Роль Московского университета в жизни русских драматургов А.Н. Островского и А.П. Чехова
Ирина Толоконникова
В статье рассказывается о роли Московского университета в жизни и становлении великих русских писателей и драматургов - Александра Николаевича Островского и Антона Павловича Чехова.
Ключевые слова: Московский университет, студент, драматург, театр, медицина.
УДК 378.4. МГУ :929Чехов+Островский
10.30547/mediaalmanah.2.2024.114123 EDN: РХкООБ
© Толоконникова Ирина Владиславовна кандидат филологических наук- доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М-В- Ломоносова (г. Москва, Россия), [email protected]
Значение Московского университета в развитии российской культуры трудно переоценить. Первыми его воспитанниками были Д.И. Фонвизин и Н.И. Новиков. Каждое поколение студентов рождало своих творцов. Статья посвящена двум русским драматургам - студентам Московского университета А.Н. Островскому и А.П. Чехову.
А.Н. Островский
Благодаря Московскому университету развился драматический талант Александра Николаевича Островского. В 1840 г. Островский успешно закончил Первую Московскую губернскую гимназию, и это позволило ему поступить на юридический факультет без экзаменов. Однокурсником Островского был будущий педагог К.Д. Ушинский, на соседнем курсе учились поэты А.А. Фет, Я.П. Полонский, Ап.А. Григорьев. Во время своего обучения Островский посещал талантливые лекции Н.И. Крылова, М.П. Погодина, С.П. Шевырева, П.Г. Редкина и др. Ему посчастливилось видеть и слушать Т.Н. Грановского. На первом курсе Островский успешно сдал все дисциплины.
Практически сразу в университете сложилась своя театральная труппа,которая дала первое публичное представление в Москве уже в январе 1756 г. Впоследствии она стала основой труппы Малого театра.
И в дальнейшем тесная связь Малого театра с Московским университетом не прерывалась. Университетские профессора входили в состав Театрально-литературного комитета, ведавшего репертуаром Малого театра. Островский был его завсегдатаем. Это увлечение стало главной причиной охлаждения будущего драматурга к университетским занятиям. На втором курсе он стал пропускать занятия, и был оставлен на второй год. Его все больше увлекало литературное творчество и театр.
В университете лекции по римскому праву читал профессор Н.И. Крылов. «Как лектор Крылов обладал редким, выдающимся талантом. Слушатели его уходили из аудитории под обаянием неподдельного восхищения <...> Он был профессор-артист. <...> По своим научным воззрениям на право Крылов был ярким выразителем исторической школы юриспруденции»(Энциклопедический словарь, 1997: 376-377). Однако отношения Островского с Крыловым не сложились. Из-за ссоры с профессором Островский на экзамене по римскому праву получил «единицу». Как второгоднику, ему грозило отчисление. Он подал прошение об увольнении из университета по «домашним обстоятельствам» и покинул университет в 1843 г. Окончить университетский курс Островскому не удалось1. Но вряд ли он был этим сильно огорчен: чувствовал свое призвание в другом. Будучи свободным от занятий, Островский смог посвящать свое время литературе и театру.
Однако уход из университета не означал для будущего драматурга разрыв с университетской средой: он встречался с однокурсниками в кофейне Печкина, читая и обсуждая новое литературное произведение. Кофейня Печкина была излюбленным местом встречи артистов, ученых и литераторов в Москве. Она находилась близ Театральной площади, недалеко и от университета, и от Малого театра. Это был своеобразный клуб интеллигенции для
разговоров о новостях литературы и театра. Туда заходили актеры Малого театра выпить чашку кофе, забегали студенты, там отдыхали профессора Московского университета. Кофейня Печкина послужила Островскому прообразом трактира в третьем действии пьесы «Доходное место»(Москва: энциклопедия, 1997: 392). По выражению А.Ф. Писемского, это было «самое умное и острословное место в Москве» (Москва: энциклопедия, 1997: 392). В своих воспоминаниях A.A. Фет писал: «Кто знает, сколько кофейня Печкина разнесла по Руси истинной любви к науке и искусству»2.
Университету Островский прежде всего обязан вхождением в литературу. Профессура принимала активное участие в газете «Московский городской листок» (1847)3, где дебютировал Островский. Литературной средой молодого драматурга были московские литераторы М.П. Погодин, Ап.А. Григорьев, близкие к журналу «Москвитянин»4.
