Научная статья на тему 'Роль-маска как приспособительная реакция личности на вызовы социокультурной среды'

Роль-маска как приспособительная реакция личности на вызовы социокультурной среды Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
715
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РОЛЬ-МАСКА / КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ / МОДА / PERSONALITY / SPEECHBEHAVIOR / ROLE-MASK / CONTEXTUALIZATION / FASHION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чеботникова Татьяна Алексеевна

В статье освещается вопрос соотношения речевого поведения личности и социокультурных условий ее функционирования. Анализ различных вариантов речевого поведения показал, что социальная аффилиация осуществляется личностью прежде всего с помощью языковых ресурсов, посредством которых создается желаемый или востребованный социальной средой образ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role-mask as

The article is devoted to the personality speech behavior correlations in the sociocultural conditions of its functioning. The analysis of different variants of speech behavior demonstrated that social affiliation is performed by the person primarily with help of speech resources, by means of which a desirable or demanded by the community image is created.

Текст научной работы на тему «Роль-маска как приспособительная реакция личности на вызовы социокультурной среды»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (260).

Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 142-146.

Т. А. Чеботникова

РОЛЬ-МАСКА КАК ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА ВЫЗОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

В статье освещается вопрос соотношения речевого поведения личности и социокультурных условий ее функционирования. Анализ различных вариантов речевого поведения показал, что социальная аффилиация осуществляется личностью прежде всего с помощью языковых ресурсов, посредством которых создается желаемый или востребованный социальной средой образ.

Ключевые слова: личность, речевое поведение, роль-маска, контекстуализация, мода.

Каждое время создает конгломерат социальных и ценностных ориентиров. В зависимости от сословной принадлежности, имущественного и социального ценза, образа мыслей, воспитания, образования, нравственных императивов индивид, прошедший различные уровни социализации и ставший личностью, отдает предпочтение тем или иным характерологическим признакам. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества, именуемая модальной личностью. В этнологии модальная личность квалифицируется как собирательная личность, воплощающая в себе особенности, черты характера, психологические характеристики, свойственные большинству членов данного общества1.

Появление понятия, обозначенного термином «модальная личность», связано с изучением процессов освоения культуры человеком. В частности, А. Кардинером была выдвинута идея о наличии в каждой культуре одного доминирующего типа личности, которая в его концепции получает наименование базовой. Базовую личность, по его мнению, составляют склонности, представления, способы связи с другими людьми - все то, что делает индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и позволяет достигать удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка, то есть базовая личность представляет собой результат адаптации к фундаментальным реальностям жизни в определенной культуре2. Американская исследовательница К. Дьюбойс вкладывает в понятие «модальная личность» несколько иное содержание. С ее точки зрения модальная личность представляет собой наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий особенностями, присущими культуре данного общества в целом,

и воплощающий все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам3.

Содержание понятия, обозначенного термином «модальная личность», опирается на значение термина «мода», принятом в статистике.

Ср.: Мода - 1. господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении одежды, предметов быта и т. п. 2. в статистике - та величина признака, то измерение исследуемого явления, которому соответствует наибольшее число случаев или показаний и которое выражает наиболее часто встречающийся тип данного явления, обычное сокращение - Мо4.

Надо отметить, что исследователи фиксируют неразрывную связь социально-исторического развития человека и моды, причем не только в статистическом, но и в самом широком ее толковании.

Каждая историческая эпоха имеет свою модальную личность. Внутри эпохи каждое общество (капиталистическое, патриархальное. Восток, Запад и т. д.) формирует свой модальный тип личности, и в разные периоды своего развития общество может иметь как один, так и несколько модальных личностных типов, в целом соответствующих его культуре3.

Из сказанного со всей очевидностью следует, что модальная личность, особенно ретроспективно, является зеркалом времени, в котором она признается в качестве таковой.

