И.В. Петрушин
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ОСОБЕННОСТИ ИММИГРАЦИИ В РОССИЮ
Цель статьи - попытка проанализировать влияние мирового экономического кризиса на изменение динамики иммиграции в Россию, дать прогноз ежегодного иммиграционного прироста населения РФ в период до 2015 г. В ближайшие годы мировые миграционные процессы будут определяться развитием мирового экономического кризиса. Для экономически активного населения стран, испытывающих наибольшие экономические проблемы, одним из решений вопроса собственного материального благополучия станет трудовая миграция в страны с более привлекательной экономической конъюнктурой. В ближайшей перспективе такой страной будет Россия. Рост числа и профессиональной квалификации иммигрантов создаст возможность решения демографических проблем, а также активного экономического роста.
Ключевые слова: мировой экономический кризис, демографический кризис, безработица, миграция, иммиграция в Россию, миграционный прирост, миграционные потоки, репатриация.
По предварительной оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2009 г. составила 141,9 млн. человек и за прошедший год уменьшилась на 121,4 тыс. человек, или на 0,085% (за 2007 г. - на 212,1 тыс. человек, или на 0,15%)1.
Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в 2008 г. уменьшилась по сравнению с 2007 г. на 106,8 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост на 66,6% компенсировал численные потери населения2.
В данном контексте утверждение, что проводимая государством демографическая политика по состоянию на начало 2009 г. не дала ощутимых результатов, выглядит вполне основательным.
© Петрушин И.В., 2010
Увеличение показателей рождаемости в стране связано исключительно - что уже неоднократно отмечалось множеством авторов -со вступлением в основной детородный период достаточно многочисленного поколения 80-х годов и ростом числа отложенных рождений. Прирост рождаемости обеспечивается не ростом числа детей в семье, а временным увеличением числа рожающих, не изменением репродуктивных установок, а более полной реализацией существующих. Сам вопрос об эффективности выбранных мер, призванных повысить рождаемость в стране, остается открытым. В том, что материальное стимулирование рождаемости и, если говорить более общими категориями, материальное благополучие населения не может являться основным и даже обязательным условием увеличения числа рождаемых детей, российское руководство убеждается сейчас на собственном опыте. Приходится констатировать, что депопуляция в России продолжается.
Отдел ООН по вопросам народонаселения также не склонен к оптимизму в прогнозах демографической ситуации в России. В докладе «Перспективы мирового населения» на основе данных за 2008 г. Россия отнесена к странам с вымирающим населением3.
В ближайшей перспективе при сохранении существующего вектора демографического развития Россия может столкнуться с катастрофическим уменьшением численности населения в совокупности со значительным изменением возрастного состава населения в сторону роста числа людей пенсионного возраста. Подобные демографические изменения вызовут нехватку трудовых ресурсов, усугубят ситуацию в социальном обеспечении, породят целый ряд других практически неразрешимых социально-экономических проблем.
Существующие оценки изменения в ближайшем будущем численности населения России неутешительны. Рождаемость будет оставаться на прежнем крайне низком уровне, иммиграция не сможет обеспечить замещения отрицательного прироста населения. По различным сценариям до 2015 г. ежегодный миграционный прирост РФ будет составлять от 200 до 900 тыс. человек4, что, однако, будет недостаточно для увеличения численности населения России.
В действительности в настоящее время мировая обстановка складывается наиболее благоприятным образом для демографической ситуации в России. В ближайшие годы следует ожидать начала значительного прироста работоспособного и квалифицированного населения и общего роста населения России. Главными его источниками будут массовая миграция из стран бывшего СССР, массовая репатриация эмигрантов из России и бывшего СССР в страны дальнего зарубежья, а также значительный приток трудовых мигрантов из стран Восточной Европы. Причиной тому
станут мировые экономические потрясения, которые непосредственно скажутся на подавляющей части трудоспособного населения этих стран.
Сегодня многие страны Европы официально вступили в стадию рецессии национальной экономики. В США, несмотря на официальные отчеты, состояние экономики близко к критическому5.
Несмотря на разные точки зрения на природу всемирного кризиса, прогнозы его развития и выбор путей выхода из него, практически все сходятся во мнении, что источником и причиной кризиса стали США и их волюнтаризм в экономической деятельности.
