ПРАВО
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ
И.А. АЛЕШКОВСКИЙ, доц. каф. права МГУЛ, канд. экон. наук
С древнейших времен на территорию России переселялись подданные различных иностранных государств. Даже само начало российской государственности, 1150-летие которой отмечалось в 2012 году, напрямую связано с международной миграцией - приглашением в 862 г. славянскими племенами варяжского князя Рюрика. При этом уже в эпоху Московского государства предпринимались меры по привлечению квалифицированных мигрантов, в том числе военных специалистов, представителей технических профессий, врачей, а со второй половины XVIII в. осуществлялась целенаправленная государственная политика по привлечению иностранцев в Россию. Вместе с тем на протяжении большей части истории нашей страны масштабы международной миграции являлись незначительными, а международная миграция, в свою очередь, до конца 1980-х годов не являлась значимым фактором демографического развития России.
Во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. трансформация социально-экономических и политических условий жизни способствовала резкой интенсификации межгосударственных миграций населения в России. В 1990-е годы в рамках перехода к новой общественной системе были провозглашены новые права и свободы, включая свободу выбора места жительства и перемещений граждан по территории России, возможность выезда за границу и беспрепятственного возвращения. Одновременно с этим в связи с распадом СССР в большинстве постсоветских республик стала проводиться политика (в явной или скрытой форме) по выталкиванию населения некоренной национальности. В силу сложившейся ситуации Россия, сохранившая относительно прозрачные границы с постсоветскими республиками, превратилась в мощный миграционный центр, куда устремились миллионы бывших советских
граждан. На середину 2010 г. Россия по численности иностранного населения переместилась на второе место в мире (после США), а по величине суммарного притока мигрантов за 1992-2010 гг. оказалась на третьем месте в мире после США и Германии. Заметим, что в эти цифры не включены нелегальные мигранты, численность которых, по разным оценкам, в настоящее время составляет от 3,5 до 10 млн человек, международные туристы, численность которых, по данным Всемирной туристской организации, в 2008 г. превысила 23,7 млн человек, а также долгосрочные, сезонные, маятниковые и эпизодические мигранты (включая экономических туристов). Такие показатели вовлеченности России в мировые миграционные процессы позволяют говорить о формировании и развитии Евразийской миграционной системы на постсоветском пространстве, центром которой является Российская Федерация.
Международная миграция как фактор
социально-демографического развития современной России
В современной России международная миграция стала значимым фактором политического, экономического и демографического развития страны. Политически важным для России является ее превращение в центр формирующейся Евразийской миграционной системы. При этом миграционная политика Российской Федерации в отношении трудовой миграции влияет на политическую стабильность в ряде государств-участников СНГ.
Экономическая выгода России заключается в приобретении дополнительной рабочей силы, преимущественно квалифицированной, зачастую получившей образование и квалификацию в прошлом именно в российских учебных заведениях, с помощью которой возможно компенсировать экономические по-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
95
ПРАВО
тери от «утечки умов « и естественной убыли населения. В свою очередь, для ряда госу-дарств-участников СНГ денежные переводы трудящихся-мигрантов являются значимым источником валютных поступлений.
Демографические преимущества иммиграции в Россию связаны с тем, что в условиях демографического кризиса международная миграция стала единственным источником восполнения его численности России.
Миграционный прирост за 1992-2010 гг. превысил 4,4 млн человек и позволил «сгладить» почти на 30 % естественную убыль населения России, которая за эти годы составила свыше 12,5 млн чел. В то же время на протяжении этого периода только в «пиковый» 1994 г. масштабы миграционного прироста были достаточны не только для компенсации естественной убыли, но и для обеспечения прироста численности россиян.
Вклад миграционного компонента в изменение численности населения России неуклонно уменьшался до 2003 г. (55 % в 1992-1997 гг., 16 % в 1998-2004 гг. и 35 % за 1992-2004 гг.). Увеличение миграционного прироста в 2004-2008 гг. при сокращении естественной убыли привели к замедлению темпов сокращения численности населения Российской Федерации. Так, в 2008 г. естественная убыль была на 71 % замещена миграционным приростом (в 2007 г. - на 54,9 %, в 2006 г. - на 22,5 %).
