УДК 378:63 ББК 74.48 М-80
Морозова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов; e-mail: [email protected];
Гливенкова Ольга Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов; e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(рецензирована)
Статья посвящена выявлению мотивации студентов к изучению иностранного языка. Целью написания статьи является осознание важности и целесообразности изучения данной дисциплины. Особое внимание уделяется рассмотрению мотивации как совокупности причин психологического характера. Оцениваются результаты опроса, проведенного в Тамбовском государственном техническом университете среди студентов 1 и 2 курсов, с целью установить, какие же именно мотивы движут ими при изучении иностранных языков.
Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, антимотивация, мотив аффилиации, просоциальный мотив, мотив идентификации, мотив саморазвития, мотив самоутверждения.
Morozova Olga Nikolaevna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Foreign Languages of FSBEI HE " Tambov State Technical University", Tambov, e-mail: [email protected];
Glivenkova Olga Anatolievna, Candidate of Philological Sciences, anassociate professor of the Department of Foreign Languages of FSBEI HE "Tambov State Technical University", Tambov, e-mail: [email protected]
PROBLEM OF IDENTIFICATION OF MOTIVATION OF NON-LANGUAGE UNIVERSITYBACHELOR STUDENTS TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE
(reviewed)
The article identifies motivation of students to learn a foreign language. The purpose of the article is to realize the importance and feasibility of studying this discipline. Special attention is paid to the consideration of motivation as a combination ofpsychological causes. It evaluates the results of a survey conducted at Tambov State Technical University among the first and the second year students in order to determine exactly the motives to learn foreign languages.
Key words: motivation, a foreign language, anti-motivation, motive of affiliation, prosocial motive, motive of identification, motive of self-development, motive of self-affirmation.
В настоящее время проблема мотивации учебной деятельности становится все более актуальной в профессиональном образовании, так как многие обучающиеся не
проявляют интереса к обучению. Причинами являются и социальная обстановка, и полнейшее безразличие студентов, а также банальная лень и многое другое. Возникает вопрос, как же связана мотивация человека с его социальным окружением? Современному обществу нужны специалисты с высоким уровнем профессионализма, инициативные, предприимчивые, проявляющие творческие способности. Это и предопределяет оптимизацию процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной.
Учебная мотивация представляет собой систему, включающую в себя побуждения, стремления, а также интересы к учебной деятельности. В настоящее время успеваемость студента зависит не только от его интеллекта, умений и способностей, но от его мотивов, которые лежат в основе его обучения. Необходимое условие для выработки у студентов интереса к учебному процессу - это возможность проявить инициативность, активность, самостоятельность. При высоком интересе студентов к конкретной деятельности может работать компенсаторный механизм: недостаток способностей может компенсироваться развитием мотивационной сферы.
Значение решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что она является необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. На данном этапе, проблема заключается в том, чтобы найти такие методы педагогического воздействия, которые не только мотивировали бы студента, но и способствовали бы его максимальному развитию и его профессиональной самореализации.
В исследованиях последних лет неоднократно поднимался вопрос мотивации студентов к изучению иностранного языка. Под мотивами учения понимается то, ради чего учится студент, что побуждает его учиться. Данная тема была и остается актуальной. Главной задачей мотивации учения является организация учебной деятельности, максимально способствующая раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности студента. На сегодняшний день проблемой изучения мотивационной сферы занимаются как отечественные [1-3; 5-9], так и зарубежные ученые [10-11].
Изучение иностранных языков, безусловно, является важной составляющей современного профессионального образования. Глобализация затронула все сферы общественной жизни. За последние десятилетия произошло резкое расширение деловых и экономических связей, т.е. для эффективной деятельности в современных условиях требуются такие специалисты, которые готовы осваивать новые технологии, что, зачастую, значит общение с зарубежными специалистами и сотрудничество с международными компаниями. Все это обуславливает потребность государства в кадрах, владеющих иностранными языками. Реалии современной жизни таковы, что при трудоустройстве на работу потенциальные сотрудники, скорее всего, столкнуться с графой «Знание иностранных языков». При сегодняшней конкуренции на рынке труда знание иностранного языка может оказаться решающим при выборе работника. Профессиональное требование -это одна из основных причин, которая заставляет многих из нас изучать иностранный язык.
Роль иностранного языка в жизни современного человека стала первой необходимостью для профессионального и личностного развития. Знание одного или двух иностранных языков становится не просто показателем образованности, а насущной необходимостью.
Но, к сожалению, учащиеся не всегда осознают важность и целесообразность изучения данной дисциплины, порой отдавая предпочтение дисциплинам специальности. На примере студентов Тамбовского государственного технического вуза попробуем определить мотивацию при изучении иностранных языков.
