УДК 327.7:341.1
ГЕРМАН И.Н. Роль международных торгово-экономических организаций в глобальном регулировании
Статья посвящена изучению и анализу деятельности негосударственных участников международных отношений в мирополитическом взаимодействии. Авторская позиция заключается в том, что в условиях глобализации роль международных торгово-экономических организаций в мировой политике постоянно возрастает. Поэтому проблема регулирования и управления в международном взаимодействии становится приоритетной в контексте поддержания стабильности и безопасности.
Ключевые слова: международные отношения, мировая политика, глобализация, глобальное регулирование, международные торгово-экономические организации.
Современный период мирового развития, характеризующийся усилением процессов глобализации, регионализации, изменением структуры мирового хозяйства, трансформацией политических подходов к применению силы в мировой политике, дает основания полагать, что наблюдается процесс институционализа-ции в области регулирования глобальных проблем. Институционально этот процесс проявляется в появлении новых, негосударственных субъектов мировой политики. Новые субъекты международных отношений являются следствием интернационализации различных сфер мирового развития и выступают основой для отражения новых глобальных вызовов и угроз.
Проблема глобального управления является одной из наиболее дискуссионных в науке международных отношений. Ее составной частью выступает анализ действующих глобальных институтов. В то же время проявивший себя мировой финансовый и экономический кризис выявил их очевидную слабость. И это становится причиной повышенного интереса к работе различных международных организаций, с которыми связываются надежды на преодоление кризисных явлений.
При современной трактовке понятия «управление» представляется исходить из его этимологического значения: «управление» (governance) предполагает использование определенного механизма для того, чтобы направить общество в нужном направлении. Таким образом, для успешного преодоления трудностей международному сообществу необходимы новые механизмы регулирования. Безусловно, эта идея не отменяет обоснованности различных попыток децентрализовать определенные сферы жизнедеятельности общества или внедрить некоторые формы общественного самоуправления. Но все эти усилия не могут полностью отменить «направляющую» роль государства и его правительства.
На глобальном уровне важно, чтобы государства могли договориться о том, как коллективно направлять мировые процессы, влиять на происходящее в экономике и обществе, не обязательно полностью контролируя все трансграничные перемещения.
Исследованию различных аспектов деятельности международных торговых организаций, проблемам присоединения России к ВТО посвящены труды Абрамовой О.,
Буянова В., Графовой Е., Дюмулена И., Иванова И., Киселева С., Кушлина В., Ли-соволика Я., Максимовой М., Медведкова М., Михайлова В., Михайленко А., Портан-ского А., Прохожева А., Ремчукова К., Смульского С., Терновой Л., Халевинской Е., Юдаевой К., Явчуновской Р. и др.1
Для международного сообщества необходимо создать благоприятные условия для функционирования международных форматов, которые позволили бы не только беспрепятственно пользоваться преимуществами глобализации, но и обеспечили бы равную степень защищенности всех государств от угроз и вызовов XXI века. Особую нишу здесь занимают международные институты, действующие в торгово-экономической сфере, - Всемирная торговая организация (ВТО), Комиссия Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (МТЦ), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и др.
Исправление сложной экономико-политической обстановки связывается с расширением участия страны в международных экономических, финансовых и торговых организациях и прежде всего во Всемирной торговой организации как центральном институте, осуществляющем международный контроль деятельности стран - участниц мирохозяйственных связей.
Всемирная торговая организация имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН. Сейчас к ВТО присоединилась 153 государства и еще 29 имеют статус наблюдателя2. На страны-участницы ВТО приходится 97% мировой торговли3. Участие в ВТО дает государствам множество преимуществ, получение которых и является целью присоединения к ВТО: недискриминационные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг, транспарентность экономической политики торговых партнеров, доступ к международному механизму разрешения торговых споров, а также возможность реализации своих экономических интересов путем участия в выработке новых правил международной торговли. Таким образом, ВТО (интеграция на глобальном уровне),
значительно способствуя успешному конкурентоспособному экономическому росту государств, их все более возрастающей взаимозависимости и бесконфликтному взаимодействию на мировой арене, создает условия для формирования единой мировой экономической системы.