В 1847 г. профессор С.П. Шевырев пригласил Островского в свой дом прочитать первую пьесу - «Семейная картина», которую высоко оценили и гости, и сам хозяин. А в 1849 г. профессор истории и издатель «Москвитянина» М.П. Погодин предложил Островскому напечатать в журнале комедию «Свои люди - сочтемся». Драматург согласился.
Не являясь официальным режиссером театра, Островский ставил свои пьесы на его сцене и всегда достигал того, чтобы спектакль давал наиболее верное истолкование авторского замысла. Творческое сотрудничество между Малым театром и драматургом продолжалось около 40 лет.
Таким образом, мы видим, что, хотя А.Н. Островский не окончил полного университетского курса, студенческие годы не только не прошли для него даром, но и оставили глубокий след в его жизни. Московский университет помог ему понять свое подлинное призвание.
А.П. Чехов Известно высказывание Чехова:
Еще одним выдающимся студентом «Медицина - моя законная жена, а лите-
Московского университета был Антон Павлович ратура - любовница. <...> Не будь у меня
Чехов. В 2025 г. исполнится 165 лет со дня медицины, то я свой досуг и свои лишние
рождения этого классика русской литературы. мысли едва ли отдавал бы литературе»6.
В отличие от Островского, Чехов окончил Почему он выбрал медицинский факуль-
университет. На его дипломе стоит подпись тет? Возможно, что не последнюю роль в
декана - профессора Н.В. Склифосовского. его стремлении стать врачом сыграли те
(Отметим, что два брата Чехова тоже учи- теплые ощущения детства, которые были
лись в Московском университете. Старший связаны с матерью. Своим детям Евгения
брат - Александр Павлович - окончил в Яковлевна внушала любовь ко всему жи-
1882 г. физико-математический факультет: вому, к маленьким птичкам и животным, ко
младший брат - Михаил Павлович - в 1890 г. всему требующему защиты.
юридический факультет). Впоследствии А.П. Чехов писал: «Мать -
Антон Чехов получил аттестат зрело- очень добрая, кроткая и разумная женщина,
сти, подписанный действительным стат- ей я и мои братья обязаны многим»7. Она
ским советником, кавалером Эдмундом всех жалела, даже совсем незнакомых лю-
Рейтлингером, инспектором Дьяконовым, дей, «всегда глубоко вздыхала о преступнике
отцом Покровским и семью другими пре- и крестилась. Для нее это был несчастный,
подавателями 15 июня 1879 г. (Рейфилд, достойный сострадания человек, над кото-
2014: 107). рым глумились сильные, и в таком именно
В августе таганрогский мещанский духе она воспитывала и нас» (Вокруг Чехова,
староста выдал будущему студенту би- 1990: 163). Это редкое умение чувствовать
лет для жительства в разных губерниях чужую боль, как свою, Евгения Яковлевна
Российской империи. Кроме того, Чехов передала своим детям. А.П. Чехов был глу-
получил стипендию в 25 руб. серебром, ко- боко убежден в том, что у них «талант. со
торую Таганрогская городская дума учреди- стороны отца, а душа - со стороны матери»
ла для лучших и благонадежных выпускни- (Вокруг Чехова, 1990: 166). Сострадание
ков гимназии, желающих продолжить обра- к людям всегда жило в нем. Его отличало
зование в столичных учебных заведениях. особое - душевное, заботливое - отноше-
В своем выборе Чехов потом никогда не ние к пациентам; многих из них он лечил
раскаивался: об этом он, в частности, писал бесплатно.
в «Автобиографии»5. Отец - Павел Егорович - руководстВ начале августа 1879 г. он приехал в вовался совсем другими соображениями: Москву. Из Таганрога он привез с собой че- профессия врача давала заработок и прес-ловеческий череп и украсил им свою ком- тиж, всегда была востребованной. «Из опы-нату. Одновременно с Чеховым на меди- та видно нам, что медицинский факуль-цинский факультет поступили еще два та- тет практичный, - писал он сыну. - Когда ганрожца, с которыми он учился в гимна- будешь в университете учиться, учись, как зии: В.И. Зембулатов и Д.Т. Савельев. В тот в гимназии, добросовестно, выбирай фа-год на медицинский факультет было зачи- культет более полезный и ближе к делу <...> слено около 450 студентов, хотя он всег- чтобы ты имел должность и получал бы жа-да считался одним из самых сложных. В те лованье приличное» («.Таганрога я не ми-времена московская медицинская школа ную», 1985: 167).