В самых общих чертах истоки кризиса можно представить следующим образом. После преодоления последствий Великой депрессии для исключения в дальнейшем циклических кризисов перепроизводства в США решили, во-первых, стимулировать спрос и потребление посредством кредитных инструментов. Увеличивающаяся денежная кредитная масса внутри США обеспечивалась монетизацией большинства материальных активов, получая обеспечение в виде залоговой стоимости. Бесконечно этот залоговый процесс продолжаться не мог. На сегодняшний день это привело к тому, что ВВП США более чем на 60% сформирован из потребительских расходов населения.
Другим источником стабильности и роста благосостояния США стал механизм интеллектуальной ренты, сводящийся к привлечению лучших интеллектуальных человеческих ресурсов из других стран, производству внутри США высокотехнологичной дорогой продукции, продажи ее обратно в эти страны и приобретение у них гораздо более дешевых ресурсов для производства данной продукции.
Третьей составляющей новой экономической системы США стало внедрение доллара в качестве мировой торговой и резервной валюты. Все внешние торговые операции США проводит на основе доллара. Таким образом, доллар в качестве обеспечения получал весь мировой товарооборот. Государства, осуществляющие торговые операции с США, получая за собственные товары оплату в долларах, направляли их на покупку «трежерис» (казначейские обязательства США). В итоге в США оказывались и товар, и деньги. Иными словами, основным источником благосостояния США в XX в. стала так называемая система неоколониального налогообложения6. Такая система могла существовать до тех пор, пока на мировом рынке имелся дефицит долларов для обеспечения торговых операций, а внутри страны спрос поддерживался потребительским и деловым кредитованием.
Ипотечный кризис и кризис потребительского кредитования запустили процесс развития национального экономического кризиса. На сегодняшний день финансовые обязательства большинства граждан США на 40% превышают их годовой доход. Выплаты по процентам превысили 10% дохода населения7. В 2008 г. впервые в новейшей истории США произошло снижение номинальных потребительских расходов более чем на 3%8. В сферах экономики, на которых уменьшение расходов населения сказалось в наибольшей степени, произошло ужесточение конкуренции и, как следствие, снижение розничных цен. В ближайшее время в США начнется кризис перепроизводства и дефляционное угнетение экономики9.
Развитие кризиса в США запустило схожие процессы в других странах, экономически напрямую связанных с ними. Страны Восточной Европы первыми столкнулись с серьезными экономическими проблемами, и последствия для них будут наиболее плачевными по ряду причин. Во-первых, экономики этих стран крайне слабы и практически не имеют запаса прочности, в отличие от тех же США и западноевропейских стран. Реального сектора экономики практически не существует, финансовая система по сути контролируется извне западными банками. Во-вторых, предоставление в течение значительного времени этим государствам «дешевых» кредитов вызвало резкий рост потребительского и делового кредитования, с долговыми обязательствами по которым дела обстоят не лучше, чем в США. В совокупности этими причинами объясняется значительный дефицит платежного баланса восточноевропейских стран, в некоторых из них достигающий четверти ВВП10. Зачастую выделенные иностранные кредиты шли не на развитие национальных экономик, а расходовались на неизвестные нужды. В некоторых случаях темпы роста внешнего долга страны опережали темпы роста ее экономики.
Развивающийся кризис вынуждает западные государства выводить финансы из всех возможных зарубежных активов, в том числе из восточноевропейских экономик, для поддержки национальных финансовых и экономических систем. Сегодня мы можем наблюдать активное развитие этого процесса, последствия которого для стран Восточной Европы будут самыми негативными.
Грядущие экономические катаклизмы в восточноевропейских странах и отсутствие перспектив улучшения ситуации в ближайшем будущем заставят работоспособное население самостоятельно искать пути выхода из тяжелейшей ситуации, одним из которых станет трудовая эмиграция.
Эмиграция в США и Западную Европу будет практически невозможна. На Западе также будет значителен рост безработицы, государства будут брать курс на трудовой протекционизм своего
населения путем вытеснения трудовых мигрантов из других стран (что уже наблюдается в некоторых европейских странах)11.
Таким образом, единственным возможным направлением миграции для этих людей является Россия, которую экономические проблемы затронут в гораздо меньшей степени12.
