ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА
Е.В. Дябкин, канд. мед. наук, ассистент Н.Д. Матвеева, студент
Красноярский государственный медицинский университет Минздрава России им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (Россия, г. Красноярск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10863
Аннотация. В данной статье указан жизненный путь и писателя, я врача, и человека, верного своим убеждениям, - Антона Павловича Чехова. Биография сложная, запутанная, местами трагичная и животрепещущая, что делает её более увлекательной, а Чехова постоянно закаляет и тренирует его душу. Душу, верную и придерживающуюся собственных разумений, сильную, а главное - чуткую и сопереживающую.
Проблема формирования личности будущего врача является актуальной исследовательской задачей. Целью является изучение биографии Антона Павловича Чехова, углубленный разбор его произведений, посвящённых медицине. Показать на примере жизни Антона Павловича Чехова истинные правила деонтологии и медицинской этики. Воспитать высокие моральные качества практикующих врачей, которые будут помогать им на протяжении всей их трудовой деятельности. Пробудить стремление к постоянному самосовершенствованию.
На основе проведенного исследования личностного пути А. П. Чехова можно сказать, что личность врача - это сила духа. Человек не сможет стать великим врачом, у которого будут благодарные пациенты, если не заниматься постоянным самосовершенствованием, личностным ростом и неустанной тренировке своего мозга и души. Ведь врач, прежде всего, друг.
На основе проделанного Антоном Павловичем труда (и писательского, и медицинского), можно сделать вывод о том, что человек прожил жизнь не зря. Он помог многим людям. Кому-то лечив сердце от ишемической болезни, а кому-то от душевной травмы. И всё это Чехов делал потому, что презирал слабость и вялость душевных движений. Помощь человеку - это не долг, а дело совести и чести, особенно человеку нуждающемуся.
Ключевые слова: врач, Чехов, помощь, мораль, знание, пациенты, медицина, самосовершенствование.
Антон Павлович Чехов решил поступить на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова) будучи гимназистом. В краткой автобиографии он пишет: «Не помню, по каким соображениям выбрал медицину, но в своем выборе никогда не раскаивался».
На медицинский факультет Московского университета А. П. Чехов поступил в 1879 году. Его обучение там - не просто часть биографии, а неоспоримо важный этап жизненного пути, поскольку именно там он приобретал знания, которые впоследствии использовал в работе, именно
там становился не только врачом, но также писателем и человеком.
В одном из своих писем издателю Суворину, Чехов пишет следующее: «Вы советуете мне не гоняться за двумя зайцами и не помышлять о занятиях медициной. Я не знаю, почему нельзя гнаться за двумя зайцами даже в буквальном значении этих слов? Были бы гончие, а гнаться можно... чувствую себя бодрее и довольнее собой, когда сознаю, что у меня два дела, а не одно. Медицина моя законная жена, а литература - любовница. Когда надоест одна, я ночую у другой. Это хотя и беспорядочно, но зато не так скучно, да и к
тому же от моего вероломства обе решительно ничего не теряют...» [1, с. 62].
Таким образом, мы видим, что Чехов не пренебрегал ни медицинской, ни писательской деятельностями, и считал, что естественнонаучные знания помогли ему избежать многих ошибок в писательстве, позволили глубоко раскрыть мир чувств и переживаний героев его произведений.
В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину и аккуратно посещал лекции и практические занятия. Юному доктору несказанно повезло - в ту пору он имел возможность слушать лекции таких выдающихся деятелей медицины как Г. А. Захарьина, А. А. Остроумова,
А. Я. Кожевникова и
Н. В. Склифосовский.
В 1884 году Чехов, окончив курс университета, начинает работать уездным врачом в Чикинской больнице города Вос-кресенска Звенигородского уезда Московской губернии (сейчас - город Истра), которой заведовал в то время известный врач П. А. Архангельский. По воспоминаниям Архангельского: «Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. <...> Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды» [2, с. 132].
Современники Чехова отмечали, что он «ревниво относился к своему званию доктора». А сам Чехов говорил: «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья».
Получив диплом врача в 1884 году, Чехов на дверях своей квартиры поместил табличку «Доктор А. П. Чехов». Полдня он занят приёмом приходящих больных (40-50 человек), посещает тяжёлых на дому.
