Научная статья на тему 'РОЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА'

РОЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Рябова Ирина Анатольевна

Адаптация к профессиональной деятельности проходит в несколько этапов. Для авторов статьи наибольший интерес представляет этап, на котором человек получает профессию, трудовой опыт, навыки адаптации к профессиональной деятельности, - период обучения в образовательном учреждении. Использование возможностей личностно ориентированного образовательного процесса позволяет достичь достаточного уровня общей образованности выпускников, развития их профессиональных и творческих способностей. Перед педагогическим коллективом высшей школы встает проблема поиска методов и технологий обучения, способных в современных условиях научить будущих бакалавров использовать информационную среду в своей профессиональной деятельности. Рассмотренная авторами статьи технология модульного обучения направлена на формирование компетенций выпускника вуза - универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. Сформированность этих компетенций обусловлена способностями обучающихся осуществлять поиск информации, уметь ее анализировать, критически осмысливать и использовать для решения образовательных задач. Технология модульного обучения способствует становлению информационной культуры обучающегося. Это становится важным для формирования личности, поскольку информационная культура студента развивается в процессе обучения, а затем проявляется в его жизнедеятельности. Модульное обучение ставит перед студентом задачи, решение которых требует поиска дополнительных источников информации. Высокая информационная культура стимулирует творческое и профессиональное развитие и обеспечивает устойчивую мотивацию к самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Рябова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODULAR TRAINING IN THE FORMATION OF BACHELOR'S INFORMATION CULTURE

Adaptation to professional activity takes place in several stages. The authors of the article are most interested in the stage at which a person receives a profession, work experience, skills of adaptation to professional activity - the period of study in an educational institution. Using the opportunities of a personality-oriented educational process allows you to achieve a sufficient level of general education of graduates, the development of their professional and creative abilities. The teaching staff of the higher school faces the problem of searching for teaching methods and technologies capable of teaching future bachelors to use the information environment in their professional activities in modern conditions. The technology of modular training considered by the authors of the article is aimed at the formation of university graduate competencies - universal, general professional and professional. The formation of these competencies is due to the ability of students to search for information, be able to analyze it, critically comprehend and use it to solve educational problems. The technology of modular training contributes to the formation of the information culture of the student. This becomes important for the formation of personality, since the information culture of the student develops in the learning process, and then manifests itself in his life. Modular training sets tasks for the student, the solution of which requires the search for additional sources of information. High information culture stimulates creative and professional development and provides a stable motivation for self-education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА»

3. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежи: монография / И.В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. - 243 с.

4. Ильюшонок, Н.Н. Использование средств медиаобразования как фактор повышения качества образования школьников и студентов / Н.Н. Ильюшонок // Вестник Иркутского педуниверситета. - 2005. - №6. - С. 161-165

5. Казибекова, С.Т. Мультимедийные проекты как средство повышения наглядности обучения математике бакалавров педагогического образования / С.Т. Казибекова, Т.Г. Везиров // Вестник Университета. - 2013. - №6. -С. 292-294

6. Кузьмина, М.В. Мультимедийный проект как ресурс медиаобразования студентов и школьников / М.В. Кузьмина, А.Ф. Федяева // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций: Материалы IV Международной научной конференции. 14 октября 2022 года. - 2022. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. - С. 28-34

7. Литов, А.С. Применение мультимедийных проектов с целью развития творческой активности школьников /

A.С. Литов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2011. - №4. -С. 154-159

8. Мухина, Т.П. Мультимедиапроекты в образовательном процессе / Т.П. Мухина // Вестник АГТУ. - 2009. - №1. -С. 30-36

9. Никишин, И.В. Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл / И.В. Никишин // Молодой ученый. - 2019. - № 24. - С. 478-481

10. Пенязь, А.В. Потенциал медиаобразования в развитии проектной работы студентов / А.В. Пенязь // Вестник науки и образования. - 2019. - №23. - С. 86-89

11. Пирамида обучения: как запомнить что-то раз и навсегда // Экстернат и домашняя школа «Фоксфорда» [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://extemat.foxford.rU/polezno-znat/piramida-obucheniya#1 (дата обращения: 20.01.2023)