Главным детерминантом миграции является разрыв между разными группами стран в уровнях экономического развития и соответственно в уровнях и качестве жизни населения13. К этому можно отнести такие ожидаемые выгоды от переселения, как увеличение доходов, расширение своих жизненных возможностей и перспектив, получение доступа к современным системам социальных услуг, к полноценному образованию.
Согласно теории сегментированного рынка труда, миграция обусловлена спросом развитых государств на иностранных работников, которые согласны на худшие условия труда, неприемлемые для местного населения, а также инициированной этими странами политикой их рекрутирования14.
В начале восточноевропейской иммиграции в Россию основным мотивом переселения для иммигрантов будет стремление к увеличению личных доходов или приобретению стабильности в их получении. Дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от реакции российских властей на усиление иммиграционного потока и расстановки приоритетов миграционной политики РФ.
Репатриация из США и стран Западной Европы будет проходить по тем же причинам и с помощью тех же механизмов. Этот процесс начнется позже массовой миграции из стран Восточной Европы, так как кризис в этих странах будет протекать с большей инерцией, запас экономической прочности этих стран намного выше. Переезжать в Россию будут не только бывшие россияне, но и те, кто эмигрировал из других республик бывшего СССР
Иммиграция в Россию, с одной стороны, открывает значительные перспективы, с другой - сопряжена с рядом трудностей и проблем. Сегодня миграционная политика в России носит заградительный характер. Приоритетом провозглашается безопасность государства, которая, однако, понимается достаточно узко.
Адекватно властными структурами воспринимаются угрозы, которые несет в себе рост иммиграционного населения. Нарушение этнокультурного баланса и значительный конфликтный потенциал являются основными негативными составляющими иммиграции. В условиях кризиса в России, как и в европейских странах, защита национальных интересов будет приобретать более открытые формы, что может привести к росту националистических и ксенофобских настроений в обществе15.
При этом забывается, что иммиграция пока является единственным средством поддержания стабильности в численности населения РФ. В теории это понимание существует. В концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. среди прочих задач предполагается «регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации». Остается дождаться практической реализации данных намерений.
Число иммигрировавших в Россию в 2008 г. составило 242 тыс. человек. В подавляющем большинстве они являются выходцами из СНГ. Источниками иммиграции в Россию в 2008 г. были Украина, Узбекистан, Казахстан, Армения, Киргизия16. Эмиграция, в последние годы находившаяся на весьма низком уровне, еще сократилась. Поток убывших россиян в страны «традиционной» эмиграции (США, Германия, Израиль) практически сравнялся с численностью человек, приехавших из этих стран в Россию. В течение 2009 г. произойдет разворот этого тренда, и число прибывающих из этих стран в Россию впервые превысит число выбывших в них.
Несмотря на иммиграционную привлекательность России (в настоящее время РФ находится на втором месте по уровню иммиграции в мире после США)17, иммиграционный прирост не обеспечивает замещения естественной убыли населения. Какие численные показатели иммиграции должны ежегодно регистрироваться для достижения данного эффекта? По расчетам Н.В. Мкртчяна, полная компенсация и даже небольшой рост населения России благодаря иммиграции наблюдались в 1992 и 1994 гг., когда ежегодное число прибывших в Россию было на уровне 1200 тыс. человек в год18. В работе М.Б. Денисенко19 приведены расчеты отдела народонаселения ООН, согласно которым для обычного воспроизведения численности населения России к 2050 г. необходим ежегодный миграционный прирост в размере 498 тыс. человек (если миграционный прирост будет равен нулю, население сократится до 121,3 млн. человек). Е.М. Андреев и А.Г. Вишневский в своих расчетах говорят о необходимости 689-1376 тыс. миграционного прироста в зависимости от сценариев динамики показателей рождаемости и смертности20. Расчеты Д.М. Эдиева, основанные на прогнозах Бюро цензов США, выполненных в 2000 г. (согласно которым население России сократится к 2050 г. до 118,2 млн человек), показывают, что для сохранения неизменным демографического потенциала России на уровне 2000 г., уже с 2004 г. потребуется ежегодное дополнительное привлечение 1751 тыс. иммигрантов21.
