Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКИ В КИНЕМАТОГРАФЕ'

РОЛЬ МУЗЫКИ В КИНЕМАТОГРАФЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиасреда
Область наук
Ключевые слова
музыка / музыка в кино / музыка как драматургический элемент кинематографа / влияние музыки на человека / роль музыки в кино

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анастасия Андреевна Мерзлякова

Целью нашей работы является изучение роли музыки в кинематографе. Теоретическая значимость работы заключается в изучении и раскрытии драматургического потенциала музыки в кинематографе. В нашей статье мы узнали, что такое музыка и как она влияет на слушателей. Изучили теории Чарльза Дарвина и Леонарда Мейера о появлении музыки и ее значении в истории человечества. Благодаря трудам Н.Л. Соловьевской мы углубились в историю психосоматики и узнали, как с помощью нее музыка действует на организм человека. Разобрали основные примеры из медицинских исследований и истории о позитивном влиянии музыки на человека. Рассмотрели, кто из известных режиссеров отводит музыке важнейшую роль в своих фильмах. Проанализировали примеры в сфере кинематографа и сериалопроизводства, в которых музыка влияет и на героев, и на зрителей. Изучили, как правильно использовать музыку в аудиовизуальных продуктах, а также каким факторам она подчиняется. Данная статья может использоваться в изучении драматургического потенциала музыки в сфере кинематографа, а также поможет в практической деятельности при создании фильма как медиапродукта. Работа опирается на научные труды следующих исследователей: А.А. Ганшиной, Ю.М. Лотмана, Л. Эгри, Л.Н. Нехорошева, О.А. Платоновой, И.Н. Суворова и А.Л. Гройсмана и К.В. Киуру. В работе использованы общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение. Автор приходит к выводу о том, что музыка является сильным драматургическим элементом кинематографа, оказывающим воздействие на кинозрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКИ В КИНЕМАТОГРАФЕ»

Медиасреда. 2024. № 1. С. 91-95. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 1: 91-95. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 77:78

DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-1-91-95 РОЛЬ МУЗЫКИ В КИНЕМАТОГРАФЕ Анастасия Андреевна Мерзлякова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]

Аннотация. Целью нашей работы является изучение роли музыки в кинематографе. Теоретическая значимость работы заключается в изучении и раскрытии драматургического потенциала музыки в кинематографе.

В нашей статье мы узнали, что такое музыка и как она влияет на слушателей. Изучили теории Чарльза Дарвина и Леонарда Мейера о появлении музыки и ее значении в истории человечества. Благодаря трудам Н. Л. Соловьевской мы углубились в историю психосоматики и узнали, как с помощью нее музыка действует на организм человека. Разобрали основные примеры из медицинских исследований и истории о позитивном влиянии музыки на человека. Рассмотрели, кто из известных режиссеров отводит музыке важнейшую роль в своих фильмах. Проанализировали примеры в сфере кинематографа и сериалопроизводства, в которых музыка влияет и на героев, и на зрителей. Изучили, как правильно использовать музыку в аудиовизуальных продуктах, а также каким факторам она подчиняется.

Данная статья может использоваться в изучении драматургического потенциала музыки в сфере кинематографа, а также поможет в практической деятельности при создании фильма как медиапродукта. Работа опирается на научные труды следующих исследователей: А. А. Ганшиной, Ю. М. Лотмана, Л. Эгри, Л. Н. Нехорошева, О. А. Платоновой, И. Н. Суворова и А. Л. Гройсмана и К. В. Киуру. В работе использованы общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение. Автор приходит к выводу о том, что музыка является сильным драматургическим элементом кинематографа, оказывающим воздействие на кинозрителя.

Ключевые слова: музыка, музыка в кино, музыка как драматургический элемент кинематографа, влияние музыки на человека, роль музыки в кино.

Для цитирования: Мерзлякова А. А. Роль музыки в кинематографе// Медиасреда. 2024. № 1. С. 91-95. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-91-95

For citation: Merzlyakova A. A. (2024). The role of music in cinema. Mediasreda, 1: 91-95. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-91-95

Музыка - важная составляющая нашей жизни. Она может поспособствовать выражению наших эмоций, укрепить наше настроение и даже помочь справиться с трудностями.

Музыка имеет уникальную силу влиять на наше настроение. Когда мы чувствуем себя уставшими или подавленными, мы можем включить любимую песню и почувствовать, как к нам возвращается энергия, силы и вдохновение.

