Научная статья на тему 'Роль методов оценивания и учет психологических особенностей учащихся для повышения качества урока'

Роль методов оценивания и учет психологических особенностей учащихся для повышения качества урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ / ASSESSMENT / ASSESSMENT CRITERIA / PROGRESS IN STUDIES / DILIGENCE / PROACTIVITY / PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS / OBJECTIVE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоев Гусейн Гюльоглан Оглу

Статья посвящена актуальным вопросам оценивания достижений учащихся. Обосновывается необходимость учета психологических особенностей школьников различных возрастов в процессе проведения оценивания. Выявлена проблема нехватки времени для проведения оценивания в течение 45-минутного урока. Сделан вывод о важности объективности оценивания, необходимости проведения его на основании не только уровня знаний, умений и навыков, сформированных на уроке, но и активности и дисциплинированности ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of evaluation techniques and consideration of psychological characteristics of students in improvement of lesson''s quality

The article deals with the topical issues of assessment of students' learning. The author substantiates the necessity of taking into account psychological characteristics of school students of different age groups in the process of assessment. The problem of the lack of time for assessment during the 45-minute lesson is stated. It is concluded that it is important to carry out objective assessment on the basis of not only knowledge and skills developed in the classroom, but also proactivity and positive behaviour of students.

Текст научной работы на тему «Роль методов оценивания и учет психологических особенностей учащихся для повышения качества урока»

УДК 371.321.1

Мирзоев Гусейн Гюльоглан оглу

докторант по программе философии отдела психологии и возрастной физиологии Института проблем образования Азербайджанской Республики

РОЛЬ МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ И УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УРОКА

Mirzoev Huseyn Gulyoglan

PhD student, Psychology and Developmental Physiology Department, Institute of Education Problems of the Azerbaijan Republic

THE ROLE OF EVALUATION TECHNIQUES AND CONSIDERATION OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS IN IMPROVEMENT OF LESSON'S QUALITY

Аннотация:

Статья посвящена актуальным вопросам оценивания достижений учащихся. Обосновывается необходимость учета психологических особенностей школьников различных возрастов в процессе проведения оценивания. Выявлена проблема нехватки времени для проведения оценивания в течение 45-минутного урока. Сделан вывод о важности объективности оценивания, необходимости проведения его на основании не только уровня знаний, умений и навыков, сформированных на уроке, но и активности и дисциплинированности ученика.

Ключевые слова:

оценивание, критерии оценивания, успеваемость, дисциплинированность, активность, личные особенности учащихся, объективность оценивания.

Summary:

The article deals with the topical issues of assessment of students' learning. The author substantiates the necessity of taking into account psychological characteristics of school students of different age groups in the process of assessment. The problem of the lack of time for assessment during the 45-minute lesson is stated. It is concluded that it is important to carry out objective assessment on the basis of not only knowledge and skills developed in the classroom, but also proactivity and positive behaviour of students.

Keywords:

assessment, assessment criteria, progress in studies, diligence, proactivity, personal characteristics of students, objective assessment.

В настоящее время большое значение приобретает изучение реального состояния оценивания достижений учащихся, обеспечение в учебно-воспитательном процессе обратной связи, непрерывного мониторинга качества обучения, отслеживание и прогнозирование динамики развития учащихся в общеобразовательных школах. Оценивание создает объективное условие для регулирования и координирования учебно-воспитательного процесса, повышения показателей эффективности обучения, выявления у обучающихся сформированных качественных изменений [1, с. 66].

Доступ к информации об учебном процессе и его результатах позволяет отслеживать динамику развития школьников, а также влияет на формирование личности учащихся, воспитывает в них критическое отношение к своим достижениям и достижениям товарищей, повышает в каждом учащемся чувство ответственности [2, с. 17]. Оценивание учебных достижений учащихся важно и с психолого-педагогической точки зрения [3, s. 170]. В процессе оценивания активизируется мышление учащихся, совершенствуется запоминание, развивается способность к логическому мышлению и возникает чувство ответственности при решении практических задач.

Основной целью системы школьного оценивания учебных достижений учащихся является изучение существующего состояния знаний и умений школьников на уровне класса и школы, улучшение учебно-воспитательного (образовательного) процесса и обеспечение его динамического развития [4, с. 293]. Для этого при составлении критериев оценивания (рубрик) необходимым условием является принятие во внимание требований стандарта, уровня усвоения (запоминания, применения, анализа, оценивания, создания) информации учащимся и целей обучения, реализуемых на уроке.