Понятие «модальная личность» связано с понятием, обозначаемым созвучным термином «модельная личность»5. Под модельной личностью понимается типичный представитель этносоциальной группы, узнаваемый по специфическим характеристикам вербального и невербального поведения и выводимой ценностной ориентации6. Модельная личность служит образцом для подражания, идеалом, к кото-

рому должны стремиться все члены данного общества, в связи с чем модельная личность становится символом определенной культуры и времени. Модельная личность дает установку, какие качества и свойства теоретически должны присутствовать в реальной личности, какому эталону она должна соответствовать. Модальная же личность - это реальное, непосредственное воплощение идеала, эталона, где качества и свойства модельной личности присутствуют или намеренно и целенаправленно «высвечиваются» внешней атрибутикой, внешними средствами, и прежде всего особенностями речевого поведения, как содержательными, так и формальными. Под речевым поведением мы понимаем не столько часть поведения вообще, сколько образ человека, составляющийся из способов использования им языковых средств применительно к реальным обстоятельствам его жизни7. Поэтому каждое использование языка, то есть речевое поведение, не может быть отнесено к изолированно взятому субъекту: оно принадлежит не только ему, но и обществу, в котором он живет и развивается, его социальной группе, его времени и культуре и поэтому подчиняется правилам, относящимся не только к компетенции языка8. Речевое поведение, таким образом, представляет собой как бы «сценарий» того окружения, в рамках которого оно появляется на свет9.

Эпохи социальных катаклизмов, отличающиеся глобальной сменой культур, морально-нравственных приоритетов, естественно, сопровождаются сменой как модельной, так и модальной личностей: «новый человек» - это цель всех политических систем в условиях становления, устойчивость которых обеспечивается изменением и зачастую даже извращением традиционной системы представлений и жизненных ориентиров. Так, например, Великой Октябрьской социалистической революцией (или, как принято в новой системе координат, октябрьским переворотом) была рождена модельная личность коммуниста, борца за правое дело, ставшая очень быстро модальной. В обыденном, традиционном сознании коммунист - это прежде всего рабочий, исповедующий, с одной стороны, принципы равенства, братства всех трудящихся, а с другой - бескомпромиссность и беспощадность к врагам революции. Достаточно типичной для названной личности является речеповеденческая модель, отличительной чертой которой является присутствие слов и словосочетаний, имеющих совершен-

но определенную семантику и политическую окраску: товарищи, коммунистическая партия, рабочий класс, середняк-одиночка, союз рабочих и колхозников, кулак-вампир, светлый путь, сплошная коллективизация и пр.

Ср.: - Я, товарищи, сам - рабочий Красно-путиловского завода. Меня послала к вам наша коммунистическая партия и рабочий класс, чтобы помочь вам организовать колхоз и уничтожить кулака как общего нашего кровососа. <.. .> Вот мы на заводе делаем трактора для вас. Бедняку и середняку-одиночке купить трактор слабо: кишка тонка! Значит, чтобы купить, нужно коллективно соединиться батракам, беднякам и середнякам. <... > Партия предусматривает сплошную коллективизацию, чтобы трактором зацепить и вывести вас из нужды. Только в колхозе трудящемуся крестьянину спасение от бедности. Иначе ему труба! Кулак-вампир его засосет в доску... И вы должны пойти по указанному пути совершенно твердо. В союзе с рабочими колхозники будут намахивать всех кулаков и врагов (М. Шолохов. Поднятая целина).

Быть рабочим-коммунистом - значит иметь активную социальную позицию и, как провозглашал поэт, - «дерзать, думать, хотеть, сметь», а походить на него, мимикрировать под него - значит выжить, а, если удастся, если повезет, то, может быть, и преуспеть в новой реальности.

Ф. Степун писал, что в 1920-е годы мимикрия под «товарищей» становилась «привычкой к лицедейству»10, получающей реализацию через использование вербальных и невербальных средств, которые, выступая в качестве опознавательных знаков, создавали иллюзии, заменяющие или прикрывающие собою реаль-ность11.

Анализ различных вариантов речевого поведения личности показывает, что нередко оно приобретает приметы не индивидуального, свойственного данной личности стиля, представляющего собой нечто уникальное, а некой сознательно избранной модели, «начиненной» такими вербальными и невербальными средствами, которые создают желаемый или востребованный социальной средой образ при отсутствии у личности соответствующей социальной позиции или психологического состояния.