переживала расцвет: ее профессора при- Медицинский факультет не всегда был
обретали мировую известность. в составе Московского университета. Он
был открыт в 1758 г. Первым его профессором стал доктор медицины И.Х. Керштенс, приглашенный основателем университета И.И. Шуваловым из Лейпцига. Но уже во второй половине XVIII в. на факультете начали преподавать первые русские профессора.
В 1930 г. медицинский факультет был выведен из состава МГУ и стал именоваться Первым Московским медицинским институтом (в настоящее время - Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова). Но 1 июля 1992 г. по решению ректората и Ученого совета МГУ было возобновлено медицинской образование в университете - открыт факультет фундаментальной медицины.
То обстоятельство, что медицинский факультет был в составе университета, созда -вало особую атмосферу, в которой качество обучения оказывалось значительно выше, чем в специализированных институтах. Одновременно с Чеховым на медицинском факультете учились будущий невропатолог и профессор Московского университета Г.И. Россолимо, будущий профессор и заведующий хирургической клиникой Московского университета И.К. Спижарный и др. У Чехова были прекрасные учителя -всемирно известные ученые: Г.А. Захарьин, Н.В. Склифософский, К.А. Тимирязев, Ф.Ф. Эрис-ман. Студенты-медики слушали их лекции, работали под их руководством в клиниках и лабораториях.
День Чехова-студента был полностью занят учебными занятиями, лекциями и практическими работами; иногда ему приходилось трудно, но работа под руководством выдающихся деятелей науки, слушание их лекций рождало чувство глубокого удовлетворения. Чехов больше всего признавал авторитет Г.А. Захарьина - одаренного врача и заслуженного профессора Московского университета. «Из писателей предпочитаю Толстого, а из врачей - Захарьина»8. Чехов всю жизнь помнил этого «педагога-оратора»,
его правильно поставленные диагнозы и блестящие результаты лечения. Лекции по общей терапии были просты, логичны и понятны. Постоянным пациентом Захарьина был Л.Н. Толстой. Наряду с другими врачами Захарьин наблюдал за здоровьем императора Александра III.
Основой захарьинской школы была строгая индивидуализация каждого случая заболевания и отказ от шаблона в лечении. При всем внимании к объективным методам Захарьин был известен как сторонник индивидуального подхода: на приеме он подолгу беседовал с больным, придавая большое значение субъективным ощущениям пациента. В своих лекциях он указывал, что нет болезней «вообще», а есть конкретные больные, которым нужно помочь9. Эта мысль Захарьина стала основой медицинской практики Чехова: он сопоставлял субъективные жалобы больного с объективными данными. «Если бы я был преподавателем, то я бы старался возможно глубже вовлекать свою аудиторию в область субъективных ощущений пациента и думаю, что это студентам могло бы действительно пойти на пользу» (А.П. Чехов в воспоминаниях современников, 1986: 436). Литератор, наряду с обычными медикаментами, уделял особенное внимание душевному состоянию больного. «То, что хорошо для одного пациента, может быть гибельно для другого», - считал Чехов. Как литератор, он тоже руководствовался принципом индивидуализации, отказа от шаблонных решений. Нет той истины, которая была бы одинаково применима ко всем людям во все времена. Это видно на примере его произведений («Скучная история», «Дуэль» и др.).
