2 См.: Снетков В.А. Габитоскопия. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979.
3 См.: Любимов В.В. Психология восприятия. Учебник. / В.В. Любимов. М.: Эксмо, 2007.
4 См.: Рогинский Я.Я., ЛевинН.С. Антропология. М., 1996.
5 Мерлин В.С. Психология индивидуальности // Избранные психологические труды. М., 1996.
6 См.: Маурер А.М. Обобщенный фотопортрет: История, методы, результаты // Вестник Московского университета. Научный журнал. серия XXIII Антропология № 1. М., 2009.
7 См: Зинин А.М., Липовецкая Н.Г. Использование методов портретной идентификации при изучении близнецов // Вопросы антропологии. 1971. Вып. 39.
8 См.: Булгаков В.Г. Основы криминалистического исследования динамических признаков человека. М.: Изд-во: Юрлитин-форм, 2009.
9 См.: Ali M., Javed M.Y., Basit A., Ear Recognition Using Wavelets, Proceedings of Image and Vision Computing New Zealand 2007, pp. 83—86.
10 См.: Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М.: Аспект Пресс, 1999.
11 См.: Пичугин С.А. Использование двойников при совершении резонансных преступлений и проблемы, связанные с установлением их личности //Российский следователь № 15-2012.
12 См.: Малых С.Б., ЕгороваМ.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998.
УДК 34 ББК 67
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры ОРД Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя
ОЛЬГА ВИТАЛЬЕВНА ТУРБИНА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры ОРД Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя
ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры Конституционного и муниципального права
Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: evg.hazow@yandex.ru
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что организованная преступность и незаконная миграция сегодня становятся одной из важнейших проблем современного мира. Организованная преступность и незаконная миграция превратились в одну из наиболее острых политико-правовых проблем российского общества.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, организованная преступность; криминальная среда; незаконная миграция; этническая преступность.
Annotation. This article is relevant due to the fact that organized crime and illegal migration today become one of the most important problems of the modern world. Organized crime and illegal migration has become one of the most acute political-legal problems of the Russian society.
Keywords: operatively-search activity, and organized crime; criminal environment; illegal migration; ethnic crime.
В значительной степени росту преступности в России способствует нелегальная миграция. Руководством страны перед правоохранительными органами поставлены задачи по совершенствованию
качества работы по противодействию незаконной миграции; проводятся мероприятия, предусмотренные Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период
до 2025 г., а также программой Сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств по противодействию незаконной миграции на 2012—2014 гг.1 Незаконная миграция — это явление, которое в современном мире приобретает все более многочисленные и сложные формы, начиная от незаконной трудовой миграции и заканчивая торговлей людьми в контексте роста транснациональной организованной преступности. Исходя из международных стандартов, незаконная миграция — это один из видов организованной преступности.
Понятие «миграция» имеет латинские корни и в переводе означает перемещение или переселение2. Анализируя социально-демографические факторы, влияющие на организованную этническую преступность, особый акцент необходимо сделать на миграцию.
Организованная преступность и незаконная миграция сегодня становятся одной из важнейших проблем современного мира (например, Франция). Негативные последствия ее проявлений в той или иной мере испытывают на себе все государства, в том числе и Россия. Новые межгосударственные отношения с «дальним и особенно с ближним зарубежьем», национальные конфликты на этнической, политической, религиозной и экономической почве, резкий переход к политике открытых дверей при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля — эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий мигрантов, в том числе и криминальной направленности.
По-прежнему в числе основных дестабилизирующих фактов, оказывающих негативное влияние на состояние криминальной обстановки в стране, ее социально-экономическое развитие, остаются организованная преступность и незаконная миграция.
Под незаконной миграцией понимаются осуществляемые с нарушением установленных правил территориальные перемещения населения, сопровождающиеся изменением места жительства.
Различают миграцию добровольную и вынужденную, внешнюю и внутреннюю.
Криминальная миграция — въезд на территорию России иностранных граждан и лиц без граж-
данства с целью осуществления преступной деятельности.
