УДК 069.12:378.018.43
А. В. Караманов
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В МУЗЕЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Современные изменения в организации процессов коммуникации и межличностного взаимодействия людей, обусловленные развитием информационных технологий, выдвигают на передний план новые требования к организации процесса обучения студентов —равные права, максимальное удобство и комфорт, обеспечение постоянного познавательного интереса и мотивации к деятельности, визуализация, потребность в отборе и структурировании информации, ориентация на конкретный результат.
Выполнение и учет данных требований создают возможности для профессионального роста педагогов в смысле индивидуализации процесса обучения и обуславливают обращение к понятию «персональная среда обучения» (англ. "Personal Learning Environment" = PLE). Персональная среда обучения предусматривает особый подход к реализации обучения, интерпретирующий знания как особую индивидуальную ценность каждого человека; совокупность ресурсов (программ, проектов, информационных материалов), необходимых человеку для поиска ответа на разнообразные вопросы, создания нужного контекста для обучения, личного учебного пространства, которое может быть организовано на базе ряда социальных сервисов. Особое значение данная среда приобретает в контексте виртуализации музейно-педагогической деятельности.
Отдельные аспекты данной проблематики изучали Д. Агапова, Е. Гиниятова и Е. Ройз, Д. Дзюба, Е. Мастеница, К. Милованов, Е. Николаева, С. Троянская, А. Фофин, L. Kelly, T. Laine, Z. Miklosevic, M. Sharpies, S. Styliani, S. Weintraub, однако они требуют большей конкретизации и уточнения.
Целью нашего исследования является изучение особенностей использования персональной виртуальной среды обучения в пространстве музея. На примере организации педагогического взаимодействия со студенческой аудиторией мы хотим определить возможные эффекты и перспективы применения PLE на разных уровнях с целью повышения качества обучения.
Наподобие виртуальной среды (англ. "Virtual Environment" = VE), идеи организации персональной среды обучения созвучны с принципами образовательно-философского течения коннективизма. Данные течения акцентируют особое внимание на разнообразии подходов в обучении, его постоянстве, понимании обучения как непрерывного процесса формирования сети, решений и подключения множественных источников информации, установления связей между определенными отраслями знаний, концепциями и идеями.
Ключевые положения коннективизма предполагают, что наши знания постоянно распределены в сетевых связях (network of connections), а само обучение состоит в возможности конструировать, изменять эти связи, проходить через них на природном, ассоциативном уровне. Знание присутствует в связях, оно создается в результате различных
действий и опыта, поэтому обучение похоже на осмысленный рост или развитие личности, не предусматривающее «передачи», «создания» и «построения знаний»1.
Осознание того, что в рамках современной парадигмально-образовательной революции происходит определенная переориентация педагогической деятельности на обеспечение условий для саморазвития личности, гармонизацию отношений в обществе, приводит к тому, что гуманизация и человекоизмеримость станут основными ценностными векторами дальнейшего развития системы образования2.
Мы постоянно становимся свидетелями все большей непосредственной связи образования со сферой культуры, когда на передний план выходит формирование личности, открытой к восприятию нового, ощущающей потребность в демократизации и методах преподавания совершенствующихся форм знания.
Пространство музея в глобальном измерении создает особую среду развития и общения, что предусматривает широкое моделирование в различных контекстах обучения. Прежде всего, речь идет об объединении целей академического и неформального образования; расширении наглядности учебного материала; широком привлечении политического, общественного, исторического и культурного дискурсов, которые представляют, расширяют, популяризируют направленность музея; обращение к «культуре участия», и собственно, взаимосвязи образования со сферой культуры.
Культура участия акцентирует внимание на активном постоянном развитии музейной коммуникации путем постоянного формирования образа музея как важного социокультурного центра общественной жизни на инфраструктурном, коммуникационном и виртуальном уровне, таким образом создавая оптимальные условия для репрезентации образа музея в качестве важного социокультурного центра современной общественной жизни, а также развития межличностной музейной коммуникации. Посетители могут обмениваться опытом, высказывать собственное мнение, вступать в дискуссию, создавать необходимые условия для организации индивидуальных стратегий обучения, использовать музейный контент для конструирования новых знаний и связей, моделировать, воспроизводить и прогнозировать самые учебные ситуации.
В результате можно видеть, что персональная среда обучения в музее постоянно расширяет содержание и пространственные границы деятельности человека в информационном, ресурсном и символическом околомузейном пространстве.
