Научная статья на тему 'Роль музеев в образовании и воспитании личности'

Роль музеев в образовании и воспитании личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13617
1098
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ / МУЗЕЙНЫЙ СЕРВИС / МАСТЕР-КЛАСС / MUSEUM EDUCATION / EDUCATION OF AN INDIVIDUAL / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF A MUSEUM / MUSEUM SERVICE / MASTER CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фофин Александр Иванович

Образование является одним из основных видов деятельности музея наряду с хранением, изучением и экспонированием музейных предметов. Образовательная деятельность большинства музеев в наше время не достаточно структурирована и скоординирована с учебными заведениями; она не всегда соответствует современным видением музея как единого научного, культурного и образовательного комплекса. В статье даются некоторые рекомендации по совершенствованию музейной воспитательной и образовательной деятельности с элементами предварительного анализа этой деятельности в местных музеях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education is one of museum primary activities along with storage, studying and exhibiting of museum subjects. Educational activity of the majority of museums is not structured and coordinated enough with educational institutions presently. It does not always correspond the modern vision of a museum as a common scientific, cultural and educational complex. In article some recommendations about improvement of museum educational and educational activity with elements of the preliminary analysis of this activity in local museums are made.

Текст научной работы на тему «Роль музеев в образовании и воспитании личности»

5. Иванова, Н. С. Отзыв об электронном научно-педагогическом журнале Восточной Сибири «Magister Dixit» [Электронный ресурс] / Н. С. Иванова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2013. - URL : http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/recenziya.pdf. (дата обращения: 15.09.2013).

6. Шестак, В.П. Этос, рейтинг вуза и публикационная активность преподавателя вуза // Высшее образование в России. - 2012. - №3. - С. 29-4

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА Фофин Александр Иванович

Кандидат филологических наук, доцент кафедры французской филологии ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 37.02; 371 ББК 79.1

РОЛЬ МУЗЕЕВ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Образование является одним из основных видов деятельности музея наряду с хранением, изучением и экспонированием музейных предметов. Образовательная деятельность большинства музеев в наше время не достаточно структурирована и скоординирована с учебными заведениями; она не всегда соответствует современным видением музея как единого научного, культурного и образовательного комплекса. В статье даются некоторые рекомендации по совершенствованию музейной воспитательной и образовательной деятельности с элементами предварительного анализа этой деятельности в местных музеях.

Ключевые слова: музейное образование; воспитание личности; культурно-образовательная деятельность музея; музейный сервис; мастер-класс.

IMPORTANCE OF MUSEUMS IN INDIVIDUAL EDUCATION

AND UPBRINING

Education is one of museum primary activities along with storage, studying and exhibiting of museum subjects. Educational activity of the majority of museums is not structured and coordinated enough with educational institutions presently. It does not always correspond the modern vision of a museum as a common scientific, cultural and educational complex. In article some recommendations about improvement of museum educational and educational activity with elements of the preliminary analysis of this activity in local museums are made.

Key words: museum education; education of an individual; cultural and educational activity of a museum; museum service; master class.

В настоящее время всё возрастающий, мощный, временами агрессивный, поток информации нуждается в определённой фильтрации, если не сказать в определённом ограничении, когда речь идёт о формировании личности, её духовном, нравственном, эстетическом и культурологическом воспитании. В во-

просах воспитания и образования личности общество нуждается в целевой, аутентичной, хорошо структурированной и доступной для восприятия информации. В этом смысле роль музеев неоспорима, поскольку образование является одним из основных видов деятельности музея наряду с хранением, изучением и экспонированием музейных предметов. Музеи, наряду с университетами, библиотеками, архивами являются учреждениями, аккумулирующими мировой ци-вилизационный опыт и готовы предоставлять этот опыт для нужд педагогики и образования. Музеи в этом смысле даже более предпочтительны за счёт своей доступности, открытости, демократичности. Уникальность музея как образовательного учреждения состоит и в том, что являясь промежуточным звеном между объектом историко-культурного наследия и получателем информации -реципиентом культурных кодов, он передаёт культурный опыт и художественные традиции предшествующих поколений, формирует устойчивое и толерантное восприятие их мировоззренческих, нравственных и культурологических ценностей. Музей также способствует формированию толерантного отношения к многообразным природным, этническим, религиозным, художественным и культурным формам бытия разных народов [Фофин, 2011]. Велика мотиваци-онная роль музеев в развитии творческого потенциала личности и её эстетических способностей.