Мотивация, как известно, представляет собой «совокупность причин психологического характера. Именно такая совокупность будет определять и объяснять как поведение человека, так и его направленность и активность. Говоря о мотивации, мы рассматриваем ее как «систему факторов, детерминирующих поведение» [4, с. 390]. Все ее компоненты неразрывно взаимосвязаны и представляют собой единое целое: волевой компонент, эмоциональный компонент, энергетический компонент. Необходимо принять во внимание, что потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д. неотрывно соединены с мотивацией. При работе со студентами важно помнить, что «... Сердцем мотивации является иерархия ценностей и убеждения. Если мы верим, что можем достичь большего с помощью чего-либо, то данный предмет становится для нас очень актуальным. И наоборот, если мы не верим в собственные силы, то это является одним из самых мощных источников антимотивации» [6].
В общей психологии Ю. Роттер сформулировал понятие локуса контроля - это представление о том, в какой степени результаты деятельности данного человека зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от складывающихся обстоятельств (внешний локус контроля). Стоит отметить, что данное представление является устойчивым и характеризует человека как личность [3]. Опираясь на это понятие, многие ученые современности пытаются применить его основные идеи для анализа мотивированности студентов к обучению, в частности, изучению иностранных языков.
Так, например, данной проблемой занимались О.А. Данилова, Д.В. Конова, Р.А. Дукин. В своей работе [2] они подразделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю, где внешняя мотивация обуславливается внешними обстоятельствами, в то время как внутренняя связана непосредственно с самим предметом.
Анализируя внешнюю мотивацию, авторы выделяют следующие мотивы:
- мотив достижения; мотив самоутверждения;
- мотив идентификации; мотив аффилиации;
- мотив саморазвития; просоциальный мотив.
Внутренняя же мотивация заключается в том, что студенту просто нравится овладевать навыками и умениями, изучать иностранный язык.
Опираясь на данную классификацию, нами были разработаны вопросы, целью которых являлось выявление мотивации студентов ТГТУ при изучении иностранного языка. В данном исследовании по определению мотивации изучения иностранного языка приняли участие более 300 студентов первого курса очного отделения. Нам нужно было выявить два основных критерия:
1) насколько студенты осознают необходимость и значимость иностранного языка;
2) привлекает ли их дисциплина «Иностранный язык».
Ответы были тщательно проанализированы, в результате были получены следующие результаты в выявлении мотивации изучения иностранного языка:
1. Иностранный язык предусмотрен учебной программой, и я должен его изучать (мотив достижения - внешняя мотивация).
2. Учу, чтобы получать высокие оценки (мотив достижения - внешняя мотивация).
3. Знание иностранного языка необходимо, чтобы чувствовать себя свободно, путешествуя за границей (мотив аффилиации - внешняя мотивация).
4. Для расширения кругозора и общего развития (мотив саморазвития - внешняя мотивация).
5. Учу, потому что мне интересно (внутренняя мотивация).
6. Знание иностранного языка мне потребуется в моей будущей профессии и поможет в карьерном росте (просоциальный мотив - внешняя мотивация).
7. Чтобы читать литературу в оригинале, понимать тексты песен любимых исполнителей (мотив идентификации - внешняя мотивация).
8. Это престижно (мотив самоутверждения - внешняя мотивация).
Результаты анкетирования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты анкетирования студентов
Так же было отмечено, что большинство студентов хотели бы изучать несколько иностранных языков при наличии времени, а некоторые (30% из опрошенных) успешно это уже делают. 20 % студентов обучаются дополнительно по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», где учебным планом предусмотрено параллельное изучение второго иностранного языка.
Из результатов опроса, проведенного в ТГТУ среди студентов 1 и 2 курсов экономических, юридических и инженерных специальностей, видно, какие же именно мотивы движут ими при изучении иностранных языков. Как показали исследования, познавательный интерес, считавшийся ранее одним из основных мотивов учебной деятельности, в настоящее время таковым не является. Для студентов более значимыми являются мотив аффилиации и просоциальный мотив. Далее следуют мотив саморазвития и мотив идентификации. Таким образом, мотивация для студентов является эффективным
способом улучшить учебный процесс, движущей силой, правильно управляя которой можно достичь высоких результатов в процессе обучения.
При заполнении анкет, в пункте «другое», студентами были отмечены такие слабовыраженные мотивы как: нежелание огорчать преподавателя плохой учебой, чтобы не потерять его хорошее отношение; стремление преодолевать трудности, связанные с учебой; стремление убедиться в своей значимости; желание полнее раскрыть свои способности и возможности.