Каким же будет размер иммиграционного потока в Россию в ближайшем будущем? На начало 1989 г. за пределами России проживало 25,3 млн русских и еще 4 млн других коренных народов России22. По некоторым оценкам, ввиду миграции этого населения в Россию, а также естественной убыли населения и сокращения русских диаспор в странах бывшего СССР, к 2000 г. их численность сократилась до 20,6 млн человек23. В настоящее время, учитывая существующую динамику сокращения населения и репатриации, общая численность русских диаспор в странах бывшего СССР составляет порядка 15,8 млн человек. По нашим оценкам, в 2010-2015 гг. следует ожидать роста миграционного потока русского населения из бывших союзных республик в Россию на уровне, сравнимым с его миграцией в 1992-1994 гг. За пять лет от трети до половины этого населения переедет на постоянное место жительства в Россию, что составит от 4,5 до 7 млн человек.
За последние 20 лет число мигрантов из России составило порядка 2 млн человек24. Еще большее количество - из бывших советских республик. Долей выбывших из России в страны СНГ и Балтии в данном случае можно пренебречь ввиду их незначительного количества. То есть здесь уместно говорить о высококвалифицированных людях в трудоспособном возрасте, эмигрировавших в страны дальнего зарубежья. До трети этого населения может приехать в Россию до 2015 г. включительно. Таким образом, общая численность русского населения в России к 2015 г., вероятнее всего, увеличится на 5-8 млн человек.
Одной из основных особенностей современных миграционных процессов в Европе является то, что большинством европейцев возможность миграции воспринимается как одно из достижений и положительных последствий глобализации25. Склонность европейцев к свободной миграции неизбежно скажется на размерах миграционного потока в Россию. Для восточных европейцев переезд станет естественным решением проблем поиска работы и возможного заработка, для русских уже достаточно продолжительное время живущих в Европе и перенявших подобную установку европейцев, миграция также станет выходом из сложившейся ситуации. При этом иммиграция коренных жителей Восточной Европы начнется раньше и будет проходить быстрее.
В 2000-2006 гг. трудовая миграция из восточноевропейских стран в страны Западной Европы составила порядка 210 тыс. человек в год26. На сегодняшний день в «старой» Европе живет и работает около 1,5 млн выходцев из Восточной Европы. Большую часть этих людей в ближайшей перспективе ожидает потеря работы и возвращение на родину, где поиск источников заработка, как
правило, также не принесет успеха. Так, в Польше в марте 2009 г. уровень безработицы составил 11,2%, или 1,75 млн человек. По итогам года он может вплотную приблизиться к 17%. Сопоставляя эти данные, получаем оценку ежегодного миграционного прироста в России за счет стран Восточной Европы в 220-270 тыс. человек, или около 1,5 млн человек к 2015 г.
В 2010 г. поток иммигрантов в Россию увеличится до 1-1,5 млн в 2011-2012 будет доходить до 2-3 млн в год и еще порядка 4-5 млн приедет в Россию до 2015 г. включительно. В целом совокупный иммиграционный потенциал России на сегодняшний день можно оценить в 9 млн. человек, которые иммигрируют в Россию к 2015 г.27 Огромная цифра, особенно учитывая, что она составляет 6 % населения России по состоянию на начало 2009 г.
Подобные изменения кардинальным образом повлияют на социально-демографическую картину российского общества. Увеличится численность населения, изменится возрастная и экономическая картина населения - приезжающие будут преимущественно молодыми людьми с семьями, имеющими высокий уровень образования.
Изменение в ближайшем будущем структуры, размеров и направления иммиграционных потоков открывает значительные возможности для корректировки миграционной политики государства. Иммигранты, в настоящее время имеющие трудовую занятость в России, дают до 8% ВВП страны28. От вновь прибывающих людей стоит ожидать большей производительности труда по причине их более высокой квалификации. В такой ситуации государство, во-первых, должно организовать федеральный реестр занятости населения и государственных вакансий. Понятно, что мировые кризисные явления неизбежно скажутся и на России и что в такой ситуации государство будет единственным надежным работодателем. Необходимо координировать работу ФМС и реорганизованной Федеральной службы занятости, которая должна начать реально обеспечивать население работой. В этом случае появится возможность отказывать в трудовой визе людям, в которых государство в настоящее время не заинтересовано как работодатель, а также принимать мигрантов на конкурсной основе в зависимости от существующих вакансий. Это позволит также координировать иммиграционные потоки по регионам, направляя их туда, где существует наибольшая нехватка рабочей силы.