Музыка также может стать помощником в трудные времена. Когда мы испытываем горе, разочарование или стресс, музыка может стать нашим убежищем. Она помогает отвлечься от проблем, успокоить нервы и дать надежду. Но есть и обратная сторона влияния музыки на человека, негативная.

Кинофильмы обладают невероятной способностью переносить нас в ситуации, в которых мы не бывали, или через которые проходили сами. В вымышленные миры, которых никогда не существовало, или в миры, которые существовали очень давно. Фильмы дарят нам эмоции, переживания, страхи, слезы, смех, могут мотивировать или же наоборот вгонять в тоску, давать пищу для размышлений и множество мыслей после просмотра (Эгри 2020 : 430).

Под музыкой мы понимаем вид искусства, который объединяет в себе мелодию, ритм и гармонию. С помощью всего семи нот выстраиваются звуки, аккорды, тональности и ритмический рисунок, который может влиять на нас в той или иной степени (Ганшина 2021: 170). Все ноты фиксируются в нотной записи и называются партитурами, с помощью которых музыка находит свое воплощение во время исполнения. Известные музыкальные композиторы в своих творениях способны выражать свое настроение, ценности, мысли, чувства и переживания. Таким образом, можно отследить музыкальную тенденцию времени, в

которой жили композиторы, и понять, что они чувствовали во время войн, перестроек, природных катаклизмов и других событий, происходящих в их жизни и влиявших на них.

Музыка понятна каждому. Она дарит новый опыт и эмоции, вдохновляет и поддерживает. Приятная для нас музыка сопровождается выбросом дофамина, который связан с системой наслаждения и вознаграждения. Согласно первой теории, музыка - это просто язык. Об этом писал еще Чарльз Дарвин в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» (Дарвин 1871: 105). С помощью звуков общались еще обезьяны, например гиббон, который с помощью целой октавы музыкальных нот привлекал внимание самок, радовался добыче или благодарил силы природы за дождь.

Истории, мифологии и традиции, передающиеся из поколения в поколения, также объединяла музыка. Так, например, женщины, которые теряли мужей на войне или в ссылках, запевали лиричную минорную песню. Это помогало им принять утрату и быстрее справиться с потерей любимых. А рабочие в колхозах и на полях могли запевать радостную, мотивирующую песню во время косьбы травы. Это помогало им работать синхронно и быстрее закончить дело.

Философ Леонард Мейер еще в 1956 году предположил, что наша любовь к музыке обуславливается благодаря ее привычному для нас звучанию и знакомым моделям поведения. Здесь идет речь о второй теории музыки и композиционного анализа (Мейер 1967: 230). Раньше древнему человеку для того, чтобы выжить, приходилось искать привычные формы действия в определенных ситуациях, например на войне, охоте или рыбалке. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что музыка - это целый набор форм и паттернов, привычных для нас. Потому что в нашей любимой песне повторяются ноты, аккорды, трезвучия, мелодия и слова в припевах. Поэтому музыкальные исполнители стараются сделать припев или проигрыш самым запоминающимся отрывком в песне, ведь, услышав его, мы получаем дозу дофамина, необходимую для нашего мозга. И именно из-за этого нам меньше нравится жанр, с которым мы менее знакомы и который звучит для нас новым и непривычным.

В нашем мире стало много музыки на любой вкус. Даже на самый специфичный жанр найдется свой слушатель. Поэтому можно сделать вывод о том, что любая музыка и ее жанр способны охарактеризовать человека по его музыкальным предпочтениям.

У любой музыки есть мелодия. Именно она оказывает мощное воздействие на человека. Она может умиротворять, расслаблять, убаюкивать. Мелодия учит концентрации и помогает отвлечься от рутины и окружающих нас тревог, быть в моменте, замечая радостные мелочи, на которые раньше мы не обращали внимание. Благодаря грамотному сочетанию мелодии, слов и ритма, музыка может вызывать сильные эмоции, такие как тревоги и страх, слезы и боль. А может и радость, гармонию, счастье и даже любовь.

Музыка может быть позитивной и негативной. За это отвечают определенные вибрации, частота звуковой волны, тональность, мелодия и гармонические созвучия - мажор и минор.