12. Скибина, О.М. Направления реализации медиаобразования для студентов экономических специальностей / О.М. Скибина, А.А. Мантрова // Медийно-информационная грамотность современного педагога: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 30-31 октября 2018 года. - Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2018. - С. 95-99

13. Стародубцев, В А. Мультимедийные проекты в повышении квалификации преподавателей вузов и средних школ /

B.А. Стародубцев, Н.Н. Огольцова // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - №2. - С. 254-257

14. Стародубцев, В.А. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий / В.А. Стародубцев, Н.Н. Огольцова // Информатика и образование. - 2007. - №7. - С. 104-106

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Рябова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

РОЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА

Аннотация. Адаптация к профессиональной деятельности проходит в несколько этапов. Для авторов статьи наибольший интерес представляет этап, на котором человек получает профессию, трудовой опыт, навыки адаптации к профессиональной деятельности, - период обучения в образовательном учреждении. Использование возможностей личностно ориентированного образовательного процесса позволяет достичь достаточного уровня общей образованности выпускников, развития их профессиональных и творческих способностей. Перед педагогическим коллективом высшей школы встает проблема поиска методов и технологий обучения, способных в современных условиях научить будущих бакалавров использовать информационную среду в своей профессиональной деятельности. Рассмотренная авторами статьи технология модульного обучения направлена на формирование компетенций выпускника вуза - универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. Сформированность этих компетенций обусловлена способностями обучающихся осуществлять поиск информации, уметь ее анализировать, критически осмысливать и использовать для решения образовательных задач. Технология модульного обучения способствует становлению информационной культуры обучающегося. Это становится важным для формирования личности, поскольку информационная культура студента развивается в процессе обучения, а затем проявляется в его жизнедеятельности. Модульное обучение ставит перед студентом задачи, решение которых требует поиска дополнительных источников информации. Высокая информационная культура стимулирует творческое и профессиональное развитие и обеспечивает устойчивую мотивацию к самообразованию.

Ключевые слова: информационная культура, формирование компетенций, технология модульного обучения, образовательный процесс.

Annotation. Adaptation to professional activity takes place in several stages. The authors of the article are most interested in the stage at which a person receives a profession, work experience, skills of adaptation to professional activity - the period of study in an educational institution. Using the opportunities of a personality-oriented educational process allows you to achieve a sufficient level of general education of graduates, the development of their professional and creative abilities. The teaching staff of the higher school faces the problem of searching for teaching methods and technologies capable of teaching future bachelors to use the information environment in their professional activities in modern conditions. The technology of modular training considered by the authors of the article is aimed at the formation of university graduate competencies - universal, general professional and professional. The formation of these competencies is due to the ability of students to search for information, be able to analyze it, critically comprehend and use it to solve educational problems. The technology of modular training contributes to the formation of the information culture

of the student. This becomes important for the formation of personality, since the information culture of the student develops in the learning process, and then manifests itself in his life. Modular training sets tasks for the student, the solution of which requires the search for additional sources of information. High information culture stimulates creative and professional development and provides a stable motivation for self-education.

Key words: information culture, competence formation, modular learning technology, educational process.

Введение. Информационная культура является частью общей культуры человека и связана с его информационной деятельностью в обществе. Любая деятельность человека, в том числе и профессиональная, так или иначе связана с поиском, переработкой и использованием информации. В этих условиях становится важным научить обучающихся разумно использовать информационные потоки, уметь их анализировать и рефлексировать.

Процесс обучения студентов в вузе является многоаспектным и связан с определенными компетенциями, планируемые результаты освоения которых связаны со знаниями, умениями и навыками. Информационная культура, являясь неотъемлемой частью учебного процесса, проявляется не только в умении пользоваться компьютерной техникой и осуществлять поиск необходимой информации, но и в обязательном знании морально-этических и правовых норм работы с информацией.