Благодаря наблюдавшемуся увеличению рождаемости и снижению смертности в августе 2009 г. в Российской Федерации впервые с 1992 г. был зафиксирован естественный прирост населения в размере 1 050 человек, а в целом по итогам года миграционный прирост впервые с 1994 г. полностью смог компенсировать естественную убыль населения страны.
Проведенная в октябре 2010 г. Всероссийская перепись населения показала, что население России по сравнению с 2002 г. сократилось на 2,26 млн человек, или 1,6 %. При этом среднегодовые темпы снижения численности населения по сравнению с предыдущим межпереписным периодом (1989-2002 гг.)
возросли в два раза и составили 0,2 % против 0,1 %. Последнее отражает уменьшение компенсации международной миграцией естественной убыли населения страны. Последние данные Росстата подтверждают эту закономерность: миграционный прирост населения России за первое полугодие 2011 г. снизился на 38,2 тыс.человек, или на 42,7 %.
Эти данные наглядно показывают, что Россия становится все более зависимой от притока международных мигрантов для того, чтобы восполнить естественную убыль населения, а также заполнить имеющиеся ниши на национальном рынке труда и соответственно снизить коэффициент демографической нагрузки, который неизбежно растет вследствие старения коренного населения. При этом важно, что международная миграция в России обеспечивает не просто компенсацию естественной убыли населения, но и способствует изменению его структуры, если учитывать более молодую возрастную структуру мигрантов, а часто - иные, отличные от стареющего коренного населения, демографические установки на многодетность. Как свидетельствуют статистические сведения Росстата, возрастная структура иммигрантов более молодая (по сравнению со структурой населения России). Так, в 2009 г. почти 78 % иммигрантов приходилось на лиц трудоспособного возраста, тогда как среди населения России в целом - около 63 %.
Может ли приток иммигрантов решить проблемы демографического развития России в XXI веке?
Как предсказывают практически все прогнозы (и отечественные, и зарубежные) в России в XXI в. (по крайней мере, до 2040 г.) будет наблюдаться естественная убыль населения. Так, по прогнозам ООН, в 2010-2050 гг. ежегодная естественная убыль населения составит в среднем около 510 тыс. человек. В свою очередь, по прогнозам Росстата, в 2010-2030 гг. ежегодная естественная убыль населения будет составлять в среднем около 485 тыс. человек.
В то же время Россия, как и страны Западной Европы, столкнется с нарастающим
96
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ПРАВО
старением населения. В результате расходы на социальное обеспечение могут оказаться слишком тяжелой ношей для экономики страны, а некоторые территории могут практически полностью обезлюдеть.
По мере выхода из трудоспособного возраста многочисленных послевоенных поколений, в России начнет нарастать убыль трудоспособного населения: в 2011 г. численность населения трудоспособного возраста уменьшится примерно на 875 тыс. человек, в 2012 г., согласно прогнозу, она уменьшится уже более чем на 1000 тыс. человек, в 20132019 гг. - еще на 6616 тыс. человек. Максимальное сокращение будет наблюдаться в 2011-2019 гг., когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет достигать 850 тыс. человек, а всего до 2030 г. она сократится на 10-11 млн человек.
В результате произойдет существенное ухудшение возрастной структуры населения России. По оценкам экспертов, доля населения в трудоспособном возрасте сократится с 61,7 % в 2011 г. до 54-55 % в 2020-2030 гг. Одновременно с 22 % до 26-28 % увеличится доля населения в пенсионном возрасте. Согласно прогнозам, макроэкономические факторы будут способствовать дальнейшему увеличению объемов производства и, следовательно, увеличению потребности в рабочей силе. В этих условиях сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, являясь причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, может стать существенным ограничением развития экономики, особенно остро проявляясь в отдельных отраслях и регионах. В ближайшей перспективе труд станет одним из самых дефицитных экономических ресурсов в России.