Оценивание учеников является одним из важнейших условий осуществления образовательно-воспитательного процесса. В процессе воспитания учителя работают с детьми, которые постоянно находятся в процессе развития и качественного изменения. Воспитываемые отличаются друг от друга своими личностными, психологическими особенностями, требованиями и мотивами. Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, что требует своеобразной воспитательной работы. Поэтому для успешного осуществления процесса оценивания в первую очередь надо знать и принимать во внимание возрастные особенности воспитываемого. Во время оценивания важно избавить ученика от страха совершить ошибку и вселить в

него уверенность, что позволит учащемуся ясно выразить свои мысли. В таком случае ученики будут формировать общую позицию в атмосфере сотрудничества, а не соперничества.

При оценивании за основу берется не только степень овладения информацией, но и уровень приобретенных знаний, умений и сформированных отношений, необходимых для активного участия в жизни общества, выражения гражданской позиции, формирования ценностей демократического общества [5, s. 101]. Оценивание должно проводиться с учетом максимального и минимального уровня овладения учащимися знаниями и умениями, способности их применять. В оценивании необходимо принимать во внимание следующее:

- степень овладения ребенком знаниями и умениями согласно принципам урока;

- умение учащегося анализировать и объяснять происходящие вокруг события;

- осознание учеником сущности, целей и задач урока;

- умение применять сформированные способности согласно возрасту;

- осознание проблемы и способность нахождения путей ее решения [б, s. 57].

Во время оценивания знаний проверяется степень усвоения содержания урока, основных фактов и понятий, причинно-следственных связей, результатов и выводов. Во время оценивания способностей учитываются такие качества, как свободное выражение мысли, умение отстаивать собственное мнение, безопасное обращение, оценивание себя и других, ответственность, лидерство, привычки здорового образа жизни. При оценивании уровня усвоения ценностей за основу берется формирование в учениках и признание ими таких качеств, как свобода, равенство, справедливость, толерантность, честь, право, демократия.

В процессе оценивания сравниваются настоящие и прежние способности ученика, сверяются результаты образования с ранее данными нормами. Объектами оценивания могут быть как выполняемые учениками задания (причем важно учитывать качество их выполнения, которое является основой оценивания), так и участие в работе группы и дискуссиях, умение оформлять вопросы и проводить исследование и др. Ученики могут демонстрировать свои знания и умения путем устных, письменных, визуальных, ролевых и других форм презентаций. Хорошо организованная презентация говорит о высоком уровне знаний и умственных способностей учеников.

В настоящее время распространен другой подход к рассмотрению оценивания. Так, многие учителя оценивают учеников крайне упрощенно, только по двум признакам: успеваемость и уровень дисциплины ученика. В связи с этим ими выделяются следующие типы учащихся:

- хорошо успевающий учащийся, дисциплинированный;

- хорошо успевающий учащийся, недисциплинированный;

- плохо успевающий учащийся, дисциплинированный;

- плохо успевающий учащийся, недисциплинированный.

Опираясь только на эмоциональную оценку, учителя часто не замечают индивидуальных особенностей учеников, не обращают внимания на важные аспекты психологического характера. В их понимании идеальный ученик - это ученик, который хорошо учится и дисциплинирован [7, с. 42], плохо учащегося и недисциплинированного оценивают как плохого ученика. Учителя, как правило, недостаточно работают с такими учениками, не принимают во внимание их индивидуальные особенности, неправильно направляют их интересы. При оценивании учителя требуют много от ученика, которого считают способным, в то время как неспособный часто остается без внимания педагога. Такая же ситуация складывается и на уроке.

Некоторые учителя при оценивании бывают необъективны, и это отрицательно действует на психологическое состояние ученика. При оценивании учитель должен быть внимательным, обращать внимание не только на знания, но и на активность, дисциплинированность ученика на уроке. В современном оценивании уже используются информационные технологии. На различных уроках знания оцениваются посредством компьютера.

Соблюдение принципа объективности при оценке учебных достижений учащихся всегда считалось необходимым условием оценивания. Но наличие различных факторов, не позволяющих осуществлять этот процесс в интересах учащихся, с полным сохранением их прав, может быть связано с влиянием распространенных в обществе традиционных методов, консервативных взглядов. С другой стороны, наряду с сохранением прав учащихся немаловажным моментом является присутствие объективности. При оценке достижений учащихся целесообразны исследование, анализ и формирование следующих моментов:

1. Нехватка времени на объективное оценивание (формативное) достижений учащихся в поэтапной форме на основе стандартов современного процесса обучения в течение урока, длящегося 45 мин.

2. Отсутствие полных и многосторонних критериев оценивания умений и навыков учащихся по предмету.

3. Отсутствие критериев, выявляющих готовность самого учителя к обучению.