Формирование информационной культуры личности лежит в плоскости образования, следовательно, перед педагогами высшей школы встает проблема нахождения вариантов решения этой задачи. Поиск методов, средств, форм и технологий формирования информационной культуры студентов (далее, ИКС) позволил нам выделить среди них технологию модульного обучения и рассмотреть ее, как одну из наиболее эффективных педагогических технологий.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая технология - средство, регулирующее учебный процесс, содержательной частью которого становятся цели, задачи, содержание, методы и формы обучения. Корреляция между всеми частями структуры управления, выбранной технологии обучения, должна обеспечивать эффективное достижение поставленных образовательных целей.

Технология модульного обучения построена в первую очередь на субъектном обучении студентов, которое опирается на самостоятельное изучение содержания модуля учебной дисциплины. Обучение при этом происходит в индивидуальном темпе, а самостоятельное освоение учебного материала направляет обучающихся на работу с разными источниками информации и, как следствие, формирует ИКС вуза.

Безусловно важным в этих условиях становится определение педагогических условий, способствующих реализации интересов и потребностей студентов, свободного и осознанного выбора ими способов самосовершенствования, повышения уровня ценностного отношения к информационной деятельности, а также информационно - технологической и рефлексивной готовности к данному процессу.

При этом формирование ИКС вуза рассматривается нами в динамике роста, становления и интеграции информационной деятельности в повседневную жизнь студента. Происходит качественное преобразование внутреннего мира молодого человека, меняется его отношение к жизненным ценностям, развиваются личностные качества, его способности в области информационных знаний и умений [3].

Рассматривая технологию модульного обучения в контексте ИКС вуза, мы выделяем в ней следующие признаки:

- целенаправленность формирования ИКС вуза;

- непрерывность образования (непрерывность, поступательность, интегративность, самообразование);

- четко выраженная этапность обучения дисциплинам;

- дифференцированность, мотивационно-ценностная направленность к становлению ИКС вуза.

При описании системы формирования ИКС вуза нами представляется, что содержательная основа модульного построения учебной дисциплины, удовлетворяет всем перечисленным признакам определения педагогической технологии.

Стоит отметить тот факт, что к первому курсу университета студенты обладают невысоким уровнем сформированности информационной культуры. Фрагментарно информационная культура формировалась у них в общеобразовательной школе такими дисциплинами как «Информатика», «Математика», «Алгебра и начала анализа» и т.п., также в ходе самостоятельной работы с персональным компьютером и использования сети Интернет. Однако, это не обеспечивало целостности процесса формирования информационной культуры, а бесконтрольная самостоятельная информационная деятельность могла сказываться даже негативно на развивающейся личности учащегося. Решение проблемы целенаправленного формирования ИКС вуза, на наш взгляд, возможно путем организации учебного процесса на основе технологии модульного обучения.

В современной педагогике основы модульного обучения разрабатывались в трудах таких ученых, как П.А. Юцявичене, М.А. Чошанова, И.В. Галковской и др. Основополагающей единицей модульного обучения является модуль, под которым понимается автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, включающая в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство и систему контроля. Модули также могут являться основой для самообразования и для работы в малых группах.

Модульная педагогическая технология предполагает такую организацию учебного процесса, при которой обучающийся должен учиться самостоятельно, а преподаватель - осуществлять мотивационное управление его учением и контроль. Таким образом, актуальность данного подхода определяется включением студентов в активную учебно-познавательную деятельность. При этом обучение носит субъективный осознанный характер.

Построение учебной программы на основе модульного подхода позволяет реализовать ведущие идеи курса: формирование целостного информационного мировоззрения; демонстрация тесной взаимосвязи между успешностью в профессионально ориентированной деятельности и знанием новых информационных технологий; формирование компетенций (универсальных, общепрофессиональных и профессиональных) необходимых при работе и использовании информации; развитие творческой активности обучающихся и их готовности к самообразованию и самореализации.

Курс, построенный на основе технологии модульного обучения, обладает рядом преимуществ: позволяет обучающимся учиться в индивидуальном темпе, выполнять задания в парах и группах, кроме того, обеспечивает «мягкие» формы контроля (тестирование, творческие задания и т. п.) в процессе усвоения содержания учебного материала.

Однако, возникает вопрос структурирования содержания курса, что особенно актуально для модульного обучения, в котором разделение учебной программы на автономные модули выступает определяющим фактором.