В переходные периоды, когда «прошлое умерло, а будущего нельзя вообразить», резко возрастает семиотичность поведения вообще и

речевого поведения в частности, приобретает особую значимость и актуальность использование отдельных слов и оборотов, являющихся выразителями ведущей идеологии или воспринимаемых носителями языка как модные или престижные. Так, лояльность к существующей государственной системе и принадлежность к передовой части общества может демонстрироваться введением в свою речь соответствующих специфических штампов. Например, в романе М. Демина «Блатной» читаем: «Имя его Петр Павлович Ягудас, а по профессии жулик. Он весь дышал благородством - тем театральным благородством, что отличает жуликов и карточных шулеров. Двигался он с подчеркнутой корректностью, говорил неторопливо, веско. И рассуждения о его партийной совести являлись его излюбленной темой. <...> - Мы коммунисты, доносилось из-за стенки, - а это не фунт изюму. Чем коммунист отличается от нормального человека? Тем, что у него особая совесть, а не мещанская! А это значит что? А это значит, что для нас самое главное - идея! Мы все борцы за идею, солдаты партии...<...> И почти каждая тирада заканчивалась фразой: «Мы коммунисты!»

Очевидно, что включение в речь штампов «борцы за идею», «солдаты партии», «партийная совесть» обусловлено не желанием или потребностью выразить свое реальное ощущение, а стремлением предстать в том образе, характерологические черты которого «списываются» с модельной личности, выступающей в качестве базисного типа.

В периоды революционных изменений и реформ, вызывающих колоссальные социально-экономические сдвиги и смену этических и ценностных установок общественного поведения, люди игрового, авантюрного типа, гибкие, «без комплексов», легко ориентирующиеся в хаосе жизни, без труда приспосабливающиеся к тому, что из этого хаоса структурируется и с легкостью демонстрирующие то, что необходимо, независимо от убеждений, становятся наиболее востребованными и успешными12. Склонные к рефлексии, связанные с ценностями, которые отрицаются и попираются в новом обществе, пережившие распад социальной системы и не способные включиться в процесс переустройства, наоборот, оказываются выбитыми из колеи, дезориентированными, раздавленными, погибшими.

Художественная литература, составившая

эмпирическую базу нашего исследования, дает богатейший материал, подтверждающий, что с целью выживания в переходные периоды личностью принимается авантюрная стратегия поведения, одной из разновидностей которой является роль-маска.

Под ролью-маской мы понимаем тип поведения и тип сознания, представленный в виде своеобразной речеповеденческой модели, включенной одновременно в контекст речи и в контекст жизни, отражающий не сущностные характеристики личности а ее дискурсивные проявления, имеющие определенные аксео-логические и этические аспекты; поведение, оформляющее образ личности, которое не отражает, а изображает ее внутреннее состояние или положение вещей.

Ведущей особенностью роли-маски является наличие двух планов содержания: внешнего плана - Я-для другого (по М. М. Бахтину) и внутреннего плана - Я-для себя. С помощью роли-маски подчеркиваются или, наоборот, скрываются определенные характерологические признаки с целью приближения личностного «силуэта» к общепринятому образцу или идеалу. Роль-маска подправляет и стилизует, облегчая адаптацию личности к среде ее обитания и выполняя функцию моста между личностной сущностью и окружающим миром.

В соответствии с данностями наличного бытия и индивидуальной системой ценностей личность оформляет себя образами, черты которых в той или иной степени совпадают с теми, которые отличают модальную личность. Такое поведение сводится к копированию внешней формы, а личность, исполняющая роль-маску, выступает как носитель внешности. «Маска, - пишет М. Волошин, - бывает надета не только на лице: она в жесте, в голосе, в известном обороте речи, в интонации, в повторяемой фразе, в мотиве модной песенки, в изгибе талии, - во всем, что может скрыть личность. А скрывши, отчасти и выявить, так же, как парижанка, надевая платье, выявляет наготу своего тела, ловко подобранной и обтянутой юбкой давая прочесть всю линию бедра, ноги и колена»13.