Фактически в современной виртуальной информационной среде посетитель музея становится активным пользователем и социальным партнером музейного веб-пространства, встроенного в культурно-образовательный процесс и способного оказывать на него определенное влияние3.
На инфраструктурном уровне музей приходит к необходимости обеспечивать все более открытый доступ для всех посетителей, создавая различные «зоны комфорта», удобные для встреч и дискуссий. Коммуникационный уровень позволяет разрабатывать
1 Караманов А. В. Образовательные возможности музея в процессе создания персональной среды обучения // Диалог культур в эпоху глобальных рисков: материалы Междунар. науч. конф. и Х науч.-теорет. семинара «Инновац. стратегии в соврем. социал. философии», Минск, 17-18 мая 2016 г.: в 2 ч. Ч. 2 / науч.-ред. совет: А. В. Данильченко [и др.]; редкол.: В. В. Анохина [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2016. С. 594-596.
2 Свiтлична В. В. Освгтнш простр в умовах mобалiзацп: парадигмальний плюралiзм i перспек-тиви штеграцй // Гумаштарний часопис. 2013. № 2. С. 90.
3 Милованов К. Ю. Педагогическая роль музеев в социокультурном пространстве современной России // Ценности и смыслы. 2013. № 6 (28). С. 90.
и внедрять музейно-педагогические программы, вовлекающие посетителей. На виртуальном —музей увеличивает доступность своих коллекций и баз данных в онлайн-режи-ме, создает удобные технологические платформы для совместного использования—бло-ги, чаты, социальные сети4.
Персональная виртуальная среда обучения в музее также строится на основе общения, поиска и обучения, предполагая разнообразие подходов, использование совокупности удобных ресурсов, дающих возможность учащемуся полноценно использовать типы необходимого музейного контента во взаимосвязи с разнообразными заданиями, программами, учебными и научными проектами5.
Благодаря этому посетители могут обмениваться опытом, высказывать собственное мнение и суждения, рефлексировать, вступать в дискуссию, создавать необходимые условия для организации индивидуальных стратегий обучения, использовать музейный контент для проектирования и создания новых знаний и связей, моделировать, воспроизводить и прогнозировать различные учебные ситуации, не предусматривающие односторонней передачи знаний.
Каждый человек сможет самостоятельно определять для себя ценность той или иной информации, представленной в музее, отбирая и оценивая ее по своим собственным критериям и усмотрению, со своей точки зрения, используя возможные источники, мнения, суждения, рефлексии.
При использовании возможностей свободного доступа к музейным ресурсам происходит расширение учебной среды музея путем создания различных дополнительных ресурсов, инструментов обучения, а также новых мнений, позиций, убеждений, установок, выходящих за его пространство. Это связано с тем, что неформальный характер обучения в музее прежде всего предусматривает конструирование нового типа учебно-воспитательного процесса6.
Очевидно, что такие процессы способствуют объединению целей образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, когда становятся непосредственными формами культурной жизни личности, способствуя развитию ее постоянной активности.
Известно, что «музейные сообщения» передаются через экспозицию и ее предметы посетителям, которые воспринимают их субъективно, исходя из личностных интересов, знаний и воображения. На особенности данного восприятия более всего влияют:
• индивидуальное содержание каждого предмета;
• манера, благодаря которой музейный предмет захватывает внимание посетителя;
• расположение предметов в пределах экспозиции7.
Как указывают исследователи, важной перспективой развития музейной сферы могла бы стать разработка образовательных музейных интернет-проектов (museum e-learning) в формате международного виртуального экспозиционного зала или методического кабинета, работающего в онлайн-режиме8.
4 Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / отв. ред. А. Щербакова; сост. Н. Копелянская. М., 2012. С. 18-19.
5 КарамановА.В. Образовательные возможности музея... C. 595-596.
6 Караманов О. В. Навчання в музег вщ академiчноï до неформальна освгти // Матерiали звгтних наукових конференцш кафедри загальноï та соцiальноï педагопки. Львгв, 2014. Вип. 13. С. 56.
7 Lepouras G., Charitas D., Vassilakis C., Charisi A., Halatsi L. "Building a VR museum in a museum" / S. Richir, P. Richard, B. Taravel (eds.) // Proc. 2001 VRIC Laval Virtual International Conference, 16-18 May 2001. France. Laval, 2001. URL: http://www2.media.uoa.gr/~charitos/papers/conf/ LEP2001.pdf (дата обращения: 23.02.2017).
8 ФофинА. И. Роль музеев в образовании и воспитании личности // Magister dixit. 2013. № 3. С. 320.