Содержательная часть изучаемой дисциплины разбивается на модули - ряд тем, в которых представлена основная информация, выступающая показателем качества усвоения обучающимися учебного материала, и находится под непосредственным контролем преподавателя. Модульная структура, основанная на принципах системности и предметных взаимосвязях, строится на основе прямых и опосредованных связей: в первом случае они проявляются между темами внутри модуля и между разными модулями изучаемой дисциплины, во втором случае - одна из тем модуля становится базовой для изучения последующих модулей.

Таким образом, создается структурная и логическая схема изучения дисциплины, в которой мы выделяем следующие темы:

- основные или обязательные;

- сквозные, объединяющие несколько модулей;

- вариативные, позволяющие студенту сделать выбор направления исследования для индивидуальной работы.

Именно эти вопросы определяют уровень усвоения знаний и направленность будущей профессиональной

деятельности [2].

Учитывая динамичное развитие информационного общества, постоянно меняющиеся требования, предъявляемые к выпускнику вуза, к сформированным у него компетенциям, а также скорость развития информационных технологий и их внедрения в профессиональную деятельность человека, не исключена возможность расширения общего числа модулей в рамках подготовки бакалавров.

Особое значение приобретает ИКС в подготовке бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования устанавливает требования к результатам освоения программы бакалавриата определяет необходимость формирования компетенций: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. Так, универсальная компетенция (УК-1) в категории «Системное и критическое мышление» указывает на то, что в процессе обучения у выпускника должны сформироваться способности к поиску и критической обработке информации, системному подходу в решении поставленных задач. Это становится особенно важным для современной педагогической деятельности, поскольку скорость развития науки, техники и культуры, обязывает педагогов следить за изменениями, критически осмысливать их и использовать, полученную информацию в образовательном процессе.

Овладение будущими педагогами информационной культурой предполагает, прежде всего, не усвоение больших объемов информации, а усвоение способов и методов получения нужной информации в любой ситуации, в различных условиях. Опыт деятельности не может быть получен из объяснений преподавателя, а достигается лишь самостоятельными действиями. Поэтому обязательным компонентом обучения в процессе реализации каждого модуля является самостоятельная работа студентов, которая проводится в основном во внеурочное время, составляющая около 70% от аудиторной нагрузки. Среди основных этапов самостоятельной работы можно выделить такие виды деятельности как:

- поиск ответов на проблемные вопросы, предлагаемые в ходе чтения лекций;

- решение практических задач с консультациями и самоконтролем;

- выполнение исследовательских и творческих работ;

- индивидуальные занятия с конкретными студентами.

Самостоятельная работа обучающихся рассматривается нами также в виде непрерывной внеаудиторной работы как индивидуальной, так и групповой, включающей такие формы обучения как индивидуальное собеседование, практикумы по решению задач, домашняя работа, доклады и рефераты, подготовка индивидуальных проектов и пр. Домашняя работа студентов в свою очередь разделяется на два основных вида:

- обязательная, выполнение которой направлено на отработку умений и навыков по изученной теме;

- творческая, выполнение которой помимо отработки умений и навыков предполагает активное творчество.

Вид домашней работы определяется системой задач (проблем), выносимых на самостоятельное рассмотрение, а контроль за ее выполнением осуществляется в виде проверок рефератов, отчетов по решению системы задач, защиты творческих работ, тестирования и собеседования по модулю.

Основные пути совершенствования организации самообразовательной деятельности обучающихся заключаются в следующем: использование разнообразных форм проведения учебных занятий, работа с обучающими и контролирующими пакетами, обучение студентов методике работы с учебной, научной, специальной, методической и другой литературой. В ходе исследования нами было установлено, что систематические самостоятельные и творческие работы способствуют овладению и закреплению студентами навыков работы с библиографией, что играет большую роль в формировании информационной культуры.

