Роль малого предпринимательства в развитии регионального продовольственного рынка
Аннотация: Малые и средние предприятия начинают играть все более весомую роль в развитии национальной экономики. Однако достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в Республике Дагестан недостаточен. Улучшение ситуации будет зависеть от скорости построения новой модели государственной поддержки малого предпринимательства в республике.
Ключевые слова: продовольственный рынок, малый бизнес, Республика Дагестан, государственная поддержка, предпринимательство.
Yusupov A.Yu. Kamalova T.A. The role of small business in the development of the regional food market Abstract: Small and medium-sized enterprises play an increasingly important role in the development of the national economy. However, progress to date, the level of development of small business in the Republic of Dagestan is insufficient. Improving the situation will depend on the rate of construction of a new model of government state support of small business in the republic.
Key words: food market, small business, Republic of Dagestan, government support, entrepreneurship.
Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию слоя частных собственников и среднего класса населения является развитие малых форм предпринимательства.
В РФ и Республике Дагестан уже накоплен определенный опыт государственного содействия функционированию субъектов малого предпринимательства. Малое предпринимательство постепенно, хотя и не высокими темпами, начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. В 2011 году число малых предприятий в общем по России составило 1836433 единиц [2].
Таблица 1
Число предприятий по видам экономической деятельности в 2011 г. по РФ (на конец года)
Юусупов А.Ю.
ДГУ
Г. Махачкала [email protected]
Камалова Татьяна Абдулкамаловна
К.э.н., проф. ДГУ Г. Махачкала [email protected]
Единиц В процентах к итогу
средние малые предприятия средние малые микро-
предпри- всего в том числе предприя- предпри- предприя-
ятия микропредприятия тия ятия тия
Всего 15945 1836433 1593755 100 100 100
сельское и лесное хозяйство 3128 59903 49047 19,6 3,3 3,1
рыболовство, рыбоводство 79 3612 3124 0,5 0,2 0,2
добыча полезных ископаемых 260 6218 5139 1,6 0,3 0,3
обрабатывающие производства 3834 171269 136325 24,0 9,3 8,6
электроэнергии, газа и воды 362 11427 8117 2,3 0,6 0,5
строительство 1969 202579 172837 12,3 11,0 10,8
оптовая и розничная торговля 3584 727341 651905 22,5 39,6 40,9
гостиницы и рестораны 197 53069 41243 1,2 2,9 2,6
транспорт и связь 721 114870 102043 4,5 6,3 6,4
из них связь 55 11598 10161 0,3 0,6 0,6
аренда и предоставление услуг 1516 381438 332233 9,5 20,8 20,8
из них научные исследования 90 13087 11580 0,6 0,7 0,7
образование 2 5701 5378 0,0 0,3 0,3
здравоохранение и соц. услуги 145 24906 21267 0,9 1,4 1,3
коммунальные, социальные и пер-
сональные услуги 144 46662 39790 0,9 2,5 2,5
Анализ распределения числа зарегистрированных предприятий по видам экономической деятельности показывает, что по числу малых предприятий лидирует сфера торговли. Число малых предприятий в сфере торговли составило 727341 единиц, что составляет 39,6 % от общего числа малых предприятий.
Число малых предприятий по операциям с недвижимым имуществом составило 381438, а по строительству - 202579 единиц, что составило 20,8% и 11% соответственно.
Оборот малых предприятий Северо-Кавказского федерального округа составляет 515,0 млрд. руб. (табл.2.). Это 2,9% от общего оборота малых предприятий по России [2].
Таблица 2
Оборот малых предприятий в 2011г.
Млрд. руб. В процентах к итогу
средние малые предприятия средние малые микро-
пред- всего в том пред- пред- пред-
приятия числе микропредприятия приятия приятия приятия
Российская Федерация 5150,4 22613,1 7028,3 100 100 100
Северо-Кавказский 149,9 515,0 240,9 2,9 2,3 3,4
федеральный округ
Республика Дагестан 9,8 136,5 83,4 0,2 0,6 1,2
Республика Ингушетия 6,5 1,6 0,0 0,0
Кабардино-Балкарская Республика 18,3 26,7 8,7 0,4 0,1 0,1
Карачаево-Черкесская Республика 7,7 23,3 11,0 0,2 0,1 0,2
Республика Северная Осетия - Алания 3,4 35,9 16,9 0,1 0,2 0,2
Чеченская Республика 17,7 15,8 0,1 0,2
Ставропольский край 102,2 268,4 103,6 2,0 1,2 1,5
В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 62,2% сформировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. Оборот малых предприятий в общем по России составил 22613,1млрд. руб., в том числе оборот микропредприятий - 7028,3млрд. руб. Оборот малых предприятий в сфере оптовой и розничной торговли составил 14063,6 млрд. руб., в том числе оборот микропредприятий - 4332,0 млрд. руб. [2].
