РОЛЬ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ
НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
А.В. БОГДАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры ОРД Московского университета МВД России;
Е.Н. ХАЗОВ,
начальник кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Научная специальность: 12.00.14 — административное право, административный процесс
E-mail: oper-ord@maij.ru
Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что организованная преступность и незаконная миграция сегодня становятся одной из важнейших проблем современного мира. Организованная преступность и незаконная миграция превратились в одну из наиболее острых политико-правовых проблем российского общества.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, организованная преступность; криминальная среда; незаконная миграция; этническая преступность.
THE ROLE AND IMPORTANCE OF OPERATIVE-SEARCH ACTIVITIES TO COUNTER ORGANIZED CRIME IN THE SPHERE OF ILLEGAL MIGRATION IN RUSSIA
A.V. BOGDANOV,
candidate of legal Sciences, associate professor of quickly search activity of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia;
E.N. HAZOV,
chief of chair of the constitutional and municipal law, doctor ofjurisprudence, professor
Annotation. This article is relevant due to the fact that organized crime and illegal migration today become one of the most important problems of the modern world. Organized crime and illegal migration has become one of the most acute political-legal problems of the Russian society.
Keywords: operatively-search activity, and organized crime; criminal environment; illegal migration; ethnic crime.
Незаконная миграция — явление, которое в современном мире приобретает все более многочисленные и сложные формы, начиная от незаконной трудовой миграции и заканчивая торговлей людьми в контексте роста транснациональной организованной преступности.
Понятие «миграция» имеет латинские корни и в переводе означает перемещение или переселение.
Организованная преступность и незаконная миграция сегодня становятся одной из важнейших проблем современного мира. Негативные последствия ее проявлений в той или иной мере испытывают на себе все государства, в том числе и Россия.
По-прежнему одними из основных дестабилизирующих фактов, оказывающих негативное влияние
на состояние криминальной обстановки в стране, ее социально-экономическое развитие, остаются организованная преступность и незаконная миграция.
Под незаконной миграцией понимаются осуществляемые с нарушением установленных правил территориальные перемещения населения, сопровождающиеся изменением места жительства.
Различают миграцию добровольную и вынужденную, внешнюю и внутреннюю.
Криминальная миграция — въезд на территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства с целью осуществления преступной деятельности.
Следует отметить, что порой единственным источником доказательственной информации незаконной миграции (ст. 3221) являются данные опера-
тивно-розыскной деятельности. В соответствии со ст. 89 УПК РФ использование результатов ОРД в доказывании не допускается, если они не отвечают предъявляемым УПК требованиям.
Решение задач оперативно-розыскной деятельности, сформулированных в ФЗ об оперативно-розыскной деятельности (ст. 2), несомненно, проистекает в условиях и с учетом особенностей среды функционирования конкретного органа внутренних дел (оперативного подразделения).
Российская преступность все чаще выходит на международный уровень. Незаконная миграция — это одна из самых важных и тревожных тем для современной России. По противодействию незаконной миграцией и этнической преступностью в Московском уголовном розыске ГУ МВД России по г. Москве был создан отдел по организации работы и раскрытию преступлений, связанных с организацией незаконной миграции (6 ОРЧ).
Основной задачей, стоящей перед сотрудниками 6 ОРЧ, является борьба с организованными преступными группами и преступными сообществами, «ворами в законе», торговлей людьми, вымогательством, незаконной миграцией, похищениями людей и этническими бандформированиями.
Значительный общественный резонанс и недовольство россиян на протяжении последних лет вызывает организованная преступность и незаконная миграция.
Терроризм, экстремизм, наркомания, коррупция и незаконная миграция — реальные факторы, подрывающие национальную безопасность и доверие граждан к органам государственной власти.
Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого количества незаконных мигрантов.
Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин негативного отношения к мигрантам части населения России, способствует росту общеуголовной преступности.
Руководитель отдела исследований современных криминальных угроз при Университете Париж II Пантеон — Ассас К. Ровера в интервью «Российской газете» констатировала: «Самая опасная и скрытая категория преступников — этнические, входящие в группировки, члены которых связаны давними родственными узами».
