Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЩАНСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ'

РОЛЬ МЕЩАНСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЩАНЕ / МЕЩАНСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абакумова Екатерина Александровна

Мещанское самоуправление представляло собой сословную корпоративную организацию. Оказывая помощь нуждающимся представителям своего сословия, мещанские управы, тем самым, выполняли возложенную на них государством функцию социальной защиты. Мещанское общество способствовало повышению жизненного уровня и условий быта наименее обеспеченных групп населения, росту социального и экономического развития городов. Органы мещанского самоуправления, в некоторой степени, исполняли функции, которые должны были исполнять органы городского самоуправления и местной администрации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PETTY-BOURGEOIS SELF-GOVERNMENT IN KURSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX- EARLY XX CENTURIES

The petty-bourgeois self-government was a class corporate organization. By providing assistance to the needy representatives of their class, the petty-bourgeois councils, thereby, fulfilled the function of social protection assigned to them by the state. Petty-bourgeois society contributed to the improvement of living standards and living conditions of the least affluent groups of the population, the growth of social and economic development of cities. The bodies of petty-bourgeois self-government, to some extent, performed the functions that the bodies of city self-government and local administration were supposed to perform

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЩАНСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ»

УДК 94.99

Абакумова Екатерина Александровна, методист отдела регламентации образовательной деятельности ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», кандидат исторических наук

e-mail: [email protected]

РОЛЬ МЕЩАНСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ.

Аннотация: Мещанское самоуправление представляло собой сословную корпоративную организацию. Оказывая помощь нуждающимся представителям своего сословия, мещанские управы, тем самым, выполняли возложенную на них государством функцию социальной защиты. Мещанское общество способствовало повышению жизненного уровня и условий быта наименее обеспеченных групп населения, росту социального и экономического развития городов. Органы мещанского самоуправления, в некоторой степени, исполняли функции, которые должны были исполнять органы городского самоуправления и местной администрации.

Ключевые слова: мещане, мещанское самоуправление, социальная сфера, денежные средства.

THE ROLE OF PETTY-BOURGEOIS SELF-GOVERNMENT IN KURSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX- EARLY XX CENTURIES.

Abakumova E.A., Methodologist of the Department of regulation of educational activities, PhD in Historical Sciences, Kursk State University

e-mail: [email protected]

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021

Annotation: The petty-bourgeois self-government was a class corporate organization. By providing assistance to the needy representatives of their class, the petty-bourgeois councils, thereby, fulfilled the function of social protection assigned to them by the state. Petty-bourgeois society contributed to the improvement of living standards and living conditions of the least affluent groups of the population, the growth of social and economic development of cities. The bodies of petty-bourgeois self-government, to some extent, performed the functions that the bodies of city self-government and local administration were supposed to perform.

Keywords: philistines, petty - bourgeois self - government, social sphere, cash

assets

На сегодняшний день одной из центральных задач нашего государства является создание хорошо развитой системы самоуправления, существование которой, вне всякого сомнения, считается признаком современного демократического государства. Важнейшим фактором для нормального функционирования институтов самоуправления являются сбалансированные взаимоотношения с органами государственной власти. На современном этапе развития Российского государства происходит изменение всех сфер жизни общества, переоценка важнейших исторических событий.

Импульс демократическому развитию самоуправления горожан придала «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», выданная Екатериной II 21 апреля 1785 г.

Первым органом городского самоуправления было городское собрание, состоявшее из всех городских обывателей. В «Грамоте» указывалось, что «Городские обыватели имеют право собираться в городские общества. Они собираются по разрешению губернатора как для выборов, так и для выслушивания предложений губернатора, каждые три года в зимнее вpeмя» [ПСЗРИ: Т. 22. с. 183].

Вопрос мещанского самоуправления в социально-экономической структуре российского общества, занимает важное место, т.к. мещане являлись

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021 основополагающим городским сословием, участвовали в формировании среднего класса как основы политического и экономического могущества страны.

Мещанское самоуправление сложилось не сразу. В соответствии с «Жалованной грамотой городам» мещане только получали право созывать собственные сословные собрания и избирать из своей среды старост для руководства делами всего мещанского общества. Однако окончательно структура управления мещанской корпорации сложилась лишь в пореформенный период, ведь, несмотря на то, что формально в городах утверждался принцип «всесословности» органов управления, политика правительства нацеливалась на сохранение сословных институтов.

С 1870 года мещанские управы могли создаваться только в тех городах, где действовало «Городовое положение». Данное нововведение, в основном, было связано с существенным ростом численности городского населения, в том числе мещан, и было направлено на улучшение управления делами различных сословий. Как гласит Свод Законов Российской Империи: «мещанские управы могли учреждаться исключительно по желанию мещанского общества и при получении на то разрешения губернатора» [СЗРИ: Т. IX. с. 182].