Для того чтобы подобные вакансии появились, государству сейчас необходимо начать серьезно решать задачу занятости будущих иммигрантов. Одно из начинаний, служащих положительным примером создания рабочих мест, является федеральная программа
развития Дальнего Востока и привлечение, согласно ей, мигрантов в качестве основных трудовых ресурсов. Другим положительным эффектом данной программы является деконцентрация иммигрантов на территории России. В настоящее время большинство зарубежных граждан, работающих на территории России, постоянно проживают в крупнейших городах, где экономическая плотность населения во многих случаях и так избыточна.
При адекватной государственной политике прибывшие иммигранты не только сами будут обеспечены работой, но и своим приездом обеспечат работой не занятых трудом россиян. Прибывшим в Россию потребуется хотя бы временное жилье. Наведение порядка в строительной сфере позволит сформировать в ней прозрачный и законный рынок труда, что привлечет на него как российских граждан, так и иммигрантов из Восточной Европы, многие из которых обладают строительными специальностями, имея опыт работы в западноевропейских странах. Правда уровень ожиданий в области оплаты труда и социальных гарантий у них на порядок выше. Необходимость развития социальной и транспортной инфраструктуры в местах оседания иммигрантов также потребует людских ресурсов не только из числа приезжающих. А необходимость массового изучения языка и профессиональной переподготовки позволит массово занять работой российских специалистов различных направлений.
Однако вопросы занятости мигрантов не должны стать более значимыми, нежели вопросы их этнокультурной адаптации в российском обществе. На раннем этапе необходимо формирование и поддерживание в российском обществе идей неизбежности иммиграции и крайней выгодности ее для России. Следует наладить контроль над расселением иммигрантов, не допуская концентрации приезжающих из одной страны в одном регионе. Отношение к иммигрантам из стран Европы будет значительно лучше, нежели к выходцам из стран Средней Азии, но не следует допускать возникновения почвы для межнациональных конфликтов. Также, несмотря на ожидания того, что кризис будет продолжительным, необходимо, чтобы ко времени его завершения если не трудовые иммигранты, то их дети, приехавшие с ними или уже родившиеся на территории страны, имели личностную идентификацию с Россией, чувствовали себя ее гражданами.
В целом основная задача государства в данной ситуации - правильно распорядиться увеличившимися людскими ресурсами для решения внутренних экономических, социальных и демографических проблем.
Примечания
1 Демографическая ситуация в России (январь 2009) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [М., 2009]. URL: http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_ default.jsp?category=1112178611292&elementId=1140087276688 (дата обращения: 17.04.2009).
2 Там же.
3 UN World Population Prospects. New York, 2009 [Электронный ресурс] // Сайт ООН. [2009]. URL: http://www.un.org/esa/population/publications/wpp2008/ pressrelease.pdf (дата обращения: 18.04.2009).
4 Мкртчян Н.В. Иммиграция в России в новом веке: прогнозы и вызовы для политики [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. № 177-178. [8-21.11.2004]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2004/0177/analit05.php (дата обращения: 17.04.2009).
5 Global Europe Anticipation Bulletine. Phase of collapse of US real economy. Public announcement GEAB No. 22 (February 16, 2008). [2008]. URL: http://www.leap2020.eu/GEAB-N-22-is-availableNGlobal-systemic-crisis-September-2008-Phase-of-collapse-of-US-real-economy_a1298.html (дата обращения: 21.04.2009).
6 Willie J. Reflation Challenge & Gold [Электронный ресурс] // Hat Trick Letter. [19.11.2008]. URL: http://www.financialsense.com/fsu/editorials/willie/2008/ 1119.html (дата обращения: 20.04.2009); Engdahl W. Federal Reserve sets stage for Weimar-style Hyperinflation [Электронный ресурс] // Global Research. [15.12.2008]. URL: http://www.globalresearch.ca/index.php?context=va&aid= 11401 (дата обращения: 16.04.2009).
7 Federal Reserve System. [17.10.2009]. URL: http://www.federalreserve.gov/ releases/z1/current/z1r-2.pdf (дата обращения: 17.04.2009); Gross Domestic Product U.S. Bureau of Economic Analysis. [2009]. URL: http://www.bea.gov/ national/xls/gdpchg.xls (дата обращения: 17.04.2009).