«Медицина у меня шагает понемногу. Лечу и лечу. Знакомых у меня очень мно-
го, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трехрублёв-ки» - 31 января 1885 года М. Г. Чехову [3, с. 147].
Как писал сам Антон Павлович, его жизненным кредо были слова: «Мы хлопочем, чтобы изменить жизнь, чтобы потомки были счастливы» [4, с. 180].
В июле 1890 г., будучи тяжело больным, тридцатилетний А.П. Чехов совершает поездку на Сахалин, которую впоследствии назовут гражданским подвигом писателя. Цель поездки - изучение жизни ссыльных поселенцев и каторжников. По материалам поездки позднее была написана книга «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С. Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи» [5, с. 114].
В течение трехмесячного пребывания на острове он проделал гигантский труд: произвел перепись населения, составив около 10 тысяч статистических карточек, также было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и произволе чиновников. «Я объездил все поселения, заходил во все избы, вставал каждый день в 5 часов утра и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое ещё не сделано» [6, с. 176].
Чехову - писателю и врачу - хотелось самому увидеть невыносимо тяжелую жизнь каторжных и поселенцев, рассмотреть самые страшные стороны русской жизни того времени, чтобы потом полным голосом рассказать о них русскому обществу. «...В наше время, - писал он, - для больных делается кое-что, для заключенных же ничего...» [7, с. 72].
Антон Павлович Чехов еще мечтает читать лекции в университете, для чего предварительно ему нужно получить ученую степень и защитить диссертацию. Он
предполагает в качестве диссертации использовать путевые записки «Остров Сахалин». Картины эти жуткие. Но ним можно получить представление о тяжелых переживаниях Чехова во время его пребывания среди сахалинских каторжан и поселенцев. «Мое короткое сахалинское прошлое, - писал Чехов юристу и другому известному писателю А. Ф. Кони, - представляется мне таким громадным, что когда я хочу говорить о нём, то не знаю, с чего начать, и мне всякий раз кажется, что я говорю не то, что нужно». Сам Чехов остался доволен книгой: «Медицина не может упрекать меня в измене. Я отдал должную дань учености» [8].
Постепенно Чехов углубляется в писательство. Но вспыхнувшая в 1891 году в средней полосе России эпидемия холеры не оставляет его равнодушным, и он принимает участие в борьбе с ее последствиями. В Мелихове на свои личные средства организовывает врачебный пункт, где принимает больных. Чехов добровольно взваливает на свои плечи тяжёлое бремя земского «холерного» врача. Об этом позже он напишет: «Летом трудненько жилось, но теперь мне кажется, что ни одно лето я не проводил так хорошо, как это. Несмотря на холерную сумятицу и безденежье, державшие меня в лапах до осени, мне нравилось и хотелось жить.» [9, с. 117]. По предложению санитарного совета Серпуховского уезда земское собрание постановило: «Благодарить доктора А. П. Чехова за принятие им бескорыстного участия в деле врачебной организации уезда».
Но, бесспорно, у каждого человека есть моменты, когда он сомневается в правильности сделанного выбора. Были такие моменты у и Чехова. Не раз он признавался в отягощении работой врача в своих письмах А. С. Суворину:
«Душа моя утомлена. Скучно. Не принадлежать себе, вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота, ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры и в то же время быть совершенно равнодушным к сей болезни и к тем людям, которым служишь, -
это, сударь мой, такая окрошка, от которой не поздоровится». (16 августа 1892 года)» [10, с. 214].
«Я одинок, ибо всё холерное чуждо душе моей, а работа, требующая постоянных разъездов, разговоров и мелочных хлопот, утомительна для меня. Писать некогда. Литература давно уже заброшена, и я нищ и убог...» (1 августа 1892 года) [11, с. 100].
Сам он рано привык к писательству, явно сознавая с ранних лет, что положение в литературе, даже скромное, не дается, не даруется, а завоевывается. «Мой совет, -писал Чехов старшему брату в 1889 году, -в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок». Далее следовал памятный со школьных лет знаменитый афоризм: «Краткость - сестра таланта» [12, с. 295].
В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Мелиховский период (1992-1998 г.г.) - это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.
«Он был гуманистом во всем. Он смело смотрел в глаза действительности, но не забывал при этом и о собственной душе. Для него не существовало антагонизма между наукой и литературой или между наукой и человеческой природой. Для него все это были положительные явления. Люди, и только люди, враждуют между собой. А если бы они научились проявлять друг к другу чуть больше любви и доброты, жизнь стала бы намного лучше. И потому художник обязан прежде всего быть честным человеком» [13, с. 299-301].