Действительно, дистанционное музейное обучение также является важной составной организации персональной виртуальной среды обучения в музее, способствуя расширению понимания студентами различных межпредметных и междисциплинарных связей непосредственно в процессе музейно-педагогической деятельности.
Яркими свидетельствами применения данных подходов могут быть три примера виртуализации музейного пространства, позволяющие эффективно использовать свой контент в процессе обучения.
Среди них можно выделить виртуальный проект «Рембрандт и коллекции его произведений в Америке»9, объединяющий эстетику, прагматизм и критическое мышление с обучением визуальному искусству, акцентирующий внимание на характерных чертах, являющихся важными в музейной педагогике и музейной коммуникации.
Проект использует много технических возможностей и, в частности, такие, которыми не владеет музей. Среди них—право индивидуального выбора деятельности. Например, музейный посетитель может выбрать интересующую его картину и проанализировать ее, используя виртуальные инструменты для сближения или просмотра деталей. Интернет-страница дает посетителю столько информации, сколько он захочет, и тогда, когда он этого хочет10.
Основная тематика проекта охватывает междисциплинарные аспекты изучения творчества Рембрандта в контексте анализа таких глобальных тем, как:
• культура и цивилизация;
• люди, места и среды проживания;
• сила, власть и управление;
• индивидуальное развитие и идентичность;
• время, непрерывность и изменения11.
Для педагога веб-портал позволяет приспособить план лекционного или семинарского занятия к собственной концепции видения творчества выдающегося живописца, а также согласовать данную концепцию с ожиданиями студенческой аудитории. Выбор и направления изучения творчества имеют разновекторный характер: от изучения биографических сведений о Рембрандте, его технике живописи, особенностей повседневной жизни в Голландии XVII в. до возможностей понимания того, как, например, искусство Рембрандта отображает культуру своего времени и позволяет нам глубже осознать и понять эту культуру.
Особого внимания с точки зрения организации персональной среды обучения заслуживает проект виртуального этнографического музея «Коммунальная квартира» (Санкт-Петербург)12. Данный музей презентует и объясняет устройство повседневной жизни в коммунальной квартире эпохи СССР—большом изолированном помещении государственного жилого фонда, в котором одновременно проживают несколько семей с «местами общего пользования» в виде ванной, туалета и кухни, а также коридора и прихожей.
9 Rembrandt and collections of his art in America // URL: http://eev.liu.edu/nehrembrandt/ (дата обращения: 23.02.2017).
10 Blume N., Henning J., Herman A., Richner N. Uczyc siç oglqdajqc. Muzealni edukatorzy i eduk-acja estetyczna // Edukacja muzealna. Antologia tlumaczen / red. M. Szelqg, J. Skutnik. Poznan: Muzeum Narodowe w Poznaniu, 2010. S. 112-113.
11 Rembrandt and collections of his art in America.
12 Коммунальная квартира. Виртуальный этнографический музей // URL: http://kommunalka.colgate. edu/cfm/about.cfm?Open=WhatIsThisSiteAbout&KommLanguage=Russian (дата обращения: 23.02.2017).
Виртуальная экспозиция имеет удобный интерфейс и обеспечивает оптимальную функциональность сайта. Экспозиция позволяет пройти видеоэкскурсию, а также ознакомиться с фотографиями, звукозаписями и видеозаписями, документами, очерками, фрагментами фильмов и книг, посвященных особенностям советского быта в эпоху коммуналок. Все материалы снабжены подробными комментариями, что в совокупности дает яркие представления о своеобразии повседневного быта, стереотипах и типичных стратегиях поведения жильцов коммуналок.
Преимуществами сайта являются возможности конструирования собственных экскурсий для иллюстрации каких-либо сторон жизни в коммунальной квартире. Данные экскурсии могут предусматривать как создание элементарного списка экспонатов (для демонстрации на лекции или семинарском занятии), так и комбинацию экспонатов различных типов—фотографий, звукозаписей, видео, очерков и т. д.
Таким образом, преподаватель может составлять для студентов значительный спектр экскурсий, осваивая широкую междисциплинарную тематику—от общего и углубленного изучения советской политической и повседневной истории, истории культуры, языка, литературы—до анализа биографии известного человека, «легендарного персонажа», выдающегося деятеля науки и культуры.
Виртуальное пространство музея предполагает составление студентами индивидуальных и самостоятельных заданий, выполнения тестов, организации поисковой деятельности, написания курсовой работы.