Музыка довольно сильно может влиять на организм человека, и не только с точки зрения психологии. Наш организм, как и музыка, ритмичен: стук сердца, дыхание и работа легких, движение рук и ног при ходьбе. Поэтому часто нам хочется подстраивать свой шаг под бит в музыке или идти по улице, пританцовывая. Ритмичны и наши внутренние физиологические процессы, которых мы не замечаем -деление клеток и активность нейронов. Наше тело - один большой музыкальный инструмент и о нем необходимо заботиться: подтягивать струны, когда инструмент расстроен, ухаживать, протирать от пыли и держать в чистом, комфортном, сухом и теплом месте, чтобы не расклеиться.

Также на человека воздействуют и тембры - определенная индивидуальная окраска звука, позволяющая отличать звуки на разных частотах и с разными колебаниями. Так, благодаря особенному тембру звука определенного музыкального инструмента или голоса у человека может возникнуть Автономная Сенсорная Меридиональная Реакция - АСМР. Это то самое ощущение мурашек на коже, а иногда и покалывание в затылке (Соловьевская 2018: 115). Чаще всего такими звуками обладает фортепиано или орган, и одна лишь нота способа сильно влиять на слушателя, расслабляя и вызывая чувство удовольствия и даже эмоционального возбуждения. Поэтому мы можем чувствовать мурашки во время прослушивания любимой музыки или классической.

Кроме того, на нас влияет частота звуковой волны: к примеру, инфразвук может быть для нас смертельным, потому что такие звуковые волны имеют частоту гораздо ниже воспринимаемой нашим ухом. А музыкальные звуки, такие как супербасы, воздействуют на тело довольно специфически: вибрирует не только барабанная перепонка, но и все тело.

Мы ассоциируем музыку с чем-то живым, с тем, что способно издавать звуки. Человек сочетает эмоциональное впечатление с различными ощущениями: что он чувствует в момент прослушивания музыки, что ощущает его тело, как работает его мозг, какие мысли его посещают, доставляет ли музыка комфорт или же дискомфорт.

Музыка ассоциируется у нас также и с определенными периодами в жизни. С событиями, людьми, чувствами и эмоциями. Человеку свойственно прокручивать прожитые моменты в голове, представляя их,

визуализируя, желая испытать эмоции заново, или же наоборот, забыть их и никогда не вспоминать. Но каждый раз, слыша знакомую музыкальную композицию, человек невольно возвращается в прошлое.

Гармония тела и души неразделимы. Примерно в V веке до нашей эры ученики Пифагора, пифагорейцы, выдвинули идею о том, что музыка способна управлять состоянием тела помимо управления чувствами. Ямвлих говорил о Пифагоре: «Он сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти, и устанавливается изначальная гармония душевных сил. Он придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела» (Гройсман 2003: 187). Эта цитата как нельзя лучше описывает влияние музыки на человека, которое изучалось еще несколько сотен лет до нашей эры.

Предлагаем разобрать основные примеры позитивного влияния музыки на человека:

В Библии сказано, что молодой пастух и музыкант Давид, служа царю Саулу, играл для него на гуслях для душевного успокоения, так как царя «тревожил злой дух» (Андрущенко 2001: 54).

Также, исследователи выяснили, что классическая музыка способна снизить кровяное давление и замедлить сердцебиение. На кровоток и сердце лучше всего действуют мелодии, наполненные звуковыми акцентами и чередующимися быстрыми и медленными тактами (Бехтерева 2015: 894). Таким образом, арии из оперы итальянского композитора Дж. Верди, которым предшествуют десятисекундные музыкальные вступления, отлично синхронизируются с сердечно сосудистым ритмом, успокаивая и умиротворяя слушателя.

Правильно подобранные мелодии хорошо помогают в работе с памятью и бессознательным. Об этом заявили практикующие музыкальные терапевты-психологи (Суворов 2021: 26). Звуки могут взаимодействовать с ассоциациями, помогая пациентам достать наружу актуальные воспоминания или забытые переживания из подсознания (Березуцкий 2019: 79).

Также, можно заметить, что в спортзалах также играет музыка, и не только для мотивирующего настроя. Согласно исследованиям, музыка во время тренировок увеличивает результативность спортсменов на 20% (Кузнецов 2007: 75). Во время занятий спортом музыка способствует расслаблению мышц, особенно во время бега или скандинавской ходьбы, и даже может применяться в качестве дополнительной реабилитационной терапии для поддержания хорошей физической формы у людей, страдающих болезнями сердца или ожирением.