«Возродив и подчеркнув этот принцип гуманизма, Чехов явился истинным духовным потомком своих великих предшественников в литературе и их полномочным представителем в девяностые годы <...>» [14, с.257-269].
В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Как известно, эта болезнь носила «семейный» характер. «Летом 1859 года Павел Егорович - отец Чехова - пишет Митрофану, намекая на первые признаки фатальной семейной болезни: «Любезный братец, Митрофан Георгиевич! Имею счастие поздравить Вас с приездом в Первопрестольную Столицу Москву <...> Троицу мы провели очень весело дома и в Саду <...> Потрудитесь в Москве спросить у Медиков насчет болезни Евгении Яковлевны. Вам очень известно род болезни, она плюет каждоминутно, это ее сушит до крайности, она очень брюзглива, малейшая вещь делается ей неприятна, она теряет аппетит и больше поправить ничем нельзя, нет ли такого средства или лекарства, чтобы установить душевное спокойствие и утвердить его, а нежность сердца сделать поравнодушнее ко всему, вам лучше известно...»
К 1900 году Чехов становится очень слаб. Но несмотря на мучительную болезнь, продолжает писать, встречаться с людьми, оказывать помощь всем, кому можно. «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений», - сказал он как-то о самом себе. (Из письма А. С. Суворину. Москва, 7 апреля, 1897 г.)
Безусловно, знание медицины оказало сильное влияние на творчество писателя. Благодаря «медицинскому» видению Чехова, в литературе появилась целая галерея неповторимых чеховских образов врачей. Зачастую грубых, равнодушных, но в то же время ранимых и чутких. Его рассказы - это диагноз несовершенному обществу. В качестве практикующего доктора Чехов получил обильный материал для
художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв. Благодаря каждодневной и неустанной работе с людьми, писатель становился всё более понимающим человеческую психологию врачом. Это и позволило ему создавать такие проникновенные образы персонажей его историй. «Чехов обладает исключительным достоинством: он показывает нам душу великого народа, показывает ее, не прибегая к ложным эффектам и пафосу»» [15, р. 229-233].
«То, что я открыл при чтении Чехова, мне пришлось по душе. Передо мною был настоящий писатель - не какая-то дикая сила, как Достоевский, который потрясает, изумляет, воспламеняет, ужасает и ошеломляет, - а писатель, с которым можно быть близким. Я чувствовал, что он, как никто другой, раскроет предо мной тайну России. Он обладал широким кругозором и непосредственным знанием жизни <... > Когда читаешь Чехова, кажется, что это вовсе и не рассказы» [16, с. 144].
«Писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же... Лучшие из них реальны и пишут жизнь такою, какая она есть, но оттого, что каждая строка пропитана, как соком, сознанием цели, Вы, кроме жизни, какая есть, чувствуете ещё ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет Вас» [17, с. 343].
Советский терапевт и гематолог Иосиф Абрамович Кассирский дал оценку творчества драматурга со стороны человека, знающего медицинские аспекты проявления человеческих переживаний и физиологических состояний: «У Чехова научно достоверно изображены различные оттенки душевного состояния человека: хорошее настроение, состояние эйфории, волнение, чувство тревоги и страха. Научно точно, Чехов изображает болезнь и смерть своих героев».
Чехов делился со своим коллегой, известным русским невропатологом Г. И. Россолимо: «.Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятель-
ность. Они значительно раздвинули об- великий драматург, великий человек. Вре-ласть моих наблюдений, обогатили меня мя от времени он приходит ко мне, уса-знаниями, истинную цену которых для ме- живается рядом, и мы начинаем беседо-ня как для писателя может понять толь- вать. Он присоединяется к Шекспиру, ко тот, кто сам врач; они имели также и Шоу, Уитмену и другим, и я отлично про-направляющее влияние, и, вероятно, бла- вожу время в их обществе. Подсажива-годаря близости к медицине мне удалось ются к нам и ученые, мужчины и женщине допустить многих ошибок...». ны, давшие нам знания, избавившие нас от
Медицина занимала очень важную многих болезней. Великих людей среди нас часть жизни писателя, отнимая драгоцен- немного. Но мы знаем их, наслаждаемся ное время и силы, но вместе со всеми ви- ими, радуемся тому, что они сливаются с димыми минусами, она обогащала писате- нами воедино. Чехов неизменно находится ля научным пониманием психологи чело- в центре. Вот уж кто поистине родился в века, делала его жизнь осмысленной и по- сорочке. Поэт, как и Уитмен, драматург, лезной для людей, исцеляя не только тело, как и Шекспир, великий человек, как и все но и возвращая к жизни душу человека. они он словно совместил в себе всех. Но
«В чем для меня значение творчества Чехов еще больше. Он друг» [18, с. 154]. Чехова? Он мой друг, он великий писатель,
Библиографический список
1. Вопросы современной педиатрии // История медицины. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/doktor-chehov-1860-1904 (дата обращения: 15.12.17).