Следует отметить, что порой единственным источником доказательственной информации незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ) являются данные оперативно-разыскной деятельности. В соответствии со ст. 89 УПК РФ использование результатов ОРД в доказывании не допускается, если они не отвечают предъявляемым УПК РФ требованиям3.
Решение задач оперативно-разыскной деятельности, сформулированных в ФЗ об ОРД (ст. 2), несомненно, проистекает в условиях и с учетом особенностей среды функционирования конкретного органа внутренних дел (оперативного подразделе-ния)4. Противодействие преступности мигрантов становится одной из важнейших задач оперативных подразделений ОВД.
Российская преступность все чаще выходит на международный уровень. Необходимо совершенствование международного взаимодействия в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции, проведения совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий. Незаконная миграция — это одна из самых важных и тревожных тем для современной России. По противодействую незаконной миграции и этнической преступности в Московском уголовном розыске ГУ МВД России по г. Москве был создан отдел по организации работы и раскрытию преступлений, связанных с организацией незаконной миграции (6 ОРЧ).
Основной задачей, стоящей перед сотрудниками 6 ОРЧ, является борьба с организованными преступными группами и преступными сообществами, «ворами в законе», торговлей людьми, вымогательством, незаконной миграцией, похищениями людей и этническими бандформированиями.
Значительный общественный резонанс и недовольство россиян на протяжении последних лет вызывает организованная преступность и незаконная миграция.
Терроризм, экстремизм, наркомания, коррупция и незаконная миграция — реальные факторы, подрывающие национальную безопасность и доверие
граждан к государственным органам государственной власти.
Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого количества незаконных мигрантов.
Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин негативного отношения к мигрантам части населения России, способствует росту общеуголовной преступности.
Руководитель отдела исследований современных криминальных угроз при Университете Париж II Пантеон — Ассас К. Ровера в интервью «Российской газете» констатировала: «Самая опасная и скрытая категория преступников — этнические, входящие в группировки, члены которых связаны давними родственными узами»5.
Следует констатировать, что в условиях все большей «открытости» границ, либерализации отношений между странами и людьми международная преступность заявляет о себе все более активными и общественно-опасными деяниями, связанные с экстремизмом, терроризмом, заказными убийствами, похищением людей, незаконной миграцией и т.п.
К сожалению, несовершенство нашего законодательства позволяет мигрантам вполне законно раствориться на бескрайних просторах Российской Федерации.
В существовании проблемы с нелегальной миграцией не последнюю роль играют и сами работодатели. В погоне за выгодой они идут на нарушение закона. Выявлять нелегальных мигрантов очень сложно, потому что они «мигрируют» даже по приезде: регистрируются по одному адресу, а фактически проживают по другому.
Среди нелегальных мигрантов много преступников, которые приезжают в Россию не для того, чтобы здесь честно зарабатывать. Преступность мигрантов обладает высоким уровнем латентности.
В нашей стране одной из важных причин существования и развития криминальной среды являются криминальные мигранты, особенно сезонные и «маятниковые».
В США обязательно дактилоскопируются все въезжающие в эту страну иностранцы, причем без
учета их права на выбор. Опыт США в этом отношении мог бы быть использован в России, в частности, в контроле за миграционными потоками.
Этнические мигранты формируют преступные сообщества, серьезно влияют на криминогенную ситуацию на региональном и межрегиональном уровнях. Значительную криминогенную роль играют трансформации в сознании и жизни иммигрантов: жесткость межэтнических отношений; неудовлетворенность условиями жизни и труда, чувство безвыходности; нежелание или невозможность возвращения в родную страну6.
Естественно, что такой огромный массив мигрантов имеет в свой социологической структуре такой элемент, как преступные сообщества. Если ранее они не носили организованного характера, то к настоящему времени уже с уверенностью можно говорить о функционировании организованных преступных сообществ.
Как отметил в своем докладе начальник ГУ МВД России по г. Москве, выступивший перед депутатами Московской областной Думы с отчетом о результатах работы столичной полиции за 2013 г.7: «Серьезно обостряют криминальную ситуации в столице именно иногородние граждане, прибывшие из других регионов нашей страны. Обоснованное недовольство жителей столицы вызывает высокий уровень концентрации этнических мигрантов, что в свою очередь, становится почвой для возникновения экстремистских настроений8.