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, по состоянию на 1 января 2012 года количество малых предприятий в республике составило 849 единиц. Оборот малых предприятий (без микропредприятий) за 2011 год составил 53,1 млрд. руб., что к 2010 году составил 115,2%. В 2011 году на малых предприятиях (без микропредприятий) среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) составила 26,1тыс. человек.
По данным УФНС России по РД сумма налогов, поступивших от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет Республики Дагестан, составила в 2009 году — 2141,03 млн. рублей, в 2010 году 2505,3 млн. рублей, в 2011 году - 2008,3 млн. рублей. Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2011 г. составили 3439,1 млн. руб. Наибольшая доля из них приходится на инвестиции в строительство 82,9%, за соответствующий период предыдущего года 58,5%.
Проанализировав ситуацию, мы видим, что малые и средние предприятия начинают играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становятся важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. За годы реформ именно малое предпринимательство было единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Все большее количество граждан вовлекается в малый бизнес. Именно занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализации его гражданских прав формирует условия создания и самоорганизации слоя предпринимателей, наиболее заинтересованных в продолжении и развитии рыночных реформ. Поэтому госу-
дарство должно создать благоприятные политические, экономические и правовые условия для его эффективного функционирования.
За годы реализации республиканских целевых программ развития малого и среднего предпринимательства, в рамках которых выполняются мероприятия по кредитно-финансовой, образовательной, научно-методической, информационной поддержке предпринимателей, удалось достичь определенных результатов.
В Республике Дагестан приняты практически все необходимые нормативные правовые акты, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства. Существенно расширены возможности по применению субъектами малого и среднего предпринимательства специальных налоговых режимов.
В последние годы поддержка малого и среднего бизнеса осуществлялась в рамках Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2011 г. N 517, которой предусмотрено проведение ежегодно около 40 мероприятий. Кроме того, в каждом муниципальном образовании реализуются собственные программы поддержки предпринимательства [1].
Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан (Даг-предпринимательство) проводится целенаправленная работа по выполнению мероприятий Программы.
Структура малого предпринимательства республики достаточно разнообразна, но основную часть составляют предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, платных услуг, строительства, а также пищевой промышленности и производства товаров народного потребления. Следует отметить, что чрезвычайно мала доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции.
Проанализировав итоги современного состояния малого предпринимательства в целом можно констатировать, что достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в республике недостаточен. По нашему мнению, улучшение ситуации будет зависеть от скорости построения новой модели государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Дагестан.
Региональная программа поддержки малого предпринимательства должна стать составным элементом программ социально-экономического развития региона - это позволит обеспечить ее приоритетность, а также поможет исключить повторное финансирование включенных в нее мероприятий.
У нас есть все возможности для того, чтобы малый бизнес стал надежной основой стабилизации и динамичного роста экономики республики, мог выстоять в конкурентной борьбе с иностранными компаниями и фирмами. В Дагестане уже формируется слой среднего класса, но, к сожалению, он пока не способен оказывать решающего воздействия на стабилизацию экономики республики. Для этого нужна соответствующая политика государства, оберегающая и поддерживающая отечественных товаропроизводителей.
Потенциал малых и средних предприятий в Дагестане значительно выше, и развитие данного института в республике имеет широкие возможности. Условиями эффективного функционирования малого бизнеса являются:
• наличие развитого рынка;
• свобода производителя;
• обширная система сбора информации, ее доступность;
• подготовленность предпринимателей.
Опираясь на особенности региона и проанализировав имеющийся опыт, мы считаем, что для нашей республики приоритетными направлениями развития малого предпринимательства должны стать:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции,
- производство потребительских товаров, лекарственных препаратов;
- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
- строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.
По результатам анализа о состоянии и развитии малого и среднего бизнеса, а, также учитывая зарубежный и российский опыт, можно внести следующие предложения по совершенствованию функционирования малого предпринимательства в Республике Дагестан:
- предоставлять малому бизнесу по доступной цене качественный спектр услуг: информационных, консультационных и обучающих;
- «требуется нейтрализация деструктивных аспектов антимонопольного регулирования, когда оно служит повышению цен и тарифов»[3, с.201];
- при разработке и реализации соответствующих программ исходить из определенных количественных параметров, характеризующих тенденции развития малого бизнеса по республике;
- в качестве метода стимулирования использовать налоговые льготы, передачу в собственность или в пользование на льготных условиях государственного и муниципального имущества, налоговое и иное стимулирование частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- обеспечить полноценный доступ каждого предпринимателя к необходимой ему информации о том, куда и в каких случаях можно обратиться за помощью, в какие сроки и на каких условиях можно получить поддержку;
- постоянно проводить мониторинг малого предпринимательства для объективной оценки его состояния во взаимосвязи с другими социально-экономическими процессами, происходящими в России и регионе.
Использованная литература:
1. Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2011 г. N 517
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gmcgks.ru
3. Багомедов М.А. Меры этноэкономической политики в условиях глобализации // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2010, №2, с.197-203.