На основе полученных данных были сделаны выводы об уровне мотивации и далее введены корректировки в работу преподавателей с целью повышения мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что для повышения мотивации студентов надо делать акцент не только на личность обучаемого, но и на деятельность обучения. Поэтому огромное значение придается сегодня личности преподавателя. Современный педагог должен обладать следующими качествами: умением интересно и увлекательно вести урок; умело раскрывать значение изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности; пользоваться авторитетом и доверием среди студентов; оказывать на них большое положительное влияние, создавать ситуацию успеха, обеспечивать эмоциональный комфорт, укреплять уверенность в собственных силах.
Литература:
1. Башмакова И.С. Формирование интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс]. URL: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/s12/s12_73.pdf (дата обращения: 20.09.2018).
2. Данилова О.А., Конова Д.В., Дукин Р.А. Роль мотивации в изучении иностранных языков [Электронный ресурс]. URL: http://study-english.info/article018.php#ixzz3GbZWmilj (дата обращения: 17.09.2018).
3. Елисеев О.П. Локус контроля личности. Санкт-Петербург: Питер, 2010. 512 с. (Практикум по психологии).
4. Немов Р.С. Психология: в 3-х томах. Том 1. Москва: ВЛАДОС, 1995. 576 с.
5. Петровская Т.П., Рыманов И.Е. Мотивация изучения английского языка студентами технического вуза при смешанном обучении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. №7-1(37). C. 152-154.
6. Плигин А.А. Усиление мотивации к изучению английского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.homeenglish.ru/ArticlesUsilen.htm (дата обращения: 17.09.2018).
7. Рядчикова Е.А. мотивация в изучении иностранных языков в вузе [Электронный ресурс]. URL: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2012/IV/uch_2012_IV_00008.pdf (дата обращения: 17.09.2018).
8. Смирнов А.В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического вуза [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1450 (дата обращения: 15.09.2018).
9. Хамедова Г.Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.osu.ru/2012_2/48.pdf (дата обращения: 11.09.2018).
10. Carole A. Ames. Motivation: What Teachers Need to Know [Электронный ресурс].
URL:
http://www.unco.edu/cebs/psychology/kevinpugh/motivation_project/resources/ames90.pdf (дата обращения: 19.09.2018).
11. Teaching Strategies: Motivating Students [Электронный ресурс]. URL: http://www.crlt.umich.edu/tstrategies/tsms (дата обращения: 19.09.2018).
Literature:
1. Bashmakova I. Formation of interest in learning a foreign language in students of non-linguistic universities [Electronic resource]. URL: http: //www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/s12/s12_73.pdf (access date: 09/20/2018).
2. Danilova O. A., Konova D. V., Dukin R. A. The role of motivation in learning foreign languages [Electronic resource]. URL: http://study-english.info/article018.php#ixzz3GbZWmilj (access date: 09/17/2018).
3. Eliseev O. P. Locus of control. Workshop on the psychology of a personality.SPb.,
2003.
4. Nemov R.S. Psychology: in 3 vol. M.: Prosveshchenie: VLADOS, 1995. V. 1. 576p.
5. Petrovska T.P., Rymanov I.E. Motivation for learning English by technical university students in blended learning // Philological Sciences. Questions of theory and practice. Tambov: Gramota, 2014. No. 7 (37): in 2 p. Part I. P. 152-154.
6. Pligin A. A. Strengthening motivation to learn English [Electronic resource].URL: http: //www.homeenglish.ru/ArticlesUsilen.htm (access date: 17/09/2018).
7. Ryadchikova E. A. Motivation in the study of foreign languages in a high school [Electronic resource]. URL: http://www.pglu.ru/lib/puMications/University_Reading/2012/IV/uch_2012_IV_00008.pdf (access date: 17/09/2018).
8. Smirnov A.V. Formation of motivation of educational activities among students of a technical university [Electronic resource]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1450 (access date: 15.09.2018).
9. Khamedova G. N. To the problem of forming motivation to learning a foreign language among students of non-language specialties [Electronic resource]. URL: http://vestnik.osu.ru/2012_2/48.pdf (access date: 11/09/2018).
10. Carole A. Ames. Motivation: What Teachers Need to Know [Electronic resource]. URL: http://www.unco.edu/cebs/psychology/kevinpugh/motivation_project/resources/ames90.pdf (access date: 09/19/2018).
11. Teaching Strategies: Motivating Students [Electronic resource]. URL: http://www.crlt.umich.edu/tstrategies/tsms (appealdate: 19/09/2018).