Однако, при всем восхищении Захарьиным, Чехов осуждал его некоторую надменность и пристрастие к высоким гонорарам за частную практику. В своих отношениях с больными Чехов придерживался полностью противоположных этических принципов. Именно
117
в студенческие годы у него появляется ин- одного экзамена, но и звезд с неба не хва-терес к вопросам врачебной этики и начи- тал. В терапии ему недоставало решитель-нает складываться моральный облик врача- ности, однако талант диагноста и увлечен-практика. В рассказе «Цветы запоздалые» ность судебной медициной пригодились в (1882) он показал умного и знающего докто- писательском деле. В дальнейшем его спора, но равнодушного, высокомерного, при- собность распознать неизлечимую болезнь страстившегося к большим деньгам. Таков и точно сказать, сколько протянет больной, и Ионыч из одноименного рассказа 1892 г. вызывала у людей страх, а проведенные Еще одним авторитетом для Чехова был им вскрытия неизменно получали высокие К.А. Тимирязев - заслуженный профессор отзывы специалистов. Отличился он также Московского университета, один из первых в психиатрии, в то время пребывавшей в в России пропагандистов идей Ч. Дарвина младенческой поре развития. Хороший хи-об эволюции. «Тимирязев, человек, которого рург из него вышел бы едва ли: не хватало <...> я очень уважаю и люблю»10. Чехова так- жесткости в характере и ловкости в паль-же очень привлекала личность увлеченного цах» (Рейфилд, 2014: 112-113). своим делом профессора кафедры гигиены За все время обучения Чехов получил Ф.Ф. Эрисмана и работа в его лаборатории. всего две тройки. О его студенческих го-Эрисман занимался исследованием гигиены дах хорошо сказал его бывший однокурс-фабричных заведений Московского уезда. ник, профессор Московского университета Ученый имел твердую общественную пози- Г.И. Россолимо: «Несмотря на рано обнару-цию, за что впоследствии и поплатился: в жившийся у него уклон в сторону писатель-1896 г. за защиту студентов, арестованных ства, он, тем не менее, оставался прилеж-во время студенческих волнений, его уво- ным студентом <...>. Он аккуратно посещал лили из университета, и он уехал к себе на лекции и практические занятия, нигде, од-родину - в Швейцарию. нако, не выдвигаясь вперед» (А.П. Чехов в В образе скромного и «необыкновен- воспоминаниях современников, 1986: 428). ного великого человека» - доктора Дымова Одновременно с учебой Чехов старался (рассказ «Попрыгунья») - Чехов показал пробиться в еженедельные журналы (в основ-лучшие стороны характеров своих универ- ном для заработка): у его старшего брата ситетских наставников. В этом образе так- там были знакомства. Но при этом он оста-же нашли отражения черты самого автора, вался «прилежным студентом» и успешно в частности его самоотверженная предан- сдавал экзамены. Второй курс университе-ность работе. та был нелегким: с утра студенты препари-Студенту Чехову предстояло изучать хи- ровали трупы, а по вечерам штудировали мию, физику, минералогию, ботанику, зоо- фармакологию. Медицина отнимала у них логию, анатомию и богословие. В анатоми- много времени. Журналы, в которых были ческих театрах первокурсники проходили напечатаны первые чеховские произведе-испытание на прочность. Во время препа- ния (например, «Свет и тени»), оказались рирования трупов Чехов развил наблюда- под угрозой закрытия. В еженедельнике тельность и проницательность. В XIX в. сту- «Стрекоза» ему отказывали, а в «Будильнике» дентам для препарирования доставались он познакомился со знаменитым москов-трупы висельников, утопленников, чахо- ским репортером В.А. Гиляровским, или дя-точных, тифозных, умерших от голода, хо- дей Гиляем, смело и оперативно откликав-лода и алкогольного отравления, а также шимся на наиболее злободневные темы. убитых или насмерть задавленных фабрич- В начале третьего курса (сентябрь 1881 г.) ными машинами. «Антон не провалил ни студенты-медики приступили к изучению
акушерства и гинекологии. Тогда же они получили возможность иметь дело с живыми пациентами. В российских городах состояние здоровья проституток регулировалось обязательным медосмотром. Чтобы пресечь распространение сифилиса, их толпами гоняли на проверку в полицейский участок. И Чехов, несмотря на всю унизительность этой процедуры, набирался опыта как врач. Таким образом, медицинская практика Чехова началась уже в университетские годы. «Еще студентом я работал в Воскресенской больнице (близ Нового Иерусалима) у известного земского врача П.А. Архангельского, потом недолго был врачом в Звенигороде»", - писал он. На четвертом курсе университета студенты изучали хирургию и внутренние болезни. Напряженная учеба в сочетании с литературной поденщиной требовали от Чехова огромных усилий и целеустремленности. В марте 1883 г. он регулярно отправлял рассказы в журналы «Осколки» и «Зритель». И одновременно сдавал экзамены: по оперативной хирургии он получил у Н.В. Склифосовского «хорошо», а по гинекологии - «отлично».
