Научная статья на тему 'Роль музыкального сопровождения на занятиях оздоровительными видами гимнастики и бильярда со студентами медицинской группы'

Роль музыкального сопровождения на занятиях оздоровительными видами гимнастики и бильярда со студентами медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / MUSIC / EXERCISE / HEALTH OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонова Оксана Вячеславовна

Рассмотрены взаимосвязь движения и музыки на основе оздоровительных видов гимнастики и бильярда со студентами специальной медицинской группы, представляющая сопряжённое воздействие на организм и психику, что является весьма важным инструментом в повышении двигательной активности. Показано, что музыкальное сопровождение обладает действенным эффектом и способствует решению оздоровительных задач, повышению мотивации к занятиям физической культуры, улучшению настроения и проявлению интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамонова Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MUSICAL ACCOMPANIMENT IN THE CLASSROOM WELLNESS GYMNASTICS AND BILLIARDS FOR STUDENTS WITH SPECIAL MEDICAL GROUP

In the work considered the motion relationship and music on the basis of improving kinds of gymnastics and snooker with students of special medical group representing the conjugate effect on the body and mind, which is a very important tool in increasing physical activity. It is proved that music has an effective means of physical training, relating to methodological factors and decide upon major health problems, increases motivation in physical culture, improves mood, and shows interest.

Текст научной работы на тему «Роль музыкального сопровождения на занятиях оздоровительными видами гимнастики и бильярда со студентами медицинской группы»

Kodaneva Lubov Nikolaevna, candidate of pedagogical Science, senior lecturer, kodaneva61 amail.ru, Russia, Moscow, Russian Peoples' Friendship University,

Shulyatev Vladimir Mikhailovich, doctor ofpedagogical Science, head of Department, vlshulyatevayandex.ru, Russia, Moscow, Russian Peoples' Friendship University,

Puhkina Valentina Nicolaevna, doctor of biological Science, professor, taiss43ayandex.ru, Russia, Moscow, Russian Peoples' Friendship University,

Ruth de Silva Tawares, postgraduate student, ruthtavares66@hotmail. com, Russia, Moscow, Russian Peoples' Friendship University

УДК 796.41:796.382

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ГИМНАСТИКИ И БИЛЬЯРДА СО СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

О.В. Мамонова

Рассмотрены взаимосвязь движения и музыки на основе оздоровительных видов гимнастики и бильярда со студентами специальной медицинской группы, представляющая сопряжённое воздействие на организм и психику, что является весьма важным инструментом в повышении двигательной активности. Показано, что музыкальное сопровождение обладает действенным эффектом и способствует решению оздоровительных задач, повышению мотивации к занятиям физической культуры, улучшению настроения и проявлению интереса.

Ключевые слова: музыкальное сопровождение, физические упражнения, здоровье студентов специальной медицинской группы.

В настоящее время элективная дисциплина «Физическая культура», является многофункциональной и может основываться на разных компонентах двигательной активности. Основой этих компонентов являются ритмические единицы, соразмерные во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Такими компонентами могут служить двигательные действия, движения, соразмеримо выполняемые под музыкальное сопровождение с древнейших времен. Исторически музыку и движения относят к средствам управления сознанием и поведением людей, регулирования их умственной и физической деятельности и эстетического наслаждения, которые имеют широкое место в современной науке.

Сегодняшняя наука, под воздействием общих тенденций также трансформируется, интегрируя в себя подходы и методы других наук и, в частности, психологии, музыкальной и танцевальной терапии, биологической физики, музыкальной педагогики [1]. Более того, преобразования в сфере физической культуры, как и в любой отрасли научного знания, обусловлены не только развитием её теоретико-методологических основ, но и запросами практики. Важнейшей, задачей экономического университета для теоретических и практических занятий в

области физической культуры является повышение уровня физического и психического здоровья учащихся, а именно для студентов специальной медицинской группы (СМГ). Эти студенты не имеют повышенный интерес к физкультурным занятиям, но имеют огромное желание добиться в улучшении состояния здоровья. Занятия с указанной группой проводятся, не превышая жёсткий временной регламент занятий физическими упражнениями, что обусловлено высокими учебными нагрузками, а также отклонениями в состоянии здоровья.