Изучение фактического материала показывает, что индивид, прошедший различные уровни социализации и ставший личностью, обладает способностью не только транслировать, но и трансформировать подлинные субъектные проявления с целью создания и изменения собственного образа и манипулировать

ими в соответствии с поставленными целями и решаемыми задачами. Совокупность осуществляемых / осуществленных личностью речеповеденческих мероприятий с целью создания / изменения востребованного образа, мотивированных структурой социальной ситуации, компонентами которой являются место, время, участники, отношения между ними, тональность общения, цель общения, средство общения (язык, его подсистема, параязыковые средства - жесты, мимика), способ общения, и / или культурным контекстом, определяющимся нормами, ценностями, типами контактов и совместных действий, а также различными ролевыми предписаниями, мы называем контексту-ализацией14.

Например, в романе Т. Головкиной «Побежденные», в котором описывается жизнь в послереволюционный период, один из героев, дворянин по происхождению, понявший, что «надо приспосабливаться к новым условиям существования», советует своей сестре-дво-рянке скрывать если не сущностное, то хотя бы истинное, измениться внешне, и предстать «перед товарищами» в новом образе: «изменить если не душу, то хотя бы манеру держаться, перекрасить шкурку в защитный цвет», «надо поставить себя так, чтобы никто на службе или в учебном заведении не смог заподозрить в тебе дворянку», при этом особое внимание уделить своей речевой манере: «Ты вместо «спасибо» всякий раз говоришь «мерси» и при этом очаровательно грассируешь, обнаруживая идеальный парижский выговор. Будь уверена, что этим одним словом ты можешь предубедить против себя всю окружающую среду». Давая советы, он приводит в качестве примера себя самого: «Я однажды вылетел с треском с рабфака потому только, что не сумел держать себя так, как это было необходимо перед своими же товарищами да всевозможными месткомами и партячейками. С тех пор я стал иначе говорить, иначе смотреть. Отчасти это пошло мне во вред, но я предпочитаю лучше покраснеть перед бабушкой, нарушив правила хорошего тона, чем обнаружить свое подлинное лицо перед рабочим. ...В нас развивали утонченность мысли, эстетическое чувство, изящество манер, обостряли нашу впечатлительность, а теперь вместо этой культуры нам нужнее была бы здоровая простота чувств, и непоколебимая самоуверенность, которая часто происходит от ограниченности, но за кото-

рую я теперь охотно бы отдал всю свою развитость и щепетильность». (Головкина И. (Римская-Корсакова) «Побежденные»)

Как видим, роль-маска, которую исполняет личность, выбирается отнюдь не произвольно. С одной стороны, роль-маска - это требование реальной ситуации, с другой стороны, это реакция личности на особенности социальной среды, сущность которой заключается в эволюционном / революционном развитии в разнообразных направлениях в зависимости от приспособления к условиям существования.

Мотив самопредъявления, запускающий масочный механизм в действие, имеет социальную природу и детерминируется представленностью социальной системы в психике индивида и, наоборот, существованием психики индивида в рамках социальной системы. Маска экспрессивна, выражается в действии, в отношениях с другими людьми. Принятие роли-маски направлено на восстановление состояния равновесия личности в среде ее обитания, а сама роль-маска выступает в качестве приспособительного механизма, облегчающего адаптацию личности к определенной позиции или ситуации.