8 Farrell P.B. 30 reasons for Great Depression 2 by 2011 // Market Watch. [19.11.2008]. URL: http://www.marketwatch.com/news/story/Well-Great-Depression-2-2 011/story.aspx?guid = {B28B49B5-EFD1-4941-B57E-A2BA1545BA09} (дата обращения: 21.04.2009).
9 Существуют иные точки зрения на развитие ситуации в США, когда власти страны будут пытаться провести «гиперинфляционный» сценарий течения кризиса. Однако для нас в контексте данной статьи важен сам факт экономической нестабильности в США.
10 Monthly Bulletin Latvia's Balance of Payment [Электронный ресурс] // Сайт «Latvijas Banka». [2009]. URL: http://www.bank.lv/eng/main/all/pubrun/mon-bil_keyitems/ (дата обращения: 19.04.2009).
11 Munz R. Migration, Diaspora and Reform Processes in South Eastern Europe [Электронный ресурс] // Conference of the Institute for the Danube Region and
Central Europe. [17.03.2009]. URL: www.idm.at/index.php?download=920.pdf (дата обращения: 21.04.2009).
12 В рамках данной статьи мы не будем подробно рассматривать экономическую ситуацию, к которой Россия подошла к периоду экономических потрясений, однако нетрудно заметить, что перечисленные медиаторы кризисных явлений в Европе и США в российской экономике либо полностью отсутствуют, либо их влияние сведено к минимуму.
13 Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 3. С. 3-14.
14 Там же.
15 Archer T. Immigration in Europe at a time of economic hardship [Электронный ресурс] // The Finnish Institute Of International Affairs Briefing Paper 27. [13.02.2009]. URL: http://www.upi-fiia.fi/assets/publications/UPI_Briefing_ Paper_27_2009.pdf (дата обращения: 20.04.2009).
16 Щербакова Е. Миграционный прирост населения России за 2008 год // Демоскоп Weekly. Демографические итоги 2008 г. (Ч. II). № 369-370. [16-29.03.2009]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2009/0369/barom05.php (дата обращения: 19.04.2009).
17 Мкртчян Н.В. Иммиграция в России в новом веке.
18 Там же.
19 Денисенко М.Б. Замещающая миграция // Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС Пресс, 2000. С. 92-110.
20 Вишневский А., Андреев Е. Население России в первой половине нового века // Вопросы экономики. 2001. № 1. С. 27-44.
21 Эдиев Д. Международная миграция как фактор преодоления депопуляции России // Миграция и национальная безопасность. М., 2003. С. 62-72.
22 Мкртчян Н.В. Иммиграция в России в новом веке.
23 Мукомель В. Кто приедет в Россию из «нового зарубежья»? [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. № 37-38. [2009]. URL: http://demoscope.ru/week-ly/037/tema04.php (дата обращения: 17.04.2009).
24 International Migration 2006: A Global Assessment. [2009]. URL: http:// www.un.org/esa/population/publications/2006Migration_Chart/2006IttMig_ chart.htm (дата обращения: 17.04.2009); Ахиезер А. Прошлое и настоящее эмиграции из России // Миграционная ситуация в России: социально-политические аспекты. М., 1994; Программа по исследованию миграций. Вып. IV. С. 44-45; Зайончковская Ж.А. Эмиграция в дальнее зарубежье [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. № 27-28. [30.07-12.08.2001]. URL: http://demo-scope.ru/weekly/027/tema02.php (дата обращения: 17.04.2009); Пыльнова Д., Шкрылев Д. 440 тыс. человек уехали из России за последние пять лет // Новая газета. 28.11.2008. № 46; Долгих Е.И. Эмиграция из России [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Полемика». Вып. 9. [М., 1995]. URL: http:// www.irex.ru/press/pub/polemika/09/ (дата обращения: 17.04.2009).
25 Archer T. Immigration in Europe at a time of economic hardship.
26 Münz R. Migration, Diaspora and Reform Processes in South Eastern Europe.
27 В данной оценке не учитывается число иммигрантов из стран СНГ, не являющихся русскими по национальности, а также иммиграция из Китая и стран Юго-Восточной Азии. Поэтому данную оценку следует воспринимать как несколько заниженную.
Трудовые мигранты из СНГ дают 6-8 % ВВП России // Интерфакс. [06.11.2008]. URL: http://gazeta-slovo.ru/content/view/587/47 (дата обращения: 17.04.2009).
28