На основании выше сказанного можно отметить, что существенным потенциалом для решения поставленных задач на занятиях со студентами СМГ, на наш взгляд, может являться сопряжённое воздействие физических упражнений и музыкального сопровождения с учётом оптимальных возможностей их использования для повышения эффективности обучения на практических занятиях и выполнение контрольных заданий на оценку результативности, в частности, развития двигательных и музыкальных способностей, улучшения функционального и психического состояния занимающихся [4].

Развитие элективной дисциплины «Физическая культура» на современном этапе со студентами специальной медицинской группы, включает гуманистические идеалы, обращение к декларируемому, но не реализованному в полной мере холистического подхода, происходит реконструкция внедрения музыки в нетрадиционные оздоровительные виды гимнастики (танцевально-оздоровительный фитнес, йога, фитбол, пилатес, аквааэробика, атлетическая гимнастика, восточные единоборства) и нетрадиционный вид спорта бильярд, в которых традиционно и нетрадиционно используется музыка [2, 3].

Доказано, что в настоящее время восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения, обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра, выработку гормонов.

Авторы, изучавшие применение музыки в занятиях физической культурой (Ишанова О.В., Кулагин С.И., Ростовцева М.Ю. и др.), установили непосредственное влияние музыки на длительность тренировочных упражнений, динамику занятий физкультурными упражнениями, развитие координации движений, воспитание у занимающихся чувства, понимания ритма, такта мелодии, музыкального вкуса. Исследуя данную тему, мы считаем, что применение музыки на занятиях оздоровительными видами гимнастики и бильярдом способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия, ускоряет процессы овладения техникой движения.

Также автор методического пособия (Смирнов И.Ю.) рекомендует для студентов СМГ проводить занятия по физической культуре в сопровождении музыки при повышенной раздражительности и нарушении

сна. Также нами рекомендуется использовать музыкальное сопровождение ежедневно при хорошем и плохом самочувствии, при выполнении контрольных упражнений, где музыка поднимает бодрость духа и повышает интерес, а также при использовании в целях профилактики восстановительной, коррекционной, релаксирующей и дыхательной части оздоровительных видов гимнастики.

Важно отметить, что положительный потенциал музыки является весьма сложным, специфичным и многогранным инструментом воздействия на организм и психику студентов СМГ. Тем самым для этой группы организация музыкальных движений имеет ключевое значение, которое с одной стороны может быть, как правильное её применение, в облегчении процесса занятий физическими упражнениями и оказании позитивного влияния на психофизическое и эмоциональное состояние занимающихся, так и, напротив, затруднит процесс занятий, и окажет негативное влияние.

Следует сказать, что для студентов СМГ широкое, но неоднозначное воздействие музыки на организм и психику при довольно стихийной практике её применения в занятиях физическими упражнениями актуализирует социально-педагогическую проблему грамотного и научно обоснованного применения музыкального сопровождения на занятиях физическими упражнениями и их регулирования.

Организация исследования. Исследование проведено на базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, с сентября 2015 по май 2016 учебного года, в результате исследования студентов СМГ определено, что регулярное использование музыкального сопровождения на занятиях преподавателями имеет огромную пользу, которая обусловлено выделила три типа применения музыкального сопровождения в оздоровительных видах гимнастики (ОВГ) и бильярде со студентами СМГ -звуколидер, психолидер, фон. Основной приоритетной задачей набора этих типов для занятий оздоровительными видами гимнастики и бильярдом со студентами СМГ является: звуколидер - создание стилистического, образного музыкального сопровождения и использование его в танцевально-оздоровительном фитнесе, фитболе, аквааэробике; психолидер - содействие концентрации создания занимающихся на внутренних душевных и телесных ощущениях за счет влияния специально подобранных средств музыкальной выразительности на подсознание для йоги, пилатес, восточных единоборств (ушу); фон - отвлечение от монотонной работы, снятия психоэмоционального напряжения можно использовать в бильярде, плавание и атлетической гимнастике. В зачетный (контрольный) период, в тех случаях, где требуется отвлечение студентов СМГ от угнетающих их мыслей и чувств классическая симфоническая и инструментальная музыка играет положительную роль, особенно современная симфоническая и инструментальная музыка, содержащая зачастую элементы какофонии.