Процесс приспособления человека к окружающему миру, обществу идет бок о бок с модой, которая, как тень, его сопровождает. Человек, прошедший социализацию, отдает себе отчет, что от него требуется, он приемлет моду на личности, подобно тому, как принимает и воспринимает моду на одежду. П. Л. Бергер, анализируя процесс становления личности и взаимодействия личности и общества, отмечал, что общество находится не только «вне» личности, но и «внутри» ее: как часть внутреннего бытия. Общество не просто контролирует действия личности - оно придает форму ее самоидентичности, ее мыслям и чувствам»15. Подражая модальной личности, копируя, срисовывая, усваивая и предъявляя ведущие ее характерологические признаки, личность старается в этой форме подражания осуществить собственную самостилизацию, продемонстрировать себя и собственное представление о самом себе, вписаться в культуру. Психологи считают подражание формой биологической самозащиты, естественным рефлексом стадных существ. Сравнение с человеческим обществом напрашивается само собой. Когда подражание модальной личности достигает наивысшей точки, критической массы, когда модальная личность оказывается общепризнанной,

она переходит в категорию стандарта, точно так, как происходит превращение модной одежды в однообразное форменное обмундирование и «мода перестает быть модной», цикл ее резко обрывается или постепенно затухает. На смену старой приходит новая мода, в которой в очередной раз личность становится основополагающим объектом модной стилизации16. Новая мода рождает и новые маски, появление которых идет в ногу со временем и теми же путями, по которым идет сама мода. Подобно тому, как при изменении моды меняется фасон платья, меняется содержание и исполнение роли-маски с целью приближения ее к новому идеалу и адаптации к условиям социокультурной среды.

Навязанный извне, но тем не менее принятый стиль поведения в результате систематического и многократного повторения закрепляется, становится привычным, и маска уже не просто скрывает истинное лицо, а становится новым лицом. В таком случае роль-маска, исполняемая личностью и представляющая игровую модель поведения, в которой доминирует неподлинность, театральность, становится формой жизни и одним из условий, делающим возможным хотя бы временное нормальное существование личности. Следовательно, роль-маска выступает в качестве своеобразного мо-дуса-вивенди17, а человек благодаря вауок faire оказывается спасшимся. Игрой, ролью-маской личность организует себя и свое существование, борется с действительностью и стремится сохранить свое достоинство. «Идея «жизнь есть игра» или «жизнь как игра» - идея выживания, спасения и надежды на удачу»18.

Примечания

1 См.: Лурье, С. В. Историческая этнология : учеб. пособие для вузов. М. : Аспект пресс, 1997. С. 70, 71.

2 См.: Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. М. : Ин-т психологии РАН; Академ. проект, 1999. С. 35.

3 См.: Артемьев, А. И. Социология личности : учеб. пособие. Алматы : КазАТК; Бастау, 2001. С.145.

4 Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петровой, Л. С. Шаумяна. М. : Совет. энцикл., 1964. С. 416.

5 Модель (от лат. modulas - мера, образец) эталон, стандарт. См.: Советский энциклопедический словарь. М. : Совет. энцикл., 1989. С. 830.

6 См.: Карасик, В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004. С. 12.

7 См.: Винокур,Т. Г. Говорящий и слушающий : врианты речевого поведения. М. : Наука, 1993.С. 16.

8 См.: Niklas, D. Zroznocowanie spoleczne nowy. 1976. S. 39.

9 См.: Психологические проблемы. М. : Наука. 1976.С. 135.

10 Степун, Ф. Мысли о России // Соврем. зап. 1924. Т. 19. С. 321-324.

11 Лотман, Ю. М. О семиотическом механизме культуры / Ю. М. Лотман, Б. Успенский // Труды по знаковым системам. № 5. Тарту, 1971. С.145.

12 Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. С. 322.

13 Волошин, М. Лики творчества. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1988. С. 112-124.

14 Понятие контекстуализации (contextuali-sation) введено Дж. Гамперцем. См.: Кры-син, Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М. : Наука, 1989. С. 123.

15 Бергер, П. Л. Общество в человеке // Социолог. журн. 1995. № 2. С. 180.

16 См.: Энциклопедия моды. Прага : Артия, 1987. С. 19.

17 Модус-вивенди [лат. modus vivendi - образ жизни, способ существования], - условия, делающие возможными хотя бы временные мирные отношения между двумя сторонами, когда при существующих обстоятельствах невозможно достижение постоянного или длительного соглашения. См.: Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петровой, Л. С. Шаумяна. М. : Совет. эн-цикл., 1964. С. 418.

18 Апинян, Т. А. Указ. соч. С. 191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.