Широкий контекст виртуальной музейно-педагогической деятельности для создания персональной среды обучения предлагает польский сайт Музея дворца короля Яна III в Виланове (Варшава)13. Данный музей успешно комбинирует реальное и виртуальное музейное пространство, широко использует различные ознакомительные веб-инструменты, способствуя взаимодействию музейного и околомузейного пространства.
Образовательные ресурсы портала настолько широки, что позволяют выбрать посетителям разного возраста большое количество индивидуальных и групповых музей-но-педагогических программ, среди которых исторические и природоведческие уроки, семинары, реконструкции, музейные маршруты, конкурсы, олимпиады, театральные постановки, учебные материалы (тексты, аудио- и видеоролики, документальные фильмы о выдающихся исторических деятелях, иллюстрированные энциклопедии, информационные и анимационные материалы для дистанционного обучения), советы по планированию музейного визита.
Например, для студентов музей предлагает занятия, ориентированные на ознакомление с внутренними помещениями дворца и его символикой; архитектурными и парковыми стилями; тайнами реставрации; истории экслибриса; различными придворными интригами и т. д.
Уникальность образовательных программ Музея дворца короля Яна III состоит в сочетании элементов истории и искусства, биологии и географии, природоведения и архитектуры, что позволяет полноценно использовать как просветительскую, так и учебную и рекреационную направленность данного музея.
Рассмотренные примеры виртуальных порталов позволяют говорить о широких возможностях их применения в различных социальных сферах, в том числе в контексте организации учебной деятельности. Данные ресурсы могут выступать в роли органического
13 Muzeum Palacu Kröla Jana III w Wilanowie // URL: http://www.wilanow-palac.pl/ (дата обращения: 23.02.2017).
дополнения политехнического образовательного портала, создающего возможности для отбора, структурирования и систематизации учебной информации, обеспечивающего субъектам образовательно-информационного процесса многоуровневый доступ к учебным материалам и образовательным сервисам. Структуры и сервисы образовательного портала способствуют адаптации его информационного наполнения для практических заданий учебной деятельности, учитывают индивидуальные способности и специфические потребности студентов и преподавателей, учителей и учащихся14.
В контексте организации музейно-педагогической деятельности данные виртуальные ресурсы создают «эффект присутствия» в музейном пространстве, давая уникальные возможности для ознакомления с музейными коллекциями и инфраструктурой, выполнения различных заданий, подготовки к реальному визиту в музей.
Рассмотрим преимущества организации персональной виртуальной среды обучения в музейном пространстве с позиции педагогического взаимодействия.
Для студента или учащегося примеры рассмотренных образовательных порталов могут, кроме вышесказанного, предложить политехнические мультимедийные материалы в рамках изучения различных учебных предметов; виртуальное общение с преподавателями; онлайн-консультации с различными экспертами и специалистами; образовательные форумы и онлайн-конференции; методические рекомендации для самостоятельной и индивидуальной работы; место для хранения персональных учебных материалов и документов на сервере портала и т. д.15
Для преподавателя или учителя образовательный портал предоставляет значительное количество образовательных мультимедийных материалов, новые методики преподавания, возможность полноценно общаться со своими учащимися и студентами, а также с ведущими специалистами в той или иной отрасли знаний; возможность размещать авторские методические разработки и учебные материалы; диагностировать успешность своих воспитанников, изучать их познавательные интересы и т. д.16
Таким образом, музей презентует себя как место взаимного обогащения личности в процессе встречи с культурой, центр использования новых педагогических технологий, различных контекстов академического и неформального образования, социокультурного взаимодействия, комбинации реального и виртуального пространства.
Персональная виртуальная среда обучения в музее дает возможность наполнять / изменять / насыщать / обогащать / трансформировать процесс обучения новым интересным контентом путем применения современных дидактических интернет-технологий. В процессе педагогического взаимодействия со студентами важно найти личностные смыслы их деятельности в пространстве музея.
На основе проанализированного материала мы можем прийти к выводу, что персональная виртуальная среда обучения в пространстве музея является не только действенным образовательным ресурсом, но и эффективным центром межличностной коммуникации, интерактивной средой обучения, которая обеспечивает формирование прочных знаний студентов путем развития образного, ассоциативного, абстрактного и критического мышления, способствует росту мотивации и расширению мировоззрения личности.
14 Семеновська Л. Освгшш портал як зааб упровадження щей полггехшзму // Педагопчш науки: зб. наук. пр. / Полтав. нац. пед. ун-т ш. В. Г. Короленка. Полтава: Вид-во ПНПУ, 2016. Вип. 65. С. 23.