Признавая за учебно-образовательными учреждениями приоритетную роль в формировании компетентных специалистов в той или иной сфере экономики народного хозяйства, нельзя не констатировать определённые упущения в воспитании личности, в формировании человека культурного, эстетически и нравственно развитого, душевно отзывчивого на социальные запросы общества, не равнодушного к чужим бедам и проблемам. Понимая некоторую идеалистичность постулата о гармоничном человеке, мы, тем не менее, не можем не утверждать возможность формирования такого человека посредством воспитания и образования. Не вдаваясь в философскую, педагогическую и психологическую проблемы вопроса, хотелось бы представить своё видение возможностей музеев различного профиля в сфере образования и воспитания личности и очертить небольшой круг проблем, которые характерны, на наш взгляд, для местных музеев. В качестве иллюстраций в статье приводятся примеры из образовательной работы Иркутского областного краеведческого музея (ИОКМ). Для более серьёзных выводов и конкретных рекомендаций необходимо более глубокое и специальное изучение ситуации в конкретных музеях города Иркутска, что наверняка будет способствовать появлению последующих статей на данную тему.

Существующая деятельность музеев включает в себя различные формы работы с посетителями, в том числе такие, как познавательная, образовательная, воспитательная, социальная и другие. Приоритет форм работы с посетителями определяется, прежде всего, профилем и типологией музеев, которые делятся на художественные, краеведческие, исторические, мемориальные, научно-исследовательские, научно-просветительные, литературные, учебные и т.д.

Образовательная деятельность большинства музеев в наше время сводится, в основном, к тому, что она рассматривается как продолжение учебного про-

цесса по возрастным категориям от младших школьников до студентов высших учебных заведений и строится с учётом школьных программ. Остаётся неизменной и доминирующая форма работы с посетителями - экскурсия в ее небольших вариациях. Многие музеи остаются в плену обязательных плановых показателей по посещаемости и количеству экскурсий и лекций, отсюда - превалирование количественных индексов над качественными. Впрочем, нельзя не констатировать и существенных изменений в музейной образовательной деятельности - появляются современные стандарты и инновационные формы, разрабатываются и внедряются интерактивные музейные образовательные проекты с учетом существующего мирового опыта в этой области, но при этом адаптированные к российской специфике и предназначенные для определенных целевых групп. В качестве примера можно привести программу «Здравствуй, музей!», разработанную Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея (Санкт-Петербург).

Говоря о задачах музейного образования, нельзя не согласиться с мнением специалистов ЮНЕСКО: « в связи с современным видением музея как комплексного научного, культурного и образовательного комплекса, среди задач образовательной работы на первый план постепенно выдвигается создание возможностей для развития и реализации творческого потенциала посетителей, а также для приобретения новых знаний и навыков в легкой, досуговой по своему характеру форме» [Роль музеев в образовании, 2012].

Среди наиболее распространенных форм такой работы, является создание при музеях разнообразных творческих мастерских и проведение различных мастер-классов для детей и взрослых. Музеями разрабатываются специализированные программы, позволяющие музею внести свой вклад в интеграцию людей с ограниченными возможностями в активную культурную жизнь общества (например, мастер-класс «Служу Отечеству» (со сборкой и разборкой оружия).

В образовательном и воспитательном процессах в данном контексте большую роль играют партнёрские отношения музея и учебных заведений различных видов и категорий. Кроме учебных заведений, для Иркутского областного краеведческого музея партнёрами в области образовательных программ выступают профильные министерства и ведомства, детские благотворительные фонды, дошкольные учреждения и досуговые центры, кружки и клубы. Не забыты и семейные посетители - с ними также ведётся целенаправленная работа.

Реальность сегодняшнего времени диктует необходимость в чёткой структуризации и координации этих отношений, что на практике весьма проблематично, поскольку осуществление образовательных проектов затруднено из-за плотного учебного графика школьников и студентов, посещение музея которыми возможно только после занятий или в выходные дни.