Криминальная ситуация создается криминальной средой как частью общества, пораженной преступной идеологией, для которой доходы от противоправной деятельности становятся основным источником обогащения. Как социально-криминальное явление в содержательном смысле она состоит из физических лиц, ее образующих и объединенных в социальные группы антиобщественной направленности, криминальные организации, сообщества, категории лиц, занимающихся противоправной деятельностью, незаконной миграцией, этнической преступностью. Она имеет свои уровни общественной опасности и криминальной активности и может быть подвергнута статистическим, социологическим, криминологическим, аналитическим и оперативно-разыскным измерениям. Представляется, что в ближайшее время не следует
ожидать изменений тенденций этнической преступности к лучшему.
Сложное социально-экономическое положение в некоторых субъектах РФ, странах СНГ обуславливает пополнение криминальной среды лицами, не имеющими постоянных источников доходов и рода занятий.
Незаконные мигранты изыскивают различные нелегальные пути по регистрации на территории России в городах и населенных пунктах, заключают фиктивные браки, арендуют или приобретают жилплощадь, меняют национальные фамилии на славянские, уклоняются от уплаты налогов и т.д.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г., отмечено, что миграция в России, по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, — невысока и распространяется преимущественно на граждан государств — участников Содружества Независимых Государств9.
Развал СССР пагубно сказался не только на балансе мироустройства (например, Украина), но и на взаимоотношениях народов бывших социалистических республик, ныне независимых государств. Лишенные единого экономического пространства республики бывшего СССР — теперь самостоятельные государства, которые погрузились в трясину нищеты; их граждане в поисках заработков привычно двинулись за помощью в Россию и в другие европейские страны.
Эффективная оперативно-разыскная деятельность, направленная на выявление физических лиц, составляющих криминальную среду, документирование их противоправной деятельности, принятие превентивных оперативно-разыскных и уголовно-правовых мер, нейтрализующих криминальную активность преступных организаций и преступных сообществ — это важная часть социально-государственного контроля над криминальной средой10.
Взяточничество и казнокрадство как неотъемлемый паразитический спутник ушедшего в историю монархического государства, претерпело изменения и стало коррупцией, достигающей гипертрофированных размеров.
Незаконная миграция должна быть объектом постоянного и квалифицированного оперативно-разыскного и профилактического воздействия.
Нейтрализация незаконной миграции, снижение ее активности как одна из основных задач оперативно-разыскной деятельности, лежит в русле задачи по выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений и усилению борьбы с наиболее распространенными видами преступлений, осложняющими оперативную обстановку в стране. Для этого необходимо активизировать оперативный поиск по сбору, хранению и использованию оперативной информации о незаконных мигрантах, их сосредоточении, усилить оперативное проникновение в нее за счет своевременного и эффективного использования всего арсенала оперативно-разыскных мероприятий, а так же средств и методов более эффективного использования возможностей оперативной разработки по нейтрализации криминальных «авторитетов» и лидеров преступных организаций и сообществ этнической направленности11.
Становится фактом нашей действительности, что незаконная миграция стала не только серьезнейшей проблемой, осложняющей оперативную обстановку, но и фактором, посягающим на государственную и общественную безопасность самого государства.
Из сложившейся ситуаций в настоящее время в стране можно констатировать, что незаконная миграция представляет собой качественно новый феномен как по масштабам преступных проявлений, так и по степени криминального противодействия правоохранительной системе.
Понятно, что этнические преступные формирования, в которые входят мигранты, стремятся создать систему защиты от социального контроля, основанную на коррупции, запугивании и насилии. По своей сути коррупция является инструментом, используемым этнической преступностью для достижения своих целей. В связи с этим главной задачей для них является получение стратегической, тактической и иной информации о деятельности органов внутренних дел и в особенности оперативных подразделений.