Антон Павлович стал думать о докторской диссертации, которую собрался писать после получения врачебного диплома. Тема диссертации - «История полового авторитета». В последний год учебы Чехов вел пациентов с момента поступления в больницу и до их выздоровления или смерти. Он должен был написать полную историю болезни в клинике нервных болезней и в терапевтической клинике. Об истории нервной болезни, которую вел пятикурсник Чехов, впоследствии писал Г.И. Россолимо: «О его [Чехова. - И.Т.] отношениях к занятиям и студенческим обязанностям свидетельствует образцово составленная на V курсе кураторская (обязательная зачетная) история болезни пациента нервной клиники» (А.П.Чехов в воспоминаниях современников, 1986: 429). Чехов уже тогда показал себя умным, толковым и дельным врачом. Она
изложена живым, великолепным языком: ведь это произведение писателя.
24 января 1884 г. он провел вскрытие в московском полицейском участке. Это оказалось сложной задачей. Декан медицинского факультета профессор И.И. Нейдинг поставил за работу оценку «удовлетворительно», но вскрытие дало Чехову материал для его произведений: в частности, в рассказе «По делам службы» (1898) он отразил свой опыт патологоанатома. Занятия криминалистикой также отразились в литературной деятельности Чехова. В 1884 г. он написал рассказ «Шведская спичка», который впоследствии вошел в сборник «Пестрые рассказы» (1886).
Во время выпускной сессии студентам предстояло пересдать экзамены всех предыдущих курсов (всего75) и защитить диплом. 16 июня 1884 г. ректор университета Н.П. Боголепов выдал Чехову удостоверение лекаря; благодаря этому документу он освобождался от военной службы и получал некоторые дворянские привилегии.
Лето 1884 г. дипломированный лекарь провел в Подмосковье. Осенью он вернулся в Москву с намерением писать в журналы и заниматься врачебной практикой. На последнем курсе он изменил тему диссертации (теперь она звучала как«Врачебное дело в России») и начал собирать материалы, обнаружив при этом исследовательскую тщательность, умение четко сформулировать концепцию будущего исследования. Однако по мере возрастания популярности его как писателя интерес к диссертационной работе угасал. Впоследствии у Чехова мелькнула мысль предложить в качестве диссертационной работы книгу «Остров Сахалин» (1893), посвященную анализу бытовой жизни ссыльнокаторжных, чтобы получить звание приват-доцента. Однако тогдашний декан медицинского факультета профессор И.Ф. Клейн не одобрил этой идеи, и Чехов окончательно оставил мысль об академической карьере.
119
Чехов был превосходным диагностом. читатель сможет дать правильный ответ. Его С этой точки зрения очень интересна его повествование не ставит все точки над «/», заметка «От какой болезни умер Ирод?». позволяя читателю многое додумать самому. Руководствуясь клинической картиной, при- Чехов давал в литературе настоль-водимой в «Четьях-Минеях», Чехов пред- ко точные медицинские описания, что положил два возможных варианта: чесотка по его произведениям могли бы учиться или аденская язва. Здесь он проявил себя студенты-медики. Очень точно передано прежде всего как врач. Не случайно он пи- протекание тифа в одноименном расска-сал по поводу «Войны и мира» Л.Н. Толстого: зе. В «Рассказе неизвестного человека» да-«Если б я был около князя Андрея, то я бы но описание туберкулеза легких (Ковалев, его вылечил»^. а.с. Суворин для своей рабо- 2014: 304). В конце рассказа «Ионыч» поты спрашивал Чехова о признаках падучей казаны симптомы какой-то неизлечимой болезни. Чехов ответил ему: «Зарезать себя болезни (во всяком случае, неизлечимой мальчик [имеется в виду царевич Дмитрий. - в те времена), которой болен главный ге-И.Т.] мог. <...> Но главное - падучая у него рой: он располнел, «горло заплыло жиром», была наследственная, которая была бы у у него одышка, голос стал тонким и резким. него и в старости, если бы он остался жив. Не случайно автор как бы вскользь бросает Стало быть, самозванец был в самом де- фразу: «.Любовь к Котику была его един-ле самозванцем, так как падучей у него не ственной радостью и, вероятно, последней было»". [курсив наш. - И.Т.р», намекая на близкую В своих воспоминаниях о Чехове смерть главного героя. Что касается Котика, А.