Отдельного упоминания заслуживают детские музейные программы, разрабатываемые как в музеях, так и в специализированных центрах детского творчества, в тесном сотрудничестве с профессионалами в области педагогики и психологии, а также с государственными органами управления системой образования. Так, ИОКМ проводит тематические занятия для старшего школьного

возраста: «История города Иркутска в фотографиях», «Символы и сюжеты православной иконы», «Небесный сон Будды», для среднего школьного возраста: «Легенды и обычаи народов Восточной Сибири», «Традиции и современность в одежде иркутян», «Эволюция растительного мира», «Редкие и исчезающие птицы и звери Иркутской области», практические уроки и мастер-классы для младшего школьного возраста: «Изготовление традиционной куклы-скрутки», «Жаворонки», с применением техники тесто-пластики. В музее проводятся игровые, интерактивные театрализованные, образовательные занятия и праздники. Для старшеклассников открыт клуб «Будущий губернатор». В программе клуба изучение истории дипломатических отношений России с сопредельными государствами, психолого-поведенческой культуры народов соседних государств, деловой и дипломатической этики. На заседаниях клуба обращается внимание на развитие организаторских и коммуникативных навыков, ораторского мастерства. При музее функционирует кружок «Я - путешественник» для учащихся 8-11 классов. В программе кружка знакомство с историей и культурой края и соседних государств через тематические лекции, беседы, семинары, экскурсии, мастер-классы, презентационные программы и участие в оформление выставок. На образовательную деятельность влияет также наличие или отсутствие внимания музея к потребностям индивидуального посетителя. К сожалению, в экспозициях Иркутских музеев недостаточно развернутых печатных или электронных сопроводительных материалов на иностранных языках (стоит заметить, что отсутствует этикетаж на английском языке), мало аудио-гидов и других гаджетов, редки зоны отдыха и таблички-указатели, ориентированные на человека, желающего не спеша пройти по музею в удобном ему ритме, получить информацию в наиболее удобной форме и вместе с тем - отдохнуть.

Актуальной формой музейной педагогики остаётся работа с семейными посетителями. Эта форма предполагает разработку всевозможных заданий, кроссвордов и детских путеводителей с загадками. Во многих музеях Иркутска практикуется организация специальных детских программ, празднования детских дней рождения, соединяющих в себе элементы досуга и познавательной деятельности. Наличие подобных образовательных программ неизменно увеличивает притягательность музея, однако, для их разработки, также как и для разработки программ для детских групп, особенно дошкольного возраста, в музеях не всегда имеются подготовленные специалисты.

Отдельно следует отметить опыт поддержки развития музеев со стороны бизнес-структур. В целом же для развития образовательных программ музеев и укрепления позиций музеев в культурно-образовательном сегменте эксперты считают необходимым наладить более тесное сотрудничество: с представителями местной власти; с представителями крупного и среднего бизнеса в регионе; с музеями и культурными учреждениями других городов и стран с целью создания совместных программ; с научно-методическими, исследовательскими учреждениями и органами управления в сферах образования; с грантодателями, финансирующими культурно-образовательные проекты; с представителями средств массовой информации.

В настоящее время в городе Иркутске существует ряд высших учебных заведений, имеющих специальные факультеты и кафедры музейного дела и охраны памятников, музейного и архивного дела и т.д. Однако в большинстве случаев система ВУЗовской подготовки оторвана от реальной ситуации в музее и его нужд. Молодые специалисты-музееведы, попав в музей, начинают освоение профессии практически с нуля.

На сегодняшний день большинство сотрудников музеев, связанных с так называемыми основными видами работы - научно-исследовательской, хранением и учетом, экспозиционной и научно-просветительской - имеют другое базовое образование - историческое, искусствоведческое, техническое и т.д. Одним из путей решения этой проблемы является сотрудничество ВУЗов и музеев в плане разработки учебных программ совместными силами университета и сотрудников музея, создание условий для прохождения учебной практики студентов под руководством музейных специалистов. Сотрудники музея, приглашенные в ВУЗ в качестве преподавателей, активно способствуют вхождению студента в музейный мир, знакомят его с практическими особенностями работы.