Выработанные с учетом интересов многих государств и проверенные практикой, правовые регламенты ВТО в принципе обеспечивают цивилизованные методы и формы внешнеторгового обмена, поэтому присоединение России к ней обусловлено и, очевидно, особенно в перспективе, принесет несомненные выгоды. Вопрос в том, каковы потери и выигрыши сейчас и что необходимо, чтобы уменьшить отрицательные и увеличить положительные результаты.
Принципиальная линия ВТО в этом вопросе - постепенное и последовательное преодоление административных мер и инструментов в этой области, преимущественная ориентация на экономические, тарифные рычаги. Это означает, что главное направление либерализации импорта - снижение ставок ввозных таможенных тарифов, импортных пошлин. Особая роль и эффективность использования тарифного регулирования на современном этапе развития мирохозяйственных связей, международной торговли определяются рядом объективных обстоятельств: во-первых, при достигнутом уровне товарно-денежных отношений, рыночных принципов формирования и развития МЭО это - достаточно действенный и гибкий инструмент экономического регулирования;
во-вторых, таможенные тарифы применяют практически все страны, что обусловливает их значение для формирования международных товарных потоков, а в конечном итоге - структур экономик;
в-третьих, национальные таможенные тарифы охватывают всю номенклатуру импорта, а не отдельные ее части или сферы ВЭД, как другие средства и инструменты регулирования;
в-четвертых, они сравнительно просты и прозрачны, поддаются контролю.
Присоединение России к ВТО поддерживается многими странами.
С учетом всего сказанного присоединение к ВТО в конкретном плане способно оказать на отечественную экономику и внешнеэкономические связи заметное воздействие по следующим направлениям:
1) содействие экспорту, прежде всего промышленному, на зарубежных рынках;
2) дозированное открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции;
3) установление определенных международных стандартов в инвестиционной деятельности;
4) приведение российского делового законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации, то есть с международным торговым правом.
Экономический смысл присоединения к ВТО на первый взгляд очевиден. Он заключается в прорыве на внешние рынки высокотехнологичной продукции гражданского назначения, либо снятия ограничений на экспорт, связанных как раз с тем, что рассматриваемая страна не является членом ВТО. Именно рынки высокотехнологичной продукции гражданского назначения регулируются наиболее жестко. А вот торговлю оружием ВТО вообще не регулирует.
В условиях глобализации, часто превращающей конкуренцию из средства стимулирования и оздоровления экономически слабых стран в орудие их еще большего ослабления, либерализация торговли может существенно подорвать конкурентоспособность большинства из них. Создание свободной конкуренции, то есть равных условий для наиболее и наименее развитых стран, ведет к подавлению последних в конкурентной борьбе. При этом они лишаются не просто доходов, но и самой возможности дальнейшего развития.
В 1993 г., когда Россией было принято стратегическое решение о вступлении во Всемирную торговую организацию - наследницу ГАТТ, начался длительный переговорный процесс4. Россия, стремясь вступить в международный торговый клуб, ставит задачу добиваться не только предоставления права на равных участвовать в международном торговом регулировании, но также и в легализации системы защиты
своей национальной экономики. Такая возможность связана с тем, что ВТО как организация допускает довольно гибкий подход к индивидуальным особенностям протекционизма, обеспечивая взаимную сбалансированность различных форм.
Вступление в ВТО крайне необходимо для того, чтобы Россия не осталась на обочине мирового развития, т.к. из крупных стран лишь Россия и 29 других более мелких государств, по различным причинам оказавшихся вне системы ВТО, также ведут переговоры о вступлении в нее.
