замерзание, алкогольная интоксикация)»18. Тоже самое наблюдалось и в структуре детской смертности - в большинстве случаев общая детская смертность связана с злоупотреблением алкоголя.
Но самая тяжелая ситуация была у тофаларов. Лишенные привычного уклада и даже привычных вещей, оторванные от тайги и своей религии, они стали пить еще больше. В колхозах при существовавшей системе и уравнительной оплате труда, когда человек еженедельно авансировался 50 рублями еще тех денег, их хватало лишь на бутылку спиртного, а чаще на пару флаконов одеколона, пять пачек чая и десять буханок хлеба19.
Разными комиссиями, курировавшими положение в Тофаларии, неоднократно отмечалось, что завозилось большое количество водки. Только за первое полугодие 1959 г. на каждого взрослого было продано спиртного приблизительно на 1000 рублей20.
В 1961 г. было введено ограничение продажи спиртных напитков, а в 1962 году отмечалось, что в связи с ограничением продажи спиртных напитков отмечены отравления одеколонами21. Таким образом, в случае даже небольшого перерыва, тофы начинали пить всякие суррогаты. После спиртосодержащих привозов производственная деятельность в поселках замирала ровно настолько, насколько хватало спирта.
Зачастую для разрешения трудных ситуаций медицинские работники не могли прибыть к больному во время. Это было обусловлено, прежде всего, отсутствием дорог, наличие профессионального медицинского персонала и отсутствием национальной политики. Одним из основных недостатков этой политики, как уже отмечалось, являлось игнорирование преемственности как фактора общественного прогресса.
----------♦'------------
УДК 74.200.25 Т.Е. Васильева
РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Автор статьи представляет различные мнения ведущих ученых и музейных деятелей, которые занимались исследованием проблем музейной педагогики, отмечая, что музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе образования и воспитания, помочь человеку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, при которой самым главным оказываются человеческие отношения.
Исследованием проблем музейной педагогики, как междисциплинарной области научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения, занимались такие ученые и музейные деятели, как А.В. Бакушинский, А.Г. Бойко, Е.Г. Ванслова, М.А. Волчкова, Д. Камерон, Н.А. Кульчинсая, А. Лихтварк, Н.Г. Макарова, Н.Д. Рева, Б.А. Столяров, Н.Ф. Федоров, М.Ю. Юхневич и другие. Образование, как адресный институт передачи культурного опыта, всегда стояло перед проблемами определения форм его изучения, критериев оценки освоения. Сложившийся механизм передачи культурного опыта через образовательные институты предусматривает освоение двух взаимосвязанных культурных слоев - слоя актуальной культуры, включающего синтез знаний, умений, навыков, необходимых человеку в современной жизни, и слоя культурного наследия, представляющего исторический опыт познания и творческого преобразования мира. Содержание культурного наследия включает в себя продукты духовной и материальной деятельности людей, представляющие собой эталоны, образцы, способы самореализации человека в мире. Содержание актуальной культуры вбирает в себя способы и алгоритмы модернизации классических образцов и эталонов с целью развития уже освоенного опыта. Освоение слоя актуальной культуры обеспечивает процесс социализации личности [4; 8-9]. Приобщение к культурному наследию развивает генетическую память, формирует логику познания и преобразования окружающего мира. Логичным в этой связи является обращение к источникам хранения культурного наследия, т.е. к музеям.
18 ГАНИИО.Ф. 258. Оп. 22. Д. 8. Л. 58; ГАКК. Ф. 144. Оп. 12. Д. 8. Л. 54.
19 ГАНИИО.Ф. 258. Оп. 22. Д. 11. Л. 25
20 АОАГН. Ф. 56. Оп. 1. Д. 31. Книга протоколов заседаний сессии Тофаларского сельского совета за 1959-1963 гг.
21 АОАГН. Ф. 56. Оп. 1. Д. 40. Книга протоколов заседаний исполкома Тофаларского сельского совета за 1960-
1963 гг.