Нередко оперативные подразделения оказываются беззащитными перед организованными этническими преступными формированиями, а опера-
тивные сотрудники проигрывают в противоборстве с хорошо подготовленными и технически вооруженными преступниками, поскольку не обладают должными знаниями и навыками по сокрытию и содержанию в тайне оперативно-разыскных замыслов и действий, осуществляемых в противовес конспиративным навыкам, знаниям и действиям преступников. Следовательно, оперативные подразделения и правоохранительные органы в целом обязаны не только обеспечивать надежную защиту своих секретов от организованной этнической преступности, но и следуя технике борьбы, осуществлять упреждающие действия (принцип ОРД — наступательность). Прежде всего важна постоянная и целенаправленная работа по сбору, накоплению и систематизации оперативно-разыскной информации о тенденциях развития и процессах, происходящих в этнической криминальной среде и ее организованной части.
Главное — совершенствование оперативно-разыскной тактики, обеспечивающей решение сложных задач борьбы с этнической организованной преступностью и незаконной миграцией, где современная преступная среда и особенно ее организованная часть выступает в качестве противоборствующей стороны органам внутренних дел. Преступность мигрантов все в большей степени приобретает характер организованной транснациональной.
Таким образом, основу процессов раскрытия и расследования рассматриваемого вида преступлений должна составлять разведывательная информация. При подтверждении информации об организации незаконной миграции, соответственно, возникает необходимость документирования всех фактов преступной деятельности на каждой стадии совершения преступления (въезда, транзита, пребывания). Данная деятельность осуществляется оперативными службами и выражается в последовательности проведения всего комплекса оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных законом об оперативно-разыскной деятельности. Следует отметить, что порой единственным источником доказательственной информации о рассматриваемом виде преступлений являются данные оперативно-разыскной деятельности. Не стоит думать, что действующая в России незаконная миграция и этнические преступные формирования, менее
криминализированы и менее опасны. Необходимо отметить наличие определенных проблем, в числе которых недостаточно эффективные системы учета мигрантов, находящихся на территории России, контроля за их деятельностью и практического взаимодействия подразделений и служб МВД России и территориальных органов ФМС России при выявлении раскрытии и расследовании организации незаконной миграции. Одним из эффективных способов предупреждения преступлений мигрантов — это проведение совместных оперативно-профилактических и оперативно-разыскных мероприятий.
Следовательно, нелегальная миграция становиться одним из источников формирования и дальнейшего существования этнических преступных групп на территории Российской Федерации. Существующее законодательство в целом позволяет правоохранительным органам осуществлять адекватное противодействие организации незаконной миграции и ее профилактику.
1 См.: В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г., www. kremlin. ru по состоянию на 13 июня 2012 г.
2 См.: КомлевН.Г. Словарь иностранных слов. М., 2006. С. 307.
3 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2014 г.
4 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред от 21 декабря 2013 г. вступивший в силу с 3 января 2014 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» http: // www.pravo.dov.ru. Федеральный закон Российской Федерации 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2013 г.) «О полиции» Собрание законодательства РФ 14 февраля 2011 г., № 7, Ст. 900; http: // www.pravo.dov.ru.
5 См.: Российская газета. 2012. 23 октября.
6 Папинус О.С. Противодействие преступности мигрантов-иностранцев в Российской Федерации. Международный юридический журнал «Прокуратура и следствие в странах СНГ» № 6, 2014, С. 19.
7 См.: О состоянии преступности в России (январь—декабрь 2013 г.) ФКУ ГИАЦ МВД России, М., 2014 г., О состоянии преступности в России (январь 2014 г.) ФКУ ГИАЦ МВД России, М., 2014 г.
8 См.: Еженедельная газета ГУ МВД России по г. Москве. Пе-тровка-38. № 7 (9412). С. 2.
9 См.: В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г., www. kremlin.ru по состоянию на 13 июня 2012 г.
10 См.: Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль, место и значение оперативно-разыскной деятельности по протииводействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5.
11 См.: Богданов А.В., Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как одного из видов организованной преступности в современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2.