И. Куприн писал: «Доктора, приглашав- то, очевидно, у нее начинается туберкулез, шие его изредка на консультации, отзыва- поэтому они с матерью на холодное время лись о нем как о находчивом, проницатель- года уезжают в Крым. ном диагносте. <...> Он видел и слышал в Как врач, Чехов необыкновенно точно человеке - в его лице, голосе, походке - то, с медицинской точки зрения описывал ду-что было скрыто от других, что не подда- шевное состояние человека, болезнь, смерть. валось, ускользало от глаза среднего наб- «Иногда он [Лев Толстой. - И.Т.] бывает не-людателя» (А.П. Чехов в воспоминаниях брежным. Неясно, скажем, от рака почки или современников, 1986: 532-523). прямой кишки умер Иван Ильич. <...> Чехов И в литературе он прекрасно ставил ди- видит такое, чего не видит и Толстой, и не агнозы социальным явлениям, считая это ос- увидит, поскольку он не врач. <...> А как скру-новным в творчестве писателя. Правильность пулезно верно Чехов изображает хорошее постановки вопросов, а не необходимость настроение, состояние эйфории, волнение! правильных ответов - вот что считал Чехов Вам выражение "дрожит душа от каждого главным для писателя: «Требуя от худож- звука" кажется красивым образом. А оно ника сознательного отношения к работе, научно точно: лучше не передашь состоя-Вы правы, но Вы смешиваете два понятия: ние человека в тот момент, когда "судьба решение вопроса и правильная постанов- меняет лошадей", по счастливому выра-ка вопроса. Только второе обязательно для жению Байрона.
художника »м. "Дрожит душа от каждого звука" у Раневской
Как для врача, так и для литератора, при ожидании известия о судьбе вишнево-
первое дело - правильно поставить диаг- го сада. Но представьте себе, что Вы тяже-
ноз. И в этом заключается одна из важней- ло больны. Встает вопрос о том, делать ли
ших особенностей творчества Чехова: он Вам операцию. Консилиум врачей после
правильно ставит вопрос, рассчитывая, что осмотра и успокаивающей фразы: "Мы здесь
посовещаемся" - запирается в комнате, а Вы ждете его решения в коридоре, "теряете шаги", как говорят французы. Волнуетесь: ведь операция - всегда риск, даже если вырезают аппендицит. Тогда Вы сами почувствуете, как "дрожит душа" от каждой мелочи. Здесь любой звук кажется вещим. Ведь вот-вот откроется дверь, и что-то будет; тут любой упавший предмет кажется знаком судьбы» (Ковалев, 2014: 302-304).
О связи медицинской и литературной деятельности Чехова неоднократно писали критики. Хотя врачебная деятельность порой надолго отвлекала его от литературных занятий и очень утомляла, но ее полезные результаты были так ощутимы, что приносили Чехову безусловное удовлетворение. Он принимал больных в Мелихове и в Ялте, оказывал помощь по дороге на Сахалин и на самом Сахалине.
Учеба Чехова в течение пяти лет на медицинском факультете Московского университета - очень важный этап в развитии писателя, в формировании его мировоззрения и морального облика, что Чехов сам отчетливо осознавал. «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок»!6.
Начинающей писательнице Т.Л. Щепкиной-Куперник Чехов говорил: «Изучайте медицину, дружок, если хотите быть настоящей писательницей. Особенно психиатрию. Мне это много помогло» (А.П. Чехов в воспоминаниях современников, 1986: 240).
Юрист и историк М.М. Ковалевский писал: «Если бы судьба не наделила его художественным талантом, Чехов приобрел бы известность как ученый и врач» (А.П. Чехов в воспоминаниях современников, 1986: 365). Также думал А.И. Куприн: «Если бы Чехов не был таким замечательным писателем, он стал бы прекрасным врачом» (А.П. Чехов в воспоминаниях современников, 1986: 532). Чехов занимался практической медициной и после окончания университета. Благодаря его медицинским наблюдениям появились многие литературные произведения, и часто их героями были врачи.
В выборе главного дела жизни Чехов колебался между литературой и медициной. Но все-таки основной для него стала литература. Однако учеба на медицинском факультете Московского университета не прошла для писателя бесследно. Университетское образование внесло свой вклад в формирование Чехова как литератора. Медицина и литература - вот две стороны его жизни, которые соединились в студенческие годы, чтобы потом никогда не разъединяться.