15 Там же. С. 22.
16 Там же.
Перспективы использования потенциала музейной персональной виртуальной среды обучения для студентов имеют важное значение в процессе изучения сложных междисциплинарных тем, повышения учебной мотивации, осознания ценности собственных знаний, разработки различных учебных и научно-исследовательских проектов, организации дистанционного обучения.
Информация о статье Автор: Караманов Алексей Владиславович — кандидат педагогических наук, доцент, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Львов, Украина, akaramanov@ gmail.com.
Заглавие: Организация персональной виртуальной среды обучения для студентов в музее: возможности и перспективы.
Абстракт: Статья раскрывает педагогические особенности организации взаимодействия со студентами в пространстве музея. Особое внимание уделяется раскрытию принципа индивидуализации обучения и комбинации персональной и виртуальной среды обучения (PLE / VE) для студентов в музее. Проанализированы основные положения теорий музейной коммуникации и коннективизма для формирования образа музея в качестве важного социокультурного центра общественной жизни. Рассмотрены различные примеры реализации PLE в музейном пространстве на инфраструктурном, коммуникационном и виртуальном уровнях с целью повышения эффективности и качества обучения. Ключевые слова: музей, персональная среда обучения, студенты, индивидуализация обучения, музейная коммуникация, коннективизм, музейное пространство.
Список литературы
Агапова, Дарья. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / отв. ред. А. Щербакова, сост. Н. Копелян-ская. Москва, 2012. С. 8-20.
Караманов, Олекст Владиславович. Навчання в музе!: вщ академiчноï до неформально! освгги // Матерiали звггних наукових конференцш кафедри загально! та сощально! педагопки. Львiв, 2014. Вип. 13. С. 54-56.
Караманов, Алексей Владиславович. Образовательные возможности музея в процессе создания персональной среды обучения // Диалог культур в эпоху глобальных рисков: материалы Междунар. науч. конф. и Х науч.-теорет. семинара «Инновац. стратегии в соврем. социал. философии», Минск, 17-18 мая 2016 г.: в 2 ч. Ч. 2 / науч.-ред. совет: А. В. Данильченко [и др.]; редкол.: В. В. Анохина [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2016. С. 594-596.
Коммунальная квартира. Виртуальный этнографический музей // URL: http://kom-munalka.colgate.edu/cfm/about.cfm?Open=WhatIsThisSiteAbout&KommLanguage=Russian (дата обращения: 23.02.2017).
Милованов, Константин Юрьевич. Педагогическая роль музеев в социокультурном пространстве современной России // Ценности и смыслы. 2013. № 6 (28). С. 84-100.
Свтлична, Валентина Васил1вна. Освггаш проспр в умовах глобалiзацiï: парадиг-мальний плюралiзм i перспективи штеграци // Гуманггарний часопис. 2013. № 2. С. 83-92.
Семеновська, Лариса. Освггаш портал як зааб упровадження щей полтгехшзму // Пе-дагопчш науки: зб. наук. пр. / Полтав. нац. пед. ун-т iм. В. Г. Короленка. Полтава: Вид-во ПНПУ, 2016. Вип. 65. С. 17-25.
Фофин, Александр Иванович. Роль музеев в образовании и воспитании личности // Magister dixit. 2013. № 3. С. 315-322.
Blume, Nancy, Henning, Jean, Herman, Amy, Richner, Nancy. Uczyc si§ ogl^daj^c. Muzeal-ni edukatorzy i edukacja estetyczna // Edukacja muzealna. Antologia tlumaczen / red. M. Sze-l^g, J. Skutnik. Poznan: Muzeum Narodowe w Poznaniu, 2010. S. 112-113.
Lepouras, George, Charitos, Dimitrios, Vassilakis, Costas, Charisi, Anna, Halatsi, Leda. "Building a VR museum in a museum" / S. Richir, P. Richard, B. Taravel (eds.) // Proc. 2001 VRIC Laval Virtual International Conference, 16-18 May 2001. France. Laval, 2001 // URL: http://www2.media.uoa.gr/~charitos/papers/conf/LEP2001.pdf (accessed: 23.02.2017).
Muzeum Palacu Krola Jana III w Wilanowie // URL: http://www.wilanow-palac.pl/ (accessed: 23.02.2017).
Rembrandt and collections of his art in America // URL: http://eev.liu.edu/nehrembrandt/ (accessed: 23.02.2017).