Учитывая трудозатратный тип российской экономики и ограниченные возможности повышения производительности труда, одним из основных путей преодоления дефицита рабочей силы является привлечение иностранной рабочей силы и повышение внутренней территориальной мобильности населения в России. В этих условиях приток мигрантов может показаться «панацеей» для улучшения демографической ситуации и
обеспечения роста населения России в XXI в. Но возможно ли разрешить все имеющиеся демографическое проблемы России только с помощью международной миграции?
Как показывают исследования экспертов ООН и отечественных ученых, для того, чтобы поддерживать численность трудоспособного населения на постоянном уровне, России уже сейчас нужно принимать ежегодно (по медианному прогнозу) в среднем около 700-800 тыс. мигрантов (нетто-миграция) и постепенно наращивать этот объем до 0,9—1,1 млн мигрантов.
Учитывая, что население в трудоспособном возрасте составляет около 3/4 миграционного притока, чтобы полностью возместить потери трудоспособного населения, России в предстоящие два десятилетия потребуется привлечь свыше 20 млн иммигрантов. Ясно, что такая перспектива нереальна. Согласно оценкам ООН, чистая иммиграция в 2010-2050 гг. будет составлять, по медианному прогнозу, около 97 тыс. человек ежегодно.
Таким образом, в современной России роль международной миграции в демографическом развитии России не должна преувеличиваться. Утверждение о том, что с помощью только международной миграции можно вывести Россию из демографического кризиса, крайне ошибочно. Это очередной миф, дезориентирующий руководство страны, ее отдельных регионов. Иммиграция может лишь частично сгладить негативные последствия демографического кризиса (что само по себе, конечно, важно), в определенной мере решить отдельные региональные демографические проблемы (например в Сибири и на Дальнем Востоке), но не более. Пример развитых стран показывает, что иммиграция может быть относительно эффективным средством преодоления демографических проблем страны лишь в условиях депопуляции.
Выход из демографического кризиса (включающего крайнюю форму депопуляции) в России и ее дальнейшее поступательное развитие возможны только при комплексном государственном подходе к управлению демографическими процессами, а именно: по-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013
97
ПРАВО
вышении уровня рождаемости или, по крайней мере, ее стабилизации (на уровне 1,7-1,9 ребенка на женщину); уменьшении смертности (имеется огромный резерв для сокращения экзогенной смертности); повышении внутренней миграционной подвижности населения и привлечении иммигрантов; и, главное, в формировании отношения к человеческой жизни как самой главной ценности нашего государства.
Необходимость адекватной современным демографическим реалиям миграционной политики
Что касается миграционной политики России, то, с одной стороны, за 1991-2010 гг. была создана определенная законодательная база в области регулирования международной миграции, с другой стороны, в России до сих пор нет стратегического видения миграции как положительного явления.
Двойственность миграционной политики России проявляется в том, что на высшем государственном уровне (в частности в Посланиях Президента Федеральному собранию РФ) провозглашается тезис о необходимости проведения осмысленной иммиграционной политики, привлечения из-за рубежа наших соотечественников и квалифицированных легальных трудовых ресурсов, тогда как на «исполнительном « уровне отношение государства к управлению миграционными процессами остается во многом полицейским, а сама миграция (как легальная, так и нелегальная) рассматривается, прежде всего, как угроза национальной безопасности России. И эта двойственность отношения к миграции (особенно русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии), как и непонимание основных закономерностей международной миграции, привели к тому, что за эти годы так и не была принята Федеральная концепция миграционной политики. К сожалению, нет и стратегического мышления в этой области.
Сохранение такой ситуации идет вразрез с интересами экономического и демографического развития России. Более того, Россия все более упускает возмож-
ность объединяющего экономического сотрудничества на постсоветском пространстве, в том числе и в области эффективного использования имеющегося трудового потенциала, обусловленного, в частности, различиями в демографическом развитии, устоявшимися экономическими связями, общностью языка и др. Таким образом, потребность в миграционной политике, соответствующей реально складывающейся миграционной ситуации в России, ощущается все более отчетливо.