Общей тенденцией является постепенный рост внимания музея к потребностям индивидуального посетителя, что непосредственно отражается на образовательной деятельности. Такие формы, как организация выставок при помощи частных коллекционеров или простых жителей города. Например, экспозиционный отдел «Окно в Азию» Иркутского областного краеведческого музея провёл встречу с иркутскими путешественниками, организованную в рамках выставки «Из дальних странствий возвратясь...». На выставке представлено более сотни фотографий, видео-материалов, предметов, привезенных из поездок по всему миру иркутскими путешественниками. На встрече они поделились с иркутянами впечатлениями от поездок, рассказали о необычных и новых маршрутах, о предстоящих экспедициях.

Одной из перспектив международного музейного сотрудничества в сфере образовательных музейных программ является анализ и адаптация лучшего опыта коллег, а также запуск совместных музейных образовательных программ, которые позволят задействовать аудиторию сразу нескольких стран. Это могут быть как программы, реализуемые непосредственно в музеях, так и интернет-проекты. В качестве примера международного музейного сотрудничества можно привести подготавливаемую в настоящее время ИОКМ выставку шаманского костюма и ритуальной атрибутики в Музее истории Верхней Савойи (Франция).

Среди музейных образовательных программ ИОКМ, ориентированных на различные категории посетителей, а также на развитие творческих способностей подрастающего поколения, получивших общественно-профессиональное признание в городе Иркутске, можно назвать следующие: «Экологические проблемы озера Байкал», «Происхождение Байкала. Животный мир Байкала», «Покровские посиделки», «Новогодние сибирские развлечения».

Важнейшую роль в музейном образовании играет изучение опыта по использованию информационных технологий в образовательной деятельности

музеев различного профиля и рассмотрение перспективы развития системы музейного дистанционного обучения.

В последние годы, благодаря поддержке государственных структур и помощи спонсоров, во многих музеях появилось современное мультимедийное оборудование, при помощи которого модернизируется и расширяется образовательная музейная система. В крупных музеях России создаются компьютерные классы, интернет-кафе и студии, создаются специальные виртуальные музейные программы, доступные пользователям интернета. Интереснейшим опытом внедрения цифровых технологий является проект Русского музея «Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал», который пользуется успехом, как в регионах Российской Федерации, так и за рубежом. Музейные сайты активно дополняются страницами в социальных сетях, блога-ми и другими информационными спутниками, позволяющими привлечь большее количество посетителей, расширить музейную аудиторию. Для дальнейшего совершенствования деятельности на этом направлении необходимо исследовать и реализовать на практике условия, в которых использование информационно-коммуникационных технологий обеспечивает реализацию образовательной миссии музея.

Важной перспективой развития музейной сферы могла бы стать разработка международных образовательно-краеведческих музейных интернет-проектов в формате международного виртуального экспозиционного зала или методического кабинета, работающих в режиме on-line. Дистанционное музейное обучение - необходимая перспективная составляющая музейной образовательной работы, актуальная не только для тех, кто живет в отдаленных районах страны или за рубежом, но и для людей с ограниченными возможностями. Дистанционное обучение позволит проводить мастер-классы и занятия on-line при участии ведущих музейных специалистов из разных регионов и стран. Данный ресурс позволит решить комплекс важных задач: откроет доступ к результатам новейших исследований, специализированным публикациям, методическим пособиям, рекомендациям в сфере музейного дела; позволит проведение on-line консультаций и видеоконференций как для специалистов музеев, так и для представителей СМИ и общественности; обеспечит содержательную и методическую поддержку реализации музейно-педагогических программ в учреждениях культуры и образования, туризма и семьях; будет содействовать поиску партнеров в музейной сфере, предоставит возможность разработки и реализации межмузейных проектов на национальном и интернациональном уровне; обеспечит сбор, анализ, обобщение и публикацию наиболее ценных достижений мировой музейной практики; обеспечит создание персональных страниц специалистов и/или музейных организаций с их разработками, аналитическими материалами и возможностью обратной связи [Бойко, 2007].

Возрастающая роль музеев в обществе и их ответственность за сохранность собраний материальной культуры и их приумножение, а также за передачу знаний об историко-культурном наследии, хранящемся в музейных фондах, ставят музей на центральное место в культурной и духовной жизни местного, национального и международного сообщества.