Результаты исследования. Для определения результатов в применении музыкального сопровождения по приоритетной задаче, было

проведено исследование занятий по ОВГ и бильярду с целью выявления влияния на эффективность обучения студентов СМГ. Для реализации данной цели, были поставлены задачи: проанализировать влияние музыкального сопровождения на студентов СМГ и экспериментально исследовать специфику влияния музыкального сопровождения занятий по ОВГ и бильярду на эффективность обучения студентов СМГ.

Для изучения данной проблемы был проведён эксперимент, который состоял из двух этапов: на первом - учебное занятие проводилось в полнейшей тишине, на втором - учебные занятия проводились с использованием музыкального сопровождения, в виде специально подобранных музыкальных треков в разных жанрах.

Для определения общего физического и эмоционального состояния студентов СМГ, мы применили диагностическую методику «Самооценки эмоциональных состояний». Авторами методики являются А. Уэссман и Д. Рикс. Методика предполагает следующую процедуру: испытуемым предлагается опросник, бланк для ответов и письменная инструкция: «Выберите то суждение, которое наиболее точно описывает ваше состояние сейчас. Благодаря данной методике измеряются следующие показатели: «Спокойствие - тревожность»; «Энергичность - усталость»; «Приподнятость - подавленность»; «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности»; сумма по четырем шкалам оценки состояния.

В результате выполненного опроса по методике А. Уэссман и Д. Рикс, проведенного со студентами СМГ выявлено следующее, что позитивные эмоции получили на первом этапе 0,4 % чел., а на втором -0,86 % чел. По сравнению с первым этапом, на втором этапе наблюдалось увеличение на 0,46 % в сторону музыкального сопровождения. Диагностика проводилась в два этапа, результаты представлены в таблице.

Диагностика студентов СМГ на влияние музыкального сопровождения при выполнении физических упражнений

Задание (п=15) Время 1 -й этап (раз) 2-й этап (раз) Разница результатов

В фитнес зале

«Танцевально-оздоровительная связка» 1 мин 1,12 2,34 1,22

«Степ шаг» 1 мин 41,33 45,25 3,92

«Из руки в руку переброска 3 -х кг мяча» 1 мин 38,85 43,45 4,6

«Прокручивание плечами в двое сложенную скакалку» 1 мин 21,14 29,67 8,53

В бильярдном зале

«Прокат в один размер» 1 мин 1,64 2,93 1,29

«Накат в среднюю лузу» 1 мин 2,83 3,21 0,38

Таким образом, роль музыкального сопровождения на занятиях огромна и оказывает положительное влияние на целенаправленную деятельность студентов СМГ (на 4%) способствуя ритмической перестройке организма, при которой можно констатировать её актуальность и необходимость применения в процессе занятий физическими упражнениями заимствованных из бильярда и оздоровительных видов гимнастки, опираясь на три основных элемента, достигая аэробный эмоциональный баланс через фактор уменьшения стресса, эндорфинный эффект и принцип личностных изменений.

Список литературы

1. Интеграция традиционных видов спорта и фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. №9. С. 19-21.

2. Мамонова О.В. Бильярд в коррекции психофизического состояния студентов-экономистов // Теория и практика физической культуры. 2016. № 4.С. 17.

3. Мамонова О.В., Гаджиев Д.М., Пихаев Р.Р. Виды оздоровительной гимнастики и бильярда в физическом воспитании студентов-экономистов // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. №2 (7). С.200-205.

4. Мамонова О.В., Нуцалов Н.М., Заппаров Р.И. Оценочные средства по бильярду в рамках физического воспитания студентов экономистов // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь, 2016. С. 70-74.

Мамонова Оксана Вячеславовна, преподаватель, mamonova-o-v anutil.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

ROLE OF MUSICAL ACCOMPANIMENT IN THE CLASSROOM WELLNESS GYMNASTICS AND BILLIARDS FOR STUDENTS WITH SPECIAL MEDICAL GROUP

О. V. Mamonovа

In the work considered the motion relationship and music on the basis of improving kinds of gymnastics and snooker with students of special medical group representing the conjugate effect on the body and mind, which is a very important tool in increasing physical activity. It is proved that music has an effective means of physical training, relating to methodological factors and decide upon major health problems, increases motivation in physical culture, improves mood, and shows interest.

Key words: music, exercise, health of students of special medical group.

Mamonova Oksana Vyacheslavovna, lecturer, mamonova-o-vamai/.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Economics named after G. V. Plekhanov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.