Музей, с одной стороны, - это особое состояние человеческой души, духовная потребность человека хранить память. С другой, - это хранилище социальной памяти, собор лиц, храм и форум. С третьей, - это учреждение, назначение которого заключается в развитии многообразных форм деятельности, направленных на хранение носителей информации, передачу опыта поколений, обучение и воспитание, воспроизводство духовных и нравственных ценностей, формирование личности человека и организацию его досуга, обеспечение условий музейной коммуникации, связи времен и народов, служащее их братскому состоянию и общему делу человечества.
В статье третьей Устава Международного совета музеев записано, что музей - постоянное, некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей.
Современный музей воспринимается символом культуры, в котором сосуществуют различные мнения, позиции, точки зрения, определяющие как его внешние проявления, так и его глубинный социокультурный смысл. Музей предстает перед нами многочисленными гранями: в виде творческой «лаборатории», «сокровищницы», «машины времени», переносящей нас в другие времена и страны; в виде «места сохранения, изучения и экспонирования материальных свидетелей прошлого», «собора лиц», встающих за конкретными предметами; «живого организма»; «способа диалога времен и культур»; «хранилища, занимающегося научно-исследовательской и просветительской деятельностью»; одновременно «театром культуры» и «кладовкой ценностей», «пространством духовной безопасности», воплощением (материализацией) «идей», «соотношений "человек - вечность”» и т.д.
Научный анализ определения «музей» сделал З. Странский [15, 30-48]. Рассмотрев и сравнив около двадцати различных дефиниций музея, он пришел к выводу о том, что музей - это особое научное и культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями, использующимися в научных и культурных целях. Тем самым в музее проявляется специфическое отношение человека к действительности.
Известный русский философ Н.Ф. Федоров писал: «Всякий человек носит в себе музей, ... ибо хранение - закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него ... музей есть собрание всего отжившего, но именно поэтому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченных . Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее» [13, 576]. Он считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу, способствующими формированию духовности и творческих начал. Н.Ф. Федоров указывал, что деятельность музея выражается не только в хранении, но в собирании, восстановлении и исследовании: «.таким образом, музей становится между учеными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями; посредством их он собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учеными. Иначе сказать, музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего поколения. Он может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, так как воспитание и есть само собирание. И таким образом музей будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого музеообразным» [13, 605]. Это и есть обоснование, с философской точки зрения, необходимости включения музея в образовательный процесс.
Остановимся на характеристике элементов музейной педагогики.
Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями [10]. Основная цель музейной педагогики - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие «Музейная педагогика» впервые было сформулировано в конце XIX века в Германии (Э.А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн). Е.Б. Медведева, изучая становление музейной педагогики в Германии и России, отмечает, что она первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися [6].
С возрастанием социальной роли музеев в обществе в 60-е годы ХХ века музейная педагогика начала формироваться и как особая область знаний и исследований. Первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кельне, Мюнхене и Нюрнберге. Отечественное определение музейной педагогики родилось в 1989 году в НИИ культурологи, когда М.Ю. Юхневич предложил определять музейную педагогику как научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии, которая
занимается исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музеев, предметом которой являются образовательные аспекты музейной коммуникации [14].
Центральным в музейной педагогике является понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения [10]. Большое значение на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина, Б.С. Библера [1-2]. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями. Музейная педагогика основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. В музее человек приобщается к культурным ценностям (осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них), учится понимать конкретные проявления всеобщего [7].
В ряде зарубежных стран музейная педагогика рассматривается как система «параллельного обучения». В штаты музеев вводится должность музейного педагога. Ведется экспериментальная работа с юными посетителями, создаются так называемые осязаемые экспозиции, интерактивные (действующие экспонаты) и др.
Музейная педагогика «покоится» на трех научных дисциплинах: педагогике, психологии и истории. Здесь же, «поблизости», - история материальной культуры, историческая психология, философия. Музейная педагогика тесно соприкасается с искусствознанием, естествознанием, лингвистикой и другими дисциплинами. С другой стороны, музейная педагогика «стоит» и на поле культуры. Итак, она и отрасль науки, и в то же время часть культуры. Ставить опорные вопросы при анализе музейного предмета можно поучиться у
А.С. Пушкина:
«Цветок засохший, бездуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?..».