В последнее время актуализируется важность и значение музейного образования в воспитании молодого поколения, в формировании национальной идентичности, патриотизма и открытости к взаимопониманию и диалогу между различными культурами, именно поэтому перед музейным сообществом так остро стоит необходимость системного подхода в музейном образовании. Благодаря и системному подходу в том числе, возможно ускоренное развитие перспективных форм культурно-образовательной деятельности музеев, инновационных моделей работы с посетителями, предоставляющих широкие возможности их творческого участия в расширении знаний, межкультурного диалога. Считая актуальным совершенствование музейного сервиса и партнерских связей музеев в музейной образовательной деятельности, мы также считаем возможным обратить особое внимание на:

- развитие профессиональных контактов музеев со специалистами из других сфер, включая охрану культурного наследия, туризм и образование, с привлечением представителей государственных и частных институций обозначенных сфер;

- организацию системы информирования населения о музейных проектах и предоставление возможности участия в них заинтересованных общественных и образовательных организаций;

- разработку моделей музейно-образовательных программ и налаживания межкультурного взаимодействия между музеями России и иностранными музеями;

- создания дискуссионного пространства с использованием современных информационных технологий при возможной методической и организационной поддержке.

Пристальное внимание к вышеперечисленным направлениям музейной воспитательной работы, углублённая и систематическая работа с учётом упомянутых в статье рекомендаций, помогут развивать новые подходы к сложным вопросам управления культурным наследием и продвигать образовательный потенциал музея в сфере межкультурного диалога и социального единства, актуализировать музейные знания и коллекции для посетителей различных возрастных и социальных категорий, вовлекать в творческое участие посетителей.

Библиографический список

1. Бойко, А. Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Бойко - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 136 с.

2. Роль музеев в образовании и развитии культурно-познавательного туризма: аналитическая записка [Текст] / Авторы-сост. : М. Скирда, К. Чуева, А. Бойко [и др.]. - Киев, 2012 - 48 с.

3. Фофин, А. И. Музей как медиативное пространство диалога культур: парижский «Музей на набережной Бранли» [Электронный ресурс] / А. И. Фофин // Magister Dixit : научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011. - № 1 (03). - URL :

http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/fofina.i..pdf (дата обращения: 12.09.2013).

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ Фальковская Татьяна Юрьевна

Кандидат философских наук, Директор Байкальского регионального туристско-информационного центра, доцент кафедры китаеведения ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

УДК 338.2 ББК 60.0 [65.52]

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ

ЛОВУШКА: ГДЕ ВЫХОД?

В статье анализируется ситуация в российском высшем профессиональном образовании, предлагаются пути стратегического определения выхода из кризиса посредством переориентации на глобальный рынок труда.

Ключевые слова: институциональная ловушка; эффективные модели освоения окружающей среды; вузовская наука; квазиинновационная активность; локальные и глобальные задачи профессионального образования.

THE EDUCATION SYSTEM AS AN INSTITUTIONAL TRAP: WHERE IS

THE WAY OUT?

The article analyzes the situation in the Russian higher education system as well as some ways of strategic exit from the crisis by means of reorientation to a global labor market.

Key words: an institutional trap; effective models of environment exploration; higher education establishments' sciencе; quasiinnovational activity; local and global tasks of professional education system.

Система российского высшего профессионального образования сегодня представляет собой институциональную ловушку: она перестала транслировать эффективные модели освоения окружающей среды, сама не является системным производителем актуализированных знаний, но лишь воспроизводит архаичные формулы или импортированные нерелевантные к локальным условиям модели.

Очевидно, что недостаток актуализированных знаний связан с проблемами в научной вузовской сфере. Социальные и гуманитарные науки, в том числе вузовские ее представители, занявшие в обозримом прошлом на волне всеобщей либерализации свое достойное место в системе науки и образования в соответствии с лучшими традициями прогрессивных демократических западных обществ, сегодня склонны к конформизму из опасения утратить не так давно обретённое место под солнцем; социо-гуманитарная наука не торопится рождать пассионариев, логично и рационально критикующих современность, при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.