УДК 069(470.5) А.Ю. Юрпалов
РОЛЬ МУЗЕЯ САРАПУЛЬСКОГО УЕЗДНОГО ЗЕМСТВА В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ СРЕДНЕГО ПРИКАМЬЯ
Публикация подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ». Направление 8. Музейные и архивные фонды: изучение, введение в научный оборот, обеспечение нового качества доступа к культурному наследию. ПРОЕКТ: Новые источники по истории и культуре финно-угорских народов Среднего Поволжья и Приуралья
Рассматриваются особенности этнографической работы учредителей и сотрудников музея Сарапульского уездного земства на территории Среднего Прикамья в начале XX века.
Ключевые слова: музей, этнографические коллекции, Среднее Прикамье, анкетирование, полевые материалы.
Обращение к научной и просветительской деятельности, созданного в 1909 г., музея Сарапульского уездного земства, позволит лучше представить пути развития этнографии на территории Среднего Прикамья и становления региональных исследований.
В решении о создании музея говорилось: «...признать желательным и уполномочить Управу на прием пожертвований вещами и деньгами для будущего музея. Устройство музея в Сарапуле, являющемся крупным центром Среднего Прикамья, будет иметь значение не только для Сарапула, но и для окрестных местностей. В этом музее предполагается организация отделов: по археологии, этнографии, нумизматике, естественным наукам и прикладным знаниям. Важно устроить библиотеку изданий, имеющих отношение к местному краю. В настоящее время разного рода редкие предметы, имеющие ценность в смысле изучения местной жизни: археологические древности и другое, сосредотачиваются в частных руках, теряются безвозвратно, и чем дальше идет время, тем более теряется памятников старины и местного быта» [1].
Роль музея Сарапульского уездного земства в этнографическом изучении... \ ' /
Среди учредителей музея не было профессиональных этнографов: Л.К. Кру-ликовский был зоологом, М.С. Тюнин - председателем Сарапульской уездной земской управы, С.Н. Миловский - писателем, Ф.В. Стрельцов - земским врачом, Н.М. Мусерский - секретарем уездной земской управы, Н.Е. Ончуков - издателем газеты «Прикамская жизнь», П.П. Беркутов - художником, преподавателем Алексеевского реального училища [2]. Тем не менее, желание провинциальной городской интеллигенции трудиться на благо родного края постепенно перестраивало любительское краеведение в целенаправленную собирательскую музейную работу.
Целью музея провозглашалось: «охранение предметов местной старины, собирание и изучение сведений о местной природе, жителях, народном хозяйстве, истории, естественной истории и археологии восточной части Вятской губернии и Прикамья и, преследуя общеобразовательные задачи, знакомить население с местным краем вообще, с памятниками старины и с произведениями изящных искусств» [3]. Таким образом, высокое предназначение музея было зафиксировано в его уставном документе. Основой научно-исследовательской деятельности создаваемого культурного центра было «... собирание научных и художественных коллекций, а также всего относящегося к изучению края в историческом, археологическом, антропологическом, этнографическом и естественноисторическом отношениях <.. > ... отправка сведущих людей на различные выставки с целью приобретения научных коллекций и разного рода предметов, имеющих значение для музея» [4].
Сообразно принятому плану этнографические коллекции начинают формироваться, со дня основания музея, отражая важную особенность региона - его полиэтничность [5]. В период с 1909 по 1913 г. музей комплектуется предметами, полученными в дар, реже приобретенными у населения уезда [6]. Из первых поступлений следует отметить деревянную скульптуру Христа, переданную причтом Вознесенского собора г. Сарапула [7]; башкирский деревянный ковш, подаренный Е.А. Феликсовым [8]; якутское огниво, принятое от Н.Н. Рукавишникова [9]; старинная пряничная форма, подаренная И.Д. Крекниным [10]; вышивка по холсту начала XIX в. - от А.А. Вершининой [11]; от Г. Киреева поступили две картины: первая - изображающая удмуртку в национальном костюме (художник А.П. Беркутов) [12]; вторая - под названием «Удмуртка в айшоне» (художник П.П. Беркутов) [13]. Интересна так же коллекция русских, удмуртских и татарских головных уборов и вышивки, поступившие в 1909 г. от одного из основателей музея, М.С. Тюнина [14]. Коллекция включала в себя: салфетки квадратной формы белого цвета с вышивкой [15]; убор головной - кокошник [16]; убор головной - фиолетового цвета (шамшур) [17]; холст на онучи [18]; образец удмуртской вышивки на холсте [19]; край полотенца с вышивкой [20]; фрагмент края полотенца с геометрическим орнаментом [21]. Также в период с 1909 по 1914 гг. от М.С. Тюнина поступила коллекция набойных досок Вятской губернии, почти все набойки имели индивидуальный рисунок в виде растительно-цветочного орнамента [22].