В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека, она в своем аспекте решает вопрос: каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. Педагогическая цель работы любого музея, сотрудничающего со школой, - это формирование эмоционально-личностного отношения ребенка к ценностям культурного наследия в системе художественно-эстетического воспитания, что дает ему постижение мира культуры посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие культуры. Это формирование эстетического идеала, воспитание эстетического вкуса и эстетических чувств, это развитие креативного мышления.
Основные принципы музейной педагогики:
• тесная органическая связь культуры и образования;
• высокий уровень интеграции музея и школы;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;
• комплексность в изучении видов искусств;
• личностно-ориентированный характер деятельности;
• гуманистическая направленность;
• педагогическая целесообразность.
Реализация этих принципов при решении сложных задач комплексного художественного воспитания и развития личности подрастающего поколения посредством музейной педагогики может быть представлена в разных видах сотрудничества музея и школы.
В настоящее время определились четыре направления:
• школа при музее;
• школа в образовательном пространстве музея;
• школьный музей;
• музей в образовательном пространстве школы.
В.М. Грусман, изучая становление и развитие социально-культурных функций российских музеев, в дополнение к традиционным информационно-интегративным и хранительным функциям обосновывает образовательно-развивающую, преобразовательно-созидающую и развлекательно-познавательную функции музея, интеграция которых позволяет рассматривать его не только как средоточие ценностей истории и культуры, но и как центр духовной жизни, обеспечивающий комплексное использование культуросозидающего потенциала отечественных музеев. "Функции развивающего образования и развлекательного познания способствуют преобразованию объекта музейного воздействия (имеется в виду посетителя) в субъект социально-культурного творчества" [5, 72].
Личный опыт автора исследования свидетельствует о том, что в музейной деятельности монологическое воздействие музея на аудиторию уступает место диалогу между музеем, посетителем и внешней средой, причем в этот диалог включаются не только реалии современной жизни, но и мнения, взгляды, суждения иных исторических эпох. В процессе диалога между музеем и посетителем сталкиваются различные концепции, все участники его обладают особым взглядом на исследуемые проблемы. Совокупность этих взглядов определяет специфическую среду музейного пространства. Здесь понятия "преемственность" и "наследие" приобретают тот реализм и фактурность, которых практически невозможно достигнуть в традиционном педагогическом процессе.
Новая образовательная ситуация, сложившаяся в России в начале XXI века, объективно меняет представление о задачах и принципах музейной деятельности. Концепции монологического воздействия на аудиторию уступают место концепции коммуникационного подхода [5].
Е.Г. Ванслова отмечает, что музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь человеку стать творческой личностью, сформировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не материальные, а человеческие отношения. Она включает ребенка, человека в сферу культуры [3].
Просветительские и образовательные функции свойственны музею уже по определению. Российская педагогическая энциклопедия определяет музей (museion, греч.) как храм муз - учреждение, осуществляющее отбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Деятельность музеев направлена на удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия. Музей рассматривается как социальный институт, являющий собой образец восприятия классического наследия и современной культуры, ориентированный на развитие ценностных качеств личности [10].
Рассматривая образовательную деятельность музея как педагогический процесс, А.В. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не объект воздействия, а прежде всего партнера. Он уделял большое внимание роли педагога, ставя перед ним три обязательных условия:
- уметь самому пережить произведение искусства;
- знать историко-искусствоведческий контекст произведения;
- иметь психологический подход к группе.
Он считал необходимым создать систему в области отечественного художественного воспитания, цель которого - формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательной деятельности. Им были определены педагогические условия достижения этой цели:
- опора на потребности ребенка, исходя из специфики его возрастного развития;
- сотрудничество с педагогом;
- главное в постижении произведения искусства не знания, а переживание и проживание художественного образа [10].
