Территория науки. 2015. № 5
Косинская Е.В.
РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: мотивация, демотивация, студент, процесс.
Key words: motivation, demotivation, student, process.
Аннотация: В статье рассматриваются основные причины
демотивации студентов в процессе обучения иностранному языку.
Abstract: This article discusses the most important reasons of the student’s demotivation in the learning process of English.
В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Глобализация означает, что все более возрастает роль личных контактов людей, следовательно, - вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка. Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально-экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом, к английскому языку. Теперь знание двух и более языков - это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Новые политические и социально-экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам. Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня более глубокого владения иностранным языком. Все вышеперечисленное существенно повышает престиж предмета "иностранный язык" в качестве образовательной дисциплины вуза. И здесь понятие мотивации выходит на первый план. Конечно, проблема мотивированности в обучении возникает по каждому предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка. Все
33
Территория науки. 2015. № 5
дело в особой специфике предмета, требующей от студента наличия определенной базы и коммуникативных способностей.
Поэтому, рассматривая мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, отметим, что мотивы относятся к субъективному миру человека, определяются его внутренними побуждениями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Человек сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом.
Попробуем разобраться, что же представляет из себя мотивационная сфера человека и чем она характеризуется при учебной деятельности. Понятие "мотив" ученые трактуют по-разному: под мотивом понимается условие существования, морально-политические установки, соображение, по которому субъект должен действовать. Так или иначе, большинство сходится во мнении, что мотив - это либо побуждение, либо намерение, либо цель. Поэтому к этому понятию нужно подходить комплексно, учитывая все возможные аспекты.
Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в частности, иностранному языку. Все вместе они составляют, так называемую, учебную мотивацию. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:
- особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития);
- особенностями преподавателя и его отношения к собственной педагогической деятельности;
- организацией всего педагогического процесса;
- спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка).
На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:
- мотив достижения - вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д. ;
- мотив самоутверждения - стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;
- мотив идентификации - стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям
34
Территория науки. 2015. № 5
(например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);
- мотив аффилиации - стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями-иностранцами;
- мотив саморазвития - стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;
- просоциальный мотив - связан с осознанием общественного значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.
Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.
Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К примеру, конструкция «если, я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» - это положительная мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен, и меня не отчислят» - отрицательная.
А теперь обратимся к результатам опроса, проведенного специалистами среди студентов неязыковых специальностей, с целью установить, какие же мотивы движут ими в изучении иностранного языка. Всего было опрошено 200 человек.
Ответы респондентов распределились следующим образом:
- «Учу, только потому, что это нужно по учебной программе» -60%
- «Чтобы не отчислили» - 19%
- «Хочу устроиться на хорошую работу, построить успешную карьеру» - 10%
- «Чтобы путешествовать за границей, общаться с иностранцами» -
6%
- «Учу, потому что интересно» - 5%
Конечно, метод устного опроса не претендует на всеобъемлющий охват ситуации и раскрытие скрытых субъективных смыслов, но некоторые выводы определенно можно сделать: подавляющая часть студентов при изучении иностранного языка в вузе движима просоциальным мотивом («нужно по учебной программе», «чтобы не
35
Территория науки. 2015. № 5
отчислили»). То есть, можно сказать, что процесс учебы для них - это либо привычное функционирование, либо вынужденное поведение. Небольшая часть студентов указала на мотив самоутверждения («построить успешную карьеру») и мотив аффилиации («чтобы путешествовать», «общаться с иностранцами»). И при этом лишь 5% студентов имеют внутреннюю мотивацию - изучают иностранный язык, потому что это им нравится.
Главным же выводом служит то, что студентами, в основном, движут внешние мотивы, при этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не поставили двойку»). Это представляет некое противоречие, поскольку престиж владения иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли, и, казалось бы, должно быть больше положительной мотивации. Кроме того, абсолютно ясно, что требуется предприятие действий, направленных на вызов в студентах внутренней мотивации. То есть необходимо создавать такие условия, при которых у учащихся возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), лингвопознавательная
(положительное отношение к языку) и инструментальная
(положительное отношение к различным видам работы).
Необходимо понимать, что существует разнообразные стратегии, помогающие усилить мотивацию в обучении иностранного языка. Вот некоторые из способов, позволяющих мотивировать студентов, изучающих иностранный язык:
• Признавать комплексность мотивации.
• Помнить как об инициировании мотивации, так и об ее удержании.
• Обсуждать со студентами полезность выполнения той или иной деятельности.
• Вовлекать студентов в принятие решений, связанных с изучением иностранного языка.
• Признавать индивидуальность студентов.
• Усилить внутреннюю мотивацию.
Можно выделить следующие демотивирующие факторы:
• Преподаватель (личность, преданность делу, компетенция, методы преподавания);
• Заниженная самооценка (опыт провала или недостаток успеха);
• Негативное отношение к изучению иностранного языка;
36
Территория науки. 2015. № 5
• Обязательность изучения иностранного языка;
• Вмешательство другого изучаемого иностранного языка;
• Негативное отношение к культуре страны изучаемого языка.
Все вышеперечисленные виды и подвиды мотивации и
демотивации являются главными силами побуждения человека в изучении иностранного языка. Однако следует помнить, что, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции. Необходимо найти тот оптимум, при котором высокая эффективность соседствует с получением радости от изучения иностранного языка.
Список литературы
1. Духновский С.В., Речкалова О.Л., Рахманский В.Л. Особенности интегральной индивидуальности субъектов с разным уровнем психологической устойчивости личности// Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 96-102.
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
3. Косинская Е.В. Роль английского языка в бизнесе // Территория науки. 2014. № 6. С. 65-70.
4. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
5. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
Руднева Н.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ «ШКОЛА-ТЕХНИКУМ-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ» ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
ВУЗА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: профориентация, студенты, правовая культура, взаимодействие.
Key words: professional orientation, students, legal culture, interaction.
Аннотация: В статье рассматриваются уровни взаимодействия субъектов профориентации в многоуровневом образовательном комплексе «школа - техникум - вуз - предприятие» при формировании правовой культуры студентов вуза.
37