Для выполнения самостоятельных и творческих заданий обучающиеся получают список необходимой литературы, дополнительных источников, которые могут быть полезными для решения поставленной задачи, а иногда и электронное пособие по выполнению работы. Студенты анализируют предлагаемую литературу, выясняют недостаточность содержащейся в ней информации, что приводит к необходимости поиска дополнительных источников. Получив необходимую информацию, учащиеся составляют и корректируют модель процесса решения задач, выясняют алгоритм решения, подбирают методы. Однако, работа студентов не заканчивается получением результатов. Необходимым этапом дальнейших действий является оформление творческого отчета о проделанной работе, что требует описания модели, указания примененных методов, описания алгоритма решения задачи и другие формы отчета в зависимости от изучаемой дисциплины. К каждому отчету необходимо приложить составленную программу и инструкции по пользованию. Такая работа вносит огромный вклад в процесс формирования умений информационного самообразования. Иногда такую работу может выполнять не один студент, а группа учащихся, которые могут объединяться по различным признакам: по интересам, уровню знаний и т. п. В случае организации группы по уровню знаний у более «слабых» студентов появляется возможность равняться на «сильных», что стимулирует их к более активным действиям и вызывает у них потребность в повышении собственных знаний.

На этапе завершения работы студентом, становится важным формирование еще одного умения - описать выполненные задания в форме доклада, сообщения или презентации на занятиях, что в свою очередь формирует и развивает коммуникативно-этический и рефлексивный компоненты ИКС. При этом наряду с преподавателем представленную работу оценивают и другие студенты, что также служит дополнительным стимулом для творческой деятельности.

Учитывая логику построения курса и систему творческой самостоятельной работы, в технологию модульного обучения входит строгий учет посещаемости занятий и форм контроля, поскольку пропуски занятий играют существенную роль при выставлении финальных оценок, а хорошая посещаемость и активная работа студентов на занятиях также учитывается на контрольно-оценочном занятии. Исходя из этого составляющими оценки являются:

- работа по модулю, включающая посещение лекций, выполнение аудиторных заданий, выполнение тестовых заданий, выполнение домашних заданий репродуктивного характера, что составляет 70% оценки;

- творческая работа по модулю, включающая в себя выполнение творческих домашних работ, исследовательских работ и защиту индивидуальных и групповых работ - 30% оценки.

Модульная технология построения учебного курса требует от преподавателя большой предварительной подготовки, заключающейся в разработке модульных программ и методических инструкций для студентов. Для эффективного формирования ИКС в процессе обучения применяются электронные конспекты лекций, электронные рабочие тетради и программированные тесты.

Электронный конспект лекций похож на обычное печатное издание, но всегда может быть дополнен новой информацией с целью адаптации к быстроменяющимся требованиям информационного общества. Для наглядности электронные конспекты содержат большое количество графических приложений и презентаций. Такой конспект дает возможность обеспечить большое количество студентов всей необходимой учебной информацией, что позволяет избежать проблемы нехватки учебной литературы.

При этом значительный объем текста электронных конспектов лекций можно оправдать большим количеством гипертекстовых ссылок, которые позволяют студентам при желании углублять свои знания по отдельным, интересующим их, модулям, повторять изученные понятия и работать в индивидуальном темпе, что также способствует усилению личностно-ориентированной компоненты в процессе обучения. Кроме того, такие конспекты позволяют учащимся, отсутствовавшим по каким-либо причинам на занятиях, самостоятельно ознакомиться с учебным материалом.

Электронные рабочие тетради представляют собой развернутые планы модульных уроков, содержащие темы и цели занятий, перечень учебных элементов и систему заданий, направленных на достижение поставленных целей. В работе с электронной тетрадью применяются гиперссылки, позволяющие в любое время из заданного места перейти к различным программным продуктам и заготовленным преподавателем файлам. Такие тетради удобно использовать при проведении занятий, направленных на закрепление учебного материала, обобщение и систематизацию знаний, умений, навыков, а также в ходе проведения контроля усвоения знаний.

Психолого-педагогические исследования ученых Е.С. Полат, В.В. Рубцова, А.В. Хуторского, Е.И. Машбица и др. в области практического внедрения информационных технологий в образовательный процесс показывают, что современные мультимедийные и дистанционные компьютерные формы обучения, органично включенные в структуру интеллектуальной деятельности человека, активно стимулируют творческие функции мышления. Использование таких форм обучения в вузе особенно актуально, так как занятия, на которых они применяются, обретают новое качество - интегративную сущность [1].

