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова организовал крупную благотворительную акцию, направленную на поддержание беженцев из Мьянмы. Их лагеря расположены вдоль границы на территории Бангладеш. В священный месяц Рамадан в семи лагерях беженцев проводится ежедневный ифтар для 5 тысяч человек. Эта акция ох-
ватит до 150 тысяч постящихся», — написал Р. А. Кадыров [Там же]. Президент Чеченской Республики сказал, что для медпунктов приобретён запас медикаментов и ингаляторов искусственного дыхания для 24 тысячи нуждающихся в медицинской помощи.
«В лагерях беженцев имелись проблемы с водоснабжением. РОФ профинансировал установку трёх водонапорных башен для питьевой воды по 20 т каждая, оборудованы 50 колодцев. Это значительно облегчило положение людей в лагерях», — отметил Р. А. Кадыров [9].
Более того, Фонд выделил средства на проведение других масштабных работ. Отреставрировано 10 мечетей в лагерях беженцев. Ста имамам мечетей оказана материальная помощь.
Глава Чечни на протяжении многих лет развивает связи с мусульманскими странами. Р. Кадыров выполняет роль посредника в общении с исламским миром. Работают чеченские власти и с диаспорой. Так, в прошлом году Благотворительный фонд имени Ахмата Кадырова в Германии, в Киле, провел благотворительную акцию в честь праздника Курбан-байрам — на торжественный ужин были привезены беженцы из Сирии, Ирака и других стран.
Следует упомянуть о проводимой правительством Чеченской Республики программе возвращения детей, вывезенных их родителями на территорию Сирии и Ирака. Процесс возвращения детей начался после того, как Р. А. Кадыров в июле 2017 г. разместил в Instagram видеоролик, снятый журналистами RT в приюте для детей в Багдаде. Он рассказал о судьбе российских детей, родители которых примкнули к ИГИЛ. Ребят вывезли из страны, а потом бросили после освобождения в г. Мосул. В репортаже газеты "The New York Times" из Грозного сообщается, что речь идет о сотнях, а по некоторым данным, о тысячах детей, которых с собой привезли родители, находящиеся в САР для поддержки Исламского государства (террористическая организация, деятельность которой запрещена в России). Благодаря активной по-
мощи Р. А. Кадырова, за это время удалось возвратить 71 ребенка и 26 женщин. По словам министра Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Дж. Умарова: «Стране, которая предпочитает выигрывать войны с помощью ракетных ударов с массовым человекоубийством, разумеется, не понятно, как можно спасать детей противника, когда они по "расчету" должны погибнуть вместе с нехорошими родителями. По-американски это вполне "гуманно". А тут Россия с её снисходительностью возвращает несчастных малышей к их дедушкам и бабушкам, нарушая заокеанскую стратегию установления глобальной "демократии"» [11].
Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова оказал гуманитарную помощь жителям Донбасса, отправляя в Народные ре-
спублики Донецка и Луганска сотни тонн продуктов и товаров первой необходимости [3]. РОФ имени Ахмата Кадырова создан в 2004 г. в целях оказания благотворительной помощи нуждающимся гражданам. За весь период существования Фондом оказана помощь десяткам тысяч остронуждаю-щихся людей как в России, так и за ее пределами.
Заключение. Таким образом, гуманитарная дипломатия Русской Православной Церкви и Исламских организаций как факторов «мягкой силы» в продвижении духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации является особенно значимой. Она играет одну из ключевых ролей в формировании процессов политической коммуникации, что очень важно в условиях политической нестабильности в системе современных международных отношений.
Список литературы_
1. Безчастная М. России нужно готовиться к столетию хаоса (интервью) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aurora.network/articles/ (дата обращения: 26.01.2019).
2. История китайской философии / под ред. М. Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1989. 552 с.
3. Кады1ров Р. Чечня доставила в Донбасс крупную партию гуманитарной помощи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ria.ru/society/ (дата обращения: 05.01.2019).
4. Косачев К. России нужны новые подходы к «мягкой силе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rg.ru/kosachev-site.htm (дата обращения: 01.02.2019).
5. Минаев С. Интервью Сергея Лаврова. Интервью № 133 // Esquire.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.esquire.ru (дата обращения: 10.02.2019).
6. Миссия религиозных деятелей РФ в Сирии находится вне политики [Электронный ресурс ]. Режим доступа: https://www.ria.ru/religion/ (дата обращения: 15.02.2019).
7. Наумов А. Мягкая сила и внешнеполитический имидж Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/ (дата обращения: 30.01.2019).
8. Путин В. Рассчитываю на помощь РПЦ в деле возрождения Сирии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.riafan.ru/ (дата обращения: 03.02.2019).
9. РОФ имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадыгрова проводит масштабные благотворительные акции в Сирии и в лагерях беженцев из Мьянмы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. chechnya.gov.ru/ (дата обращения: 14.02.2019).
10. Церковная благотворительность: главные итоги за 25 лет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.diaconia.ru/ (дата обращения: 29.02.2019).