Это обусловливает необходимость проведения государственной миграционной политики на федеральном и региональном уровнях, учитывающей интересы экономико-демографического развития страны. В свою очередь, для разработки эффективных мер миграционной политики лицам, принимающим решения, необходимо осознать, что обеспечение легитимного поля международной миграции и рациональное использование имеющейся у мигрантов квалификации может быть достигнуто только с помощью разумной, стратегически выверенной миграционной политики, не допускающей «триумфа националистического атавизма над логикой экономического развития».
Таким образом, на наш взгляд, в современной России особое внимание должно быть уделено разработке адекватной современным демографическим реалиям государственной миграционной политики, в основу которой должно быть заложено понимание того, что миграция - это не зло, с которым надо бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат, а благо для России.
Библиографический список
1. Алешковский, И.А. Нелегальная иммиграция в общественно-политическом дискурсе / И.А. Алешковский, В.А. Ионцев // Миграция населения: экономика и политика. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир». - М.: ТЕИС, 2006. - Вып. 18.
2. Вишневский, А.Г. Перспективы развития России: роль демографического фактора / А.Г. Вишневский, Е.М. Андреев, А.И. Трейвиш. - М., - 2003.
3. Ивахнюк, И.В. Международная трудовая миграция / И.В. Ивахнюк. - М.: ТЕИС, 2005.
98
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ПРАВО
4. Ионцев, В.А. Международная миграция: теория и история изучения. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир / В.А. Ионцев. - М.: Диалог-МГУ, 1999
- Вып. 3.
5. Мир в зеркале международной миграции Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев.
- М.: МАКС-Пресс, 2002. - Вып. 10.
6. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. - М.: МОМ, 2006.
7. Численность и миграция населения Российской Федерации 2008-2010. - Росстат, 2009-2011.
8. Demeny Paul (2002) Prospects for International Migration: Globalization and its Discontents // Journal of Population Research, Vol. 19, № 1.
9. United Nations (2000) Replacement Migration: Is it A Solution to Declining and Ageing Populations? New York, United Nations.
10. World Migrant Stock (2011): The 2010 Revision Population Database (http://esa.un.org/migration/ index.asp?panel=1).
11. World Population Prospects (2010): the 2010 Revision. Highlights. New York, United Nations. http://esa. un.org/migration
12. International Migration 2009. New York, United Nations, 2009.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ
Н.Г. КАРПИНА, юрист Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции общероссийской общественной организации «Деловая Россия», независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе, асп. каф. права МГУЛ
В последние десятилетия наблюдается варварское отношение к лесному фонду России. Это связано с ненадлежащим управлением в сфере лесных отношений, допускающим самовольные и необоснованные рубки.
Леса - не только сокровищница биологического и ландшафтного разнообразия, но и источник возобновляемых сырьевых и энергетических ресурсов. Лес как стратегический ресурс сегодня становится товаром на экспорт, а не сырьем для производства. Но даже и это высокоценное сырье при купле-продаже преступные группировки умудряются декларировать как дрова. Сотрудники правоохранительных органов указывают на наличие огромного количества мошеннических схем по хищению леса, где главным фактором является коррупция. Практика свидетельствует, что преступным умыслом с целью хищения лесных ресурсов охвачено большинство инициатив законодательной и исполнительной власти всех уровней - от стадии разработки нормативно-правовых актов до их последующего применения.
В данной статье предпринята попытка рассмотреть некоторые аспекты правоприменения лесного законодательства на основании предполагаемой его коррупциогенной компоненты. Проведенный анализ лесного законодательства Российской Федерации позволил
karpina_bel@rambler. ru экспертным путем «диагностировать многочисленные коррупциогенные нормы, которые повышают вероятность коррупции (Состав коррупции как противоправного деяния может быть установлен только компетентными органами - прим. автора). Безусловно, коррупция (В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008г № 273-ФЗ «О противодействии коррупции в Российской Федерации под коррупцией понимается: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
- совершение вышеназванных деяний от имени или в интересах юридических лиц создает угрозы национальной безопасности, препятствует эффективному государственному управлению, замедляет проведение экономических и социальных реформ, снижает международный имидж любой страны.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
99