Очевидно, что эффективность усвоения модуля зависит не только оттого, как преподносится материал, но и от того, насколько хорошо преподаватель разрабатывает и организует последовательность заданий. Задача является основной структурной единицей учебного содержания. Для обучающихся она служит объяснением теории, возможностью решения реальных жизненных ситуаций, упражнениями на поиск конкретных решений, средством анализа и оценки результатов учебно-познавательной деятельности.

Рассматриваемая нами система контрольно-обучающих заданий состоит из трех подсистем:

- подсистема вопросов;

- подсистема упражнений;

- подсистема задач.

Подсистема вопросов представляет собой набор контрольных вопросов, которые направляют студентов к определенному набору знаний, которые им необходимо выучить и запомнить, и предназначена для самопроверки знаний учащихся. Эта подсистема позволяет учащимся быстро оценить уровень своей готовности к той или иной теме и определить, готовы ли они к изучению следующей темы.

Подсистема упражнений представляет собой комплекс задач, направленных на формирование алгоритмов и навыков пользователя, умения моделировать.

Подсистема задач условно делятся на два типа: стандартные алгоритмы, для которых известно общее решение, и нестандартные алгоритмы, для которых общего решения нет.

Анализ студенческих работ показал наличие проблем с решением задач, выполнение которых требует дополнительных источников информации. Все причины нерешенных или неполностью решенных задач можно разделить на три группы. Первая группа представляет собой причины, связанные с неполными знаниями понятий и их признаков, а вторая группа -причины, обусловленные недостаточным владением алгоритмическими и пользовательскими умениями, одним из проявлений которых является неспособность студентов выбрать правильный способ решения поставленной задачи в условиях достаточной информации по теме.

Так же было установлено, что сами по себе понятия и их признаки, а также достаточное владение алгоритмическими и пользовательскими умениями не обеспечивают полного усвоения учебного материала и не формируют в полной мере информационную культуру студентов. Поэтому существует третья группа причин, связанных с поиском способов решения задач. Трудности, возникающие у студентов, на этапе решения ряда задач (особенно проблемных) не зависят ни от наличия у них соответствующих знаний, ни от умений пользоваться этими знаниями, они возникают в результате недостаточного владения умениями логического и системного анализа, а также творческими умениями.

Следовательно, система контрольных вопросов, заданий и упражнений должна строиться так, чтобы между творческими и воспроизводящими работами существовала диалектическая взаимосвязь: для выполнения творческих и самостоятельных работ студенты должны иметь необходимый запас знаний и умений, которые они приобрели в результате выполнения репродуктивных заданий. А сами задачи составляются таким образом, чтобы стимулировать появление у студентов творческих информационных потребностей, которые они будут самостоятельно удовлетворять на базе собственных знаний и умений.

Выводы. Таким образом, концепция рассмотренной технологии модульного обучения предполагает, с одной стороны, изучение истории и теории информационного развития человечества, роли информации в современном обществе, изучение феномена информационной культуры с позиции педагогики, информатики, культурологи, социологии и психологии, а с другой - оказание помощи студентам в определении уровня сформированности информационной культуры, повышение их информационной грамотности и компетентности, улучшение уровня рефлексии в информационной деятельности.

Формирование информационной культуры в процессе подготовки бакалавров заключается в их способности работать с разными источниками информации, уметь ее анализировать и критически осмысливать, применять для решения учебных задач информационные и коммуникационные технологии и пр.

Модульная технология становления ИКС вуза создает все условия для осознания студентами требований профессиональной этики, формирования уважения к правовым нормам в информационной среде, понимания социально-культурного статуса выбранной профессии.

Литература:

1. Барматина, И.В. Развитие информационной культуры студентов в процессе изучения информатики: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Барматина Ирина Валерьевна. - Новосибирск, 2005. - 24 с.

2. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики / М.П. Лапчик. - Москва: «Академия», 2001. - С. 624.

3. Полякова, Г.В. Феномен информационной культуры в современном обществе / Г.В. Полякова // Власть. - 2013. -№10. - С. 83-86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.