Выявлено три основных формы образовательного процесса: занятия на музейной экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия. Б.А. Столяров, утверждает, что "если сущность музея не в передаче знаний, то и педагогика музея не может строиться как чистая дидактика. Речь должна идти о категории ценностного сознания, драматургии культурно-исторического диалога, развертывающегося в музее. В музее образование осуществляется через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с памятником культуры"[11, 118].
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации. Главный акцент в этой теории сделан на визуальном и пространственном характере музейной коммуникации, которая есть не что иное, как процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой "реальные вещи". В основе этого общения лежит, с одной стороны, способность посетителя понимать "язык
вещей", с другой, - способность музейных специалистов строить особые невербальные "пространственные высказывания". Учеными выделяются пять моделей формирования музейной коммуникации:
1. Познавательная (К. Хадсон), при которой посетитель общается с сотрудником музея.
2. Эстетическая (Д. Осборн), когда посетитель общается с экспонатом, который приобретает самоценное значение. Цель - эстетическое восприятие.
3. Знаковая (Ю. Ромедер), когда посетитель через экспонат, который представляет собой некий знак социально-исторического содержания, общается с его создателем, восстанавливая тем самым связь времен.
4. Диалоговая (Р. Стронг, Е. Александер), когда посетители музея общаются между собой, а музей выполняет функцию центра культурной и общественной жизни.
5. Междисциплинарная. Музей - место сотрудничества специалистов разного профиля - музееведов, психологов, педагогов, ищущих решения комплексных проблем гуманитарного характера.
Современная музейная педагогика направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Музей как символ культуры и как образовательное учреждение призван сыграть важную роль в формировании целостной личности, развитии ее общекультурной компетентности.
Таким образом, музейная педагогика определяется как междисциплинарная область научного знания, формирующаяся на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения, музееведения, которая занимается исследованием задач, принципов, методов, форм реализации образовательной деятельности музеев и ориентирована на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. Говоря об уникальности музея, еще раз подчеркнем, что опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры - это то главное, чего не могут обеспечить другие институты цивилизации [12].
Литература
1. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - 4-е изд. - М.: Сов. Россия, 1979. - 318 с.
2. Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI век / В.С. Библер. -М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
3. Ванслова, Е.Г. Музейная педагогика / Е.Г. Ванслова // Воспитание школьников. - 2000. - № 5. - С. 27-42.
4. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы / под. ред. Г.Д. Кузнецова. - М.: Новая шк., 1998. -39 с.
5. Грусман, В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев: дис. ... канд. пед. наук / В.М. Грусман. - СПб., 2001. - 190 с.
6. Медведева, Е.Б. Становление музейной педагогики в Германии и России: дис. ... канд. ист. наук / Е.Б. Медведева. - М., 1999. - 193 с.
7. Новорусский, М.В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе / М.В. Новорусский [и др.] - М., 1911. - 38 с.
8. Проблемы эстетического воспитания подростков: сб. науч.-метод. ст. / под ред. Л.В. Богомоловой [и др.]
- М.: Новая шк., 1994. - 58 с.
9. Радионова, Н.Ф. Гуманитарный подход к оценке образованности обучающихся / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина// Проблемы гуманитаризации образования. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. - 33 с.
10. Российская Педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 1993. - Т. 1. - С. 597-600.
11. Столяров, Б.А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея: дис. ... д-ра пед. наук / Б.А. Столяров. - СПб., 1999. - 387 с.
12. Троянская, С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: дис. ... канд. пед. наук / С.Л. Троянская. - Ижевск, 2004. - 190 с.
13. Федоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения / Н.Ф. Федоров; под ред. А.В. Гулыга. - М.: Мысль, 1982. - С. 575-606.
14. Юхневич, М.Ю. Педагогические, учебные и детские музеи России / М.Ю. Юхневич. - М.: Просвещение, 1991. - 165 с.
15. Stransky, Z. Uvod do muzeologie / Z. Stransky. - Brno, 1972. - S. 30-48.
----------♦'-------------