Однако переговоры между странами разными способами затягиваются, и вступление России в ВТО откладывается. Россия, планировавшая завершить многосторонние переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию осенью 2008 года, из-за ряда политических и экономических событий приостановила это процесс. В настоящее время рассматриваются варианты присоединения к ВТО в рамках Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) и одновременно суверенных государств, т.к. присоединение в рамках Таможенного союза может потребовать несколько лет. При этом Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно.
В руководящем управленческом звене России до настоящего времени отсутствует четкое понимание задач, возможностей и ограничений, накладываемых членством в этой организации. Особенно настороженно подходят к вступлению в ВТО региональные руководители, опасающиеся роста внешней конкуренции своим производителям.
Глобальная задача солидной подготовки по вступлению России в ВТО - установить баланс прав и обязанностей России с учетом интересов стран-членов этой организации. Находясь вне правового пространства этой важной международной организации, любая страна оказывается в положении аутсайдера в международной торговле. Россия прошла лишь часть пути к осуществлению внешней торговли цивилизованными методами.
В итоге длительных и сложных переговоров присоединение России к ВТО стало
лишь вопросом времени. На место политизированных дискуссий «за» и «против» постепенно приходит конкретная подготовка бизнеса и власти к работе в условиях членства в этой организации и адаптации к ним5.
Международной межправительственной организацией системы ООН по оказанию технического содействия развивающимся странам и странам с экономикой переходного периода в развитии их экспортного потенциала и международной торговли является Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО - МТЦ (International Trade Center Unctad/WTO - ITQ)6.
МТЦ создан в 1964 г. Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) в целях предоставления развивающимся странам торговой информации и консультационных услуг в области развития экспорта. С 1 января 1968 г. МТЦ действует под совместной эгидой ГАТТ (с 1995 г. -ВТО) и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Руководящим органом МТЦ является Объединенная консультативная группа, собирающаяся один раз в год на свои сессии. В период между сессиями деятельностью МТЦ руководит Секретариат во главе с Исполнительным директором. Регулярный бюджет МТЦ формируется за счет ежегодных взносов со стороны ВТО и ООН. Специализированные проекты финансируются Всемирным банком, Европейской экономической комиссией ООН, ПРООН, региональными банками развития, специально созданным Глобальным целевым фондом МТЦ и отдельными странами-донорами. Основными донорами являются Швейцария, Дания, Голландия, Германия, Швеция, Канада, Великобритания, Индия и Китай.
Деятельность МТЦ ориентирована на оказание практической помощи деловым кругам и правительствам в совершенствовании и развитии международного торгового и делового сотрудничества. Диапазон этой помощи достаточно широк - от совместной разработки национальных экспортных стратегий до коммерческих и технических аспектов деятельности компаний, ориентированных на экспорт. Сочетание торгово-политических и чисто
коммерческих элементов в работе МТЦ, конкретность и результативность его деятельности сформировали серьезное отношение к этой организации со стороны деловых кругов как из развитых, так и развивающихся стран.
В работе с МТЦ усилия России направлены на привлечение потенциала этой практически ориентированной организации для оказания технического содействия нашей стране. Среди наиболее интересных для России направлений в деле получения технического и консультативного содействия со стороны МТЦ можно назвать: развитие экспортного потенциала на уровне предприятий и регионов; торговля технологиями; совершенствование национальных систем регулирования импорта; укрепление сети коммерческой информации; проведение рыночных исследований, направленных на определение новых возможностей для развития экспорта; экологически чистые технологии и оборудование для экспортоориентированных производств; подготовка кадров для внешней торговли. Россия также заинтересована в укреплении сотрудничества с МТЦ по вопросам торговли услугами, электронной торговли, содействия в подготовке переговоров по присоединению к ВТО.