Мещанское управление, коллегиальное или единоличное в лице мещанского старосты, как учреждение сословное всегда находились в зависимости от общих городских учреждений. В случаях, когда мещанские управы или должности мещанского старосты упразднялись, за мещанскими обществами сохранялось право созывать частные сословные собрания для обсуждения тех или иных вопросов.

Мещанские управы создавались для ведения дел в общине. Деятельность управ не ограничивалась исключительно буквой закона и потребностями государства. Некоторые свои частные вопросы мещане решали сообща и посредством институтов мирского управления. Существовали разнообразные функции мещанских управ, связанные с экономическими занятиями сословия, их семейным, религиозным и праздничным бытом, а также социальной защитой в

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021 их среде и др.

В Курске мещанская управа создана была лишь 11 апреля 1871 года [ГАКО: Ф. 1. Оп. 1. Д. 1894. Л. 144-146], а органы сословного управления в остальных городах Курской губернии создавались позднее указанной даты. К примеру, Курским губернатором было утверждено 30 ноября 1873 года постановление, направленное Суджанским мещанским сходом, об учреждении в городе Суджа мещанской управы [ГАКО: Ф. 1. Оп. 1. Д. 1894. Л. 144-146], далее на основании аналогичного документа 7 декабря 1873 года была образована мещанская управа в городе Короча [ГАКО: Ф. 1. Оп. 1. Д. 1894. Л. 146]. Как правило, в состав мещанской управы включали тех мещан, которые помогали старостам управлять делами общества, выполняя поручения и какие-либо функции.

Важным направлением, которым занимались мещанские управы, была социальная сфера. Органы мещанского самоуправления выполняли функции социальной защиты, поддерживая беднейших членов своего сословия, выделяя пособия на их содержание, на лечение бедных мещан, на развитие начального образования и здравоохранения.

Прежде всего, следует отметить предоставление денежных средств малоимущим представителям мещанского сословия. Например, мещанская управа г. Льгова в 1895 г. назначила денежное пособие мещанке А.Н. Кузьминой на содержание больного мужа в размере 25 руб. 11 коп. [ГАКО: Ф.33. Оп. 1. Д. 15. Л. 15]. В 1895 г. Белгородское мещанское общество постановило произвести добровольный сбор по 20 коп. с каждого своего представителя на выдачу ежемесячных и единовременных пособий следующим категориям граждан мещанского сословия: пожилым и инвалидам, вдовам, их малолетним детям и круглым сиротам [ ГАКО: Ф. 33. Оп. 2. Д. 9478. Л. 5-7].

Приведем данные по некоторым мещанским обществам городов Курской губернии на 1905 г., в которых, общий размер выделяемых пособий был достаточно велик. Наибольший размер финансовой помощи был зафиксирован в Белгороде, где на пособия для малоимущих белгородским мещанским собранием

было выделено 585 рублей [ГАКО: Ф. 33. Оп. 2. Д. 10821. Л. 2-8]. В Курске на социальные нужды, мещанским собранием была выделена сумма в размере 350 рублей [ГАКО: Ф. 33. Оп. 2. Д. 10821. Л. 2-8].

К наиболее распространенным видам помощи мещанской управы относится внесение оплаты за лечение в больницах малоимущих граждан. Более того, такой вид оказания помощи малоимущим мещанам предписывался законодательством, регламентирующим, что «оплата за лечение малоимущих больных, которые принадлежат к различным ведомствам, сельским и городским обществам подлежит взысканию с указанных ведомств и обществ, к которым призреваемые принадлежат» [СЗРИ: Т. XIII. с. 102]. Также мещане могли находиться на лечении в больницах, расположенных в других городах. Например, больница города Ростова направила в мещанскую управу города Обоянь требование о взыскании с каждого денежных средств 7 руб. 50 коп. за лечение мещан М.М. Зиброва и В.Г. Огурцова [ГАКО: Ф. 234. Оп. 1. Д. 19. Л. 34].

Мещане принимались и лечились медицинскими учреждениями вне зависимости от их материального положения, после лечения в общины направлялось обращение об оплате. К примеру, в 1897 году мещанским обществом города Шигры на эти цели было выделено 50 руб. [ГАКО: Ф. 33. Оп. 2. Д. 7337. Л. 2-7], а мещанством города Путивль на содержание богаделен и больниц в этом же году было израсходовано 200 руб. [ГАКО: Ф. 33. Оп. 2. Д. 7337. Л. 8].