Как сказано выше, музей пополнялся преимущественно за счет пожертвований, а покупки делались в самых редких случаях «.когда та или иная вещь
\ ' / А.Ю. Юрпалов
заслуживала внимания, а на приобретения ее бесплатно надежды не было» [23]. Но в 1913 г. ситуация изменилась: бюджет музея вырос, появилась возможность приобретать предметы [24]. В тот год было куплено 172 артефакта, среди них отдельно следует отметить полный праздничный костюм марийской девушки из д. Тушнур Уржумского уезда и наряд удмуртской девушки из с. Шаркан Сарапульского уезда, с отдельными элементами костюма замужней женщины [25]. Не меньший интерес вызывает коллекция предметов быта удмуртов Сарапульского уезда П.П. Беркутова, поступившая в музей в том же году (ложки, туеса, черпаки-ковши, солонки и т.п.) [26]. От него же поступило кресло с причудливым названием «Тише едешь - дальше будешь» [27], а также гребень для прядения льна на подставке [28].
Вновь поступающие предметы позволяли сотрудникам музея проводить сопоставительный анализ, изучать взаимовлияния элементов материальной культуры народов края [29]. Немалое внимание уделялось сбору полевого материала и анкетированию населения, в ходе поездок по территории края [30]. Одна из таких поездок была предпринята учредителями музея М.С. Тюниным и Н.Е. Он-чуковым зимой 1910-1911 гг. посетивших южные волости Сарапульского уезда, где они осматривали церковные кладовые и архивы волостных правлений. Ими было получено немало новых сведений по этнографии уезда, представляющих интерес для музея [31].
Летом 1911 г. в уездную земскую управу поступило ходатайство хранителя Пермского научно-промышленного музея И.К. Зеленова [32] о выдаче ему бесплатного проездного билета для поездки по Сарапульскому уезду с целью сбора для Пермского музея коллекции традиционных костюмов населения Среднего Прикамья [33]. Управа, в свою очередь, обратилась с подобным предложением к Сарапульскому уездному земскому собранию. Ответ последовал буквально следующий: «Что же касается ходатайства хранителя Пермского научного музея И.К. Зеленова о предоставлении ему бесплатного билета на разъезды по уезду для собирания этнографических коллекций, то это ходатайство Собранием отклонено, причем оно определило просить окончившего курс Археологического Института Л.А. Беркутова взять на себя труд по собиранию этнографических материалов и коллекций в уезде и, в случае его согласия, выдать ему бесплатный билет на разъезды по уезду, но с условием, чтобы все подлинники им были переданы в музей» [34].
Как «действительный член музея» Л.А. Беркутов принялся за порученную работу. Было проведено несколько экскурсий по уезду. Но для полномасштабных исследований средств не хватало. Выход был найден: по примеру многих научных обществ музей предпринял попытку анкетирования жителей уезда на предмет выявления сведений о памятниках археологии и старины в целом (старинной утвари). Часть этих анкет вернулась в музей [35]. Полученная информация дала ценный материал по археологии [36] и этнографии края.
Организация в конце 1913 г. Общества изучения Прикамского края положила начало новому этапу истории Сарапульского музея. Музей был передан Обществу. Поменялся сам принцип работы, но исследовательская деятельность
Роль музея Сарапульского уездного земства в этнографическом изучении... \ ' /
не только не угасла, но и продолжалась с привлечением новых сил - членов вновь созданного Общества [37].
С 1909 по 1913 г. учредители и сотрудники музея проделали серьезную работу по комплектованию этнографических коллекций, а самое главное - с созданием музея Сарапульского уездного земства были разграничены сферы деятельности существовавших в Вятской губернии музеев: Вятский музей обслуживал северную часть губернии, Кукарский - юго-западную, Сарапульский - восточную и в целом Среднее Прикамье [38]. Таким образом, началось планомерное исследование обширного региона.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (далее ЦГА УР), Ф. 349. Оп. 2. Ед. хр. 6. Л. 1.
