РОЛЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА ХИМИИ В АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА © Г.Ф. Давыдова, И.П. Бърдакова
При конструировании учебного процесса каждый учитель опирается на программы, методические пособия, учебники. Продумать содержание и способ действия, предусмотреть и спроектировать последовательность учебной работы он должен для каждой конкретной ситуации, согласно задачам воспитания и обучения.
Отбирая учебный материал, учитель формирует содержание, исходя из того, будет ли материал урока интересен, доступен и убедителен. А эту задачу невозможно решить без использования в учебном процессе средств наглядности, химического эксперимента, технических средств обучения и т. д. Учащиеся должны научиться проводить опыты, обращаться с приборами, инструментами, реактивами, различными моделями, механизмами, что возможно только при наличии хорошо оснащенной учебной лаборатории. Поэтому успех работы преподавателя и учащихся во многом определяется уровнем материально-технической оснащенности химического кабинета, так как это способствует оптимизации условий учебного процесса.
Школьный кабинет - это специальное помещение с рационально размещенным комплексом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.
В развитии материальной базы химического кабинета средней школы № 8 г. Рассказово большую помощь оказал, созданный учителем химии, конструкторский кружок. Школьники приобрели при изготовлении моделей, макетов дидактических пособий, при-
боров ряд полезных навыков и более глубокое понимание предмета. Нами был составлен план работы кружка, выявлены ученики, проявляющие искренний интерес к химии и составившие актив кружка.
Учащиеся были ознакомлены с состоянием оборудования кабинета химии, с планом перспективного его развития и с надеждами, которые на них возлагает учитель, поэтому важным стимулом для активной работы юных химиков явилась реальная задача - совершенствование оборудования химического кабинета школы.
После проведения занятий по изучению техники безопасности, лабораторно-химической посуды, по изготовлению и сборке простейших приборов была поставлена цель изготовления макетов химических производств. За основу была выбрана магнитография, с помощью которой школьники выполнили макеты доменного производство, электролизера для выплавки алюминия, конвертера с продувкой кислорода, производства аммиака и автоклава для гидрирования жиров.
Проведенная работа показала, что химический кружок, объединяющий учащихся на добровольной основе, не только способствует закреплению, расширению и углублению знаний по химии, но и развивает умение самостоятельно работать с литературой, наблюдательность, проявлять настойчивость и инициативу в работе, а также развивает чувство взаимопомощи.
Наряду с этим, конструкторский кружок оказал большую помощь учителю в развитии материальной базы школьного кабинета химии.
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ химии
© Г.Ф. Давыдова, И.А. Агеева
Одной из примет нашего времени становится осознание необходимости перемен в сложившихся стереотипах отношений человека и природы. Экологическое просвещение на уроках химии предполагает решение сложной задачи, а именно формирование экологического сознания, путь к которому лежит не только через усвоение конкретных экологических знаний. Обращение к экологии должно пробуждать у учащихся вопросы нравственного порядка. Экологические проблемы затрагивают жизнь каждого отдельного человека, су-
ществование человечества в целом и, наконец, всей биосферы земли.
Экологические основы знаний человека должны формироваться со школьной скамьи. С этой целью при станции юннатов Советского района на базе средней школы № 33 был организован химико-экологический кружок. Целью обучения в кружке явилось формирование личности с широким мировоззренческим кругозором, с высоким уровнем общей и экологической культуры, т. е. привить обучаемым понятие охраны окру-