Отличным примером позитивного влияния музыки является известный художник Илья Репин, который в свое время часто бывал на концертах классической музыки. Вдохновившись знаменитым композитором Римским-Корсаковым и его симфонической сюитой «Антар», Репин захотел отразить особое настроение на холсте. Таким образом родилась картина «Иван Грозный».

Теперь нам необходимо окунуться в роль музыки в кинематографе и узнать, почему она так важна в любом аудиовизуальном контенте.

Не секрет, что каждый режиссер кропотливо подбирает музыку к своим фильмам. Некоторые сценаристы, вдохновившись музыкальной композицией, написали свои культовые сценарии (Нехорошев 2009 : 344). Например, Квентин Тарантино. Он является и режиссером, и сценаристом своих фильмов. Для него использование определенной музыки в фильмах чрезвычайно важно. Именно она определяет его проект, а его сценарий идеально сбалансирован песнями, на основе которых строится повествование. Перед тем, как приступить к работе, первым делом он пересматривает коллекцию своих пластинок и в процессе прослушивания песни пытается найти в них личность героя, ощутить дух сюжета. Зачастую Тарантино опирается на собственные эмоции, ностальгию, воспоминания и чувства, связанные с той или иной композицией.

Джим Джармуш, известный своими картинами «Мертвец» и «Выживут только любовники», является режиссером-меломаном. В его фильмах музыка всегда играет либо за кадром, либо главные герои включают музыку прямо в кадре. Также определенная музыкальная композиция в его кинокартинах принадлежит какому-то герою, олицетворяет его и дополняет образ.

У Кристофера Нолана в фильмах хорошо раскрывается драматургический потенциал музыки. Звуки в его фильмах разнообразные: они гудят, скрипят, пульсируют, протяжно стонут. Но отличительная черта во всех фильмах Нолана - музыка у него всегда минорная. А у его композитора Ханса Циммера в музыке всегда прослеживается нагнетание, резкий переход с громкого звучания на тихое.

Также музыка в фильмах может быть не только фоновой или для описания персонажей, но и для своеобразного спасения героев или их успокоения (Лотман 1973 : 135). Так, в одном эпизоде сериала «911: служба спасения» оператор колл-центра 911 Мэдди Бакли во время поступившего вызова поет песню парню, у которого перед музыкальным прослушиванием случилась паническая атака, тем самым приводя его душевное состояние в норму, успокаивая его, вселяя в него надежду и уверенность в себе.

В сериале «Локи» в одном из эпизодов героиня Сильвия приходит в магазин с музыкальными пластинками и слушает музыку в наушниках, с целью «избавления от тревог».

Сериал «Меломанка» полностью посвящен теме музыки. Здесь каждая композиция описывает душевное состояние главной героини Робин Брукс, помогая ей забыться, вернуться вместе со зрителем в прошлое героини, тем самым показав атмосферу своих жизненных периодов, связанных с определенной музыкальной композицией, окунуться в мир мелодий, ритмов, нот и звуков, о чем главная героиня сама не раз говорит зрителям закадровым голосом, ломая при этом четвертую стену.

В популярном сериале «Очень Странные Дела» героиня Макс Мейфилд на протяжении всего четвертого сезона слушает песню Running Up That Hill исполнительницы Kate Bush, которая в последней схватке с монстром помогает ей выйти из оцепенения и остаться в живых.

В фильме «Стражи Галактики» режиссера Джеймса Ганна музыка также играет очень важную роль. Здесь музыка важна для самого главного героя - Звездного Лорда - Питера Квилла, потому что для него она является связью с прошлым, с детством и со счастливой беззаботной жизнью на земле рядом с матерью. Музыка в этом фильме и передает настроение, мотивирует, и заставляет танцевать тех, кто до этого никогда не танцевал и не любил. Например, песня The Chain группы Fleetwood Mac проходит лейтмотивом через все фильмы и рассказывает о неразрывной, глубокой и внутренней душевной связи героев друг с другом. И несмотря на все противоречия и различия в характерах и судьбах, они все равно вместе как единая цепь.

В кино музыка создает особо эмоциональное настроение, наполненное смыслами и подтекстами. Благодаря правильно подобранной музыке, режиссер способен создать определенные условия для сопереживания, в которые помещен герой, и нашего участия как зрителя, будучи по ту сторону экрана (Платонова 2020 : 96). Также музыка способна аудиально показать то, что не получается показать с помощью визуального языка, усилить эмоциональную окраску и визуальное решение. Музыка и визуал могут существовать отдельно, но только в совокупности, дополняя друг друга, можно создать полноценный кинопродукт (Киуру 2022 : 75). Музыка оставляет большой флер эмоционального восприятия, когда мы заканчиваем просмотр того или иного фильма.