Следует констатировать, что в условиях все большей «открытости» границ, либерализации отношений между странами и людьми международная преступность заявляет о себе все более активными и общественно-опасными деяниями, связанными с экстремизмом, терроризмом, заказными убийствами, похищением людей, незаконной миграцией и т.п.
К сожалению, несовершенство нашего законодательства позволяет мигрантам вполне законно раствориться на бескрайних просторах РФ.
В существовании проблемы с нелегальной миграцией не последнюю роль играют и сами работодатели. В погоне за выгодой они идут на нарушение закона. Выявлять нелегальных мигрантов очень сложно, потому что они «мигрируют» даже по приезде: регистрируются по одному адресу, а фактически проживают по-другому.
Среди нелегальных мигрантов много преступников, которые приезжают в Россию не для того, чтобы здесь честно зарабатывать.
В нашей стране одной из важных причин существования и развития криминальной среды являются криминальные мигранты, особенно сезонные и «маятниковые».
В США обязательно дактилоскопируются все въезжающие в эту страну иностранцы, причем без учета их права на выбор. Опыт США в этом отношении мог бы быть использован в России, в частности, в контроле за миграционными потоками.
Этнические мигранты формируют преступные сообщества, серьезно влияют на криминогенную ситуацию на региональном и межрегиональном уровнях. Организованными группами и преступными сообществами совершено за 2013 г. — 16,6 тыс., за январь 2014 г. 1,8 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации было совершено за 2013 г. — 47 тыс., за январь 2014 г. 4,1 тыс. преступлений, что на 0,1% больше чем за январь 2013 г., в том числе граждан государств СНГ за 2013 г. — 36 тыс., за январь 2014 г. 3,6 тыс. преступлений, что на 0,1% меньше, чем за январь 2013 г. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за 2013 г. — 13,2 тыс., за январь 2014 г. — 881 преступлений; сократилось на 4,9%, чем в январе 2013 г.
Как отметил в своем докладе начальник ГУ МВД России по г. Москве, перед депутатами Московской
областной Думы, выступивший с отчетом о результатах работы столичной полиции за 2013 г.: «Серьезно обостряют криминальную ситуацию в столице именно иногородние граждане, прибывшие из других регионов нашей страны. Обоснованное недовольство жителей столицы вызывает высокий уровень концентрации этнических мигрантов, что в свою очередь, становится почвой для возникновения экстремистских настроений».
Криминальная ситуация создается криминальной средой как частью общества, пораженной преступной идеологией, для которой доходы от противоправной деятельности становятся основным источником обогащения. Как социально-криминальное явление в содержательном смысле она состоит из физических лиц, ее образующих и объединенных в социальные группы антиобщественной направленности, криминальные организации, сообщества, категории лиц, занимающихся противоправной деятельностью, незаконной миграцией, этнической преступностью. Она имеет свои уровни общественной опасности и криминальной активности и может быть подвергнута статистическим, социологическим, криминологическим, аналитическим и оперативно-розыскным измерениям.
Сложное социально-экономическое положение в некоторых субъектах РФ, стран СНГ, обуславливает пополнение криминальной среды лицами, не имеющими постоянных источников доходов и рода занятий.
Незаконные мигранты изыскивают различные нелегальные пути по регистрации на территории России в городах и населенных пунктах, заключают фиктивные браки, арендуют или приобретают жилплощадь, меняют национальные фамилии на славянские, уклоняются от уплаты налогов и т.д.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г., отмечено, что миграция в России, по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, — невысока и распространяется преимущественно на граждан государств-участников СНГ.
Развал СССР пагубно сказался не только на балансе мироустройства (например, Украина), но и на взаимоотношениях народов бывших социалистических республик, ныне СНГ. Лишенные единого экономического пространства, республики бывшего СССР, теперь самостоятельные государства, которые погрузились в трясину нищеты; их граждане в
поисках заработков привычно двинулись за помощью в Россию.
Эффективная оперативно-розыскная деятельность, направленная на выявление физических лиц, составляющих криминальную среду, документирование их противоправной деятельности, принятие превентивных оперативно-розыскных и уголовно-правовых мер, нейтрализующих криминальную активность преступных организаций и преступных сообществ — это важная часть социально-государственного контроля над криминальной средой.