2. См. подробнее: Мельникова О.М. Провинциальное археологическое сообщество Вятской, Казанской, Пермской губерний (вторая половина XIX - начало XX вв.). Биобиблиографический словарь-справочник. Ижевск, 2007. С. 18, 52-53, 64, 66, 70, 91-92, 101.
3. Устав Музея Сарапульского уездного земства. Сарапул, 1912. С. 1.
4. Там же. С. 2.
5. Касимова Е.А. Этнографические исследования МИКСП: Опыт и перспективы // Институт культуры: баланс традиций и инноваций. Сарапул, 2009. С. 256.
6. Краткий очерк деятельности Сарапульского земского музея за первый год его существования (с 5 апреля 1909 г. по 5 апреля 1910 г.). Сарапул, 1910. С. 2-3.
7. См. подробнее: Еще из былого Сарапула // Прикамская жизнь. 1915. № 118. С. 3.
8. Музей сарапульского земства // Прикамская жизнь. 1909. 11 октября.
9. Там же.
10. Музей истории и культуры Среднего Прикамья (далее МИКСП), КП-4204.
11. Пожертвования в земский музей // Прикамская жизнь. 1909. 24 мая.
12. МИКСП, КП-20170.
13. МИКСП, КП-1044.
14. Касимова Е.А. Указ. соч. С. 256.
15. МИКСП, КП-2614, Т-96.
16. МИКСП, КП-2621, Т-115.
17. МИКСП, КП-2635, Т-118.
18. МИКСП, КП-10183, Т-164.
19. МИКСП, КП-2654, Т-171.
20. МИКСП, КП-2550, Т-174.
21. МИКСП, КП-8907, Т-189.
22. МИКСП, КП-4362/1-72.
23. Краткий отчет о деятельности Музея Сарапульского уездного земства за время с 5 апреля 1911 г. по 1 января 1912 г. // Труды Сарапульского земского музея. Вып 3. Сарапул, 1913. С. 64.
24. Отчет Музея Сарапульского уездного земства за 1913 г. Сарапул, 1914. С. 4-5.
25. Там же. С. 1.
\ ' / А.Ю. Юрпалов
26 . МИКСП, КП-909-925.
27. МИКСП, КП-2136.
28. МИКСП, КП-888.
29. Юрпалов А.Ю. Этнографические исследования Малмыжского музея местного края в 1920-е гг. // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. Вып. 1. С. 72.
30. Касимова Е.А. Указ. соч. С. 257.
31. Отчет о деятельности Сарапульского земского музея за второй год его деятельности (5 апреля 1910 г. - 5 апреля 1911 г.) // Труды Сарапульского земского музея. Вып 1. Сарапул, 1911. С. 39.
32. Зеленова-Чешихина Н.В. Иван Константинович Зеленов - исследователь культуры и быта народностей Прикамья и Приуралья // Советская этнография. 1990. № 5. С. 98-107.
33. Отчет о деятельности Сарапульского земского музея за второй год его деятельности (5 апреля 1910 г. - 5 апреля 1911 г.)... С. 37.
34. Там же. С. 41.
35. Мельникова О.М. Археологические исследования Л.А. Беркутова в Среднем Прикамье (по материалам ЦГА УР) // Вестник Удмуртского университета. Серия «История». 2004. Вып. 3. С. 148.
36. См.: Мельникова О.М. 100 лет местной профессиональной археологической традиции в Удмуртском Прикамье // Институт культуры: баланс традиций и инноваций. Сарапул, 2009. С. 30-36; Она же. Из истории дореволюционных коллекций ананьинских древностей (по материалам ЦГА УР) // У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология евразийских степей». Вып. 8. Елабуга, 2008. С. 24-28.
37. См. подробнее: Юрпалов А.Ю. К истории Общества изучения Прикамского края // Институт культуры: баланс традиций и инноваций. Сарапул, 2009. С. 48-52.
38. ЦГА УР. Ф. 349. Оп. 2. Ед. хр. 6. Л. 107.
Поступила в редакцию 29.04.2010
A.Yu. Yurpalov
The role of the museum of Sarapul district zemstvo in ethnographic studying in the Middle Kama region
In article features of ethnographic work of the Museum of the Sarapul district zemstvo, activity of founders of regional studies and the employees of a museum working on the Middle Kama region in the beginning of 20th century are considered.
Keywords: museum, ethnographic collections, Middle Kama region, field materials.
Юрпалов Александр Юрьевич,
аспирант, Учреждение Российской академии наук Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН
г. Ижевск E-mail: [email protected]