В настоящее время активизировались реформаторские процессы в Международном торговом центре ЮНКТАД/ВТО. По инициативе Исполнительного директора Центра П. Фрэнсис (Ямайка) в начале 2007 г. был подготовлен так называемый проект «Консолидированного программного документа», определяющий приоритеты деятельности МТЦ как на ближайший двухгодичный период, так и на перспективу. Согласно документу, основными тремя приоритетами МТЦ должны стать: содействие укреплению экспортной конкурентоспособности предприятий, развитие потенциала поставщиков консультативных услуг в сфере торговли, а также поддержка политических институтов стран в деле интеграции национальных деловых кругов в глобальную экономику. Такая расстановка приоритетов свидетельствует о том, что новое руководство Центра пытается переориентировать ра-
боту МТЦ с конкретного содействия предпринимателям на предоставление консультаций более общего плана представителям политической и деловой верхушки стран-получателей.7
Россия на заседании Объединенной консультативной группы добивалась эволюционного подхода к реформированию МТЦ, сохранения накопленного позитивного опыта, более четкого определения конкурентных преимуществ Центра, смещения акцента в деятельности МТЦ с сырьевого сектора на высокотехнологичные отрасли. Российское предложение о создании отдельного подразделения для стран СНГ и Юго-Восточной Европы получило поддержку ряда участников данной региональной группы.
В условиях усиливающейся экономической взаимозависимости стран мира широко признается важное значение совершенствования правовых основ для содействия международной торговле и инвестиционной деятельности. Комиссия ООН по праву международной торговли -ЮНСИТРАЛ (United Nations Commission on International Trade Law - UNCITRAL)8 была учреждена в соответствии с резолюцией 2205 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1966 г. ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок. Этой организацией подготовлен ряд конвенций, типовых законов и других документов по материально-правовому регулированию торговых сделок и по другим аспектам хозяйственного права, оказывающим влияние на международную торговлю. Таким образом, ЮНСИТРАЛ является основным органом системы ООН в области права международной торговли, который уже более 40 лет специализируется на проведении реформ в области коммерческого права во всем мире.
Главная цель Комиссии, как определено в резолюции, заключается в «содействии прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли». Создавая ЮНСИТРАЛ, Генеральная Ассамблея признала, что одним из препятствий торговым потокам являются расхождения, возникающие в результате при-
менения законов различных государств по вопросам международной торговли, и рассматривала создаваемую организацию в качестве инструмента, с помощью которого Организация Объединенных Наций могла бы играть более активную роль в сокращении или устранении этих препятствий. В сферу интересов ЮНСИТРАЛ входят такие области, как международная купля-продажа товаров и смежные сделки, урегулирование споров, международная торговая практика, международные перевозки грузов, международный торговый арбитраж и согласительная процедура, публичные закупки и развитие инфраструктуры, контракты на строительство, международные платежи, электронная торговля, трансграничная несостоятельность, обеспеченные сделки.
На современном этапе мировая торговля регулируется в рамках нескольких международных экономических организаций. Среди них - ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, ОЭСР и др. ЮНСИТРАЛ, находясь в тесном контакте с перечисленными организациями, имеет свою специфику и занимает определенную нишу в системе международных экономических отношений, а именно -занимается правовыми аспектами регулирования международных торговых потоков. Совершенно определенно можно констатировать, что в перспективе Комиссия сохранит специфику своей деятельности и ее роль, по всей вероятности, будет возрастать в связи с прогнозируемым ростом международного товарообмена, увеличением его участников и возрастающей необходимостью в результате унификации основных правовых документов.
Россия принимает активное участие в работе ЮНСИТРАЛ, должным образом оценивая серьезную роль данной организации в регулировании международной торговли. Важное значение отечественные экономисты придают подписанию Россией Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Данная Конвенция была принята в 1980 г. на Конференции ООН, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и организованной ЮНСИТРАЛ. Конференция проводилась в Вене, и в этой связи при-
нятая на ней Конвенция вошла в историю под названием Венской конвенции. В конференции участвовали 62 государства, в том числе и СССР. Участниками Конвенции являются 30 государств. СССР присоединился к Конвенции в 1990 г на основе соответствующего постановления Верховного Совета, а Российская Федерация стала его преемницей.