Самой большой наградой для режиссера и музыкального исполнителя, принявшего участие в написании музыки для фильма является напевание зрителями песни, которая играла в тот или иной момент в фильме, и плотная неразрывная ассоциация песни с фильмом, в котором она играла. Отличными примерами послужат такие фильмы как «Отряд Самоубийц» 2016 года режиссера Дэвида Эйера, в котором играют песни популярного исполнителя Эминема Without me и группы Twenty One Pilots Heathens; фильм «Веном» 2018 года режиссера Рубена Флейшера, в котором саундтреком послужила песня Venom Эминема или же мультсериал 2024 года «Люди Икс 97» режиссера Джейка Касторена, который использовал в пятом эпизоде песню популярной группы Ace of Base Happy Nation, возродив музыкальную композицию 1992 года, дав ей вторую жизнь.

Все вышеперечисленные пункты очень важны как для зрителя, так и для драматурга, а примеры доказывают позитивное влияние музыки на человека. Драматургический потенциал музыки в кинофильмах позволяет настроить зрителя на определенное настроение перед просмотром, во время и после. За это в фильме отвечают титры, во время которых также должна звучать музыка.

Список источников

Андрущенко Е. Ю. Библейский сюжет в музыке нашего времени: особенности интерпретации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2001. № 3. С. 53-55.

Березуцкий В. И. Музыкальная терапия в лечении болезни Альцгеймера // Международный неврологический журнал. 2019. № 3(105). С. 77-85.

Бехтерева, А. И. Влияние музыки на человека // Томский государственный архитектурно-строительный университет. 2015. С. 893-896.

Ганшина А. А. Мастерство кинодраматурга : учебное пособие. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2021. 170 с.

Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества : учебное пособие / под общей редакцией В. А. Андреева. Москва : Когито-центр, 2003. 187 с.

Киуру, К. В. Драматургический дизайн, нарративный дизайн и визуальный сторителлинг как этапы создания медиапродукта // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3(45). С. 73-80. DOI 10.47475/2070-0695-2022-10308.

Кузнецов И. А. Использование музыки на спортивных тренировках и ее влияние на мотивацию человека // Аспирант и соискатель. 2007. № 2(39). С. 73-75.

Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин : Изд-во «Ээсти Раамат», 1973. 135 с.

Нехорошев, Л. Н. Драматургия фильма. Москва : ВГИК им. С.А. Герасимова, 2009. 344 с.

Платонова О. А. Киномузыка: к проблеме комплексного анализа // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2020. № 1(55). С. 94-100.

Соловьевская Н. Л. История развития психосоматики. Труды Кольского научного центра РАН. 2018. Т. 9. № 11-15. С. 110-120.

Суворов И. Н. Влияние музыки на организм человека // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 2-1(70). С. 26-27.

Эгри Л. Искусство драматургии. Творческая интерпретация человеческих мотивов. Москва : Альпина нонфикшн, 2020. 430 с.

Charles D. The Descent of Man and Selection in Relation to Sex (1 ed.). London: John Murray, 1871. p. 105. Leonard B. Meyer. Music, the Arts, and Ideas // University of Chicago Press, 1967. p. 230.

Эйер Д. Отряд Самоубийц : кинофильм. США. 2016.

Флейшер Р. Веном : кинофильм. США, Китай. 2018.

Касторена Д. Люди Икс 97 : мультсериал. США, Южная Корея. 2024.

Джармуш Д. Мертвец : кинофильм. США, Германия, Япония. 1995.

Джармуш Д. Выживут только любовники : кинофильм. Великобритания, Германия, Греция, Франция. 2012.

Смитт Т. 911: служба спасения : телесериал. США. 2018. Бенсон Д. Локи : телесериал. США. 2021. Лионн Н. Меломанка : телесериал. США. 2020. Леви Ш. Очень странные дела : телесериал. США. 2016. Ганн Д. Стражи галактики : кинофильм. США. 2014.

Информация об авторе

А. А. Мерзлякова - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета

Научный руководитель: Константин Валерьевич Киуру - доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 14.05.2024; одобрена после рецензирования 29.05.2024;

принята к публикации 07.06.2024. The article was submitted 14.05.2024; approved after reviewing 29.05.2024; accepted for publication 07.06.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.