11. Чеченский министр признался, зачем Россия возвращает детей боевиков из Сирии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nsn.fm/ (дата обращения: 26.02.2019).
12. Representatives of the Russian Orthodox Church take part in session of the Presidential Council for Coordination with Religious Organizations [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mospat.ru/ en/2017/03/31/news143985/ (дата обращения: 11.01.2019).
13. Russian Orthodox Church to continue humanitarian projects in Syria [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tass.com/society/1031377 (дата обращения: 12.02.2019).
References_
1. Bezchastnaya M. Rossii nuzhno gotovitsya k stoletiyu haosa (interviyu) (Russia needs to prepare for the centenary of chaos (interview)). Available at: http://www.aurora.network/articles/ (Date of access: 26.01.2019).
2. Istoriya kitayskoy filosofii (History of Chinese philosophy) / ed. M. L. Titarenko. Moscow: Progress, 1989.552 p.
3. Kadyrov R. Chechnya dostavila v Donbass krupnuyu partiyu gumanitarnoy pomoshchi (Chechnya delivered a large batch of humanitarian aid to Donbass). Available at: https://www.ria.ru/society/ (Date of access: 05.01.2019).
4. Kosachev K. Rossii nuzhny novye podhody k "myagkoy sile" (Russia needs new approaches to "soft power"). Available at: https://www.rg.ru/kosachev-site.htm (Date of access: 01.02.2019).
5. Minaev S. Interviyu Sergeya Lavrova. Interviyu № 133 (Interview with Sergey Lavrov. Interview number 133); Esquire.ru. Available at: https://www.esquire.ru (Date of access: 10.02.2019).
6. Missiya religioznyh deyateley RF v Sirii nahoditsya vne politiki (The mission of religious leaders of the Russian Federation in Syria is out of politics). Available at: https://www.ria.ru/relLgion/ (Date of access: 15.02.2019).
7. Naumov A. Myagkaya sila i vneshnepoliticheskiy imidzh Rossiyskoy Federatsii (Soft power and the foreign policy image of the Russian Federation). Available at: http://www.perspektivy.info/rus/ (Date of access: 30.01.2019).
8. Putin V. Rasschityvayu na pomoshch RPC v dele vozrozhdeniya Sirii (Count on the help of the Russian Orthodox church in the revival of Syria). Available at: https: //www.riafan.ru/ (Date of access: 03.02.2019).
9. ROF imeni Geroya Rossii Ahmata-Hadzhi Kadyrova provodit masshtabnye blagotvoritelnye aktsii v Sirii i v lageryah bezhentsev iz Myanmy (ROF named after the Hero of Russia Akhmat-Khadzhi Kadyrov holds large-scale charity events in Syria and in refugee camps from Myanmar). Available at: http://www.chechnya. gov.ru/ (Date of access: 14.02.2019).
10. Tserkovnaya blagotvoritelnost: glavnye itogi za 25 let (Church charity: the main results for 25 years). Available at: http://www.diaconia.ru/ (Date of access: 28.02.2019).
11. Chechenskiy ministr priznalsya, zachem Rossiya vozvrashchaet detey boevikov iz Sirii (The Chechen minister confessed why Russia is returning children of militants from Syria). Available at: http://www.nsn.fm/ (Date of access: 26.02.2019).
12. Representatives of the Russian Orthodox Church take part in session of the Presidential Council for Coordination with Religious Organizations (Representatives of the Russian Orthodox Church take part in session of the Presidential Council for Coordination with Religious Organizations). Available at: https://www.mospat. ru/en/2017/03/31 /news143985/ (Date of access: 11.01.2019).
13. Russian Orthodox Church to continue humanitarian projects in Syria (Russian Orthodox Church to continue humanitarian projects in Syria). Available at: http://www.tass.com/society/1031377 (Date of access: 12.02.2019).
Коротко об авторе_ Briefly about the author
Вольтер Ольга Владимировна, д-р полит. наук, канд. филос. наук, член Российской ассоциации политической науки, член-корреспондент РАЕН, Российская академия естественных наук, г. Армавир, Россия. Область научных интересов: политические и национальные идеологии, политическая роль религиозных организаций, национальня политика и национальные отношения, региональная геополитика, проблемы национальной безопасности, политические процессы [email protected]
Olga Volter, doctor of political sciences, candidate of the philosophical sciences, member of the Russian Association of Political Science, associate member of the RANS, Russian Academy of Natural Sciences, Armavir, Russia. Shere of scientific interests: political and national ideologies, political role of religious organizations, national politics and national relations, regional geopolitics, problems of national security, political processes
Образец цитирования _
Вольтер О. В. Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви и исламских благотворительных организаций как проявление политики «мягкой силы» в построении межнациональных связей и гуманитарной дипломатии // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 4. С. 39-46. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-4-39-46.
Voltar O. Peace-making efforts of the Russian orthodox church and Islamic charitable organization as manifestation of "Soft power" in international relations and humanitarian diplomacy formation // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 4, pp. 39-46. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-4-39-46.
Статья поступила в редакцию: 04.04.2019 г. Статья принята к публикации: 18.04.2019 г.