Для России юридическое значение Венской конвенции заключается в том, что ее положения заменяют соответствующие нормы гражданского права, применявшиеся к внешнеторговым контрактам. Конвенция предлагает удобный и гибкий механизм заключения договора, а также способствует принципу favor contractus, устанавливая свободу формы договора. Несмотря на частые несовпадения положений Конвенции с национальным законодательством стран-членов, практика свидетельствует о ее широком применении, что обеспечивает единообразие регулирования договоров международной купли-продажи товаров и способствует прогрессивному развитию договорного права.
Международная торговая палата -МТП (International Chamber of Commerce -ICC)9 основана в 1919 г. как неправительственная организация. Международная торговая палата разрабатывает правила, стандарты и кодексы, которыми руководствуется международный бизнес, а также представляет интересы бизнеса на самом высоком уровне. Членами МТП являются свыше 1,6 тыс. объединений предпринимателей более чем из 140 стран: федерации промышленников, национальные торговые палаты, банковские и другие союзы, объединяющие мелкие и средние фирмы. В составе МТП более 7 тыс. крупных промышленных и торговых компаний - индивидуальных членов.
В структуру МТП входят: Совет, Исполнительный совет, Финансовый комитет; Международная штаб-квартира; центральные рабочие органы;комиссии и рабочие группы; Международный арбитражный суд; Институт международного права и практики в сфере бизнеса; Международное бюро торговых палат (МБТП); Всемирный промышленный совет по вопросам
окружающей среды (ВПСОС); службы МТП по борьбе с экономической преступностью; Международное морское бюро (ММБ); Бюро по борьбе с подделками; Бюро по борьбе с экономической преступностью; Центр морского сотрудничества; конгрессы; конференции; национальные комитеты и группы.10
6 мая 2000 г. Совет МТП единогласно утвердил создание Российского национального комитета МТП в России - ICC -Russia. Эта инициатива представляется важной как для международного делового сообщества, так и для деловых кругов в России. Она ярко демонстрирует понимание того, что Россия, являясь частью международного сообщества, должна и дальше идти по пути интеграции в мировую экономическую систему.
1 Абрамова О.Д. Россия и ВТО: политический выбор и экономические интересы/Глобализация: Россия и ВТО. Под общ. ред. В.А. Михайлова, В.И. Кушлина, В.С. Буянова. М., 2005; Графова Е.М. Всемирная торговая организация как инструмент развития национальной экономики. СПб, 2008; Дюмулен И.Н. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, практика. М., 2007; Портанский А.П. Многосторонняя торговая система в XXI веке: возможности и риски (поиск главного звена в глобальном управлении). М., 2010; Халевинс-кая Е.Д., Вавилова Е.В. Всемирная торговая организация и российские интересы. М., 2009.
2 См.: www.wto.ru/[email protected]=7
3 Актуальные проблемы Всемирной торговой организации. Международный научно-практический семинар. М., 2005. С. 14. http:// www.wto.ru/russia
4 Международные экономические отношения /Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. М., 2008. С. 132.
5 Иванов И.Д. Россия на пороге ВТО // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 8. С. 17.
6 Глобальное экономическое регулирование / Под ред. В.Н. Зуева. М., 2009. С. 309-311. http://www.unctad.org/
http://www.uncitral.org http://www.uncitral.org http://www.iccwbo.org http://www.iso.org
7 Глобальное экономическое регулирование / Под ред. В.Н. Зуева. М., 2009. С. 309-311.
8 http://www.uncitral.org
9 http://www.iccwbo.org
10 Глобальное экономическое регулирование / Под ред. В.Н. Зуева. М., 2009. С. 317-319.