2. Сухих. И. Н. Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа. - М., 2010. - 62 с.
3. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. - М.: «Наука», 1977. - 117 с.
4. Сухих. И. Н. Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа. - М., 2010. - 147 с.
5. Лобас Н. С. Каторга и поселение на острове Сахалин. - М., 1903. - 114 с.
6. Сухих. И. Н. Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа. - М., 2010. - 214 с.
7. Громов М.П. Книга о Чехове. - М.: Современник, 1989. - 295 с.
8. Дмитриева Н. А. Послание Чехова. - М., 2007. - 180 с.
9. Tchehov and his Art. - London Quarterly Review. - 1921. - V. 236, № 469. - P. 257-269.
10. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. - М.: «Наука», 1977. -100 с.
11. The Humanity of Tchehov. - Athenaeum, 1920, V. 152. - P. 299-301.
12. Бычкова Ю. А. Просто Чехов. - М., 2008. - 132 с.
13. Nemirovsky I. Life of Chekhov. - L., 1950. - 154 p.
14. Чехов А. П. Письма январь 1890-февраль 1892 гг. - М.: «Наука», 1976. - 72 с.
15. Galsworthy J. Candelabra, Selected Essays and Addresses, p. 229-233.
16. W. Sommerset Maugham. A Writer's Notebook. - 144 p.
17. Луначарский А. В. Об искусстве. - М., 2015. - 343 с.
18. Сухих. И. Н. Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа. - М., 2010. - 176 с.
FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE DOCTOR ON THE EXAMPLE OF ANTON PAVLOVICH CHEKHOV'S LIFE.
E.V. Dyabkin, candidate of medical sciences, assistant N.D. Matveyeva, student
Krasnoyarsk state medical university of the Ministry of Health of Russia named after professor V.F. Voyno-Yasenetsky (Russia, Krasnoyarsk)
Abstract. Currently, the actual problem is not a full understanding of the doctor's own responsibility in his work. Many representatives of this profession believe that only physical treatment is enough, sometimes without paying attention to the manner of communication with a patient. While one of the fundamental aspects of treatment is a psychological contact and the establishment of trusting relationships between a patient and a doctor. In this article the life path of Anton Pavlovich Chekhov - a writer, a doctor and a man who was loyal to his convictions - is indicated. The biography is complex, confusing, sometimes tragic and exciting, which makes it more fascinating, and constantly trains Chekhov's soul. A soul faithful and adhering to its own thoughts, strong and, that's the most important, sensitive and empathetic.
The problem of forming the future doctor's personality is an actual research purpose. The target is a studying of the biography.
of Anton Pavlovich Chekhov and an in-depth analysis of his works devoted to medicine. To show the true rules of deontology and medical ethics in the life of Anton Pavlovich Chekhov. To educate the high moral standards of practicing doctors who will help them all their work. To Awaken the desire for constant self-development.
According to the conducted study of the personal path of Anton Chekhov, we can say that the doctor's personality is the strength of the spirit. A person can not become a great doctor, who will have grateful patients, if he is not engage in constant self-development, personal growth and tireless training of his brain and soul. The doctor is a friend, after all.
Based on the work done by Anton Pavlovich (both literary and medical), we can conclude that the person lived his life not in vain. He has helped many people. He healed the ischaemic heart disease for one and healed mental trauma for another one. And all of these Chekhov did because he despised weakness and lethargy of mental movements. Helping a man is not a duty, but a matter of conscience and honor, especially to the person in need.
Keywords: doctor, Chekhov, help, morals, knowledge, patients, medicine, self-development.