На эти цели со стороны государства никакой помощи мещанским самоуправлениям не оказывалось. Напротив, 19 декабря 1887 года на основании решения Губернского правления мещанской управе города Обоянь было вменено в обязанность за счет добровольных взносов погасить имеющиеся долги, что для органов самоуправления мещанства было тяжким бременем [ГАКО: Ф. 234. Оп. 1. Д. 18. Л. 2-71].

Еще одним существенным направлением помощи малоимущим являлось оказание финансовой помощи различным социальным учреждениям. Например,

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021 13 февраля 1873 года Курским мещанским собранием было принято решение об установлении ежегодного сбора с каждого члена мещанского общества в сумме 5 коп., собранная сумма подлежала передаче в распоряжение Курской городской Управы для выплаты пособий Приходским училищам [ГАКО: Ф. 33. Оп. 1. Д. 1894. Л. 119].

А в 1894 г. на средства мещанского сословия в Курске содержалось уже 6 богаделен (2 - губернского земства, 1 - общественная богадельня, 1 - богадельня благотворительного общества, городской Александровский дом призрения и городской странноприимный дом) [ГАКО: Ф. 33. Оп. 1. Д. 5194. Л. 2-9]. В рапорте Курского мещанского управления говорилось что «Курское мещанское общество 13 февраля постановило: установить ежегодный сбор начиная с 1873 г. по 5 коп. со всех мещан г. Курска и сумму эту передать в распоряжение Курской городской управе, на пособие Александровскому Образцовому училищу, если таковое по мысли городского головы П.Г. Устиговича не образуется, то в противном случае на усиление средств для народного образования в городских приходских училищах» [ГАКО: Ф. 33. Оп. 1. Д. 1894. Л. 119].

Проанализируем характер выделения денежных средств отпускаемых мещанскими корпорациями на вышеуказанные нужды в уездных центрах Курской губернии. Так, в Дмитриеве в 1905 г. мещанское общество на содержание городской богадельни выделило 220 руб. В том же году Льговское мещанское собрание выделило женской прогимназии сумму в размере 57 руб. 50 коп. Примерно такую же сумму (50 руб.) отпустило на содержание богадельни и детского приюта Суджанское мещанское общество [ГАКО: Ф. 4. Оп. 1. Д. 161. Л. 131].

В таблице представлены расходы, произведенные мещанскими обществами из Курской губернии.

Расходование бюджетных средств мещанскими обществами

Курской губернии в конце XIX- начале XX вв1.

№ Города Расходы мещанских обществ на социальную сферу, в руб.

1. Курск 1456

2. Белгород 250

3. Грайворон 136

4. Ст. Оскол 200

5. Щигры 50

6. Нов. Оскол 245

7. Путивль 224

8. Суджа 450

9. Рыльск 180

10. Дмитриев 602

11. Обоянь 335

12. Льгов 84

13. Короча -

14. Фатеж 336

15. Тим 402

Итого: 4950

26,7%

Согласно данным, отраженным в таблице, мы видим, что меньше всего средств было выделено на социальные нужды - 26,7% или 4950 руб. Данные средства направлялись на содержание различных социальных учреждений -богаделен, больниц, приютов, училищ и т.д.

В заключение отметим, что во второй половине XIX века до начала XX века в общественной жизни всех городов Курской губернии важную роль играли именно органы самоуправления мещанских обществ. На сословные средства самого беднейшего городского населения создавались школы, больницы, амбулатории, богадельни, рабочие дома. На эти же средства оказывались разные временные пособия, вроде выдачи на похороны, на воспитание детей и др.

1 Составлена по: ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 6443. Л. 2-3.; Д. 6445. Л. 3-4.; Д. 7337. Л. 2-7.; Д. 7356. Л. 3-7.; Д. 7357. Л. 5-6.; Д. 7368. Л. 2-4.; Д. 7376. Л. 4-5.; Д. 8885. Л. 2-5.; Д. 8889. Л. 2-5.; Д. 8900. Л. 3-5.; Д. 8903. Л. 2-6.; Д. 8906. Л. 2-3.; Д. 9439. Л. 2-6.; Д. 9445. Л. 2-3.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021

Список литературы:

1. Государственный архив Курской области (ГАКО).

2. Полное собрание законов Российской империи (ПЗРИ). Т.XXП. СПб., Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - 1174 а

3. Свод законов Российской империи (СЗРИ). Т. IX. СПб., Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1857. -572 с.

4. Свод законов Российской империи (СЗРИ). Т. XIII. СПб., Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1857. -996 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.