Information on article Author: Karamanov Alexey Vladislavovitch—PhD in Pedagogy, Associate Professor, Ivan Franko National University of Lviv, Lviv, Ukraine, akaramanov@gmail.com. Title: Organization of personal virtual learning environment for students in museum: Opportunities and prospects.
Abstract: The article reveals pedagogical features of organization of interaction with students in the museum space. Special attention is paid to the principle of individualization of learning and creating personal and virtual learning environment (PLE / VE) for students in museum. The basic positions of the theories of museum communication for the formation of an image of the museum as an important cultural centre of social life have been analyzed. Different examples of of PLE implementation in museum space on the infrastructure, communications and virtual levels are considered.
Keywords: museum, personal learning environment (PLE), students, individualization of learning, museum communication, connectionism, space of the museum.
References
Agapova D. Kul'tura uchastija: milliony dialogov [Culture of participation: Millions of dialogues], in Muzej kakprostranstvo obrazovanija: igra, dialog, kul'tura uchastija. Moscow, 2012, pp. 8-20 (in Russian).
Karamanov O. V. Navchannja v muzei': vid akademichnoi' do neformal'noi' osvity (Education in museums: From academic to non-formal education], in Materiali zvitnih naukovih konferencij kafedri zagal'noi ta social'noi pedagogiki, vol. 13. L'viv, 2014, pp. 54-56 (in Ukrainian).
Karamanov A. V. Obrazovatel'nye vozmozhnosti muzeja v processe sozdanija personal'noj sredy obuchenija [The educational opportunities of the museum in the process of creating a personal learning environment], in Dialog kultur v jepohu global'nyh riskov: materialy Me-zhdunar. nauch. konf. i nauch.-teoret. seminara "Innovac. strategii v sovrem. social. Filoso-fif, Minsk, 17-18 maja 2016 g., part. 2. Minsk, Izdatelskij centr Belorusskogo nacionalnogo pedagogichenogo universitetu Publ., 2016, pp. 594-596 (in Russian).
Kommunal'naja kvartira. Virtual'nyj etnograficheskij muzej [Communal apartment. Virtual Ethnographic Museum]. Available at: http://kommunalka.colgate.edu/cfm/about.cfm?Open= WhatIsThisSiteAbout&KommLanguage=Russian (accessed: 23.02.2017).
Milovanov K. J. Pedagogicheskaja rol' muzeev v sociokul'turnom prostranstve sovremennoj Rossii [The pedagogical role of museums in the socio-cultural space of modern Russia], in Cennosti i smysly, 2013, no. 6 (28), pp. 84-100 (in Russian).
Svitlichna V V. Osvitnij prostir v umovah globalizacii: paradigmal'nij pljuralizm i perspek-tivi integracii [The educational space in globalization: Paradigmatic pluralism and integration prospects], in Gumanitarnij chasopis, 2013, no. 2, pp. 83-92 (in Ukrainian).
Semenovs'ka L. Osvitnij portal jak zasib uprovadzhennja idej politehnizmu [Educational portal as a means of introducing ideas of paterna], in Pedagogichni nauki, vol. 65. Poltava, Vid-vo PNPU, 2016, pp. 17-25 (in Ukrainian).
Fofin A. I. Rol' muzeev v obrazovanii i vospitanii lichnosti [Importance of museums in individual education and upbrining], in Magister dixit, 2013, no. 3, pp. 315-322 (in Russian).
Blume N.; Henning J.; Herman A.; Richner N. Uczyc si§ ogl^daj^c. Muzealni edukatorzy i edukacja estetyczna [Learn to watch. Museum educators and aesthetic education], in Edu-kacja muzealna. Antologia tiumaczen. Poznan: Muzeum Narodowe w Poznaniu Publ., 2010, pp. 112-113 (in Polish).
Lepouras G.; Charitos D.; Vassilakis C.; Charisi A.; Halatsi L. "Building a VR museum in a museum", in Proc. 2001 VRIC Laval Virtual International Conference, 16-18 May 2001. France. Laval, 2001. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1. 493.3300&rep=rep1&type=pdf (accessed: 23.02.2017).
Muzeum Paiacu Krola Jana III w Wilanowie [Museum of King Jan Ill's palace at Wilanow]. Available at: http://www.wilanow-palac.pl/ (accessed: 23.02.2017).
Rembrandt and collections of his art in America. Available at: http://eev.liu.edu/nehrembrandt/ (accessed: 23.02.2017).