Взяточничество и казнокрадство как неотъемлемый паразитический спутник ушедшего в историю монархического государства, претерпело изменения и стало коррупцией, достигающей гипертрофированных размеров.
Незаконная миграция должна быть объектом постоянного и квалифицированного оперативно-розыскного и профилактического воздействия.
Нейтрализация незаконной миграции, снижение ее активности как одна из основных задач ОРД лежит в русле задачи по выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений и усилению борьбы с наиболее распространенными видами преступлений, осложняющими оперативную обстановку в стране. Для этого необходимо активизировать оперативный поиск по сбору, хранению и использованию оперативной информации о незаконных мигрантах, их сосредоточении; усилить оперативное проникновение в нее за счет своевременного и эффективного использования всего арсенала оперативно-розыскных мероприятий, более эффективного использования возможностей оперативной разработки по нейтрализации криминальных «авторитетов» и лидеров преступных организаций и сообществ этнической направленности.
Становится фактом нашей действительности, что незаконная миграция стала не только серьезнейшей проблемой, осложняющей оперативную обстановку, но и фактором, посягающим на государственную и общественную безопасность самого государства.
Из сложившейся ситуации в настоящее время в стране можно констатировать, что незаконная миграция представляет собой качественно новый феномен как по масштабам преступных проявлений, так и по степени криминального противодействия правоохранительной системе.
Понятно, что этнические преступные формирования, в которые входят мигранты, стремятся создать си-
стему защиты от социального контроля, основанную на коррупции, запугивании и насилии. По своей сути коррупция является инструментом, используемым этнической преступностью для достижения своих целей. В связи с этим, главной задачей для них является получение стратегической, тактической и иной информации о деятельности органов внутренних дел и в особенности оперативных подразделений.
Нередко оперативные подразделения оказываются беззащитными перед организованными этническими преступными формированиями, а оперативные сотрудники проигрывают в противоборстве с хорошо подготовленными и технически вооруженными преступниками, поскольку не обладают должными знаниями и навыками по сокрытию и содержанию в тайне оперативно-розыскных замыслов и действий, осуществляемых в противовес конспиративным навыкам, знаниям и действиям преступников. Следовательно, оперативные подразделения и правоохранительные органы в целом обязаны не только обеспечивать надежную защиту своих секретов от организованной этнической преступности, но и следуя технике борьбы, осуществлять упреждающие действия (принцип оперативно-розыскной деятельности — наступательность). Прежде всего, важна постоянная и целенаправленная работа по сбору, накоплению и систематизации оперативно-розыскной информации о тенденциях развития и процессах, происходящих в этнической криминальной среде и ее организованной части.
Главное — совершенствование оперативно-розыскной тактики, обеспечивающей решение сложных
задач борьбы с этнической организованной преступностью и незаконной миграцией, где современная преступная среда и особенно ее организованная часть выступает в качестве противоборствующей стороны органам внутренних дел.
Организованная преступность, незаконная миграция в целом превратилась в фактор угрозы национальной безопасности. Надо признать, она кардинально повлияла на все стороны функционирования ОВД, в корне изменила многие аспекты ее противодействия «уголовщине», значительно трансформировала менталитет ее сотрудников.
Таким образом, основу процессов раскрытия и расследования рассматриваемого вида преступлений должна составлять разведывательная информация. При подтверждении информации об организации незаконной миграции соответственно возникает необходимость документирования всех фактов преступной деятельности на каждой стадии совершения преступления (въезда, транзита, пребывания). Данная деятельность осуществляется оперативными службами и выражается в последовательности проведения всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законом об оперативно-розыскной деятельности. Следует отметить, что порой единственным источником доказательственной информации о рассматриваемом виде преступлений являются данные оперативно-розыскной деятельности. Не стоит думать, что действующая в России незаконная миграция и этнические преступные формирования менее криминализированы и менее опасны.
Профессиональная этика и служебный этикет: учебник / под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 559 с.
Применительно к реалиям современного общества систематизирована изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.
Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.