В традиционном учебном процессе для оценивания достижений учащихся в основном использовались такие формы, как письменные работы и устные ответы. В обучении, направленном на результат, применяется другой подход. Так, здесь оценивание достижений учащихся принимается как процесс накопления информации об овладении учащимися знаниями, умении их использовать и делать выводы. Оценивание достижений учащихся служит таким целям, как прослеживание продвижения или отставания (мониторинга) ученика, принятие решений в процессе обучения, оценивание результатов образования.

Вышеназванные операции в процессе оценивания достижений учащихся выявляют обобщенные результаты краткого временного периода, 45-минутного урока. Однако в большинстве случаев возникают трудности при оценивании достижений учащегося по результатам только одного урока [8, с. 291]. Основным препятствием здесь является нехватка времени, что подтверждают результаты опроса, проведенного среди учителей одной из школ (табл. 1).

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «Хватает ли Вам времени,

отведенного на оценивание учащихся в течение 45-минутного урока?»

Варианты ответов Количество учителей, выбравших данный вариант Количество учителей, поддержавших данный вариант как необходимую меру

Достаточно 4 -

Иногда использую время, отведенное для других этапов урока 12 8

Из-за нехватки времени часто провожу оценивание в послеурочное время 10 9

Не провожу оценивание за один урок 4 4

Из таблицы видно, что большей части опрошенных учителей не хватает времени для оценивания учащихся в течение 45 мин. В качестве путей решения данной проблемы были названы уменьшение времени, отведенного на другие этапы урока, или проведение оценивания во внеурочное время.

И.М. Яглом отмечает, что органы слуха взрослого человека принимают одновременно 1 000 единиц информации относительно разных сообщений. По Б.Г. Ананьеву, восприятие посредством системы зрения проходит в три этапа: чувство, осознание, представление. Исследования показывают, что человек запоминает 15 % информации, полученной через устную речь, и 25 % - через органы зрения. Если во время подачи информации одновременно используются оба канала, то количество сохраненной информации может достигнуть 65 % [9, с. 14]. В этом смысле необходимо и практически значимо разработать систему критериев для оперативного и объективного оценивания знаний и умений учащихся. Каждому возрастному периоду свойственно доминирование разных органов чувств, участвующих в познании, запоминании информации. Исходя из этого, нужно более внимательно относиться к критериям оценивания по предметам. Естественно, наличие различных критериев оценивания должно приниматься как качество, обусловленное характером этого предмета. С другой стороны, в этом вопросе важно также различное отношение разных преподавателей к критериям оценивания по одному и тому же учебному предмету.

Формирование критериев может положительно повлиять и на отношения между учеником и учителем, и на объективное оценивание учащихся в процессе обучения при оценивании достижений учащихся.

Выдающийся русский педагог А.С. Макаренко в своей педагогической практике уделял большое значение коллективному воспитанию и говорил: «Воспитание в коллективе для коллектива посредством коллектива - вот высший принцип воспитания». Основываясь на мнении А.С. Макаренко, можем утверждать, что наряду с процессом обучения и воспитания, производимого учителем, воспитание командой, в которой трудится учащийся, оказывает свое положительное влияние на взаимные отношения и формирование характера каждого обучающегося.

В заключение приходим к выводу, что правильное, разностороннее, объективное оценивание достижений учащихся имеет большое значение для защиты прав детей, а также создания эффективного механизма в процессе образования и взаимного оценивания людей в обществе, достижения конкретных результатов.

Считаем, что во время оценивания должны учитываться уровень усвоения информации, степень приобретения знаний, необходимых для активного участия в жизни общества, навыков и отношений в вопросах формирования демократических ценностей в обществе. Оценивание учащихся должно проводиться с учетом определения минимума и максимума знаний и навыков, приобретенных учеником, и умения их применения.

Ссылки:

1. Путилова Л.А. Мониторинг качества знаний студентов вуза // Современные системы оценки качества знаний о высшем профессиональном образовании: проблемы и перспективы : сб. ст. по итогам межрегион. науч.-метод. семинара. Тюмень, 2007. С. 63-67.

2. Талых А.Н. Предмет мониторинга - качество образования // Директор школы. 1999. № 3. С. 13-16.

3. Hэmzэyev М.Э. Pedaqoji psixologiya. Вак|, 1991. S. 168-174.

4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. С. 287-296.

5. Ваугат^ Э^. Эlizadэ Э.Э. Sosial psixologiya. Вак|, 2003. S. 98-101.

6. СаЬЬагоуа 1..М. Psixologiyada 1эп1па1^ problemi. Вак|, 1997. S. 56-58.

7. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М., 1973. С. 42-43.

8. Амонашвили Ш.А. Указ. соч. С. 291.

9. Талых А.Н. Указ. соч. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.