1 сентября 2014 г. перед учебным корпусом Медицинского научно-образовательного центра был торжественно открыт памятник А.П. Чехову - писателю и врачу.
Примечания
1 Ожимкова В.В. Московский университет и А.Н. Островский. Режим доступа: http:// ostrovskiy.lit-info.ru/ostrovskiy/biografiya/ozhimkova-moskovskij-universitet-i-ostrovskij. htm (дата обращения: 15.01.2024).
2 Фетъ А.А. Ранше годы моей жизни. М.: Тов-во тип. А.И. Мамонтова, 1893. С. 221.
3 «Московский городской листок» - первая московская ежедневная газета, выходившая в 1847 г. Редактор-издатель - В.Н. Драшусов (1816-1883) - магистр математических наук; состоял московским цензором; с 1858 г. - тайный советник.
121
Помещал в «Листке» свои статьи о литературе и писателях Франции, в частности о Жорж Санд. Имел огромную и ценную библиотеку, которую по смерти завещал Московскому университету. Постоянными сотрудниками газеты были: М.Н. Загоскин, С.П. Шевырев, Ф.Н. Глинка, Т.Н. Грановский, М.А. Дмитриев и др. В газете дебютировал А.Н. Островский. В № 7 (9 января) были опубликованы сцены из его комедии «Несостоятельный должник» (впоследствии она стала называться «Свои люди - сочтемся!»); в № 60 и 61 (14 и 15 марта) - небольшая пьеса «Картина семейного счастья» (впоследствии она стала называться «Семейная картина»); в № 119-121 (3-5 июня) - очерк «Записки замоскворецкого жителя».
4 «Москвитянин» - русский «учено-литературный журнал», издававшийся в Москве М.П. Погодиным в 1841-1856 гг., но нерегулярно. Главной целью его стала борьба против В.Г. Белинского, натуральной школы и западничества. Непопулярность журнала объяснялась его консервативным направлением, несоответствием духу времени. С 1850 г. в связи с привлечением новых авторов (А.Н. Островский, Ап.А. Григорьев и др.), его содержание и характер изменились к лучшему. Однако позиция новых сотрудников не отвечала интересам Погодина, что привело к его разрыву с ними (1853). Уход Островского и его друзей поставил журнал в тяжелое положение, и вскоре он был закрыт.
5 ЧеховА.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. [Сочинения: в 18 т.; Письма: в 12 т.]. Сочинения. Т. 16. М.: Наука, 1974-1983. С. 271.
6 Там же. Письма. Т. 2. С. 326.
7 Там же. Письма: Т. 8. С. 29.
8 Там же. Письма: Т. 4. С. 362.
9 Захарьин Г.А. Клинические лекции. М. типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 18891894. Вып. I. С. 10.
10 Чехов А.П. Указ. соч. Письма: Т. 10. С. 183.
11 Там же. Т. 16. С. 272.
12 Там же. Т. 4. С. 291. и Там же. С. 42.
14 Там же. Т. 3. С. 46.
15 Чехов А.П. Указ. соч. Сочинения: Т. 10. С. 41.
16 Там же. Т. 16. С. 271.
Библиография
А.П. Чехов в воспоминаниях современников: сер. лит. мемуаров / сост. Н.И. Гито-вич. М.: Худ. лит., 1986.
Вокруг Чехова / сост., вступ. ст. и прим. Е.М. Сахаровой. М.: Правда, 1990. Ковалев Вл.А. Неосуществленный замысел академика И.А. Кассирского // Ковалев Вл.А. Воспоминания. Рядом с талантами. 2-е изд., испр., перераб. и доп. М.: МедиаМир, 2014. С. 301-307.
Москва: энциклопедия / гл. ред. С.О. Шмидт, сост. М.И. Андреев и В.М. Карев. М.: БРЭ, 1997.
Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова / пер. с англ. О. Макаровой. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.
«.Таганрога я не миную». Чехов в Таганроге / под ред. В.Я. Лакшина. Ростов н/Д.: Ростовское кн. изд-во, 1985.
Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Биографии: в 12 т. / отв. ред. В.М. Карев, М.Н. Хитров. Т. 6: Клейрак - Лукьянов. М.: БРЭ, 1997.
Дата поступления в редакцию: 15.03.2024.
Дата публикации: 20.04.2024.